Григорий Москвич. Иллюстрированный практический путеводитель по Волге.
Оценка 4.6

Григорий Москвич. Иллюстрированный практический путеводитель по Волге.

Оценка 4.6
Документация
docx
география
15.05.2021
Григорий Москвич. Иллюстрированный практический путеводитель по Волге.
Григорий Москвич. Иллюстрированный практический путеводитель по Волге..docx

Григорий Москвич. Иллюстрированный практический путеводитель по Волге.

 

 

В течение многих лет, по почину прусского географа фон Роона, принято было считать, что рельеф огромных равнинных пространств, занимаемых Европейской Россией, нарушается лишь двумя горными грядами - Урало-Балтийской и Урало-Карпатской - расположенными в широтном направлении и разделяющими, таким образом, Европейскую Россию на три полосы. Только в самое последнее время тщательные исследования и строго научные наблюдения генерала А. Тилло привели его к точно обоснованному выводу о неправильности

подразделения России на три полосы в широтном направлении. Он делит Россию в меридиональном направлении. Большая возвышенность в середине России тянется с севера на юг - от Новгорода и верховьев Волги до берегов Северного Донца, вплоть до Азовского моря; она отделяет бассейн Днепра от Волги и Дона и может быть названа среднерусской возвышенностью. К западу от неё лежат: прибалтийская низменности, Полесье и долина Днепра, а к востоку тянутся долины Средней Волги, Нижней Оки и некоторых притоков Дона. Далее, на восток располагается другая группа возвышенностей, заполняющая правый берег Волги от Нижнего Новгорода до Царицына и получившая название Приволжской. За нею лежат долины Нижней Волги и Камы, а еще далее - Уральские горы. Таким образом, равнина России выдвигает две возвышенные полосы в меридиональном направлении, которые отделены друг от друга более низменным пространством.

Пласты горных пород, образующие поверхность России, не обнаруживают почти никаких нарушений в напластовании и обладают лишь слабым, почти неуловимым падением к востоку и юго-востоку. Такой равнинный характер всей

поверхности России определенно характеризует особенность её орошения. Реки

России занимают огромное протяжение, многоводны, текут медленно и ровно и,

не встречая никаких препятствий и не образуя порогов, весьма удобны для судоходства.

Главную водную артерию России составляет Волга - "матушка" и "кормилица" старой России, а в настоящее время всего обширного края, который она орошает вместе с самими многочисленными притоками. Северная часть, расположенная по левую сторону Волги, покрыта густыми лесами и обширными болотами и потому все её левые притоки отличаются болотным происхождением; они текут обыкновенно среди низких берегов, а в верховьях не имеют даже ясно определенного русла. Совершенно противоположна по - своему характеру южная половина края, составляющая правую сторону Волги и утратившая сплошной лесной покров. Притоки, берущие здесь свое начало, имеют ключевое происхождение, а болота и озера сосредоточиваются преимущественно в приречных обсыхающих местностях. Волга берет свое начало в западной части Тверской губ., в Осташковском уезде, в одном из наиболее возвышенных пунктов Валдайского плоскогорья, в так называемом Волгинском лесу. Началом её служит незначительный родник, называемый местными жителями Иорданом, расположенный посредине болотистых озер, недалеко от деревеньки Волговерховье, и совершенно незаметный на глаз. Среди непроходимой трясины, в пустынной местности, по которой чьей-то заботливой рукой проложены дощечки, дающие возможность кое-как пробраться сюда, находится убогая деревянная часовенка. Вся она в квадрате занимает 11/2 саж., покрыта тесом и увенчана небольшим крестом; внутри, в левом углу - простенький образ Спасителя, а посредине пола - четырехугольное отверстие, доверху наполненное водою. Эта скромная часовенка, покрывающая самый обыкновенный колодец с довольно прозрачной, красноватой, но не вкусной, болотистой водой, и есть колыбель величайшей реки не только России, но и всей Европы. Колыбель в буквальном смысле, потому что и здесь и еще чуть ли не целый десяток верст ниже. Волга    даже не река, а ручеек, который легко перешагнуть. На расстоянии свыше 30 верст ручеек этот последовательно проходит чрез три лежащие одно над другим озера - Стерж, Овселуг и Пено и хотя принимает в себя их воды, но все еще не похож ни на реку, ни на ручеек... Только гораздо ниже, в 80 верст. от истока Волга принимает уже вид настоящей реки, становится судоходной и могучей.

Протекая по ровной местности, Волга совершенно лишена порогов и водопадов, и единственное препятствие её ровному течению в верхней части оказывают огромные валуны, которых особенно много между озерами Пено и Волго. Плаванье на лодке даже днем здесь не безопасно: чуть ли не на каждой сажени торчат из воды темные намокшие коряжистые сучья и стволы; многие сотни и тысячи их кажутся иногда непроходимой чащей.

Волга несколько раз изменяет свое направление под влиянием впадения в нее притоков и иногда принимает направление впадающей в нее реки, как напр. при слиянии с Вазузой. По выходе Волги из озера Волго (в 4 вер.) устроен бейшлот - особого рода шлюзы, задерживающие воду в верхнем течении. Река здесь суживается и образует свои первые пороги; этим скалистым ущельем воспользовались инженеры, устроив преграду, при помощи которой сберегается

до 20 мил. куб. саженей воды, регулирующей уровень реки и выпускаемой лишь по мере надобности в период засух.

Весною, когда бейшлот, с целью собирания воды, закрыт, все пространство до бейшлота представляет собою огромный резервуар воды, длиною в 75 верст и шириною в 2 вер., назначение которого - пополнять летнюю убыль воды в дальнейшем течении реки, поддерживать её постоянный уровень и тем содействовать судоходству. Правда, чем дальше вниз по течению, тем влияние искусственно выпущенной воды, менее, и приблизительно на расстоянии 600-700 верст от бейшлота, оно совсем становится не чувствительным, но огромное значение этого сооружения не оставляет никакого сомнения, так как в деле судоходства 1-2 вершка дают возможность поднимать огромные грузы.

