графика и письмо

  • doc
  • 04.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала графика и письмо.doc

 

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо»

8 класс

VIII (II вариант)

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой,

Н. Н. Яковлевой.

 

Данная программа будет реализовываться в 8 классе 8 вида 2 варианта

 

В классе 6 детей. Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость, двое детей имеют болезнь Дауна, один ребёнок ДЦП и нарушение физического развития. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как  самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки у детей не сформированы. 

 

Важнейшая задача в ходе обучения предмету «Графика и письмо» —  создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности учащихся, их интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как к объекту взаимодействия), формирования у них предметных и предметно-игровых действий, способностей к коллективной деятельности, обучения его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Программа реализовывается опираясь на следующие принципы:

·        коммуникативный принцип;

·        линейности и концентричности;

·        коррекционной направленности;

·        комплексного подхода;

·        природосообразности и культуросообразности;

·        принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Формами обучения при таком подходе к образовательно­му процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются игровая деятельность, предметно-практическая деятельность.

Предполагаемые результаты:

- овладение навыком удерживания карандаша;

- умение концентрировать внимание на процессе действий с карандашом и листом бумаги;

- овладе­ние графическими навыками;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Тема

Количество часов на тему

Упражнения для развития тонкой моторики рук

41

«Рисуночное письмо»

24

Жестово-образные игры

6

«Письменные упражнения»

32

Содержание

    I полугодие - 47 часов

3 часа в неделю

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

Упражнения для развития тонкой моторики рук

17

 

 

1. Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев рук.

 

1

03.09.

 

2. Различные виды штриховки.

3

05.09., 07.09., 10.09.

 

3. Обводка, штриховка и дорисовка  по контурам изображений овощей и фруктов.

3

12.09., 14.09., 17.09.

 

4. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

1

19.09.

 

5. Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся.

1

21.09.

 

6. Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

2

24.09., 26.09.

 

7. Самомассаж рук с использованием различных массажеров.

3

28.09., 01.10., 03.10.

 

8. Пальчиковая гимнастика.

3

05.10., 08.10., 10.10.

 

«Рисуночное письмо»

10

 

 

1. Рисование дуба на основе наблюдений.

3

12.10., 15.10., 17.10.

 

2. Рассматривание картин-натюрмортов.

2

19.10., 22.10.

 

3. Обучение рисованию натюрмортов (цветы, грибы, овощи и фрукты) с помощью трафаретов.

5

24.10., 26.10., 29.10., 31.10., 02.11.

 

Жестово-образные игры

3

 

 

1. Приемы дорисовывания пиктограмм, ориентируясь на эмоциональное сотояние.

3

12.11., 14.11., 16.11.

 

Письменные упражнения

17

 

 

1.  «Письмо» по трафарету букв А, О.

3

19.11., 21.11., 23.11.

 

2.  «Письмо» по трафарету букв У, И.

3

26.11., 28.11., 30.11.

 

3. «Письмо» по трафарету букв Э, ы.

3

03.12., 05.12., 07.12.

 

4. «Письмо» по трафарету букв П,Т.

3

10.12., 12.12., 14.12.

 

5. «Письмо» по трафарету букв М, Н.

3

17.12., 19.12., 21.12.

 

6. «Письмо» по трафарету буквы Д.

1

24.12.

 

7. «Письмо» по трафарету буквы Б.

1

26.12.

 

 

 

 

  II полугодие – 56 часов

3 часа в неделю

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

Упражнения для развития тонкой моторики рук

24

 

 

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

 

4

09.01., 11.01., 14.01., 16.01.

 

2. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

2

18.01., 21.01.

 

3. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

4

23.01., 25.01., 28.01., 30.01.

 

4. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

5

01.02., 04.02., 06.02., 08.02., 11.02.

 

5. Работа в технике рваной аппликации

4

13.02., 15.02., 18.02., 20.02.

 

6. Сгибание бумаги

2

22.02., 25.02.

 

7. Самомассаж рук с использованием различных массажеров.

3

27.02., 01.0

3., 04.03.

 

«Рисуночное письмо»

14

 

 

1. Рисование деревьев: береза

2

06.03., 11.03.

