Чтобы получить эффект от гражданского образования в средней школе, необходимо начинать готовить почву уже в начальной школе.
Целью гражданского образования в начальной школе является создание условий для вхождения ребёнка в гражданское общество через определение отношений к миру и к себе в нём.
Работа проходит через систему уроков по различным предметам (например, окружающий мир, литературное чтение), через проведение классных часов и внеклассных мероприятий.
В своей работе по гражданскому и патриотическому воспитанию я выделила три тематических блока.
БЛОК I Познание мира. Культура разных народов.
В этом блоке дети получают представление о планете Земля. Ученики знакомятся с разными странами, с великими путешественниками, с культурой разных народов.
БЛОК II Отечество. Родник. Россия.
В данном разделе ученики осмысливают понятие «дом» в другом значении – Отечество, Родина, Россия. Дети знакомятся с особенностями государства, с его символами, с конституцией, правами и обязанностями граждан, с обычаями и традициями народов России, их праздниками. Проводится путешествие по городам страны.
Очень кстати был введён Национально-региональный компонент содержания образования. Ведь гражданственность, патриотизм начинается с любви к своей малой родине, к своему родному краю. НРК обладает именно тем творческим потенциалом, который воздействует на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, способствует воспитанию патриота своей Родины.
БЛОК III Человек. Семья. Общество. Познание самого себя.
На этом этапе ученики выявляют особенности своего характера, интересов, чувств. Осознают ценность семьи, особенности взаимоотношений между родственникам. Дети размышляют о своём предназначении в обществе, о будущей профессии и будущей семье.
В нашем классе сложилась традиция написания мини-сочинений по различным темам:
· Если бы я был волшебником
· Что я люблю
· Что я оставлю после себя?
· Пожелания потомкам
· В чём заключается смысл моей жизни? и другие
В этих сочинениях хорошо заметно отражение именно тех проблем, которые уже сейчас волнуют младших школьников.
Дети больше всего на свете любят своих родителей. «Ведь они единственные. Нет в мире такого магазина, где можно было бы купить родителей» - пишет ученица. Им нравится, «когда родные не заняты и не озабочены своими взрослыми проблемами». «Я очень люблю своих родителей, когда они не грустные, а весёлые. Мне кажется, что я отдала бы всё, чтобы они сидели рядом со мной и улыбались».
Ребята хотят стать дизайнерами, артистами, каскадёрами, археологами, журналистами, спортсменами. Они очень хотят совершать такие поступки, чтобы их помнили через много-много лет. «Я хочу придумать такое изобретение, чтобы спустя 200 лет люди знали, что жил такой Половников Павел».
Уже таких маленьких детей волнуют совсем взрослые проблемы. Они говорят о финансовых, жилищных, экологических проблемах нашей страны. Хотят бороться со злом, наркоманией и преступностью. «Очень хотела бы всех преступников сделать добрыми, нравственными и любознательными». Дети хотят «помогать всему миру, нет – всей Вселенной».
В заключении я хотела бы прочитать сочинение Егоровой Кристины «Если бы я была волшебником».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.