"Грамматические признаки глагола"

  • doc
  • 22.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Техн.карта.doc

 

Технологическая карта

ФИО учителя

 

Сафарметова Юлиана Нигматулловна

Наименование ОО

 

МАОУ Дубровинская СОШ

Предмет

 

Русский язык

Класс

 

5

Тема урока

 

«Инфинитив и его грамматические свойства».

Тип урока

 

Комбинированный урок

Технология построения урока

Развивающее обучение, технология исследовательской деятельности, системно-деятельностный подход.

Цель урока

Выявить особенности глаголов в неопределенной форме; формировать выводы на основе своих наблюдений; учить, правильно ставить вопросы к глаголам в НФ; развивать речь и мышление ребенка.  

Задачи урока

Образовательные:  сформировать умение безошибочно определять инфинитив; закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива; обеспечить в ходе урока повторение признаков глаголов в неопределенной форме, правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы.

Развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитывающие: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах; содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения; содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.

Деятельностные: сформировать умение применять полученные знания на практике; сформировать умение строить речевые высказывания, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности.

Информационно-технологические

ресурсы

«Видеолекция», «Диагностическая работа», раздаточный материал

Методы и формы

обучения

Эвристический, индуктивный; групповая, фронтальная.

Основные понятия темы

Инфинитив

Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится находить в предложении глаголы в неопределенной форме; выделять окончания глаголов неопределенной формы; правильно употреблять Ь после Ч в неопределенной форме.

Метапредметные

Познавательные: анализ явлений и их сопоставление, построение рассуждений.  

Коммуникативные: развитие основных видов речевой деятельности, умение работать в парах, участие в диалоге.

Регулятивные: целеполагание.

Личностные

Понимание роли русского языка в развитии личности, его значения в процессе получения школьного образования.

 

 

 

 

Этап Время Деятельность

 

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Орг.момент

 

 

 

До 1 мин

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность детей к уроку, содействует организации внимания учеников, создает ситуацию успеха.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку, включаются в учебный

процесс

Коммуникативные:

планирование

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Регулятивные: организация

своей учебной деятельности

Личностные: мотивация

учения

2

Актуализация опорных

знаний и способов

действий

 

До 3 мин

Мотивирует на учебную деятельность.

 

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы данной части речи, подумайте, какая часть речи давала интервью.

 

Что ты любишь?

— Бегать, прыгать, думать, читать, писать, рисовать… Всё, что называется словом «действие».

А не любишь?

— Одну частицу с отрицательным характером.

От кого ты держишься на расстоянии?

— От предлогов.

Что хочешь пожелать ученикам, которые изучают русский язык?

— Отлично знать мои признаки и свойства. И, конечно, без ошибок употреблять меня в своей речи.

 

Какая часть речи отвечала на вопросы?

Что обозначает глагол как часть речи?

На какие вопросы отвечает глагол?

Как изменяются глаголы?

Каким членом предложения обычно бывает глагол?

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы.

 

 

Регулятивные: планируют необходимые совместные действия, операции.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли

3

Этап целеполагания

 

До 3 мин

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

 

Сегодня мы углубим знания о глаголе. А для этого обратимся к эпиграфу нашего урока

 

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (В.Каверин)

 

- Обратите внимание, в какой форме стоят глаголы в этом совете-девизе героя В.Каверина?

 

- А каким синонимом называют НФ?

 

- Какова же тема нашего урока?

 

- Давайте определим цели урока.

 

 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

 

 

4

Совместное

исследование

проблемы

 

До 1 мин

Постановка проблемы:

 

На экране вы видите 4 глагола: сиять, мечтать, открыть, согреть.

 

Подумайте, какое слово лишнее, обоснуйте свой ответ.

 

- Что объединяет эти слова?

 

- Чем отличаются слова?

 

- Какой вывод можно сделать?

 

Запишите эти вопросы.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем делают выводы.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

5

Этап открытия новых

знаний и способов

действия

 

До 10 мин

Игра «Кто самый Внимательный?»

- Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Ваша задача услышать и записать  глаголы в НФ.

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

 

Взаимопроверка записанных слов.

 

- Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в НФ. Подчеркните их.

 

- На что оканчиваются глаголы в НФ?

 

Попробуйте определить лицо, число и время выписанных вами глаголов.

 

- Какой вывод можно сделать из ваших ответов?

 

А сейчас мы посмотрим видеоурок и определим, верно ли мы определили грамматические признаки инфинитива.

 

 

 

 

 

Соотносят поставленные задачи, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников.

 

 

 

Личностные: понимают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем и одноклассниками планируют необходимые действия, работают по плану.

6

Этап первичной

проверки понимания

изученного

 

До 10 мин

Предлагает в парах разобрать предложения на раздаточном материале. Записать в тетрадь только те предложения, которые содержат хотя бы один инфинитив.

  1. С тех пор я часто замечал, до чего нелогична и непоследовательна человеческая природа (Д. Дефо. Робинзон Крузо)
  2. В таком состоянии я пребывал довольно долго (Д. Дефо. Робинзон Крузо)
  3. Я мог рассчитывать в качестве их общего благодетеля на радушный приём у его земляков (Д. Дефо. Робинзон Крузо)
  4. Так жил я на моём острове тихо и спокойно, всецело покорившись воле божьей и доверившись провидению (Д. Дефо. Робинзон Крузо)
  5. Затем отец настойчиво и очень благожелательно стал упрашивать меня не ребячиться, не бросаться, очертя голову, в омут нужды и страданий, от которых занимаемое мною по моему рождению положение в свете, казалось, должно бы оградить меня (Д. Дефо. Робинзон Крузо)

Работают в парах, проводят анализ предложений, записывают необходимые предложения, графически обозначая глаголы в НФ.

Познавательные:

самостоятельное выделение и

формулирование

познавательной цели;

воспроизводить по памяти

информацию, необходимую

для решения учебной задачи;

установление причинно-следственных связей.

Личностные: понимают свои возможности в учении.

Регулятивные: планируют в парах необходимые действия, операции, работают по плану.

7

Физкультминутка

До 2 мин

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

Выполняют движения в соответствии с текстом

 

8

Этап открытия новых

знаний и способов

действий

 

До 5 мин

Коллективная игра «Будь внимателен!» для развития функциональной грамотности.

Замените фразеологизм одним словом. 

 

- Что нового сегодня узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в НФ?

- Какие окончания имеют данные глаголы?

- Почему эти глаголы так названы?

- Как мы можем использовать эпиграф нашего урока «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» в своей жизни?

Принимают участие в обучающей игре. Делают вывод по проблемному вопросу.

Определяют причинно-следственные связи.

Отвечают на вопросы.

 

 

9

Этап самостоятельной

работы и

взаимопроверка

 

 

До 2 мин

 

 

 

 

Дети выполняют задание БЦОК самостоятельно

Личностные: умеют мотивировать свои действия.

Познавательные: научиться

воспринимать и

анализировать информацию,

проводить исследование.

10

Домашнее задание

 

 

До 1 мин

Предлагает домашнее задание на выбор

  1. Выполнить задание от учителя в личном кабинете на портале Учи.ру

  1. В учебнике П.113 знать теорию, Упр.696 по заданию.
  2. Найти и выписать 10 пословиц с глаголами в НФ.

Выбирают домашнее задание самостоятельно

Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка своих возможностей,

выбор посильного уровня

задания.

Личностные: адекватное реагирование на

трудности

11

Рефлексия

 

 

 

До 2 мин

Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается.

Предлагает дополнить предложения:

1) Я знаю, что такое …

2) Я могу …

3) Я научился …

4) Полученные знания я могу применить …

Определяют уровень

достижений своих

результатов. Отвечают на

вопросы учителя.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: оценивают свою работу и работу одноклассников.