Рабочая программа по предмету «Графика и письмо»
8 класс
VIII (II вариант)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой,
Н. Н. Яковлевой.
Данная программа будет реализовываться в 8 классе 8 вида 2 варианта
В классе 6 детей. Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость, двое детей имеют болезнь Дауна, один ребёнок ДЦП и нарушение физического развития. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки у детей не сформированы.
Важнейшая задача в ходе обучения предмету «Графика и письмо» — создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности учащихся, их интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как к объекту взаимодействия), формирования у них предметных и предметно-игровых действий, способностей к коллективной деятельности, обучения его понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Программа реализовывается опираясь на следующие принципы:
· коммуникативный принцип;
· линейности и концентричности;
· коррекционной направленности;
· комплексного подхода;
· природосообразности и культуросообразности;
· принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются игровая деятельность, предметно-практическая деятельность.
Предполагаемые результаты:
- овладение навыком удерживания карандаша;
- умение концентрировать внимание на процессе действий с карандашом и листом бумаги;
- овладение графическими навыками;
Учебно-тематический план
Тема |
Количество часов на тему |
Упражнения для развития тонкой моторики рук |
41 |
«Рисуночное письмо» |
24 |
Жестово-образные игры |
6 |
«Письменные упражнения» |
32 |
Содержание
I полугодие - 47 часов
3 часа в неделю
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
Упражнения для развития тонкой моторики рук |
17 |
|
|
1. Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев рук.
|
1 |
03.09. |
|
2. Различные виды штриховки. |
3 |
05.09., 07.09., 10.09. |
|
3. Обводка, штриховка и дорисовка по контурам изображений овощей и фруктов. |
3 |
12.09., 14.09., 17.09. |
|
4. Упражнения на развитие артикуляционной моторики. |
1 |
19.09. |
|
5. Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся. |
1 |
21.09. |
|
6. Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи. |
2 |
24.09., 26.09. |
|
7. Самомассаж рук с использованием различных массажеров. |
3 |
28.09., 01.10., 03.10. |
|
8. Пальчиковая гимнастика. |
3 |
05.10., 08.10., 10.10. |
|
«Рисуночное письмо» |
10 |
|
|
1. Рисование дуба на основе наблюдений. |
3 |
12.10., 15.10., 17.10. |
|
2. Рассматривание картин-натюрмортов. |
2 |
19.10., 22.10. |
|
3. Обучение рисованию натюрмортов (цветы, грибы, овощи и фрукты) с помощью трафаретов. |
5 |
24.10., 26.10., 29.10., 31.10., 02.11. |
|
Жестово-образные игры |
3 |
|
|
1. Приемы дорисовывания пиктограмм, ориентируясь на эмоциональное сотояние. |
3 |
12.11., 14.11., 16.11. |
|
Письменные упражнения |
17 |
|
|
1. «Письмо» по трафарету букв А, О. |
3 |
19.11., 21.11., 23.11. |
|
2. «Письмо» по трафарету букв У, И. |
3 |
26.11., 28.11., 30.11. |
|
3. «Письмо» по трафарету букв Э, ы. |
3 |
03.12., 05.12., 07.12. |
|
4. «Письмо» по трафарету букв П,Т. |
3 |
10.12., 12.12., 14.12. |
|
5. «Письмо» по трафарету букв М, Н. |
3 |
17.12., 19.12., 21.12. |
|
6. «Письмо» по трафарету буквы Д. |
1 |
24.12. |
|
7. «Письмо» по трафарету буквы Б. |
1 |
26.12. |
|
II полугодие – 56 часов
3 часа в неделю
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
Упражнения для развития тонкой моторики рук |
24 |
|
|
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика
|
4 |
09.01., 11.01., 14.01., 16.01. |
|
2. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) |
2 |
18.01., 21.01. |
|
3. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка |
4 |
23.01., 25.01., 28.01., 30.01. |
|
4. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) |
5 |
01.02., 04.02., 06.02., 08.02., 11.02. |
|
5. Работа в технике рваной аппликации |
4 |
13.02., 15.02., 18.02., 20.02. |
|
6. Сгибание бумаги |
2 |
22.02., 25.02. |
|
7. Самомассаж рук с использованием различных массажеров. |
3 |
27.02., 01.0 3., 04.03. |
|
«Рисуночное письмо» |
14 |
|
|
1. Рисование деревьев: береза |
2 |
06.03., 11.03. |
|
2. Рисование деревьев: елка |
2 |
13.03., 15.03. |
|
3. Коллективная аппликация с помощью учителя «Зима в парке» |
3 |
18.03., 20.03., 22.03. |
|
4. Коллективная аппликация с помощью учителя по сюжету сказки «Колобок» |
3 |
01.04., 03.04., 05.04. |
|
5. Рисование городского многоэтажного дома по контурным изображениям |
2 |
08.04., 10.04. |
|
6. Дорисовывание окон на этажах с опорой на образец (первое окно в нижнем этаже), данный учителем.
