Технологическая карта
ФИО учителя
|
Сафарметова Юлиана Нигматулловна |
Наименование ОО
|
МАОУ Дубровинская СОШ |
Предмет
|
Русский язык |
Класс
|
5 |
Тема урока
|
«Инфинитив и его грамматические свойства». |
Тип урока
|
Комбинированный урок |
Технология построения урока |
Развивающее обучение, технология исследовательской деятельности, системно-деятельностный подход. |
Цель урока |
Выявить особенности глаголов в неопределенной форме; формировать выводы на основе своих наблюдений; учить, правильно ставить вопросы к глаголам в НФ; развивать речь и мышление ребенка. |
Задачи урока |
Образовательные: сформировать умение безошибочно определять инфинитив; закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива; обеспечить в ходе урока повторение признаков глаголов в неопределенной форме, правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы. Развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность. Воспитывающие: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах; содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения; содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании. Деятельностные: сформировать умение применять полученные знания на практике; сформировать умение строить речевые высказывания, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности. |
Информационно-технологические ресурсы |
«Видеолекция», «Диагностическая работа», раздаточный материал |
Методы и формы обучения |
Эвристический, индуктивный; групповая, фронтальная. |
Основные понятия темы |
Инфинитив |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Ученик научится находить в предложении глаголы в неопределенной форме; выделять окончания глаголов неопределенной формы; правильно употреблять Ь после Ч в неопределенной форме. |
Метапредметные |
Познавательные: анализ явлений и их сопоставление, построение рассуждений. Коммуникативные: развитие основных видов речевой деятельности, умение работать в парах, участие в диалоге. Регулятивные: целеполагание. |
Личностные |
Понимание роли русского языка в развитии личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
№ |
Этап Время Деятельность
|
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 |
Орг.момент
|
До 1 мин |
Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность детей к уроку, содействует организации внимания учеников, создает ситуацию успеха. |
Приветствуют учителя, готовятся к уроку, включаются в учебный процесс |
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2 |
Актуализация опорных знаний и способов действий
|
До 3 мин |
Мотивирует на учебную деятельность.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы данной части речи, подумайте, какая часть речи давала интервью.
Что ты любишь? — Бегать, прыгать, думать, читать, писать, рисовать… Всё, что называется словом «действие». А не любишь? — Одну частицу с отрицательным характером. От кого ты держишься на расстоянии? — От предлогов. Что хочешь пожелать ученикам, которые изучают русский язык? — Отлично знать мои признаки и свойства. И, конечно, без ошибок употреблять меня в своей речи.
Какая часть речи отвечала на вопросы? Что обозначает глагол как часть речи? На какие вопросы отвечает глагол? Как изменяются глаголы? Каким членом предложения обычно бывает глагол?
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы.
|
Регулятивные: планируют необходимые совместные действия, операции. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли |
3 |
Этап целеполагания
|
До 3 мин |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.
Сегодня мы углубим знания о глаголе. А для этого обратимся к эпиграфу нашего урока
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (В.Каверин)
- Обратите внимание, в какой форме стоят глаголы в этом совете-девизе героя В.Каверина?
- А каким синонимом называют НФ?
- Какова же тема нашего урока?
- Давайте определим цели урока.
|
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
|
|
4 |
Совместное исследование проблемы
|
До 1 мин |
Постановка проблемы:
На экране вы видите 4 глагола: сиять, мечтать, открыть, согреть.
Подумайте, какое слово лишнее, обоснуйте свой ответ.
- Что объединяет эти слова?
- Чем отличаются слова?
- Какой вывод можно сделать?
Запишите эти вопросы. |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем делают выводы. |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
5 |
Этап открытия новых знаний и способов действия
|
До 10 мин |
Игра «Кто самый Внимательный?» - Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Ваша задача услышать и записать глаголы в НФ. Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.
Взаимопроверка записанных слов.
- Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в НФ. Подчеркните их.
- На что оканчиваются глаголы в НФ?
Попробуйте определить лицо, число и время выписанных вами глаголов.
- Какой вывод можно сделать из ваших ответов?
А сейчас мы посмотрим видеоурок и определим, верно ли мы определили грамматические признаки инфинитива.
|
Соотносят поставленные задачи, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников.
|
Личностные: понимают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем и одноклассниками планируют необходимые действия, работают по плану. |
6 |
Этап первичной проверки понимания изученного
|
До 10 мин |
Предлагает в парах разобрать предложения на раздаточном материале. Записать в тетрадь только те предложения, которые содержат хотя бы один инфинитив.
|
Работают в парах, проводят анализ предложений, записывают необходимые предложения, графически обозначая глаголы в НФ. |
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Личностные: понимают свои возможности в учении. Регулятивные: планируют в парах необходимые действия, операции, работают по плану. |
7 |
Физкультминутка |
До 2 мин |
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп! Немного отдохнем И домой пешком пойдем. |
Выполняют движения в соответствии с текстом |
|
8 |
Этап открытия новых знаний и способов действий
|
До 5 мин |
Коллективная игра «Будь внимателен!» для развития функциональной грамотности. Замените фразеологизм одним словом.
- Что нового сегодня узнали о глаголе? - На какие вопросы отвечают глаголы в НФ? - Какие окончания имеют данные глаголы? - Почему эти глаголы так названы? - Как мы можем использовать эпиграф нашего урока «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» в своей жизни? |
Принимают участие в обучающей игре. Делают вывод по проблемному вопросу. Определяют причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы.
|
|
9 |
Этап самостоятельной работы и взаимопроверка
|
До 2 мин |
|
Дети выполняют задание БЦОК самостоятельно |
Личностные: умеют мотивировать свои действия. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать информацию, проводить исследование. |
10 |
Домашнее задание
|
До 1 мин |
Предлагает домашнее задание на выбор
|
Выбирают домашнее задание самостоятельно |
Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные: адекватное реагирование на трудности |
11 |
Рефлексия
|
До 2 мин |
Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Предлагает дополнить предложения: 1) Я знаю, что такое … 2) Я могу … 3) Я научился … 4) Полученные знания я могу применить … |
Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя. |
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: оценивают свою работу и работу одноклассников. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.