Урок 12-13. Гражданская война и военная интервенция в 1918-1922 гг.
Общие цели: дать обучающимся представление о Гражданской войне и иностранной интервенции; охарактеризовать политические программы участвующих сторон в Гражданской войне; объяснить политику «военного коммунизма»; привести примеры «белого» и «красного» террора.
Вспомогательная цель: с опорой на материал текста § 12-13 составить развернутый план ответа по теме «Периодизация Гражданской войны».
Дополнительные цели: выделить и проанализировать причины Гражданской войны и иностранной интервенции; составить сравнительную характеристику Белого движения и действий Красной армии при опоре на документы § 12-13; установить причины перехода к политике «военного коммунизма»; представить свою точку зрения на причины победы «красных» и поражения «белых» в Гражданской войне.
Основные понятия и термины: гражданская война, интервенция, расказачивание, Белое движение, «военный коммунизм», продразверстка, карточная система, продовольственные отряды, комбеды, трудовая мобилизация, Красная армия, Революционный военный совет, «буржуазные специалисты», движение «зеленых», комсомольцы.
Письменная работа.
I вариант.
1. Дайте характеристику первых преобразований партии большевиков.
2. Определите значение и последствия роспуска Учредительного собрания.
// вариант.
1. Дайте оценку влияния событий Октября 1917 г. на будущее России.
2. Охарактеризуйте влияние Брестского мира на развитие событий в России.
П. Изучение нового материала.
План
1. Начальный этап Гражданской войны и интервенции.
2. Советская Республика в кольце фронтов: май 1918 г. -март 1919 г.
3. Политика «военного коммунизма».
4. Время решающих сражений: март 1919 г. - март 1920 г.
5. Война с Польшей и поражение Белого движения. Апрель -ноябрь 1920 г.
6. Причины победы «красных» и поражения «белых».
7. Завершающий этап Гражданской войны. Конец 1920-1922 гг.
1. Начальный этап Гражданской войны и интервенции.
На основе знаний основной шкоды обучающиеся дают определение понятиям «Гражданская война» и «интервенция».
Гражданская война - вооруженная форма борьбы за власть внутри страны между различными политическими и общественными группами.
Интервенция - вмешательство иностранных государств в дела другой страны.
Задание обучающимся, ответить на вопрос: почему Гражданская война приобрела столь большие масштабы и охватила всю страну?
3. Политика «военного коммунизма».
чрезвычайные меры царского правительства, вызванные Первой мировой войной:
• государственная монополия на продукты;
• нормированное распределение продуктов и предметов первой необходимости;
• трудовая повинность;
• введение твердых цен на ряд продуктов.
задание: заполнить таблицу «Политика «военного коммунизма».
Политика «военного коммунизма»
Политическая цель |
Экономическая цель |
Основные мероприятия |
|
|
|
причины перехода к политике «военного коммунизма»:
• политика «военного коммунизма» - это политика, вынужденная войной;
• политика «военного коммунизма» - это политика, вызванная коммунистической идеологической установкой и теорией мировой революции;
• политика «военного коммунизма» - это политика, направленная против крестьянства с целью его пролетаризации.
Политика «военного коммунизма» стала претворением в жизнь программных заявлений большевиков.
4. Время решающих сражений: март 1919-1920 гг.
Самостоятельная работа с материалом § 12-13 (с. 122-124).
Беседа по вопросам:
- Что способствовало разворачиванию активных действий А. В. Колчака в Сибири, Предуралье?
- Опираясь на карту «Гражданская война», кратко опишите цели и действия А. В. Колчака и Н. Н. Юденича весной и летом 1919 г.
- Почему центр Белого движения перемещается летом 1919 г. на юг?
- Проследите по карте, какие действия предприняли А. М. Деникин и Добровольческая армия летом 1919 г. С какой целью А. М. Деникин собрал огромную армию, что этому способствовало?
- Объясните, какую роль сыграла несогласованность действий А. В. Колчака и А. М. Деникина в 1919 г.
- Назовите причины побед Красной армии с сентября по декабре 1919 г. на юге и северо-западе России.
- Назовите причины поражения армии А. В. Колчака.
- Охарактеризуйте позицию «зеленых», характер их движения.
5. Война с Польшей и поражение Белого движения. Апрель-ноябрь 1920 г.
Данный вопрос учитель излагает в объеме текста § 12-13 с помощью карты «Гражданская война».
Для закрепления вопроса рекомендуется организовать беседу по следующим вопросам:
- Назовите причины советско-польской войны 1920 г.
- В чем заключалась специфика советско-польской войны?
- Назовите итоги войны.
6. Причины победы «красных» и поражения «белых».
- Почему в Гражданской войне победу одержали «красные»?
работа по группам:
1-я группа. Выявите источники победы большевиков в Гражданской войне.
2-я группа. Определите результаты победы большевиков.
3-я группа. Выделите источники победы большевиков на втором, третьем и четвертом этапах Гражданской войны.
4-я группа. Назовите причины поражения Белого движения.
5-я группа. Перечислите итоги Гражданской воины.
7. Завершающий этап Гражданской войны. Конец 1920-1922 гг.
III. Закрепление изученного материала.
Работа с картой «Гражданская война».
- В каких регионах страны дислоцировались «белая» и «красная» армии?
- Назовите, в чем заключилось преимущество стратегического положения «красных» армий?
- В каких районах страны действовали войска интервентов?
- Какие фронта были крайне опасными для Советской России в разные периоды Гражданской войны?
- Прокомментируйте связь между Гражданской войной и интервенцией в России.
- Что способствовало разворачиванию активных действий А. В. Колчака в Сибири, Предуралье?
Домашнее задание: параграф 12-13.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.