|
2 |
12.04., 15.04. |
|
Жестово-образные игры |
3 |
|
|
1. Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния |
3 |
17.04., 19.04., 22.04. |
|
Письменные упражнения |
15 |
|
|
1. «Письмо» по точкам букв А, О. |
3 |
24.04., 26.04., 29.04. |
|
2. «Письмо» по точкам букв У, И. |
3 |
06.05., 08.05., 13.05. |
|
3. «Письмо» по точкам букв Э, ы. |
3 |
15.05., 17.05., 20.05. |
|
4. «Письмо» по точкам букв П,Т. |
3 |
22.05., 24.05., 27.05. |
|
5. «Письмо» по точкам букв М, Н. |
3 |
29.05., 31.05. |
|
Календарно-тематическое планирование
I полугодие
Тема |
Кол-во часов |
Цели |
Оборудование |
Упражнения для развития тонкой моторики рук |
17 |
|
|
1. Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев рук.
|
1 |
1.Упражнения на закреп- ление связи действий и движений. 2. Развитие мелкой мотори- ки. 3.Воспитание устойчи- вого внимания. |
Шнуровка,пуговицы, разнообразные емкости для перекладывания разнообразных предметов. |
2. Различные виды штриховки. |
3 |
1.Продлжать обучение правильной штриховке разными способами. 2.Дидактические игры на развитие моторики рук. 3.Воспитание аккуратно- го отношения к пись- менным принадлежнос тям и работе в тетради.
|
Трафареты, тетради |
3. Обводка, штриховка и дорисовка по контурам изображений овощей и фруктов. |
3 |
1.Продлжать обучение правильной штриховке разными способами. 2.Дидактические игры на развитие моторики рук. 3.Воспитание аккуратно- го отношения к пись- менным принадлежнос тям и работе в тетради.
|
Трафареты, тетради |
4. Упражнения на развитие артикуляционной моторики. |
1 |
1. Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. |
Карточки с гласными буквами |
5. Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся. |
1 |
1.Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции 2. Вырабатывать умения регулировать и координировать движения 3. Формировать навыки самоконтроля |
|
6. Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи. |
2 |
1.Учить
выделять ребенком по слову требуемой пиктограммы среди других (ребенок
показывает). |
Карточки с пиктограммами |
7. Самомассаж рук с использованием различных массажеров. |
3 |
1.Упражнения на закреп- ление связи действий и движений. 2.Развитие мелкой и круп ной моторики. 3.Воспитание устойчи- вого внимания. |
Массажёры |
8. Пальчиковая гимнастика. |
3 |
1.Упражнения на закреп- ление связи действий и движений. 2.Развитие мелкой и круп ной моторики. 3.Воспитание устойчи- вого внимания. |
|
«Рисуночное письмо» |
10 |
|
|
1. Рисование дуба на основе наблюдений. |
3 |
1. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приоритетные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. 2. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. 3. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. |
|
2. Рассматривание картин-натюрмортов. |
2 |
1. Развивать способности к эмоционально-енностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; 2. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. 3. Способствовать освоению учащимися первичных знаний о мире искусств, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка. |
Картины-натюрморты |
3. Обучение рисованию натюрмортов (цветы, грибы, овощи и фрукты) с помощью трафаретов. |
5 |
1. Познакомить со значением слова «натюрморт»; 2. Учить рисованию натюрмортов с помощью трафаретов 3. Воспитывать аккуратность |
Трафареты |
Жестово-образные игры |
3 |
|
|
1. Приемы дорисовывания пиктограмм, ориентируясь на эмоциональное сотояние. |
3 |
1. Знакомить с эмоциональными состояниями радости, грусти, злости; 2.Познакомить с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния.