Между тем, даже у Рыбинска, одного из крупнейших торговых центров Волги, отстоящего от бейшлота на расстоянии 615 вер., по выпуске вод из бейшлота уровень реки поднимается обыкновенно в пределах 3/4-11/4 верш.

Недалеко отсюда, верстах в 10 - 11, Волга становится вдвое шире благодаря впадающей в нее речке Селижаровке, вытекающей из известного своей красотой озера Селигера. Можно сказать, что сточки зрения судоходства и торговли здесь собственно начинается та Волга, которая известна была в древности и носила различные названия: Ра (Pha, Phas) у Мордвы, Юл - у черемис, Атель, Этиль или Итиль - у татар, Тамар - у армян и т.д. Все эти названия означают одно и тоже - "река" сохранившееся же за нею нынешнее название - Волга, по-фински означает "священная река".

В своем дальнейшем течении Волга делает множество более или менее значительных поворотов и извилин, благодаря которым длина всего её криволинейного течения достигает 3450 вер.; при прямом кратчайшем расстоянии её от истока до устья - 1545 вер. Таким образом, уступая по своей длине лишь самым значительным рекам Азии, Африки и Америки, Волга значительно превосходит все европейские реки: она на тысячу верст длиннее Дуная, в три с половиной раза длиннее Рейна и значительно превосходит Рону, Гарону, Шельду, Эльбу, Тибр и По, взятых вместе. Волга резко отличается от других западноевропейских рек своим медленным течением, что обусловливается, как мы уже выше указывали, незначительной высотой, откуда она берет свое начало и большим протяжением по равнинной местности.

Волга орошает 9 обширных и густо населенных губерний, заключающих в себе 720.522 кв. вер. (75.650.303 десятины) с населением в 15.219.740 душ (по сведен. 1890 г.). По берегам её расположено свыше 1000 различных населенных мест, в том числе 39 губернских и уездных городов, которые почти все находятся на правом высоком берегу. Более высокий - правый берег Волги называют нагорным, а левый - луговым. Правый нагорный берег, подмываемый течением, оползает и подвержен частым обвалам, вследствие чего во многих местах образуются осередки и острова, в значительной мере содействуя живописности реки, но значительно изменяя её общее направление и причиняя не мало бед.

Нижний Новгород в своем историческом прошлом не мало претерпел от обвалов возвышенного берега, на котором он построен. В 1596 г. вместе с берегом ушел в реку Печерский монастырь, а в 1845 г. обвал под Кремлевской горой разрушил церковь Св. Духа. Обвалы Соколовой горы, на которой расположено предместье Саратова, происходившие в продолжение нескольких десятков лет, образовали осередки и острова, которые постепенно отбрасывали воды Волги к луговому берегу; в настоящее время главное русло реки так далеко отошло от нагорного берега, что Саратов оказывается стоящим не при Волге, а при ничтожной Воложке. Такой же участи подвергнется, по всей вероятности, и Царицын, подход к которому вследствие береговых обвалов и образования осередков, представляет уже и теперь не мало затруднений.

Значение Волги громадно. Вместе со своими многочисленными притоками она является кормилицей огромного края. Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострома отражаются в ее водах. У Нижнего Новгорода она уже заслуживает свое древнее прозвище "матушки" - матери среди русских рек и соединяется со своим могучим притоком - Окою. Последняя долгое время служила границей между татарами и москвитянами и протекает через центральную область нынешней России. Получая начало в области чернозема, Ока, длиною в 1425 вер., орошает плодороднейшие равнины Великороссии и несет на Нижегородскую ярмарку произведения земледельческой и фабрично заводской промышленности центральных густонаселенных губерний: Орловской, Калужской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Владимирской и Московской.

Всех притоков Волга имеет около 300; из них приведены в известность и измерены 237, общая длина которых 39.758 вер. Важнейший из них - Кама, которая вливается в Волгу в 80 вер. ниже Казани. Кама сближает Волгу с Белым

морем и Ледовитым Океаном у Северной Двины и Печоры, а с сибирскими реками - на водоразделе Уральского хребта. Вся длина ее - 1764 вер. Кама - одна

из величайших рек России и принимает в себя много судоходных притоков  (Южная Кельтма, Вишера, Чусовая, Белая с Уфой и Вятка). Значение Камы, главным образом, обусловливается тем, что она железными дорогами соединяет

приволжский район с сибирскими реками (с бассейном р. Иртыша). Навигация на Каме продолжается около 6-ти месяцев, т.е. значительно менее чем на Волге, но за то имеет то преимущество, что главная масса грузов направляется по течению реки, а не напротив, как на Волге. Вообще, по своим судоходным условиям Кама занимает едва ли не первое место среди рек Европейской России.

Другой наиболее важный приток Волги - Ока; она, как мы уже указали, связывает Волгу с наиболее населенными и промышленными губерниями Евр. России. Длина ее составляет 1425 вер., из которых только 92 вер. не судоходны.

Главное и весьма важное значение Окского бассейна заключается в том, что южная его половина соприкасается с бассейнами - Дона и Днепра и лежит в наиболее хлебородной части России, а северная - в области мануфактурной, центром деятельности которой является Москва. Этих фактов достаточно, чтобы вполне уяснить себе все великое значение Оки.

Притоки Волги - Тверца, Молога и Шексна представляют особо важное значение, так как служат началом следующих четырех искусственных водных систем, соединяющих Волгу с Балтийским и Белым морями: Вышневолоцкой, Тихвинской, Мариинской и герцога Александра Вюртембергского.

