Грамматические игры на уроках английского языка
Когда я училась в школе, я очень любила английский язык и всегда хотела выучить его так, чтобы уметь разговаривать с носителями языка. Была у меня одна трудность – грамматика. Она мне казалась очень непонятной и скучной. Университет помог мне ликвидировать этот пробел. Я её стала хорошо знать и понимать. Но когда я пришла в школу учителем английского языка и стала преподавать английский, я с разочарованием обнаружила, что в наших современных УМК по английскому языку «Spotlight» издательства «Просвещение» совместно с британским издательством «Express Publishing» авторов К.М. Барановой. Д. Дули, В. Эванс и др. очень мало интересных упражнений по грамматике и они, в основном, основаны на неинтересной манипуляции с формами. Приходилось искать дополнительный материал в британских учебниках по грамматике серии «Grammarway» Д. Дули и «Round - up» В.Эванс, а также в замечательном учебнике «How English Works» Майкла Свона и не менее блестящем учебнике «Right Word, Wrong Word» Л. Александера. Грамматический материал в них изложен чётко и грамотно. Времена даются не отдельно, а в сопоставлении. Например, Past Simple и Present Perfect (простое прошедшее и настоящее перфектное), Present Simple и Present Continuous (настоящее простое и настоящее длительное) и т.д. Я ими пользовалась и пользуюсь. Они помогают очень хорошо и просто объяснить грамматику. Я поставила себе задачу так объяснять грамматику, чтобы каждый ученик, даже самый слабый, понял. Для этого я сравниваю разные варианты объяснения данной грамматической структуры в разных британских учебниках и выбираю самый простой, доходчивый.
Позднее я стала применять элементы математической лингвистики и ввела формулы, которые легко запоминаются. Например:
Present Simple Простое настоящее |
Past Simple Простое прошедшее |
Present Perfect Настоящее перфектное |
I (форма глагола) + (e)s в 3 л. ед.ч. ? Do/does - Do not/does not - (don’t/doesn’t) |
II (форма глагола) у неправильных глаголов + ed у правильных глаголов) ? Did - did not |
Have/has + III (форма глагола) ?have/has + III - Have not/has not + III |
Итак, схема изучения времён:
· Выучи формулу,
· Выучи, когда употребляется данное время
· Выучи слова – указатели,
· Составь таблицу времён.
Всё, ты можешь ориентироваться во временах, что является огромной трудностью для большинства учащихся. Формулы времён и таблица времён очень помогают учащимся в изучении грамматики английского языка.
Когда я стала более опытным учителем, я поняла, что мне опять чего-то не хватает. Мне захотелось оживить преподавание грамматики эффективной деятельностью на уроке, а именно грамматическими играми, ориентированными на успех обучающихся. Я стала изучать этот вопрос, прочитала много статей на эту тему и открыла много нового для себя.
Современное коммуникативно ориентированное обучение готовит учащихся к использованию языка в реальной жизни. Учитель планирует на уроке ситуации общения и поощряет попытки учащихся принять в них участие. Коммуникативно ориентированное обучение имеет целью не только усвоение грамматики и лексики изучаемого иностранного языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации.
Такой подход предполагает создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества, когда учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс обучения.
Изучение грамматических структур, по – прежнему, является основной составляющей любого курса обучения иностранному языку. Что такое грамматика? Это способ соединения слов в предложения, имеющих смысл. Есть правила, по которым конструируются предложения в любом языке.
Ученик, который знает грамматику, это тот, который изучил эти правила и может применять их, чтобы выразить себя в приемлемых языковых формах.
В преподавании грамматики можно выделить четыре ступени:
· Презентация
· Объяснение
· Практика
· Предъявление своих знаний (в тесте, самостоятельной работе, проекте)
Практика - это упражнения и, конечно, игры.
Игра – это мощный инструмент обучения. Игра заставляет ученика мыслить, волноваться и переживать. Всё это делает урок более интересным и захватывающим, грамматический материал изучается в занимательной форме. У учащихся возникает стимул к изучению иностранного языка, потому что во время игры проговариваются грамматические структуры несколько раз подряд, и даже самый слабый ученик запоминает их во время игры. Он общается с одноклассниками, его
понимают, а это огромный стимул к говорению. Значение игры огромно. Игры развивают мышление, память, ответную реакцию, учат коммуникабельности.
