Государственное казённое образовательное учреждение
Республики Мордовия
« Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
« Гражданско-патриотическое
воспитание детей с умственной отсталостью
в условиях школы –интерната»
(выступление на семинаре по дефектологии)
Подготовила: Шиляева В.А.
Инсар, 2019 г.
Гражданско-патриотическое воспитание- это процесс усвоения обучающимися позитивного социального опыта, комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, и , прежде всего это правовое, политическое, и нравственное образование и воспитание. Которое должно реализовываться через учебно-воспитательный процесс.
Главная цель- воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе.
Перед педагогами, классными руководителями стоит задача формирования у обучающихся навыков социальной практики. Педагог должен помочь ребёнку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обрести себя ка личность, стать полноценным участником экономической, социальной и духовной жизни общества.
В настоящее время гражданско – патриотическое воспитание находится в центре внимания педагогической общественности.
Содержание всех школьных предметов, воспитательная деятельность должна быть направлена на формирование человека-гражданина, патриота, личности, которой присущи гражданские качества.
Формирование гражданских и патриотических качеств личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), воспитание у них активной жизненной позиции – одна из основных целей, стоящая перед классными руководителями и всеми педагогами.
Классные руководители планируют воспитательную работу согласно нескольким направлениям.
В работе с классом особое внимание уделяю патриотическому воспитанию.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся реализую следующую цепочку:
· любовь к родным и близким людям;
· воспитание ууважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста);
· любовь к родной природе (охрана окружающей среды);
· моя Родина – Россия (расширение представлений о нашей Родине - России, воспитание любви к своей малой родине).
Систему патриотического воспитания в классе строю с учётом возраста обучающихся, учитывая степень подготовленности их к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения.
Актуальным считаю проведение классных часов, интегрированных уроков, которые способствуют гражданско-патриотическому воспитанию.
В прошлом учебном году этому направлению были посвящены следующие классные часы:
1) Я – ученик. Нравственный мир старшеклассника.
2) День гражданской обороны (посв.МЧС России)
3) Правовой час «Символы России»
4) Покорившим небо.
5) Экологическая беседа «Поможем природе»
6) Моя малая Родина.
На 2019-2010 учебный год запланированы следующие беседы:
1) Урок победы (посв. 75-летию Победы в ВОВ);
2) Дети войны. Какими они были, кто они теперь?
3) Что значит быть патриотом?
4) Классный час, посвященный воссоединению Крыма с Россией.
5) Гражданский урок «Космос – это мы»
6) Открытый классный час «Маленькие герои большой войны»
Особое внимание в работе с детьми уделяю воспитанию толерантности – умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, это особенно важно в условиях участившихся актов насилия, терроризма, обострения межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Глубокий отклик оставил в душах детей классный час «Трагедия Беслана- наша общая боль».
16 ноября 2018 г. В мире отмечался день толерантности. Я провела классный час «Мы очень разные, но мы вместе». В ходе беседы мы искали ответ на вопрос: как жить, когда столько разных людей?
Ребята вывели правила толерантного общения:
· уважай собеседника;
· старайся понять то, о чём говорят другие;
· отстаивай свое мнение тактично;
· стремись учитывать интересы других.
Мы пришли к выводу, что наш класс – это маленькая семья и хочется, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание.
Наиболее значимым у подростков в этот период является участие в военно-патриотическая деятельность.
Традиционно в канун праздника 9 Мая мы вместе с обучающимися класса возлагаем цветы к памятнику Неизвестного солдата.
Большая роль в воспитании патриотов и граждан своей Родины является экскурсионная работа. Экскурсии способствуют воспитанию у обучающихся патриотизма, заставляют их более глубоко интересоваться национальной культурой, историческим прошлым.
Так в прошлом учебном году мы вместе с ребятами 8 класса совершили экскурсию по г.Инсару, где познакомились с улицами, предприятиями, достопримечательностями города. С помощью презентации совершили виртуальную экскурсию в столицу нашей республики г.Саранск. В этом учебном году запланирована экскурсия в краеведческий музей нашего города.
В заключении хочется сказать, что являясь классным руководителем, стараюсь воспитывать личность, формировать человека, способного любить Родину, сопереживать происходящее и обладать чувством ответственности за будущее своё и её.
В перспективе буду продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные методы, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.