Вообще знакомясь с Волгой, чтобы усвоить себе правильное представление о ней, необходимо применять ко всему весьма большой масштаб. - Например, притоки Волги, величиной с Сену и даже больше, теряются в ней и кажутся незначительными в сравнении с Камой и Окой. Й не удивительно, так как бассейн Оки обнимает пространство почти столь же обширное, как Италия, а Кама орошает территорию, по своей величине едва уступающую всей Франции;

сама Волга орошает территорию в 3 раза, превышающую Францию. За Симбирском, ниже соединения Волги с Камой, когда-то существовал обширный озерный бассейн, целое пресноводное море, теперь исчезнувшее благодаря вековым наносам обеих рек. Приблизительно в этом месте находится граница области торфяных болот и начинается область степей. Далее на юг атмосфера становится менее влажной, а почва более крепкой. Ниже этого древнего Симбирского озера, Волга задерживается непреодолимым хребтом известковых горных пород и принуждена искать себе выход в восточном направлении до тех пор, пока изменившиеся геологические условия не дают ей направления в противоположную сторону, т.е. на запад. Получается изгиб - это так называемая

Самарская Лука - образующий узкий, длинный и с правильными очертаниями полуостров, длина дуги которого около 150 вер., а хорды - менее 20. Здесь Волга необыкновенно живописна. Крутые, лесистые горы, оканчивающихся на верху пирамидами и иглами причудливой формы, возвышаются над рекой местами сажен на сто, и с вершин их можно окинуть взором развертывающиеся извилины Волги на сотню верст. На некоторых почти неприступных, вершинах (Жигулевские горы) несколько курганов носит название "Стенькиных", в память Степана Разина, предводителя возмутившихся казаков и крестьян, который со своей вольницей имел притон в этой естественной волжской крепости. Наиболее замечательные повороты Волга делает у Зубцова, Твери, Мологи, Царицына и Казани. Последний поворот особенно резок и как бы делит Волгу на две почти равные части; первая имеет преобладающее направление с запада на восток, вторая - с севера на юг.

Огромная водная поверхность, какую составляет Волга, почти на всем своем протяжении представляет более или менее удобный путь, по которому сплавляются многие миллионы груза и передвигаются многие тысячи пассажиров. Понятно, что, при своей длине, Волга далеко не одинаково удобна для судоходства и, в этом отношении, ее принято делить на шесть участков: 1) От верховьев (собственно от Ржева - несколько ниже бейшлота) до Твери, 2) от Твери до Рыбинска, 3) от Рыбинска до Нижнего Новгорода, 4) от Нижнего Новгорода до Казани, 5) от Казани до Царицына и 6) от Царицына до Астрахани

(Каспийского моря). Первый участок наименее удобен для судоходства, так как отличается наименьшею глубиной и наибольшим количеством опасных порогов, множеством мелей и кос и извилистостью фарватера. Судоходство здесь исключительно сплавное посредством плотов и, так называемых, "связок", - это

три крепко связанные лодки, две впереди и одна сзади, из которых каждая поднимает до 500 пуд. Судоходство здесь носит первобытный и случайный характер. От Твери до Рыбинска ходят уже небольшие пароходы с незначительной посадкой, так как глубина фарватера на более удобных плесах колеблется между 4-7 фут., а на многочисленных мелях не превышает 2 фут. В сухие годы глубина Волги на столько незначительна, что даже искусственное повышение фарватера посредством вод, выпущенных из бейшлота, к середине лета становится недействительным и пароходство временно совершенно прекращается. В участке от Рыбинска до Нижнего Новгорода Волга уже вполне судоходна, если не считать перекатов, гряд и отдельных камней, которые в сухие годы представляют не мало затруднений для судоходства. В этом участке насчитывается свыше 30 более или менее значительных пристаней, а Рыбинск, благодаря своему чрезвычайно выгодному положению у начала трех искусственных водных систем и железной дороге, соединяющей его с Петербургом, является одним из важнейших речных портов России, у пристаней которого ежегодно останавливаются 15 и более тысяч различных судов. Участок от Нижнего Новгорода до Казани так же как и предыдущий, но еще в больших размерах, характеризуется сильным расширением долины, увеличением высоких берегов, обилием притоков и множеством островов. Всех островов насчитывается до 40, при чем большая часть их находится при впадении притоков. Многие из них не представляют сами по себе никакого значения, но, впадая в Волгу в близком друг от друга расстоянии, образуют своими наносами, кроме островов, целые группы неустойчивых отмелей, представляющих значительное препятствие для судоходства. Благодаря этим островам, перекатам и отмелям, правильное пароходство часто прерывается, суда доходят до известного места, перегружаются, (паузятся, как здесь говорят) т.е. передают грузы на суда, стоящие по другую сторону отмели, и возвращаются обратно. Это сопряжено с непроизводительной затратой массы труда, времени и расходов. Тем не менее, в этом участке насчитывается более 40 значительных пристаней и в их числе - Нижний Новгород, который является не только главным портом всего Волжского бассейна, но одним из важнейших торговых пунктов России вообще. В участке от Казани до Царицына Волга изменяет свое направление на юг, которого, не считая поворотов и извилин, неизменно держится. Глубина этого участка очень велика и местами достигает 80 и более фут., но и здесь встречается не мало мест, опасных для судоходства, общее число которых около полутораста. Всех пристаней в этом участке 37; из них главные - Казань, Симбирск, Саратов, Самара, Царицын и др. Особенное значение имеют последние две. Самара отличается удобством и глубиной своей пристани и удобным местоположением на железнодорожном пути к Оренбургу, Златоусту и Сибири, и потому является одним из важнейших хлебных рынков России. Царицын лежит у наибольшего сближения Волги с Доном, а Волго-Донская и Грязе-Царицынская железные дороги, соединяющие его с внутренними губерниями и Черным морем через Новороссийск, делают его одним из важнейших приволжских городов и громадным складочным пунктом нефти, соли и рыбы, идущих с низовьев Волги и, с другой стороны, - леса, сплавляемого сверху. Участок от Царицына до Каспийского моря разделяется на две части: от Царицына до Астрахани, сохраняющую вполне речной характер, и от Астрахани до взморья, представляющую Приморскую часть Волги. Воды на этом участке много, но чрезвычайно разрушительное и образовательное действие реки проявляется более чем где бы то ни было на Волге и в зависимости от этого находятся постоянно изменяющиеся условия судоходства. Берега Волги то весьма легко подмываются и обрушиваются в русло, образуя мели, косы и осередки, то из этих последних постепенно вырастают целые острова, которые при высоких водах часто смываются до основания. Еще недавно находившийся против Астрахани остров, длиною в 2 вер. и весь покрытый постройками, постепенно стал исчезать, а теперь от него не осталось не только никакого следа,

но на его месте образовалась громадная глубина. Приморская часть Волги на протяжении почти 100 вер. находится в области дельты, которая открыта действию морских ветров, главным образом, SO - называемого нагонным (моряном), нагоняющим воду, и - NW, сгоняющего воду (сгонный). Эти ветры господствуют здесь, и в зависимости от своей силы изменяют глубину от 3 до 10 саж. Из многочисленных рукавов речной дельты наиболее судоходным считается Бахтемировский, но и он в нижней своей части изобилует так называемыми россыпями (обширные мели), препятствующими судоходству, для поддержания которого производятся постоянные землечерпательные работы. Неудовлетворительность водного пути, соединяющего Астрахань с Каспийским морем усугубляется отсутствием какого-либо убежища для судов, принужденных стоять в расстоянии 180 вер. от порта, и неестественной перегрузкой судов в совершенно открытом море. Все это причиняет неисчислимые потери торговле и лишает Астрахань того значения, какое она могла бы приобрести, находясь на рубеже Европы и Азии.

