ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА». Р/Р ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ОПИСАНИИ КАРТИНЫ В.М..ВАСНЕЦОВА « БОГАТЫРИ»
Оценка 4.9

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА». Р/Р ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ОПИСАНИИ КАРТИНЫ В.М..ВАСНЕЦОВА « БОГАТЫРИ»

Оценка 4.9
doc
18.02.2022
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ                           «ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА». Р/Р ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ОПИСАНИИ КАРТИНЫ В.М..ВАСНЕЦОВА « БОГАТЫРИ»
Урок русского языка в 6 классе.doc

                                   УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

               КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

ТЕМА: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

                          «ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА».

Р/Р ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ОПИСАНИИ КАРТИНЫ В.М..ВАСНЕЦОВА « БОГАТЫРИ»

 

 

 

                                 

 

 

 

                                                            Урок в 6 классе по   программе                                                                            Р.Н.Бунеева «Школа 2100».

                                                                             учитель русского языка и                                                    литературы

                                           МОУ сош с.Журавлевка 

   Шевцова Татьяна Анатольевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА».

Р/Р ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ОПИСАНИИ КАРТИНЫ В.М..ВАСНЕЦОВА « БОГАТЫРИ»

Цели урока:

- систематизировать знания учащихся об имени прилагательном;

- познакомить учащихся с грамматическим значением имени прилагательного;

- работа, направленная на обогащение словарного запаса детей. В частности прилагательных оценочного характера.

Задачи урока:

- обучение различению грамматических признаков имени прилагательного;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- воспитание патриотизма.

Оформление: словари, тесты, репродукция картины Васнецова,

                                                    ХОД УРОКА.

I. Организационный  момент.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем повторять лексическое значение имени прилагательного и усваивать грамматические нормы изучаемой части речи.

II. Языковая  разминка.

1.Словарный ком – устное повторение словарных слов.

2. Лексико – орфографическая работа (учитель на доске, а дети в словарях )

Богатырь (Богатырский )

III. Повторение пройденного материала.

1. Синтаксический разбор предложения.

  Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь ( В.М.Васнецов )

2. Фронтальный опрос.

- Что называется лексическим значением слова?

- Какая часть слова является показателем лексического значения?

- Каким лексическим значением обладают имена прилагательные?

3. Работа с текстом ( №247 )

- Прочитайте текст, найдите имена прилагательные и определите их лексическое значение.

- Какой тип текста? ( художественное описание )

- Какими общими признаками обладают все имена прилагательные?

IV. Введение в тему.

1. Объявление и запись темы: Грамматическое значение «признак предмета».

Ключевые слова: показатель формы слова, часть речи и признак предмета.

2. Новая тема.

- Дайте мне, пожалуйста, определение части речи ( большие группы слов в языке, которые имеют общее грамматическое значение – предмет, действие предмета, количество и другие )

- У каждой части речи свое грамматическое значение. Прилагательное всегда стоит с существительным и делает ему характеристику: цвета, размера. Материала, формы и т.д.

Общее грамматическое значение прилагательного – признак предмета. Какой же общий вывод можно сделать, объединив все сказанное?

- Имена прилагательное имеют общее грамматическое значение « признак предмета».

Они отвечают на вопросы, какой, какая, какие, какое и чей. При изменении прилагательных по падежам, числа и родам, образуются их формы.

Показателями формы прилагательных являются окончания. ( А теперь давайте сверим, правильно ли мы составили формулировку правила стр.142 учебника )

 

Склонение по падежам.                                Изменение по числам.

И. родная земля                                              Могучий богатырь – ед.ч.

Р. родной земли                                              Могучие богатыри – мн.ч.

Д. родной земле                                              Изменение по родам.

В. родную землю                                            Русская земля – ж.р

Т. родной землей                                            Русский язык – м.р.

П. о родной земле                                           Русское поле – ср.р.

 

ВЫВОД: показателем формы имени прилагательного является окончание.

3. Морфологическая страничка ( №249 ).

- Определите « лишнее слово» в сроке:

1. Белая, беловатая, беленькая, белизна.

2. Твердый, твердого, твердые, твердокаменный.

3. Стальной, золотой, медный, веселый.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

1. Выборочное письмо ( №248 ). Определите тип текста.

2. Минутка развития речи. Подготовка мини – сочинению.

                                           От всех прошу внимания

                                            Предстоит соревнование

                                            Я за всеми наблюдаю

                                            Самых лучших выбираю.

Учитель. Ребят делая синтаксический разбор предложения, мы встретили прилагательное, которое сочетается с существительным. Назовите мне это словосочетание. ( Былинная Русь )

- Где мы уже знакомились со словом «былина»? Я сегодня предлагаю вам по- новому увидеть богатырей. С помощью прилагательных вам предстоит передать физические и духовные качества богатырей, их внешний облик. Но прежде чем перейти к творческому заданию, я попросила знатоков литературы, независимых консультантов, рассказать о персонажах картины, которых вам придется описывать (Выступление учащихся о картине В.М.Васнецова « Богатыри»).

Учитель.  Прослушав сообщения, дайте характеристику богатырям, не забывая про прилагательные.

ОПОРНЫЕ СЛОВА

Илья Муромец – вороной конь, дородный и сильный, «сорокапудовая» палица, великодушный, добрый.

Алеша Попович  - самый молодой богатырь, «тугой лук» разрывчатый да «стрелочка каленная», рукоятка богатырского меча, «гусли яровчатые».

Добрыня Никитич – белый конь, густая грива, воинское снаряжение, щит заморской работы, нарядная сбруя с золотыми украшениями.

3. Физминутка (общая)

«Про пана Трулялинского» Ю.Тувим.

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живет он в Припевайске

В переулке Веселинском.

С ним и тетка… (Трулялетка),

И дочурка…       (Трулялюрка),

И сынишка…     (Трулялишка),

И собачка…       (Трулялячка),

Есть у них еще котенок

По прозванью…  (Труляленок),

 И вдобавок попугай –

Развеселый…       ( Труляляй),

Все шоферы…     (Трулялеры),

Почтальоны…      (Труляльоны),

Футболисты…      (Трулялисты),

Продавщицы…   (Трулялицы),

Музыканты…       (Трулялянты),

И студенты…       (Труляленты),

Сам учитель…     (Трулялитель),

А ребята…             (Трулялята).

Даже мышки, даже мушки

Распевают…..        (Трулялюшки)

В Припевайске весь народ припеваючи живет!

4. Самостоятельная работа учащихся – развитие речи.

Сочинение – миниатюра « Опиши одного из былинных богатырей» ( для сильных учеников).

Составить словосочетание по картине: прилагательное+  существительное ( Для корректируемой группы)

5. Чтение выполненных работ.

VI. Подведение итогов урока.

1. Какие ключевые слова сегодня звучали на уроке? ( часть речи, признак предмета, показатель формы слова).

- Какие виды работ показались вам интересными?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

2. Объяснение домашнего задания -      28, № 250.

3. Комментирование оценок.


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «ПРИЗНАК

ТЕМА: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «ПРИЗНАК

Они отвечают на вопросы, какой, какая, какие, какое и чей

Они отвечают на вопросы, какой, какая, какие, какое и чей

Тралиславе Трулялинском! А живет он в

Тралиславе Трулялинском! А живет он в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2022