 

2. Рисование деревьев: елка

2

13.03., 15.03.

 

3. Коллективная аппликация с помощью учителя «Зима в парке»

3

18.03., 20.03., 22.03.

 

4. Коллективная аппликация с помощью учителя  по сюжету сказки «Колобок»

3

01.04., 03.04., 05.04.

 

5. Рисование городского многоэтажного дома по контурным изображениям

2

08.04., 10.04.

 

6. Дорисовывание окон на этажах с опорой на образец (первое окно в нижнем этаже), данный учителем.

 

2

12.04., 15.04.

 

Жестово-образные игры

3

 

 

1. Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния

3

17.04., 19.04., 22.04.

 

Письменные упражнения

15

 

 

1.  «Письмо» по точкам  букв А, О.

3

24.04., 26.04., 29.04.

 

2.  «Письмо» по точкам  букв У, И.

3

06.05., 08.05., 13.05.

 

3. «Письмо» по точкам  букв Э, ы.

3

15.05., 17.05., 20.05.

 

4. «Письмо» по точкам  букв П,Т.

3

22.05., 24.05., 27.05.

 

5. «Письмо» по точкам  букв М, Н.

3

29.05., 31.05.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

I полугодие

Тема

Кол-во часов

Цели

Оборудование

Упражнения для развития тонкой моторики рук

17

 

 

1. Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев рук.

 

1

1.Упражнения на закреп-

    ление связи действий и

     движений.

2. Развитие мелкой мотори-                         ки.

3.Воспитание устойчи-

   вого внимания. 

Шнуровка,пуговицы,

разнообразные емкости для перекладывания разнообразных предметов.

2. Различные виды штриховки.

3

1.Продлжать обучение

   правильной штриховке

   разными способами.

2.Дидактические игры на

   развитие моторики рук.

3.Воспитание аккуратно-

    го отношения к пись-

    менным принадлежнос

    тям и работе в тетради.

 

Трафареты, тетради

3. Обводка, штриховка и дорисовка  по контурам изображений овощей и фруктов.

3

1.Продлжать обучение

   правильной штриховке

   разными способами.

2.Дидактические игры на

   развитие моторики рук.

3.Воспитание аккуратно-

    го отношения к пись-

    менным принадлежнос

    тям и работе в тетради.

 

Трафареты, тетради

4. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

1

 1. Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Карточки с гласными буквами

5. Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся.

1

1.Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции

2. Вырабатывать умения регулировать и координировать движения

3. Формировать навыки самоконтроля

 

6. Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

2

1.Учить выделять ребенком по слову требуемой пиктограммы среди других (ребенок показывает).
2. Учить   определять фразы по пиктограмме (взрослый показывает пиктограмму, ребенок находит подходящую картинку).
3.  Уметь  распознавать, по крайней мере, из двух фраз, представленных на пиктограмме, ту, которую произносит взрослый (ребенок показывает нужную).

Карточки с пиктограммами

7. Самомассаж рук с использованием различных массажеров.

3

1.Упражнения на закреп-

    ление связи действий и

     движений.

2.Развитие мелкой и круп

    ной моторики.

3.Воспитание устойчи-

   вого внимания. 

Массажёры

8. Пальчиковая гимнастика.

3

1.Упражнения на закреп-

    ление связи действий и

     движений.

2.Развитие мелкой и круп

    ной моторики.

3.Воспитание устойчи-

   вого внимания. 

 

«Рисуночное письмо»

10

 

 

1. Рисование дуба на основе наблюдений.

3

1.  Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приоритетные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

2.  Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

3.  Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

 

2. Рассматривание картин-натюрмортов.

2

1. Развивать способности к эмоционально-енностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

2.  Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

3.  Способствовать освоению учащимися первичных знаний о мире искусств, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка.

Картины-натюрморты

3. Обучение рисованию натюрмортов (цветы, грибы, овощи и фрукты) с помощью трафаретов.

5

1. Познакомить со значением слова «натюрморт»;

2. Учить рисованию натюрмортов с помощью трафаретов

3. Воспитывать аккуратность

Трафареты

Жестово-образные игры

3

 

 

1. Приемы дорисовывания пиктограмм, ориентируясь на эмоциональное сотояние.