|
Пиктограммы, зеркала.
|
Письменные упражнения |
17 |
|
|
1. «Письмо» по трафарету букв А, О. |
3 |
1.Учить «писать» по тра- фарету буквы А и О. 2.Развитие памяти, мото- рики рук, фонематичес- кого слуха. 3.Воспитание аккуратнос ти при работе в тетрадях. |
Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв. |
2. «Письмо» по трафарету букв У, И. |
3 |
1.Учить «писать» по тра- фарету буквы А и О. 2.Развитие памяти, мото- рики рук, фонематичес- кого слуха. 3.Воспитание аккуратнос ти при работе в тетрадях. |
Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв. |
3. «Письмо» по трафарету букв Э, ы. |
3 |
1.Учить «писать» по тра- фарету буквы Э и ы. 2.Развитие памяти, мото- рики рук, фонематичес- кого слуха. 3.Воспитание аккуратнос ти при работе в тетрадях. |
Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв. |
4. «Письмо» по трафарету букв П, Т. |
3 |
1.Учить «писать» по тра- фарету буквы П и Т. 2.Развитие памяти ,мото- рики рук, фонематичес- кого слуха. 3.Воспитание аккуратнос ти при работе в тетрадях. |
Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв. |
5. «Письмо» по трафарету букв М, Н. |
3 |
1.Учить «писать» по тра- фарету буквы М и Н. 2.Развитие памяти ,мото- рики рук, фонематичес- кого слуха. 3.Воспитание аккуратнос ти при работе в тетрадях. |
Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв. |
6. «Письмо» по трафарету буквы Д. |
1 |
1.Учить «писать» по тра- фарету букву Д 2.Развитие памяти, мото- рики рук, фонематичес- кого слуха. 3.Воспитание аккуратнос ти при работе в тетрадях. |
Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв. |
7. «Письмо» по трафарету буквы Б. |
1 |
1.Учить «писать» по тра- фарету букву Б. 2.Развитие памяти, мото- рики рук, фонематичес- кого слуха. 3.Воспитание аккуратнос ти при работе в тетрадях. |
Плакаты с изучаемыми буквами, трафареты букв. |
II полугодие
Тема |
Кол-во часов |
Цели |
Оборудование |
Упражнения для развития тонкой моторики рук |
24 |
|
|
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика
|
4 |
1.Упражнения на закреп ление связи действий и движений. 2. Развитие мелкой моторики. 3.Воспитание устойчи- вого внимания. |
Шнуровка,пуговицы, разнообразные емкости для перекладывания разнообразных предметов. |
2. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) |
2 |
1.Развивать мелкую моторику (владение карандашом, ручкой, , навыки рисования). |
Письменные принадлежности, принадлежности для рисования |
3. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка |
4 |
1.Продлжать обучение правильной штриховке разными способами. 2.Дидактические игры на развитие моторики рук. 3.Воспитание аккуратного отношения к пись- менным принадлежнос- тям и работе в тетради.
