Гражданская война и военная интервенция в 1918-1922 гг.

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 12.doc

Урок 12-13. Гражданская война и военная интервенция в 1918-1922 гг.

Общие цели: дать обучающимся представление о Граждан­ской войне и иностранной интервенции; охарактеризовать поли­тические программы участвующих сторон в Гражданской войне; объяснить политику «военного коммунизма»; привести примеры «белого» и «красного» террора.

Вспомогательная цель: с опорой на материал текста § 12-13 составить развернутый план ответа по теме «Периодизация Гра­жданской войны».

Дополнительные цели: выделить и проанализировать при­чины Гражданской войны и иностранной интервенции; соста­вить сравнительную характеристику Белого движения и дейст­вий Красной армии при опоре на документы § 12-13; установить причины перехода к политике «военного коммунизма»; пред­ставить свою точку зрения на причины победы «красных» и по­ражения «белых» в Гражданской войне.

Основные понятия и термины: гражданская война, интер­венция, расказачивание, Белое движение, «военный комму­низм», продразверстка, карточная система, продовольственные отряды, комбеды, трудовая мобилизация, Красная армия, Рево­люционный военный совет, «буржуазные специалисты», движе­ние «зеленых», комсомольцы.

 

Письменная работа.

I вариант.

1. Дайте характеристику первых преобразований партии боль­шевиков.

2.    Определите значение и последствия роспуска Учреди­тельного собрания.

// вариант.

1. Дайте оценку влияния событий Октября 1917 г. на буду­щее России.

2.     Охарактеризуйте влияние Брестского мира на развитие событий в России.

П. Изучение нового материала.

План

1.      Начальный этап Гражданской войны и интервенции.

2.     Советская Республика в кольце фронтов: май 1918 г. -март 1919 г.

3.    Политика «военного коммунизма».

4.  Время решающих сражений: март 1919 г. - март 1920 г.

5.     Война с Польшей и поражение Белого движения. Апрель -ноябрь 1920 г.

6.     Причины победы «красных» и поражения «белых».

7.     Завершающий этап Гражданской войны. Конец 1920-1922 гг.

1. Начальный этап Гражданской войны и интервенции.

На основе знаний основной шкоды обучающиеся дают оп­ределение понятиям «Гражданская война» и «интервен­ция».

Гражданская война - вооруженная форма борьбы за власть внутри страны между различными политическими и обществен­ными группами.

Интервенция - вмешательство иностранных государств в дела другой страны.

Задание обучающимся, ответить на вопрос: почему Гражданская война приобрела столь большие масштабы и охва­тила всю страну?

3. Политика «военного коммунизма».

чрезвычайные меры цар­ского правительства, вызванные Первой мировой войной:

   государственная монополия на продукты;

   нормированное распределение продуктов и предметов пер­вой необходимости;

   трудовая повинность;

   введение твердых цен на ряд продуктов.

задание: заполнить таблицу «Политика «военного коммунизма».

Политика «военного коммунизма»

 

Политическая цель

Экономическая цель

Основные мероприятия

 

 

 

причины    перехода    к политике «военного коммунизма»:

   политика «военного коммунизма» - это политика, вынуж­денная войной;

   политика «военного коммунизма» - это политика, вызван­ная коммунистической идеологической установкой и теорией мировой революции;

   политика «военного коммунизма» - это политика, направ­ленная против крестьянства с целью его пролетаризации.

Политика «военного коммунизма» стала претворением в жизнь программных заявлений большевиков.

4.  Время решающих сражений: март 1919-1920 гг.

Самостоятельная работа с материалом § 12-13 (с. 122-124).

Беседа по вопросам:

-    Что способствовало разворачиванию активных действий А. В. Колчака в Сибири, Предуралье?

-    Опираясь на карту «Гражданская война», кратко опишите цели и действия А. В. Колчака и Н. Н. Юденича весной и летом 1919 г.

-    Почему центр Белого движения перемещается летом 1919 г. на юг?

-    Проследите по карте, какие действия предприняли А. М. Де­никин и Добровольческая армия летом 1919 г. С какой целью А. М. Деникин собрал огромную армию, что этому способство­вало?

-    Объясните, какую роль сыграла несогласованность дейст­вий А. В. Колчака и А. М. Деникина в 1919 г.

-    Назовите причины побед Красной армии с сентября по де­кабре 1919 г. на юге и северо-западе России.

-    Назовите причины поражения армии А. В. Колчака.

-    Охарактеризуйте позицию «зеленых», характер их движе­ния.

5.  Война с Польшей и поражение Белого движения. Ап­рель-ноябрь 1920 г.

Данный вопрос учитель излагает в объеме текста § 12-13 с помощью карты «Гражданская война».

Для закрепления вопроса рекомендуется организовать бе­седу по следующим вопросам:

-    Назовите причины советско-польской войны 1920 г.

-    В чем заключалась специфика советско-польской войны?

- Назовите итоги войны.

6. Причины победы «красных» и поражения «белых».

Почему в Гражданской войне победу одержали «красные»?

работа по группам:

1-я группа. Выявите источники победы большевиков в Гра­жданской войне.

2-я группа. Определите результаты победы большевиков.

3-я группа. Выделите источники победы большевиков на втором, третьем и четвертом этапах Гражданской войны.

4-я группа. Назовите причины поражения Белого движения.

5-я группа. Перечислите итоги Гражданской воины.

7. Завершающий этап Гражданской войны. Конец 1920-1922 гг.

 

III. Закрепление изученного материала.

Работа с картой «Гражданская война».

-   В каких регионах страны дислоцировались «белая» и «красная» армии?

-    Назовите, в чем заключилось преимущество стратегиче­ского положения «красных» армий?

-    В каких районах страны действовали войска интервентов?

-    Какие фронта были крайне опасными для Советской Рос­сии в разные периоды Гражданской войны?

-      Прокомментируйте связь между Гражданской войной и интервенцией в России.

-      Что способствовало разворачиванию активных действий А. В. Колчака в Сибири, Предуралье?

Домашнее задание: параграф 12-13.