Более употребительно в общежитии деление Волги на плесы. Плес - это пониженное глубокое место в речном русле, разделяющее повышенные и мелкие места, в более широком смысле плесом называется обширное водное пространство, обладающее приблизительно одинаковыми свойствами для судоходства. В этом последнем смысле Волгу делят на три главных плеса: от Твери до Рыбинска, от Рыбинска до Нижнего и от Нижнего до Астрахани. Деление это основано на большей или меньшей посадке пароходов, в зависимости от глубины реки.

В административном отношении Волга находится в ведении министерства путей сообщения. В более значительных торговых пунктах имеется особая речная полиция. На ее обязанности лежит следить за порядком движения судоходства и безопасностью плаванья. Ею же устанавливаются предохранительные знаки в опасных местах, принимаются меры для тушения пожаров и проч.

Постоянное обмеление Волги и частые обвалы берегов - эти сильнейшие враги судоходства по Волге, давно уже выдвигают вопрос о необходимости принятия соответствующих мер, но до сих пор человеческий гений в этом отношении сделал для Волги не много. Не смотря, однако, на эти препятствия, количество плавающих по Волге судов и, соответственно этому, - перевозимых грузов все увеличивается и достигает громадных размеров. Другим злейшим и стихийным и, следовательно, непреодолимым врагом Волжского судоходства является замерзание реки чуть ли не на шесть месяцев в году. Правда, огромный район, орошаемый Волгой, обусловливается значительной разницей в климатических условиях той или другой части реки, в зависимости от которых находится сравнительно поздняя замерзаемость и более раннее освобождение от льда, но все же сквозное судоходство по Волг ограничивается временем с половины апреля и до середины или никак не далее конца октября.

Огромные пространства России, составляющие бассейн Волги, от самых верховьев и вплоть до Каспийского моря, составляют в настоящее время коренную Русь и заселены по преимуществу великороссами, которые, по религии, языку, обычаям и всему складу жизни, можно сказать, дают тон всей России.

Преобладание это является результатом многовековой борьбы и колонизаторских стремлений славян, связь которых с инородческими племенами верхней и средней Волги восходит еще к древним временам, задолго до начала Русского Государства, что касается низовьев Волги, то они издавна служили путем из Азии в Европу. Многие из народностей, проходивших этим путем не оставили никаких следов, другие (Хазары, Булгары) поселились здесь очень давно. Верховья Волги были заселены финскими племенами Весью и Мерей. Летопись называет Юрия Долгорукого первым создателем городов Поволжской Руси. В 1076 г. верхнее Поволжье становится волостью пятого сына Ярослава - Всеволода Переяславского и называется Ростовскою землею. Это, вместе с возникновением здесь города Ярославля, по мнению некоторых исследователей, указывает на полное перерождение Мерянской земли - на торжество в ней славянского элемента. Нашествие татар и борьба с ними надолго задержала поступательное движение славян. С покорением Казани и присоединением Астрахани, колонизационное движение русского народа значительно подвинулось вперед и продолжалось уже безостановочно. В настоящее время инородческое население Волги составляет, в общем, вряд ли более 3-4%, причем верховья ее заселены исключительно русскими. К инородцам Волги в самых незначительных количествах относятся следующие народности; черемисы, мордва, чуваши, татары, калмыки, армяне, персы и немцы-колонисты, постепенно утрачивающие свои племенные, религиозные и этнографические особенности.

Такова в кратких чертах "фактическая" Волга, пропущенная лишь сквозь призму цифровых данных и научных исследований, сфотографированная, так сказать вчерне, без надлежащих тонов и красок. Наше описание Волги недостаточно полно и не дает еще полного представления о красавице и царице русских рек: мы еще ничего не сказали, или упомянули лишь вскользь, о красоте ее, об ее исторической роли, по которой Волга оказалась не только свидетельницей, но и активной участницей собирания Руси, созидания молодого государства, окрепшего и выросшего в "северного колоса", равного которому нет в мире. Красота Волги не укладывается в определенные рамки, ее нельзя очертить несколькими штрихами, нельзя окрасить одной, двумя, тремя красками, так как каждая пядь, каждая пройденная верста составляет такое разнообразие тонов и красок, какого нет в сокровищнице ни одного даже самого гениального художника. А таких верст ведь 3450! Красавица Волга - не та красавица, на которую можно взглянуть и узреть сразу во всей ее красе. По мере того, как вы будете двигаться по ее течению, вашему очарованному взору представится видение не одной красавицы, а целый сонм их, одинаково чудных и обаятельных

своей красотой, ласкающей нежностью бурной и страстной порывистостью, своим спокойствием и величавостью, гордостью и мягкостью. Волга нежно журчит и манит к себе, то бешено рвется и вздувает свои воды, то становится покорной и плавно катит свои воды широкой грудью, то извивается змейкой, проходя по узким извилинам и излучинам, то снова, по капризу природы, злится

и шумит, обращаясь в страшную стихию, властную, суровую, не терпящую возражений и сносящую все на своем пути. И все это красиво, красиво без меры,

до бесконечности. А по берегам ее сменяются один за другим чудные виды: то природы, то просто человеческого житья-бытья с его прозаическими избами, грустными погостами, историческими памятниками, белеющими церквями, шумными городами, оживленными пристанями и проч. Целый рой самых разнообразных воспоминаний овладевает вами и невольно приходят на память эпизоды из вашей собственной жизни и из жизни дорогой вам родины. Особое меланхолическое настроение охватывает вас всего, и вы подолгу не можете оторвать своего очарованного взора от нескончаемого калейдоскопа все новых видов, новых воспоминаний. Будничная жизнь с ее жалкими интересами, мелкими расчетами уходит куда-то далеко, далеко, а на вас находит успокоение, покой.

