УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЕМА: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
«ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА».
Р/Р ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ОПИСАНИИ КАРТИНЫ В.М..ВАСНЕЦОВА « БОГАТЫРИ»
Урок в 6 классе по программе Р.Н.Бунеева «Школа 2100».
учитель русского языка и литературы
МОУ сош с.Журавлевка
Шевцова Татьяна Анатольевна.
ТЕМА: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА».
Р/Р ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ОПИСАНИИ КАРТИНЫ В.М..ВАСНЕЦОВА « БОГАТЫРИ»
Цели урока:
- систематизировать знания учащихся об имени прилагательном;
- познакомить учащихся с грамматическим значением имени прилагательного;
- работа, направленная на обогащение словарного запаса детей. В частности прилагательных оценочного характера.
Задачи урока:
- обучение различению грамматических признаков имени прилагательного;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- воспитание патриотизма.
Оформление: словари, тесты, репродукция картины Васнецова,
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем повторять лексическое значение имени прилагательного и усваивать грамматические нормы изучаемой части речи.
II. Языковая разминка.
1.Словарный ком – устное повторение словарных слов.
2. Лексико – орфографическая работа (учитель на доске, а дети в словарях )
Богатырь (Богатырский )
III. Повторение пройденного материала.
1. Синтаксический разбор предложения.
Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь ( В.М.Васнецов )
2. Фронтальный опрос.
- Что называется лексическим значением слова?
- Какая часть слова является показателем лексического значения?
- Каким лексическим значением обладают имена прилагательные?
3. Работа с текстом ( №247 )
- Прочитайте текст, найдите имена прилагательные и определите их лексическое значение.
- Какой тип текста? ( художественное описание )
- Какими общими признаками обладают все имена прилагательные?
IV. Введение в тему.
1. Объявление и запись темы: Грамматическое значение «признак предмета».
Ключевые слова: показатель формы слова, часть речи и признак предмета.
2. Новая тема.
- Дайте мне, пожалуйста, определение части речи ( большие группы слов в языке, которые имеют общее грамматическое значение – предмет, действие предмета, количество и другие )
- У каждой части речи свое грамматическое значение. Прилагательное всегда стоит с существительным и делает ему характеристику: цвета, размера. Материала, формы и т.д.
Общее грамматическое значение прилагательного – признак предмета. Какой же общий вывод можно сделать, объединив все сказанное?
- Имена прилагательное имеют общее грамматическое значение « признак предмета».
Они отвечают на вопросы, какой, какая, какие, какое и чей. При изменении прилагательных по падежам, числа и родам, образуются их формы.
Показателями формы прилагательных являются окончания. ( А теперь давайте сверим, правильно ли мы составили формулировку правила стр.142 учебника )
Склонение по падежам. Изменение по числам.
И. родная земля Могучий богатырь – ед.ч.
Р. родной земли Могучие богатыри – мн.ч.
Д. родной земле Изменение по родам.
В. родную землю Русская земля – ж.р
Т. родной землей Русский язык – м.р.
П. о родной земле Русское поле – ср.р.
ВЫВОД: показателем формы имени прилагательного является окончание.
3. Морфологическая страничка ( №249 ).
- Определите « лишнее слово» в сроке:
1. Белая, беловатая, беленькая, белизна.
2. Твердый, твердого, твердые, твердокаменный.
3. Стальной, золотой, медный, веселый.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
1. Выборочное письмо ( №248 ). Определите тип текста.
2. Минутка развития речи. Подготовка мини – сочинению.
От всех прошу внимания
Предстоит соревнование
Я за всеми наблюдаю
Самых лучших выбираю.
Учитель. Ребят делая синтаксический разбор предложения, мы встретили прилагательное, которое сочетается с существительным. Назовите мне это словосочетание. ( Былинная Русь )
- Где мы уже знакомились со словом «былина»? Я сегодня предлагаю вам по- новому увидеть богатырей. С помощью прилагательных вам предстоит передать физические и духовные качества богатырей, их внешний облик. Но прежде чем перейти к творческому заданию, я попросила знатоков литературы, независимых консультантов, рассказать о персонажах картины, которых вам придется описывать (Выступление учащихся о картине В.М.Васнецова « Богатыри»).
Учитель. Прослушав сообщения, дайте характеристику богатырям, не забывая про прилагательные.
ОПОРНЫЕ СЛОВА
Илья Муромец – вороной конь, дородный и сильный, «сорокапудовая» палица, великодушный, добрый.
Алеша Попович - самый молодой богатырь, «тугой лук» разрывчатый да «стрелочка каленная», рукоятка богатырского меча, «гусли яровчатые».
Добрыня Никитич – белый конь, густая грива, воинское снаряжение, щит заморской работы, нарядная сбруя с золотыми украшениями.
3. Физминутка (общая)
«Про пана Трулялинского» Ю.Тувим.
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он в Припевайске
В переулке Веселинском.
С ним и тетка… (Трулялетка),
И дочурка… (Трулялюрка),
И сынишка… (Трулялишка),
И собачка… (Трулялячка),
Есть у них еще котенок
По прозванью… (Труляленок),
И вдобавок попугай –
Развеселый… ( Труляляй),
Все шоферы… (Трулялеры),
Почтальоны… (Труляльоны),
Футболисты… (Трулялисты),
Продавщицы… (Трулялицы),
Музыканты… (Трулялянты),
И студенты… (Труляленты),
Сам учитель… (Трулялитель),
А ребята… (Трулялята).
Даже мышки, даже мушки
Распевают….. (Трулялюшки)
В Припевайске весь народ припеваючи живет!
4. Самостоятельная работа учащихся – развитие речи.
Сочинение – миниатюра « Опиши одного из былинных богатырей» ( для сильных учеников).
Составить словосочетание по картине: прилагательное+ существительное ( Для корректируемой группы)
5. Чтение выполненных работ.
VI. Подведение итогов урока.
1. Какие ключевые слова сегодня звучали на уроке? ( часть речи, признак предмета, показатель формы слова).
- Какие виды работ показались вам интересными?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
2. Объяснение домашнего задания - 28, № 250.
3. Комментирование оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.