3

1. Знакомить с эмоциональными состояниями радости, грусти, злости;

2.Познакомить с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния.

 

Пиктограммы, зеркала.

 

Письменные упражнения

17

 

 

1.  «Письмо» по трафарету букв А, О.

3

1.Учить «писать» по   тра-

 фарету  буквы А и О.

2.Развитие памяти, мото-

 рики рук, фонематичес-

 кого слуха.

3.Воспитание аккуратнос

 ти при работе в тетрадях.

Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв.

2.  «Письмо» по трафарету букв У, И.

3

1.Учить «писать» по   тра-

 фарету  буквы А и О.

2.Развитие памяти, мото-

 рики рук, фонематичес-

 кого слуха.

3.Воспитание аккуратнос

 ти при работе в тетрадях.

Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв.

3. «Письмо» по трафарету букв Э, ы.

3

1.Учить «писать» по   тра-

 фарету  буквы Э и ы.

2.Развитие памяти, мото-

 рики рук, фонематичес-

 кого слуха.

3.Воспитание аккуратнос

 ти при работе в тетрадях.

Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв.

4. «Письмо» по трафарету букв П, Т.

3

1.Учить «писать» по   тра-

 фарету  буквы П и Т.

2.Развитие памяти ,мото-

 рики рук, фонематичес-

 кого слуха.

3.Воспитание аккуратнос

 ти при работе в тетрадях.

Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв.

5. «Письмо» по трафарету букв М, Н.

3

1.Учить «писать» по   тра-

 фарету  буквы М и Н.

2.Развитие памяти ,мото-

 рики рук, фонематичес-

 кого слуха.

3.Воспитание аккуратнос

 ти при работе в тетрадях.

Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв.

6. «Письмо» по трафарету буквы Д.

1

1.Учить «писать» по   тра-

 фарету  букву Д

2.Развитие памяти, мото-

 рики рук, фонематичес-

 кого слуха.

3.Воспитание аккуратнос

 ти при работе в тетрадях.

Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв.

7. «Письмо» по трафарету буквы Б.

1

1.Учить «писать» по   тра-

 фарету  букву Б.

2.Развитие памяти, мото-

 рики рук, фонематичес-

 кого слуха.

3.Воспитание аккуратнос

 ти при работе в тетрадях.

Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв.

 

II полугодие

Тема

Кол-во часов

Цели

Оборудование

Упражнения для развития тонкой моторики рук

24

 

 

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

 

4

1.Упражнения на закреп ление связи действий и

     движений.

2. Развитие мелкой моторики.

3.Воспитание устойчи-

   вого внимания. 

Шнуровка,пуговицы,

разнообразные емкости для перекладывания разнообразных предметов.

2. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

2

1.Развивать мелкую моторику (владение карандашом, ручкой, , навыки рисования).

Письменные принадлежности, принадлежности для рисования

3. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

4

1.Продлжать обучение    правильной штриховке  разными способами.

2.Дидактические игры на  развитие моторики рук.

3.Воспитание аккуратного отношения к пись-    менным принадлежнос-    тям и работе в тетради.

 

Тетради, трафареты

4. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

5

1.Развивать тактильно-двигательное восприятие. Игры с крупной мозаикой

2.Развивать координацию движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

3.Развивать тактильные ощущения

4.Развивать пространственную ориентацию.

5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма

6.Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции.

7.Развивать координацию движений

8.Развивать согласованность движений на разные группы мышц (по инструкции)

 

Шнурки, бусины, мозайка

5. Работа в технике рваной аппликации

4

1.Обучать приемам создания композиции на плоскости.

2.Развивать мелкую моторику, сенсорный опыт

3.Познакомить учащихся с различными видами работ с бумагой.

4.Познакомитьс видами аппликаций и их изготовлением.

5.Формировать практические приемы и умения  работы с бумагой

 

Картон, цветная бумага

6. Сгибание бумаги

2

1.Освоить  прием  сгибания  как  способ  разметки;

2.Вырабатывать  привычку  поддерживать  порядок на рабочем  месте.