Но всмотритесь поближе, загляните в многочисленные города и веси, густо раскинувшиеся по обоим берегам Волги, и вы узнаете настоящую Россию, вспомните о ее прошлом, еще больше сблизитесь и полюбите ее.

"Волга, говорит Евгений Марков, - это сама Россия, сам народ ее, ее история, ее природа. Та же несокрушимая, смиренная мощь без хвастливой покорности, без эффектных романических пейзажей, те же - неохватные ширь и простор, не ведающие искусственных граней, та же беспечная и даже беспорядочная раскиданность еще не осевшей полусырой силы: мели и перекаты рядом с глубокими пучинами, подмытые берега, залитые равнины около городов редкой красоты, тот же роковой, неудержимый бег в загадочные туманы дали, полный и смелой удали, и неистощимого долготерпения...

И тоже обилие кишит внутри ее вод и по ее берегам, и та же родная поэзия степей и лесов, щемящая душу своим невыразимым "жаль", прохватывающая всякую жилку человека беззаботным весельем и беззаветною удалью, веет над "широким раздольем" Волги как веет она над всею жизнью русского народа, и в его многовековой истории, и теперь на всем неоглядном просторе русской земли...

Заканчивая свой краткий очерк Волги, считаем уместным привести чрезвычайно меткую, не лишенную юмора и игривости, характеристику волжских городов, сделанную большим знатоком Волги - Василием Сидоровым по поводу того, что по странной игре истории, все волжские города с мужским названием расположились на правом берегу, с женскими - на левом.

"Белокаменная Кострома, говорит В. Сидоров, словно вынырнула из Волги, отряхнулась и живописно расселась, по общему правилу волжских городов, как дама, на своем левом берегу. Почти все мужчины - города лежат на правом. Так, прелестный старичок Ярославль, ветхий и курьезный Углич, молодой краснощекий купчик Рыбинск, маленький веселый Плес, стройный Юрьевец, бесшабашный богатый Нижний, стерляжий царь Васильсурск, старый барин, помещик знатного рода - Симбирск, ревностный раскольник Хвалынск, молодой среброголовый Вольск, сам волжский король - Саратов, арбузный Камышин, песчаный и пыльный Царицын - все они на правом берегу. Дамы расселись на левом, как старая, гордая и сановитая Кострома, так и узорчатая, с татарской кровью в жилах Казань и молодая формирующаяся, как немцы называют Backfisch, жаркая Самара, и сама рыбная торговка, загорелая от зноя, Астрахань, - все лежат на левом берегу. Ни один мужчина не решился нарушить прав дамы и только Ржев улегся на обоих берегах, за то дамы, верные себе, подтвердили поговорку, что нет правил без исключения и что для дам закон не писан. Три из них не усидели на своем берегу и предпочли общество мужчин: это скучная Тверь, живописная Кинешма и торговая Сызрань".

От Селижарова посада ближайшим городом на Волге является Ржев. Водный путь по Волге здесь неудобен, так как эта часть ее изобилует порогами, исключающими возможность пароходного сообщения. Судоходство, если и существует, то отличается случайным: характером и ограничивается небольшими плотами и шлюпками. Удобнее путь по шоссе, составляющий расстояние в 89 верст. Вообще же лучшее сообщение с Ржевом - по железной дороге, по Новоторжско-Вяземскому пути.

Такса извозчиков: конец 15-20 копеек; в час - 40 копеек. Гостиницы: Лучшие - Некрасова и Батырева. Но мера от 50 копеек до 2 руб. 50 копеек "Меблированные номера" Семенова, Дураковского, Цибиных, Петровой и Немировой. Номера от 30 до 75 копеек в сутки.

Город широко раскинулся по обоим берегам Волги и по красоте своего местоположения представляет редкую картину даже среди волжских городов. Волга здесь не широка и имеет между берегами не больше 50 саж., но замечательна тем, что в этом месте как бы сжата горами и оба ее берега возвышенны, при чем левый - обыкновенно низменный - здесь гораздо круче и возвышеннее правого, хотя тоже высокого, но более отлогого. Глубоко внизу красивой лентой вьется Волга, прихотливо извиваясь под различными углами. На левом берегу лежит так называемая Федоровская часть города - здесь прекрасный общественный сад, кокетливо красивая церковь Николы, красное здание думы и величавый белый собор, золотые купола которого и острый золотой шпиль уходят в небо. Весь красивый откос спускается к Волге дорожками, спусками и лесенками, то переплетающимися, то расходящимися. Противоположный берег менее крутой, пестрит домами, утопающими в зелени и спускающимися к полукруглому полуострову, вокруг которого пробегает Волга. Оба берега соединены великолепным американским мостом, поражающим своей легкостью и воздушностью. Посреди реки - громадный гранитный устой, в который упирается мост, составляющий, несомненно, красу и гордость Ржева. В промежутках, к берегу, из воды торчат ледорезы, о которые разбивается лед во время ледохода. Но таков Ржев издали, так сказать, с внешней стороны; ближе - картина изменяется, и он представляет собою довольно грязный провинциальный город с намощенными улицами и площадями, утопающими в грязи. Достопримечательностей в Ржеве мало, хотя он и принимал деятельное участие в продолжительной борьбе за первенство Москвы с Тверью и видел под своими стенами, в смутное время на Руси, поляков, которым в 1610 г. присягнул на верность. В 1612 г., однако, Ржев искупил свою вину, так как в числе первых поднял восстание против королевича Владислава, которому недавно присягнул. С этих пор Ржев не видел более врагов под своими стенами. В XVIII в. Ржев сделался одним из более значительных гнезд старообрядцев.

