«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук,он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».
(Ж.Ж.Руссо).
В новых образовательных стандартах представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя и такие личностные характеристики: как
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать её каждый день своим трудом, учебой, добром – очень непростая задача. Подобная система работы по патриотическому воспитанию, как показывает опыт, обогащает учащихся знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.
Я думаю воспитать такого гражданина – очень непростая задача.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у ребят гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни
Решая проблему гражданско-патриотического воспитания в своей работе я использую следующие формы
1.
Классные часы
- мы жители России;
2. Экскурсии:
- краеведческий музей им.Шувалова;
3. Исследовательскую работу
-Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
-Моя родословная
-Любимому городу - 45
4. Олимпиады, конкурсы, турниры
-краеведческий турнир « Я нижневартовец»
5. одним из направлений гражданско-патриотического воспитания является профориентация. В этом учебном году мы принимали участие в КТД «Мир ремесел». В нашем классе прошел классный час «Все профессии нужны, все профессии важны», в котором приняли участие все родители. Они рассказали детям о своих профессиях.
5. Организация семейных выставок
-в октябре выставка поделок из природного материала «Ах, осень, красавица!»
-выставка «Мир семейных увлечений»
6. Квест-игра
Наши родители принимают активное участие не только в воспитательной работе, но и в учебной. В конце года традиционно в нашем классе проходит день открытых дверей. Родители посещают уроки, внеурочные занятия, выступая в роли экспертов
7. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. А берет он свое начало из любви к семье. Это первый этап в формировании патриотизма. Родина начинается с семьи. Уважение, взаимопонимание, любовь к своим родителям, сестрам, братьям наполняет нашу жизнь смыслом, то ради чего стоит жить. Ничто не связывает так семью как совместные дела, а что это будет - походы, уборка, праздники, лишь бы ребенок чувствовал, что он нужен. Поэтому много внимания уделяю внеклассным мероприятиям, объединяющим семью. Традицией стало проведение семейных праздников :
-Дни именинников
-Осенний бал «Краски осени»
-День пожилых людей «У самовара бабушки и внуки»
-День матери
-Новогодний колейдоскоп
-Рождественские колядки
-Праздник к 23 февраля
-Праздник, посвященный 8 марта
-Мир семейных увлечений
-Читаем всей семьей
-конкурс «Семья года»
-Парад звезд
Для оценивания результативности воспитательной работы по данному направлению мы проводим анкетирование. Ответы анализируем, выявляем проблемы и ставим цели и задачи на следующий учебный год.
Очень действенной является анкета «Ваши предложения». Она позволяет скорректировать план воспитательной работы на следующий учебный год.
В нашем классе заведена книга отзывов и предложений. После каждого мероприятия и дети, и родители пишут свои отзывы.
В заключении хочется отметить, что безусловно важным представляется вызвать у ребят не просто интерес к проводимому мероприятию, а непосредственное их участие в выборе и подготовке выбранных форм. Соблюсти эти условия не сложно, но необходимо, только тогда выбранные формы гражданско-патриотического воспитания станут мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящее и будущее, этих главных человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача гражданско-патриотического воспитания.
Свое выступление я хочу закончить такими словами «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.