Начальная школа очень важный этап для детей, родителей и учителей. От того как он пройдёт зависит многое. Хочется, чтобы дети шли по "неведомым дорожкам" в мир неведомых чудес с интересом, любознательностью, желанием и старанием. Чтобы учение принесло много открытий, а не разочарований. Пусть в школьной жизни не кончается волшебство! Поэтому я считаю, что эти грамматические сказки в ходе урока придают эффект неожиданности, сказочности, лёгкости в запоминании правил русского языка.Данный занимательный материал по русскому языку можно использовать на уроках и внеурочных мероприятиях в начальной школе, что придаст детям интерес и мотивацию к обучению.
Грамматические сказки по русскому языку в начальной школе по темам.docx
Грамматические сказки по русскому языку в начальной школе по темам.
Тема: «Сказка род имён существительных»
В стране Грамматики жили словамальчики и словадевочки: жили – не тужили.
Слова мальчики старались не дружить с девочками: то бантик развяжут, то за косичку
дёрнут, то прыгалки отнимут, а иногда случались синяки. Плакали словадевочки и
старались на глаза словаммальчикам не показываться.
Узнала об этом мудрая Грамматика и попросила Глагол исправить положение в её
стране.
Позвал Глагол словамальчиков и прямо спросил их: «Почему вы обижаете слова
девочек?»
Не один уважающий себя мужчина не позволит себе обидеть или оскорбить женщину:
Словамальчики – существительные мужского рода,
Словадевочки существительные женского рода.
На это, обиженные словамальчики отвечали, что все девочки капризули и плаксы.
Какие же они плаксы? возмутился Глагол.
Слова храбрость, смелость, отвага, победа, красота – всё это существительные
женского рода.
Ух, ты – здорово! – воскликнули словамальчики.
А как нас можно узнать какого мы рода?
Очень просто, надо поставить слова:
Она, моя, значит, существительное женского рода,
Он, мой, значит, существительное мужского рода.
А бывают существительные другого рода? спросили словамальчики.
Бывают.
Оно, моё – существительные среднего рода (дерево, поле, ружьё)
Ну, как? – спросил Глагол – будете обижать словадевочек?
Мы, мужчины, хором ответили словамальчики, и в стране Грамматики наступил мир.
Тема: «Сказка предлоги и приставки»
В стране Русского языка жили разные слова: длинные и короткие, грустные и весёлые,
добрые и не очень.
У одних были сыночки предлоги, а у других дочкиприставочки.
Дочки были послушные, они всегда держались за руки своих родителей. Ни на минуточку
не отходили от них. Поэтому приставки пишутся слитно.
А шалуны предлоги были непоседы.
И когда Грамматике надо было составлять предложения – приходилось долго их искать.
Что мы маленькие, чтобы за ручку держаться? Мы – самостоятельные!
Мучилась, мучилась с ними Грамматика и решила пусть будут самостоятельными, пусть
пишутся отдельно.
И теперь их не надо искать, они всегда будут на своём месте.
Тема: «Сказка части слова» (состав слова).
Однажды решили Корень, Приставка, Суффикс и Окончание пойти в поход. Взяли
палатку, рюкзак и в путь. Шли они шли, устали и решили отдохнуть. Корень нёс самый тяжёлый рюкзак, он очень устал и сразу заснул. А Приставка с
Суффиксом начали спорить, кто из них главнее?
«Я самая главная» сказала Приставка. –Я впереди слова стою, да ещё новые образовываю.
Возьму слово «шёл», присоединюсь к нему и пожалуйста – готово 12 новых слов: ушёл,
зашёл, пришёл, подошёл, нашёл, перешёл, дошёл, вышел, взошёл, сошёл.
Вот так!
Удивила! – возразил Суффикс. –Был глагол и опять получился глагол.
А вот я могу образовывать разные части речи:
«корм» имя существительное
«кормовая» имя прилагательное
«кормить» глагол.
Постойте, постойте! – закричало Окончание. А как же я – Окончание!
Чтобы вы делали без меня? Да, если не я, то в предложении ничего понять было нельзя.
Это я – Окончание соединяю слова в предложении.
Они так громко кричали, что проснулся Корень
О чём спорите, друзья! – спросил он.
Тут разом закричали Приставка, Суффикс, Окончание:
Я главный! Нет, я главный!»
Скажите мне, друзья улыбнулся Корень, а может ли дерево расти без корня?
Нет, нет! –закричали Приставка, Суффикс, Окончание.
Может ли слово быть без корня?
Нет, тихо ответили они.
Теперь всё понятно, кто главный в слове? – спросил Корень.