В торговом и промышленном отношении Ржев является первым уездным городом Тверской губ. Торговля обусловливается тем, что собственно от Ржева начинается волжское судоходство, промышленность же - развитием значительного количества фабрик. В этом отношении на первом месте необходимо поставить пеньковое производство - пряжи, веревки, половики, которых ежегодно выделывается на сумму до 1. мил. руб., при 1. тыс. рабочих. Писчебумажная фабрика тов. Ржевской мануфактуры производит всевозможные виды бумаги на сумму более мил. руб. В окрестностях города кожевенные заводы в большом количестве обрабатывают юфть, конину, выростки, шерсть, мездры, подошвы и пр. Торгово-промышленная слава Ржева не исчерпывается производством веревок, половиков и пр., и чуть ли не всей России известна "ржевская" яблонька и еще более "ржевская" пастила, приготавливаемая из яблок, клюквы, брусники, смородины, крыжовника и др. ягод. Производство это настолько упрочилось и получило широкое распространение, что, не смотря на обилие садов в Ржеве, для упомянутого производства не мало яблок и ягод сюда привозится из других мест.

В Ржеве около 22 тыс. жителей.

В числе своих уроженцев Ржев с гордостью называет знаменитого архимандрита Троицко-Сергиевской лавры, прославившейся в смутное время, - св. Дионисия, в мире Давида Зобниковского. К уроженцам Ржевского уезда принадлежит, между прочим, адмирал Ф.В. Дубасов, известный по турецкой войне 1877-78 г.г.

Посещающим Ржев советуем поинтересоваться замечательными астрономическими часами, которые изображают картину неба. Часы сделаны известным самоучкой-механиком и богословом Терентием Волосковым, посвятившим на эту работу 11 лет жизни. Часы хранятся в городской думе. У Ржева через Волгу проходит железнодорожный мост и Ржев служит узловой станцией двух железных дорог: Новоторжско-Вяземской и Московско-Виндаво-Рыбинской. Вокзал находится на далекой окраине.

Уездным исправником состоит А.Н. Шорин, гор. головою - А.А. Чураков и начальником почт. тел. конторы - М.И. Иванов.

От Ржева до Зубцова, вниз по Волге, менее 20 верст.

***

Проследив шаг за шагом всю Волгу от истоков до Каспийского взморья, нам не раз, по отношению к той или другой заселенной местности, приходилось констатировать фактическое начало развития роста этих местностей с момента установления правильного пароходства на Волге. Комментировать это, неподлежащее сомнению обстоятельство лишний труд. Всякое улучшение способов торгового обмена в смысле удешевления доставки товара, скорости его передвижения и проч. составляет залог быстрого экономического развития и благосостояния городов и местностей, между которыми происходит этот обмен. Таков элементарный экономический закон, давно сделавшийся азбучной истиной - аксиомой... Но нас, в данном случае, интересует не эта сторона вопроса, так как, предлагая ниже туристу очерк "пароходства на Волге", мы имеем в виду, не экономическую сторону вопроса, а хотим сказать несколько слов об удобствах путешествия по Волге, избрав именно эту точку отправления деятельности многочисленных пароходств - исходной.

С развитием в последнее время общей сети железных дорог и водных путей и в особенности с удешевлением проезда, путешествия, по своей доступности, стали обычным явлением. Число туристов на Волге увеличивается с каждым годом, но все же еще многие, и даже жители столиц и крупнейших городов, далеко еще не имеют верного представления ни о прелестях речного путешествия, ни о доступности его даже для скромного обывательского бюджета.

Прежде всего, путешествие по Волге, помимо своей дешевизны, обставлено замечательно комфортабельно и со всевозможными удобствами. Об утомительности и однообразии железнодорожного переезда здесь не может быть и речи.

Даже морские путешествия с их качками и морскими болезнями не идут в сравнение с речным, где прелесть путешествия и спокойствие ничем решительно не нарушается, давая туристу возможность в полной мере наслаждаться всем, что дает путешествие по Волге. А дает оно очень много. Взобравшись на пароходный балкон, турист сразу окунается в необъятный океан чистого воздуха, свободный от всяких миазмов и микробов-этих неодолимых врагов человечества и неизбежных спутников его в городском обиходе. Среди свежего и здорового дыханья могучей реки, не сходя с покойного плавучего балкона, меняет он ежеминутно свои впечатления, любуясь бесконечно новыми перспективами, чудными видами, историческими местностями, красивыми городами, сельскими видами, кипучим оживлением, и всем тем, о чем мы уже говорили, при описании отдельных местностей. Какое - то мягкое, убаюкивающее и умиротворяющее спокойствие овладевает вами среди этого здорового ничегонеделания, является веселая беспечность, прекрасное самочувствие и вера в свои силы. Прибавьте к этому прекрасный сон и аппетит и многолюдное общество, столь же радужно настроенное, как и вы, и вы получите некоторое представление о том, что такое путешествие по реке. Пароходные общества принимают все меры к тому, чтобы ваше приятное dolce far niente ничем не нарушалось - к вашим услугам все, что может потребоваться при самом изысканном и требовательном вкусе. Пароходные каюты, отдельные или семейные, обставлены со всевозможными удобствами, предусмотренными до мелочей, прекрасный изысканный стол, изящные салоны с пианино, книги, журналы, газеты, ванны, вежливая и расторопная прислуга, внимательная администрация и проч.

"Волга, говорит Евгений Марков, производит целительное действие на душу и на тело человека еще сильнее, чем всякая другая река. Ее могущество, ее ширь, ее бесконечная длина овладевают мало-помалу всем существом человека и уносят его, покорного смирившегося на упругих хребтах ее весело хлещущих волн, все вперед, все дальше, не давая духу человека трусливо прятаться в свою тесную себялюбивую скорлупу, раздвигая перед ним вместо досадливых мелочей его будничного быта, широкие, смелые горизонты, заставляя его сливаться мыслью с могучею объективной жизнью всего, что живет кругом, с жизнью целого народа, целой природы"...

Недаром знаменитый московский профессор Захарьин, этот великий знаток и целитель всяких человеческих недугов, настойчиво рекомендовал своим многочисленным пациентам "проехаться по Волге", находя, что это лучший способ "восстановить здоровье и укрепить нервы".