М. Ф. Стронина, в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на:
1. лексические,
2. грамматические,
3. фонетические,
4. орфографические,
5. творческие. [4]
Цели у всех этих категорий игр разные.
1) Лексические игры.
Цели:
— тренировка лексики в ситуациях, приближенных к реальным;
— активизация речемыслительной деятельности учащихся;
— развитие речевой реакции учащихся;
— изучение сочетаемости слов.
2) Грамматические игры
Цели:
— обучение употреблению речевых образцов, с изучаемыми грамматическими структурами,
— создание ситуаций, приближенных к реальным, для употребления изучаемых структур.
3) Фонетические игры
Цель: тренировка произношения английских звуков и слов.
4) Орфографические игры
Цель данных игр:
— тренировка написания английских слов, тренировка памяти.
5) Творческие игры
Цель этих игр:
- развитие речевых навыков и умений,
- развитие самостоятельности и быстрой реакции в общении,
- развитие умения творчески использовать речевые навыки.
Игры на уроках иностранного языка помогают:
- раскрыть потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (сообразительность, быструю реакцию, умение применять изученные модели в речи, умение работать в парах и в группе и т. д.),
- развивать мотивацию к учению.
Остановлюсь подробнее на грамматических играх.
Грамматические игры
Цели:
· тренировка употребления фраз с грамматическими структурами, изучаемыми на уроке;
· создание игровых ситуаций, приближенных к реальным, для закрепления данных грамматических структур;
· развитие спонтанности у учащихся.
Из огромного числа существующих грамматических игр, разработанных творческими учителями, я использую многие игры. Назову только некоторые из них:
1. Get to know each other.
(Давайте познакомимся)
Пишу на доске несколько предложений о себе, некоторые из которых не
соответствуют действительности, например:
I like coffee.
I have got 3 sons.
I have been working at this school for 10 years.
I am interested in music and art.
I hate dishonesty.
Учащиеся говорят, что, по их мнению, является правдой, а что нет, а учитель корректирует их ответы. Затем учащиеся сообщают о себе некоторые факты по аналогии с предложениями на доске. Таким образом происходит знакомство нового учителя с новой группой.
2.
Ten Questions (Десять
вопросов)
Ведущий загадывает одноклассника. Учащиеся из группы должны отгадать этого
ученика, задавая общие вопросы про внешность.
Is he tall?
Are his eyes blue?
Is his hair fair?
Ученик, отгадавший одноклассника, становится ведущим.
Эту игру проводим при прохождении темы «Внешность».
3. Hide-and-seek (Прятки на картинке)
Эта игра помогает
запомнить предлоги.
Вывешиваю картинку, на которой изображена жилая комната, класс или парк.
Ведущий мысленно прячется на картинке. Учащиеся ищут его, задавая по очереди вопросы:
Are you behind the tree? — No, I am not.
Are you under the bench? – No? I am not.
Are you in front of the bush? – No? I’m not.
Are you in the pond? – Yes, I am.
Отгадавший ученик прячется.
Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, читаем хором известную рифмовку:
Bushel of
wheat, bushel of clover,
|
Бушель (=36,4 л.) пшеницы, Бушель клевера, Кто не спрятался, не может перепрятаться. Глаза открыты. И я иду! |
4. Конструкция «There is/ there are» в описании картинок.
Вариант 1.
Предлагаю описать картинку, используя конструкцию «There is/ there are». Учащиеся составляют 5-10 предложений или столько, сколько смогут за 3 минуты
Вариант 2.
Показываю картинку классу в течение 2 минут, затем прячу её и прошу учеников вспомнить, что было на картинке.
Эта игра развивает память.
Вариант 3.
Делю класс на группы. Каждой группе выдаю картинку. Прошу составить как можно больше предложений с этой конструкцией за 3 минуты. Выигрывает та группа, которая составила больше предложений. Затем можно обменяться картинками.
5. Игра “There is…”
Игра проводится во время прохождения темы «Школьные принадлежности»
Делю группу на две команды. Складываю в красивый ящик школьные принадлежности. Учащиеся - члены команд по очереди называют по-английски эти предметы:
- There is an eraser in the box.
