В содержании учебных дисциплин история, обществознание, история родного края заложены большие возможности для гражданского и патриотического воспитания детей. Это является одной из первостепенных задач курса исторического и обществоведческого образования. На своих уроках я пытаюсь привить детям уважение к своим корням, предкам, великому прошлому нашей страны.
гражданско-правове восп..docx
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Гражданскопатриотическое воспитание на уроках
обществознания
Подготовила: М.В.Павлова Барнаул, 2015
Основными целями исторического и обществоведческого образования,
заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах нового
поколения, являются: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и
свободам человека, демократическим ценностям современного общества".
Формирование патриотизма происходит в:
1. Знании своей истории, уважении опыта старших поколений, его исторического
прошлого.
2. Преданности, как своей стране, так и собственному делу, идеям, взглядам, семье.
3. Защите государственных ценностей, уважении вековых традиций.
Но как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? Для современной
молодежи характерны и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и
неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости,
доминирующие установки жить «одним днем». Очень большая проблема заключается
в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90х годов,
поколение, которое уже не застало Советского Союза, поколение, которое родилось
в совершенно другой стране. Одновременно с изменением системы ценностей,
патриотизм, развитию которого раньше посвящали много усилий, постепенно
превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во
чтото лишнее, несовременное. Сегодня мы наблюдаем равнодушие, цинизм,
неуважительное отношение к государству, к культуре, падение престижа военной
службы.
В содержании учебных дисциплин история, обществознание, история родного
края заложены большие возможности для гражданского и патриотического
воспитания детей. Это является одной из первостепенных задач курса исторического
и обществоведческого образования. На своих уроках я пытаюсь привить детям
уважение к своим корням, предкам, великому прошлому нашей страны.
Особое место в курсе обществознания занимает тема «Нации и
межнациональные отношения». Изучение этой темы имеет не только значительное
образовательное, но и большое воспитательное значение. Привлекая знания из курсов
истории, социологии я помогаю осознать опасность национального чванства и
национальной нетерпимости, помогаю связать любовь к отечеству с уважением к
другим культурам и цивилизациям. Изучая данную тему, невозможно обойтись без
характеристики понятия «национальное самосознание», которое включает и такие
сложные и сокровенные понятия: «патриотизм», «национальная гордость»,
«гражданственность». После изучения этого материала, в качестве домашнего
задания или задания на уроке я предлагаю темы эссе «Почему патриотизм нельзя
предписать?» или «Патриотизм – состояние духовное». Особенно интересно прошел в этом году диспут «Национализм – что это? Любовь к своей нации или ненависть к
чужой?»
Следующая очень познавательная в этом отношении тема «Политическая
культура». Политическая культура – это составная часть общей культуры
человечества, которая связана с уровнем и характером политических знаний,
политическим опытом и умением применить его в ходе текущей политической жизни.
Уровень политической культуры определяет уровень патриотизма. На этом уроке мы
учимся высказывать собственное мнение, аргументировать его, отстаивать,
анализировать. Все это позволяет проанализировать исторический опыт своей
страны, через призму культурного, политического, экономического развития. С
этой темой тесно связана тема «Избирательная система», на которой обучающиеся
знакомятся с избирательной системой, демократическими принципами и
институтами власти в России, оценивают значение выборов в демократическом
обществе. У обучающихся формируется представление о том, как граждане
правового государства могут проявлять свое участие в политической жизни страны,
влиять на дальнейшую судьбу своей родины, нести чувство ответственности за свой
выбор и его последствия.
В 2014 году мы стали участниками очень важных событий в истории нашего
государства: воссоединения Крыма с Россией. С целью разъяснения сути
произошедшего был проведен урок на тему: «Мы вместе». В ходе изучения
материала удалось ответить на главный вопрос урока: «Значение воссоединения
Крыма с Россией». В конце урока все без исключения сошлись во мнении, что
патриотизм в нашем народе был и есть, он присутствовал и до воссоединения Крыма
с Россией. Но когда произошло воссоединение России с Крымом и Севастополем,
народ и патриотизм в нем проснулись по всей стране. Крым сделал просто
колоссальный шаг для того, чтобы нация почувствовала себя понастоящему
патриотичной, начала объединяться, появилась гордость за свой народ. Это сделал
Крым и его жители! Крымчане не просто воссоединились с Россией – они Россию
объединили, Россию подняли. Осознание этой мысли и есть проявление патриотизма
в подрастающем поколении.
На изучение темы: «Конституции РФ» в курсе обществознания отводится
крайне мало времени. И, тем не менее, изучение этого материала позволяет понять
принципы государственного устройства страны, основные права и свободы человека
и гражданина, принципы федеративного устройства РФ. Эти уроки способствуют
воспитанию гражданственности, социальной ответственности, уважение к правам и
свободам человека, демократическим ценностям современного общества.
Таким образом, подготовить обучающихся к миру взрослых, дать им знания об
обществе, которыми они смогут пользоваться в жизни, занимая активную жизненную
позицию, обладая развитым чувство ответственности за судьбу страны, призван курс
обществознания, но необходимо осознавать, что привить чувства любви и уважения
подрастающего поколения к своей стране, истории, культуре, традициям возможно только при совместном взаимодействии учреждений образования, семьи и
государства в целом.
Литература:
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения.
М. Просвещение. 2012.
2. В. В.Козлов, А. М.Кондаков. Фундаментальное ядро содержания общего
образования. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2011.
3. Сафроновой Е. М., Поповой Е. Н. "Способы оценки качества патриотического
воспитания подростков" /Воспитание школьников" №3. 2011/.
Метлик И. В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников.
4.
/Воспитание школьников. №8 2011./
5. Гражданскоправовое воспитание школьников. Материалы ежегодной областной
акции «Ягражданин Российской Федерации».
Гражданско - правовое воспитание подростков
Гражданско - правовое воспитание подростков
Гражданско - правовое воспитание подростков
Гражданско - правовое воспитание подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.