Приводя столь компетентное мнение знаменитого врача-практика, мы можем прибавить, что лучшее время для путешествия - весна и первая половина лета, когда, вместе с пробудившейся природой, пробуждается великая речная царица - Волга. Хорошо тогда здесь - это время общего подъема, общего пробуждения, общих надежд.

***

Первый пароход, который появился на Волге в 1818 году, был выстроен в Петербурге по заказу богатого астраханца Евреинова. Это был малосильный и довольно неуклюжий пароход, деятельность которого продолжалась очень не долго, благодаря изобретению русским механиком-самоучкой Кулибиным особой системы коноводок, посредством которых приводились в движение различные суда. Конкуренция этих коноводок сделала предприятие Евреинова невыгодным и "пароходство" перестало существовать. В 1834 г., однако, в Нижнем Новгороде помещик Сомов выстроил пароход "Выксу", а в 1842 г. на Волге появился довольно хорошо отделанный пароход "Сокол", сооруженный полковником Соколовским. В следующем 1843 г. возникло уже солидное "Пароходное общество по Волге", возникновение которого и должно считаться началом правильного развития пароходства на Волге. В настоящее время на Волге функционирует целый ряд крупных предприятий этого рода; деятельность главнейших из них мы отметим подробнее.

Общество "Самолет" возникло спустя два года по открытии Николаевской железной дороги. В.А. Глазенап и М.Г. Бехагель фон-Адлерскрон, в 1853 г., составили небольшое товарищество под фирмою "Самолет" для организации пароходного пассажирского сообщения по Волге между Нижним Новгородом и Тверью. С устройством пароходного сообщения на этом пространстве, открывался первый непрерывный паровой путь, связывавший низовье Волги, а с ним восток и юговосток России, с Петербургом и заграничными портами, путь, по которому искони двигалась главная струя отечественной торговли. Начиная свою деятельность в маловодном верхнем бассейне Волги, неблагоприятствующим движению больших транспортных судов, товарищество приобрело 3 небольших парохода специально для перевозки пассажиров и, таким образом, в силу обстоятельств, на его долю выпали риск и честь быть первым пионером в деле устройства правильного срочного пассажирского сообщения по р. Волге. В 1856 г. Государь Император всемилостивейше соизволил повелеть пароходам товарищества носить почтовый флаг, на кожухах иметь отличия, присвоенные почтовым пароходам, а команде присвоить особую форму. Успех предприятия, превзошедший ожидания учредителей, побудил их распространить свою деятельность на нижнюю Волгу, до Казани и Перми. В 1862 г. вступили в действие приобретенные от генерала Мальцева 3 больших товаропассажирских парохода и 9 пассажирских пароходов, построенных в Бельгии на заводе Дж. Кокериль, и усилен подвижной состав на средней и верхней Волге. Таким образом, к этому году товарищество имело 37 пароходов, содержавших ежедневное сообщение по всей Волге и по рекам Каме и Оке.

В последующее время товарищество, ныне общество "Самолет", добавив к району своей деятельности реки Шексну, Мологу, Унжу и верховье Волги, от Твери к Торжку, а затем по малоуспешности действий отказавшись от эксплуатации всех побочных линий, сосредоточило всю свою деятельность на реке Волге, от Твери до Астрахани. В 1885 г. построенные в предшествующие 30

лет пароходы значительно устарели как по типу, так и по степени предоставляемых пассажирам удобств. Поэтому общество предприняло обширную меру постепенного обновления своего флота, начав с южного плеса. Увеличив свои денежные средства сначала выпуском облигаций, а затем в 1894 г. увеличив свой складочный капитал, общество построило 7 больших пароходов новейшего типа, вмещающих каждый до 10.000 пуд. груза и 1.000 пассажиров, при быстроте хода, достигающей 23 верст и более в час. В настоящее время общество обладает 31 пассажирским пароходом, которые совершают постоянные рейсы по всей длине Волги, разбиваясь на три плеса. Между Тверью и Рыбинском (верхний плес) ходят: "Щедрин-Салтыков" (новый пароход американского типа, сооружен в 1902 г.), "Серов", "Даргомыжский", "Глинка", "Юнона", "Сильфида", "Дриада" и "Наяда". От Рыбинска до Нижнего - (средний плес) американского типа: "кн. Василий Костромской", "кн. Андрей Боголюбский", "кн. Юрий Суздальский", "кн. Михаил Тверской", "кн. Скопин Шуйский", "кн. Федор Ярославский" и однодечные (однопалубные) "Поспешный", "Проворный" и "Быстрый". Между Нижним и Астраханью (нижний плес) - "Гоголь", "Геннадий Ратьков-Рожнов", "Островский", "Гончаров", "Достоевский", "Александр Грибоедов", "Гр. Лев Толстой", "Владимир Ратьков-Рожнов", "Тургенев", "Некрасов", "Пушкин", "Лермонтов", "В. Кн. Мария Павловна" и "Жуковский" - все американского типа. Все пароходы общества, роскошно отделанные, освещенные электричеством, имеют библиотеки, пианино, ванны и вообще представляют последнее слово комфорта и пароходной техники.

В 1901 г. общ. "Самолет" перевезло около миллиона пассажиров и 7 мил. пуд. разного груза, выручив валовую цифру свыше 2 мил. руб. Чистая прибыль общества достигла 478 тыс. руб. Директорами правления состоят: Н.И. Жеванов, Н.Я. Шихманов и Я.В. Ратьков-Рожнов. Управляющим делами на Волге - А.П. Власьев.

***

Начало существования пароходного общества "Кавказ и Меркурий" на р. Волге и на Каспийском море относится к 1849 г. когда было учреждено общ. пароходства по рекам Волге, Оке и Каме и их притокам под фирмою "Меркурий". К началу 1858 г. общ. это успело снискать обширную и солидную репутацию. Вследствие этого, когда на Каспийском море было основано пароходное общ. "Кавказ", то, по предложению Наместника Кавказского, это новое общество соединилось с волжским общ. "Меркурий". Устав соединенного общ. "Кавказ и Меркурий" был Высочайше утвержден 21 мая 1858 года этого устава новое общество было принято под Высочайше Его Императорского Величества покровительство.