А как же мы? – прошептали другие части слова, значит мы не нужны?
Нет, сказал Корень, без вас плохо бы было. Бедна была бы речь!
Главное ни на каком ты месте, а то, что мы нужны все вместе ПРИСТАВКА, СУФФИКС,
ОКОНЧАНИЕ и КОРЕНЬ – вместе дружная семья!
Обрадовались части слова, улыбнулись, одели рюкзаки и снова в путь.
Тема: «Сказка о непроизносимых согласных».
В стране Грамматики жили четыре согласные: Д Т В Л, которые любили играть в прятки,
а прятались они в словах так, что не могли их найти, никто не знал их секрета.
Радовались согласные: «Ай, да мы! Так сумеем спрятаться, что вам вовек не догадаться».
Плакали словасоседи, просили раскрыть секрет, да где там! Непроизносимые согласные
только смеялись и прятались.
И вот однажды дали родственные слова волшебные фонарики. И тут сразу отыскались
невидимки. Секрет, который открыли родственные слова оказался простым.
Надо слова с непроизносимыми согласными высветить со стороны родственных слов.
Попробовали слова – получается, всё видно, как на ладони:
Светит солнце – (какой день?) солнечный
Свистнул – услышал свист
Вот так и был раскрыт их секрет. Сначала непроизносимые согласные огорчились, а
потом им понравилась игра, они и подружились со всеми словамисоседями. Тема: «Сказка о мягком знаке (ь) на конце существительных женского рода после
шипящих».
В стране Грамматики была улица, на которой жили существительные мужского рода с
шипящими на конце.
Карандаш – рисовал весёлые картинки,
мяч – играл с детьми,
ключ – открывал волшебную дверь театра,
а ландыш был музыкантом, весело звонил в свои серебряные колокольчики, только
сторож не знал, чем ему заняться в этой стране. Нечего ему было охранять.
Но вот однажды слово товарищ предложило позвать в гости имена существительные
женского рода, которые жили на соседней улице. Испекли они вкусный калач, сварили
борщ, и как только луч солнца осветил крыши домов, полетел грач на соседнюю улицу
гостей созывать.
Первой он увидел слово помощь, которое помогло найти слова женского рода с шипящими
на конце.
Было раннее утро, кругом стояла тишь. Грачу понравилось это слово и он сразу пригласил
его. Около дороги росла густая рожь. Грач пригласил и это слово. Рожь поблагодарила и
пообещала, что обязательно придёт. Печь варила чтото вкусное на завтрак и тоже не
отказалась на предложение на приглашение.
Потом встретились другие слова: речь, брошь, молодёжь, вещь, мощь и все они с
радостью согласились пойти в гости. Мышь привела свою дочь. Грач не взял только слова
ложь, чушь – кому они нужны на празднике?
А праздник получился славный! Хорошо играл скрипач.
Долго веселились слова. Кирпич так плясал, что раскололся на две половинки, но ему
помог врач, вылечил беднягу.
Солнышко ушло в глушь леса, спрятались слова в шалаш и всю ночь они слушали, как лещ
и ёрш рассказывали друг другу сказки.
Тема: «Сказка о падежах».
В стране Русского языка жили братья ПАДЕЖИ, каждый со своим характером.
Именительный падеж – общительный, с каждым хочет познакомиться. У каждого
спросить ты КТО? ты ЧТО?, спрашивает имя.
Родительный падеж – падеж удивительный. Хочет узнать: кто твои родители, чья ты дочь
или сын? И очень удивляется, если нет КОГО? ЧЕГО?
Дательный падеж – добрый и внимательный. Ничего ему не жалко, что у него есть, то и
раздаёт. Так и спрашивает КОМУ? ЧЕМУ? дать.
Винительный падеж –зрительный, у него хорошее зрение, далеко видит и громко кричит:
вижу КОГО? или ЧТО? А почему его назвали Винительным, в чём его вина, он и сам не
знает. Наверное, потому, что взял он один вопрос у Именительного падежа, а второй у
Родительного падежа.
Творительный падеж – работник исключительный, без дела не сидит, у каждого он
спрашивает с КЕМ? работать, с ЧЕМ? работать. И доволен, когда находится работа.
Предложный падеж – рассказчик невозможный, много знает и может о КОМ? о ЧЁМ?
рассказать. Поэтому наши предки называют его сказательным. Вот такие падежи в стране Русского языка. Ты с ними подружись – будешь грамотно
писать и пятёрки получать.
Грамматические сказки по русскому языку 3 класс
Грамматические сказки по русскому языку 3 класс
Грамматические сказки по русскому языку 3 класс
Грамматические сказки по русскому языку 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.