|
Тетради, трафареты |
4. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) |
5 |
1.Развивать тактильно-двигательное восприятие. Игры с крупной мозаикой 2.Развивать координацию движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) 3.Развивать тактильные ощущения 4.Развивать пространственную ориентацию. 5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма 6.Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции. 7.Развивать координацию движений 8.Развивать согласованность движений на разные группы мышц (по инструкции)
|
Шнурки, бусины, мозайка |
5. Работа в технике рваной аппликации |
4 |
1.Обучать приемам создания композиции на плоскости. 2.Развивать мелкую моторику, сенсорный опыт 3.Познакомить учащихся с различными видами работ с бумагой. 4.Познакомитьс видами аппликаций и их изготовлением. 5.Формировать практические приемы и умения работы с бумагой
|
Картон, цветная бумага |
6. Сгибание бумаги |
2 |
1.Освоить прием сгибания как способ разметки; 2.Вырабатывать привычку поддерживать порядок на рабочем месте. |
Бумага |
7. Самомассаж рук с использованием различных массажеров. |
3 |
1.Упражнения на закрепление связи действий и движений. 2.Развитие мелкой и крупной моторики. 3.Воспитание устойчи- вого внимания. |
Массажёры |
«Рисуночное письмо» |
14 |
|
|
1. Рисование деревьев: береза |
2 |
1.Формировать у учащихся умение чувствовать и определять красоту линий, форму, пространственного положения изображаемых деревьев, 2.Развивать воображение и фантазию воспитанников; 3. Воспитывать нравственные качества; доброжелательные, дружеские отношения между детьми |
Цветные карандаши, бумага |
2. Рисование деревьев: елка |
2 |
1.Формировать у учащихся умение чувствовать и определять красоту линий, форму, пространственного положения изображаемых деревьев, 2.Развивать воображение и фантазию воспитанников; 3. Воспитывать нравственные качества; доброжелательные, дружеские отношения между детьми |
Краски, бумага |
3. Коллективная аппликация с помощью учителя «Зима в парке» |
3 |
1. Учить изображать зимний парк с помощью метода "обрывания", 2.Развивать эстетическое восприятие, 3.Подбирать соответствующие цвета. |
Цветная бумага, клей, бумага светлых тонов: розовая, голубая, серая. |
4. Коллективная аппликация с помощью учителя по сюжету сказки «Колобок» |
3 |
1.Учить детей создавать коллективную аппликативную композицию по мотивам литературного произведения. 2.Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. 3.Совершенствовать технику аппликации: |
Цветная бумага, клей, картон |
5. Рисование городского многоэтажного дома по контурным изображениям |
2 |
1.Учить схематично изображать многоэтажный дом 2. Развитие творческих сил детей и навыков изображения |
Бумага, карандаши |
6. Дорисовывание окон на этажах с опорой на образец (первое окно в нижнем этаже), данный учителем. |
2 |
1.Учить рисовать окна с опорой на образец, данный учителем 2. Воспитывать акуратность |
Бумага, карандаши |
Жестово-образные игры |
3 |
|
|
1. Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния |
3 |
1. Обучение детей
выразительным движениям. |
|
Письменные упражнения |
15 |
|
|
1. «Письмо» по точкам букв А, О. |
3 |
1.Учить «писать» буквы А, О по точкам. 2.Развивать графические способности на основе упражнений, связанных с развитием моторики рук. 3.Воспитывать усидчивость. |
Тетради, письменные принадлежности, плакаты с буквами, индивидуальные карточки с буквами. |
2. «Письмо» по точкам букв У, И. |
3 |
1.Учить «писать» буквы У, И по точкам. 2.Развивать графические способности на основе упражнений, связанных с развитием моторики рук. 3.Воспитывать усидчивость. |
Тетради, письменные принадлежности, плакаты с буквами, индивидуальные карточки с буквами. |
3. «Письмо» по точкам букв Э, ы. |
3 |
1.Учить «писать» буквы Э, ы по точкам. 2.Развивать графические способности на основе упражнений, связанных с развитием моторики рук. 3.Воспитывать усидчивость. |
Тетради, письменные принадлежности, плакаты с буквами, индивидуальные карточки с буквами. |
4. «Письмо» по точкам букв П,Т. |
3 |
1.Учить «писать» буквы П, Т по точкам. 2.Развивать графические способности на основе упражнений, связанных с развитием моторики рук. 3.Воспитывать усидчивость. |
Тетради, письменные принадлежности, плакаты с буквами, индивидуальные карточки с буквами. |
5. «Письмо» по точкам букв М, Н. |
3 |
1.Учить «писать» буквы М, Н по точкам. 2.Развивать графические способности на основе упражнений, связанных с развитием моторики рук. 3.Воспитывать усидчивость. |
Тетради, письменные принадлежности, плакаты с буквами, индивидуальные карточки с буквами. |
Планируемые результаты на конец года:
· целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога
· правильно пользоваться письменными принадлежностями
· выполнять выразительные движения
· согласовывать движения руки и глаза, обеих рук
· копировать несложные изображения
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.