Графический проекционный тест

  • docx
  • 09.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РИСУНОК СЕМЬИ.docx

Графический проекционный тест

 

 КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ.

Цель:

1.Выявление межличностных отношений с родителями, представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи.

2. Установление хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снятие напряжения, возникающего в ситуации общения.

Возрастная категория от 5 до 10 лет.

Примечание: рисунок семьи, как и все проективные методики, нуждается в глубоко индивидуальном подходе, в лабильности интерпретации отдельных признаков и целого в зависимости от более широкого контекста. На основе методики может формироваться рабочая гипотеза, которая впоследствии уточняется при работе с ребенком.

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для исследования необходимо:

- лист белой бумаги (21x29 см)

- 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый)

- ластик

Время выполнения задания неограниченно (около 35 минут в большинстве случаев)

При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

- последовательность рисования деталей

- паузы более 15 секунд

- стирание деталей

- спонтанные комментарии ребенка

- эмоциональные реакции

 

Инструкция:

- Нарисуй свою семью.  На все уточняющие вопросы отвечают, что испытуемый может рисовать так, как ему хочется. Выполнение теста состоит из двух частей: рисования и беседы. По окончании рисования испытуемому задают вопросы.

- Кто изображен на рисунке?

- Как в семье распределены домашние обязанности?

Качественный анализ рисунка подобен стандартным проективным тестам (сила нажима карандаша, наличие штриховок, расположение и размер рисунка, дополнительные детали, стирание)

Для количественной оценки показатели группируются в следующие симптомо-комплексы:

•       Благоприятная семейная ситуация

•       Тревожность

•       Конфликтность в семье

•       Чувство неполноценности в семейной ситуации

•       Враждебность в семейной ситуации

 

Симптомо комплексы

Симптом

Балл

Благоприятная семейная ситуация

Общая деятельность всех членов семьи Преобладание на рисунке людей

Изображение всех членов семьи

Отсутствие изолированных членов семьи Отсутствие штриховки

Хорошее качество линии

Отсутствие показателей враждебности Адекватное распределение людей на листе Другие признаки

0,2 0,1 0,2 0,2

0,1

0,1 0,2 0,1

Тревожность Конфликтность в семье

Штриховка

Линия основания пол

Линия над рисунком

Линия с сильным нажимом

Стирание

Преувеличенное внимание к деталям

Преобладание вещей двойные прерывистые линии

Подчеркивание отдельных деталей

Барьеры между фигурами

Стирание отдельных частей

Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

Выделение отдельных фигур

Неадекватная величина отдельных фигур

Несоответствие вербального описания и рисунка

Преобладание вещей

Отсутствие на рисунке отдельных членов семьи

Член семьи стоящий спиной

0,1,2,3,

0,1

0,1

0,1

0,1,2

0,1

0,1

0,2

0,1,2

0,2

0,2

0,2,

0,1

0,1

0,2

0,1

 

 

 

Чувство

Автор рисунка непропорционально маленький

0,2

неполноценности

Расположение фигур на нижней части листа

0,2

 

 

0,

в семейной

Линия слабая, прерывистая

0,1

ситуации

Изоляция автора от других

0,2

 

Маленький автор

0,2

 

Отсутствие автора

0,2

 

 

 

Автор стоит спиной

 0,1

Враждебность в

Одна фигура на другом листе

0,2

семейной

Агрессивная позиция фигуры

0,1

ситуации

Зачеркнутая фигура

0,2

 

Деформированная фигура

0,2

 

Руки раскинуты в стороны

0,1

 

Пальцы длинные, подчеркнутые

0,1

 Методика «Изучение мотивации обучения

у младших школьников» М.Р. Гинзбурга

В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг-

ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче-

ния; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тен-

денция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в пове-

дении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.

В методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в

средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и

преобладающих мотивов.

Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как состовляющей одного из

показателей личностных УУД.

Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и ва-

рианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания

предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.

Инструкция для учащегося.

Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные

варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых от-

ветов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы под-

черкни.