Бумага

7. Самомассаж рук с использованием различных массажеров.

3

1.Упражнения на закрепление связи действий и движений.

2.Развитие мелкой и крупной моторики.

3.Воспитание устойчи-

   вого внимания. 

Массажёры

«Рисуночное письмо»

14

 

 

1. Рисование деревьев: береза

2

1.Формировать у учащихся умение чувствовать и определять красоту линий, форму, пространственного положения изображаемых деревьев,

2.Развивать воображение и фантазию воспитанников;

3. Воспитывать нравственные качества; доброжелательные, дружеские отношения между детьми

Цветные карандаши, бумага

2. Рисование деревьев: елка

2

1.Формировать у учащихся умение чувствовать и определять красоту линий, форму, пространственного положения изображаемых деревьев,

2.Развивать воображение и фантазию воспитанников;

3. Воспитывать нравственные качества; доброжелательные, дружеские отношения между детьми

Краски, бумага

3. Коллективная аппликация с помощью учителя «Зима в парке»

3

1. Учить изображать зимний парк с помощью метода "обрывания", 2.Развивать эстетическое восприятие,

3.Подбирать соответствующие цвета.

Цветная бумага, клей, бумага светлых тонов: розовая, голубая, серая.

4. Коллективная аппликация с помощью учителя  по сюжету сказки «Колобок»

3

1.Учить детей создавать коллективную аппликативную композицию по мотивам литературного произведения.

2.Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. 3.Совершенствовать технику аппликации:

Цветная бумага, клей, картон

5. Рисование городского многоэтажного дома по контурным изображениям

2

1.Учить схематично изображать многоэтажный дом

2. Развитие творческих сил детей и навыков изображения

Бумага, карандаши

6. Дорисовывание окон на этажах с опорой на образец (первое окно в нижнем этаже), данный учителем.

2

1.Учить рисовать окна с опорой на образец, данный учителем

2. Воспитывать акуратность

Бумага, карандаши

Жестово-образные игры

3

 

 

1. Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния

3

1. Обучение детей выразительным движениям.
2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.
3. Формирование у детей моральных представлений.
4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
5. Снятие эмоционального напряжения.

 

Письменные упражнения

15

 

 

1.  «Письмо» по точкам  букв А, О.

3

1.Учить «писать» буквы А, О  по точкам.

2.Развивать графические  способности на основе упражнений, связанных  с развитием моторики  рук.

 3.Воспитывать усидчивость.

Тетради, письменные принадлежности, плакаты с буквами, индивидуальные карточки с буквами.

2.  «Письмо» по точкам  букв У, И.

3

1.Учить «писать» буквы У, И  по точкам.

2.Развивать графические  способности на основе упражнений, связанных  с развитием моторики  рук.

 3.Воспитывать усидчивость.

Тетради, письменные принадлежности, плакаты с буквами, индивидуальные карточки с буквами.

3. «Письмо» по точкам  букв Э, ы.

3

1.Учить «писать» буквы Э, ы  по точкам.

2.Развивать графические  способности на основе упражнений, связанных  с развитием моторики  рук.

 3.Воспитывать усидчивость.

Тетради, письменные принадлежности, плакаты с буквами, индивидуальные карточки с буквами.

4. «Письмо» по точкам  букв П,Т.

3

1.Учить «писать» буквы П, Т  по точкам.

2.Развивать графические  способности на основе упражнений, связанных  с развитием моторики  рук.

 3.Воспитывать усидчивость.

Тетради, письменные принадлежности, плакаты с буквами, индивидуальные карточки с буквами.

5. «Письмо» по точкам  букв М, Н.

3

1.Учить «писать» буквы М, Н  по точкам.

2.Развивать графические  способности на основе упражнений, связанных  с развитием моторики  рук.

 3.Воспитывать усидчивость.

Тетради, письменные принадлежности, плакаты с буквами, индивидуальные карточки с буквами.

 

Планируемые результаты на конец года:

·        целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога

·         правильно пользоваться письменными принадлежностями

·         выполнять выразительные движения

·         согласовывать движения руки и глаза, обеих рук

·         копировать несложные изображения