Градация славянских языческих божеств

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи: Дать начальные представления о культуре и истории мифологии Славян. Приобщить детей к истории мифологии. Рассказать о мифических Славян. Развитие образного мышления у учащихся.Тема: «Градация славянских языческих божеств» Тип занятия: занятие введение новых знаний. Возраст: 11-15 лет Цели и задачи: - Дать начальные представления о культуре и истории мифологии Славян. - Приобщить детей к истории мифологии - Рассказать о мифических Славян - Развитие образного мышления у учащихся Оборудования: Зрительный ряд: иллюстрации с изображением древних мифических образов. Материалы: гуашь, простой карандаш, ластик, стакан с водой, кисти, бумага А4;
Иконка файла материала конспект.docx
Тема: «Градация  славянских языческих божеств» Тип занятия: занятие введение новых знаний. Возраст: 11­15 лет Цели и задачи: ­ Дать начальные представления о культуре и истории мифологии Славян. ­ Приобщить детей к истории мифологии ­ Рассказать о мифических Славян ­ Развитие образного мышления у учащихся Оборудования: Зрительный ряд: иллюстрации с изображением древних мифических образов. Материалы: гуашь, простой карандаш, ластик,  стакан с водой, кисти, бумага А4; Ход занятия 1. Организационный момент 2. Вводная беседа.      Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе   выделения древних   славян из индоевропейской   общности народов   во   II—I тысячелетии   до н. э.   и   во   взаимодействии   с   мифологией   и   религией   соседних народов.   Поэтому,   естественно,   в   славянской   мифологии   имеется   значительный индоевропейский   пласт.  Предполагается, что  к нему относятся  образы бога  грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван да Марья) и божества Неба­Отца (Стрибог). Также   индоевропейскими   по   сути   являются   такие   образы,   какБогиня Мать­Сыра­ Земля (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие. В   первой   половине I   тысячелетия   н.     э. на   религию   славян   оказали   значительное влияние кельты и   степное   ираноязычное   население   (скифы, сарматы и аланы).   Под   воздействием кельтов находилось язычество западных   (лужицких)   славян, в частности формировалась   архитектура культовых   построек.   Некоторые   исследователи предполагают   кельто­славянские   параллели   между   божествами Дагда и Дажьбог,   а также Маха и Макошь. У ираноязычного населения славяне видимо заимствовали само слово «бог» (которое также имело семантику «доля», ср. «богатство», «убогий»),сменившее   общеиндоевропейское   обозначение   для   божества   *divъ.   Восточные славяне   имели   в   своём пантеоне божеств   предположительно   иранского происхождения — Хорс, Семаргл и др.        Очень близки были верования славян и балтов. Это касается имён таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо­скандинавской мифологией: мотив мирового древа, наличие драконов и прочее.          Один из славянских Божеств «Домовой» ­ у восточных славян домашний дух, мифологический   хозяин   и покровитель дома,   обеспечивающий   нормальную   жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.          Часто у русских Домовой считается духом умершего члена семьи, предка рода. Обычно   он имеет   вид   древнего старика;   чёрного   человека;   приземистого   мужика с большой седой бородой, в белой или красной рубашке. У богатых людей Домовой покрыт шерстью, у бедных он голый. Домовой может принимать облик любого члена семьи,  особенно  отсутствующего, любого  животного, при  этом шерсть животного имеет   тот же цвет,   что и волосы хозяина   дома.   Домовой   может   иметь   вид змеи. Согласно севернорусским поверьям, в доме, где есть мужчины, Домовой имеет вид мужчины; если в семье одни женщины, Домовой является в образе женщины.         Места обитания Домового — дом, двор, хлев, конюшня, баня, места, связанные с пребыванием   душ   умерших:   трубой, порог входной двери;     угол, печь,  красный   по полесским верованиям,  живёт на чердаке, по русским и белорусским — в подполе.            Как и вся нечистая сила, Домовой проявляет себя по ночам, когда занимается хозяйством. Днем он сидит на своем любимом месте — чердаке, за печью и пр. Увидеть   Домового   можно   в   полночь,   в   полнолуние,   если смотреть на   него через борону или через хомут.           Домовой —  хозяин  и  покровитель   дома,  семьи,  скота   и  хозяйства   в  целом. Русские считают, что без Домового «дом держаться не станет». Домовой выполняет все   хозяйственные   работы:   поддерживает огонь в   печи,   убирает   дом,   сушит зерно, 2ухаживает за скотом и даже охраняет дом от воров. Если его рассердить, он наносит вред хозяйству, пугает людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке. Домовой   своим   поведением   или   появлением   предвещает   будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. Обычно не видимый для домочадцев, он появляется в образе хозяина дома перед несчастьем, чаще всего перед смертью члена семьи. Домовой давит спящего человека. Иногда   считается,   что   Домовой   одинок,   но   часто,   согласно   русским   и белорусским   поверьям,  он   имеет   семью,   причем   ее   состав   в   точности   повторяет состав в доме.       Чтобы Домовой хорошо относился к людям, в определенные дни ему совершали приношения: клали хлеб под печку или в углы хлева; на Новый годотносили на чердак борщ и кашу; на заговины — кусок мяса или чашку молока «заговеться хозяину». Так же поступали на Пасху и Рождество. Обычай   звать   Домовой   с   собой   при   переезде   в   новый   дом   известен преимущественно в русской традиции. Домовой, оставшийся в старом доме, плачет и воет по ночам, а не позвавшую его семью в новом доме ждут несчастья. Домового переводили в новый дом с частью старого хозяйства: хлебом, лаптями, веником и др. В старой усадьбе открывают ворота и со словами «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом» переносят эти вещи в новое жилище.  Сегодня   мы   с   вами   ребята   попробуем   создать   что­то   очень   необычное, своеобразное. Давайте изобрази Домовёнка, который живет у вас дома, как вы его представляется, а для более интересной композиции мы будем применять технику стилизации.         3.Практическая работа. Сегодня на занятии мы будем с вами выполнять композиционную работу, стилизация «Домовёнка» нашего дома. 4.Итоги занятия. Просмотр   работ,   мини   выставка.   Педагог   проводит   анализ   выполненной   работы каждого ученика. 3Критерии оценки детской работы: ­ Соблюдение основных законов композиции; ­ Выразительность ­   способность посредствам разнообразных приёмов передать характер Др. Египетского мифологического Бога; ­ Оригинальность – своеобразие, неповторимость работ. 4