Анкета для учащегося

Дата _________________________ Ф.И. ______________________________________________________________________

Класс _________________________

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Бели я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена; Методика для диагностики состояния стресса (К. Шрайнер)

Инструкция испытуемому. Обведите кружком номера тех вопросов, на

которые вы отвечаете положительно.

Текст опросника

1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и

вынужден(а) наверстывать упущенное.

2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и

переутомления на своем лице.

3. На работе(В школе) и дома - сплошные неприятности.

4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не

получается.

5. Меня беспокоит будущее.

6. Мне трудно расслабиться после напряженного дня.

7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо

бы, если бы все не так стремительно менялось.

8. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и

пустоту.

9. В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в

самом(ой) себе.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество своих

положительных ответов. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл.

Если вы набрали 0-4 балла. Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно

сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции. Вы не

раздражаетесь на других людей и не настроены винить себя.

Если у вас в сумме получилось 5-7 баллов. Вы не всегда правильно ведете

себя в стрессовой ситуации. Иногда вы умеете сохранять самообладание, но

бывают также случаи, когда вы заводитесь из-за пустяка и потом об этом

жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных

приемов самоконтроля в стрессе.

Если вы имеете 8-9 баллов. Вы переутомлены и истощены. Вы часто теряете

самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеете владеть собой. Следствие

этого - страдаете и вы сами, и окружающие вас люди. Развитие у себя умений

саморегуляции в стрессе - сейчас ваша главная жизненная задача. Методика «МЭДИС»

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей

детей 6-7-летнего возраста» разработана в Институте развития

одаренности И.С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е.Н.Задориной на основе

всемирно известных тестов интеллекта и является их оригинальной

авторской разработкой. Методика состоит из 4 субтестов по 5 заданий в

каждом и имеет 2 эквивалентные формы А и Б, которые могут

чередоваться при повторном тестировании. Проводится МЭДИС в течение

20 – 25 минут с половиной класса, чтобы при диагностике дети не сидели

рядом за одной партой, либо индивидуально. В случае получения низких

результатов по тесту рекомендуется провести ретестирование по другой

форме. Полученные результаты позволяют судить об уровне развития

различных сторон интеллектуальной деятельности и в целом об

интеллектуальных способностях детей 6-7 лет. Методика может

использоваться при определении готовности к школьному обучению.

Цель:

Данная методика предназначена для быстрого ориентировочного

обследования уровня интеллектуального развития детей 6–7 лет.

1 субтест – на выявление общей осведомленности ребенка, его

словарного запаса.

2 субтест – на понимание количественных и качественных

соотношений.

3 субтест – на исключение лишнего, выявление уровня логического

мышления.

4 субтест – на выявление математических способностей.

Инструкция:

Субтест 1

Пример А

Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду.

На картинках в этом ряду изображены: нога, ботинок, палец,

варежка и человек. Слушайте внимательно.

Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с

изображением ботинка. (Пауза. Повторить). Вот так: сделайте это точно

так, как я показываю. (Покажите детям на доске, как они должны это

делать.)

Пример В Методика "Бусы"

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать

ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с

рисунком кривой, изображающей нитку:

Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или

карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная)

- выполнение задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае

необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к I части: "Дети, у каждого из вас на листочке нарисована

нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы

нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного

цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два

раза). Начинайте рисовать".

Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается

после того, как все дети выполнили первую часть): "Сейчас я еще раз

расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки,

все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый

рисунок. Слушайте внимательно". (Условие теста повторяется еще раз в

медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из

двух возможных вариантов):

1-й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий:

положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти

разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

2-й уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия.

3-й уровень - при выполнении задания учтено 2 условия.

4-й уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас

бытовых знаний"

Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу.

Процедуры обработки ответов на них, выведения оценки в баллах и

оценивания на этой основе уровня психологического развития ребенка

идентичны.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире

и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам

на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и

не менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с

деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и

готовишься ко сну?

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты

пользуешься.

(Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов

одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок

получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить

один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы,

составляет 10. Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30

секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как

ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной

методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы,

т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ,

ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не

подсказывающие правильный ответ.