- There is a daybook in the box.
- There are two pencil - boxes in the box.
- There are 5 rulers in the box.
5. Say what you are doing
Цель: тренировка употребления времени « Present Continuous».
Учащиеся выполняют команды с комментариями. Играют по 3 ученика:
Pupil1 – называет действие,
Pupil 2 – говорит, что он делает,
Pupil 3 – говорит, что делает второй ученик.
- Pupil 1 – skate.
- Pupil 2 - I am skating.
- Pupil 3 – He/ She is skating.
6. My Magic Box.
Цель: закрепление употребления изученных временных форм.
Приношу на урок красивую коробочку с карточками, на которых написаны глаголы или фразы. Каждый ученик берёт одну карточку.
Задание: составьте предложения с этим глаголом во всех пройденных временных формах. Я всегда начинаю первой и составляю предложения. Можно написать эти предложения на доске для зрительной опоры.
Например: Make your bed (Стелить постель)
T: I make my bed every day. I am making my bed now. But I didn’t make my bed yesterday because I was pressed for time. Tomorrow I will make my bed because it’s my habit.
На дом учащиеся получают задание написать эти предложения письменно в тетради.
7. WHAT DO YOU LIKE DOING?
Цель – отработка общих вопросов.
Ведущий загадывает, что он любит делать, остальные учащиеся, пытаясь отгадать, задают ему вопросы:
- Do you like reading?
- Do you like cleaning your room?
- Do you like washing up?
- Do you like playing computer games?
Можно задать не более 10 вопросов. Отгадавший становится ведущим.
8. HAVE YOU GOT A CAT?
Цель: тренировка употребления общих вопросов с глаголом have got. У меня в красивой коробке лежат игрушки. Показываю их ученикам и прошу их запомнить. Предварительно повторяю с ними все названия игрушек по-английски. Затем ведущий незаметно берёт из коробки какую-нибудь игрушку и прячет её за спиной. Ученики задают вопросы ведущему:
Have you got a cat?
Have you got a dog?
Have you got a monkey? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.
9. Любимые занятия Карлсона.
Обращаясь к учащимся, спрашиваю, знают – ли они Карлсона, который живёт на крыше. Получаю положительный ответ.
У меня картинка, на которой изображен Карлсон за своим любимым занятием. Не показывая картинку, прошу учащихся отгадать, что он делает.
Учащиеся задают вопросы:
- Is he cleaning his house?
- Is he reading a book?
- Is he eating pies?
- Is he playing with his friend Christopher?
10. Where do you live?
Учащиеся передают другу друг мяч со словами:
- Pupil1: You are a tiger. Where do you live?
- Pupil 2: I live in the forest. (обращаясь к следующему ученику)
- You are a horse. Where do you live?
- Pupil 3: I live on a farm.
Существует огромное количество грамматических игр, которые можно использовать на уроках английского языка.
Мои ученики очень любят играть и всегда меня спрашивают перед уроком: «А мы будем играть сегодня?». Мы играем часто и это не мешает прохождению программного материала, а помогает.
Таким образом, задача любой игры состоит в том, чтобы:
- Развивать у школьников интерес и мотивацию к изучению иностранного языка,
- Способствовать развитию их умственной и речевой активности,
- закреплять новые лексические единицы и грамматические структуры,
- создавать атмосферу сотрудничества для решения коммуникативных задачи при выполнении заданий в игре.
Список литературы:
1. Бабенко Т.А. Технологии игрового обучения. Вестник научных конференций / Т.А. Бабенко. – 2016. № 6– 1 (10). С. 28–29.
2. Гладун О.А. Коммуникативное обучение языку посредством взаимодействия на уроке. Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков. / О.А Гладун. – Н. Новгород, 2015. – С. 126–129.
3. Конокова Т.И. Игровые технологии на уроках английского языка / Т.И. Конокова – Электрон. текстовые дан., 2016. – Режим доступа: https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-na-urokah-angliyskogo-yazika-1465..., свободный.
4. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка (из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001, 370 с.
5. Дергач А.А. Учебная игра. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.