Таким образом общ. "Кавказ и Меркурий" существует и действует по Волге и на Каспийском море уже в течение 44 лет. Деятельность его на Волге носит исключительно коммерческий характер, подобно всем другим волжским предприятиям; деятельность же его на Каспийском море, кроме целей чисто коммерческих, служит и целям правительственным. Так, общество с самого основания своего содержит почтовые сообщения по всем линиям Каспийского моря.

Для привлечения грузов на свои суда общество открыло агентства в Москве, С. Петербурге, Варшаве и Лодзи, как главных торговых центрах, откуда и куда направляются грузы, а затем когда были проведены Закавказская и Закаспийская (нынешняя Средне-Азиатская) железные дороги и получили развитие прямые сообщения при участии железных дорог и пароходов, между отдаленными пунктами, общество с тою же целью основало агентства во всех главных среднеазиатских промышленных и торговых пунктах, каковы: Бухара, Самарканд, Коканд, Ташкент, Чарджуй, Асхабад, Хива, а также на Кавказе: в Тифлисе, Шемахе, Шуше и Нухе и, наконец, с 1902 г. в Персии: в Тегеране и Мешхеде для привлечения на свои суда персидских сушеных фруктов, рису, хлопка и шерсти, а также грузов, направляющихся из фабричных центров в Персию. На Волге общ. "Кавказ и Меркурий" первое ввело пароходы американского типа: в 1871 году, появился первый на Волге пароход этого типа "Император Александр II". Равным образом общ. "Кавказ и Меркурий" первое ввело на своих пароходах отопление нефтяными остатками. Ныне общ. "Кавказ и Меркурий" содержит ежедневное отправление между Нижним Новгородом и Астраханью 15 двухпалубными пароходами американской системы. Пароходы эти следующие: скорые (почтовые) - "Император Александр II", "Фельдмаршал Суворов", "Цессаревич Николай", "Цессаревна Мария", "Вел. Кн. Ольга Николаевна", "Константин Кауфман" и пассажирские - "Вел. Кн. Ксения", "Императрица Екатерина II", "Вел. Кн, Владимир", "Владимир Мономах", "Святослав", "Александр Невский", "Дмитрий Донской", "Петр Великий" и "Олег Вещий".

Кроме того, общество владеет на Волге многими буксирными пароходами и баржами, 34 дебаркадерами и 3 плавучими доками. Каспийский флот общества состоит из 9 больших пароходов, 8 винтовых паровых шхун и проч. В Спасском Затоне у общества свой завод, снабженный достаточными средствами не только для ремонта, но и постройки новых судов. В Астрахани и Баку ремонтируются суда Каспийского флота. Речные пароходы общ. отличаются особою быстроходностью и комфортом. Пассажирам предлагаются без всякой приплаты отдельные каюты. Буфет и кухня отличаются доброкачественностью и дешевизной.

Председателем правления состоит А.Ф. Эльфсберг, директорами - М.Н. Бенуа, Я.И. Утин, М.И. Лазарев, В.И. Маркелов. Делами общества на Волге управляет П.А. Колударов.

***

Высочайше утвержденным 7 сентября 1843 г. положением Комитета министров разрешено учредить компанию на паях, под наименованием "Пароходное Общество по Волге". До 1843 г., богато одаренный природою, обширный бассейн Волги знал единственный способ передвижения своих неиссякаемых земельных богатств посредством гребных и парусных судов и судов, завозимых конной силой. Понятно, такой способ транспортирования не мог содействовать быстрому передвижению товаров, и вследствие этого большая часть кладей, в особенности с дальних пристаней, достигала до места назначения лишь во вторую навигацию, подвергаясь, во время зимовок в пути, всем случайностям открытой стоянки во льду и риску от весеннего, весьма бурного волжского разлива.

Независимо от многих опасностей, и самая доставка обходилась очень дорого. Так от Астрахани до Нижнего Новгорода платили 35 копеек с пуда. В таких условиях находилось транспортное дело Волжско-Камского бассейна до 1843 г., когда было призвано к жизни первое пароходное предприятие "Пароходное Общество по Волге".

В настоящее время, когда все воды нашего отечества, а воды Волги в особенности, перерезаются во всех направлениях тысячами паровых судов пассажирских и товарных, когда силачи буксиры тащат за собою целые караваны несметных богатств, трудно себе представить, какие препятствия пришлось преодолеть инициаторам волжского пароходства.

Ныне торная дорога открыта для всех, а первые пионеры должны были с бою брать каждый шаг, от промера всего протяжения Волги до борьбы с невежеством местного населения включительно. Фактически деятельность общества началась в 1846 г. одним буксирным пароходом "Волга", который в ближайшую навигацию успел совершить три рейса, не смотря на много неблагоприятных условий и новизну дела. Пароход принес значительную прибыль. Успех первой навигации побудил общество расширить предприятие и уже через два года в 1848 г. флот его обогатился еще двумя сильными буксирами - "Геркулесом" и "Самсоном" и 12 баржами. В 1849 г. в компанию вступили пароходы "Кама" и "Ока". Отсюда начинается непрерывный рост и развитие общества. В 1859 г. общество открыло пассажирское движение.

В настоящее время флот общества состоит из 4 буксирных пароходов - "Волга", "Самсон", "Геркулес", "Жуковский Затон" и 18 пассажирских - "Имп. Николай II", "Имп. Александра", "Император", "Императрица", "Самодержец", "Государь", "Царь", "Царица", "Князь", "Княгиня", "Царевич", "Царевна", "Боярин", "Боярыня", "Дворянин", "Дворянка", "Крестьянин"' и "Крестьянка", 11

барж и 34 плавучих пристаней.

Во главе общества ныне стоят: председатель правления А.Р. фон Дезен, директора К.В. Коттон, П.Н. Летуновский, А.А. Плаксин, управляющий делами

правления - В.И. Литманович и уполномоченный по делам общ. - И.Д. Дувакин.

***

Четвертое крупное пароходное предприятие на Волге принадлежит петербургской кампании "Надежда", скупившей в 1900 г. предприятие насл. А.А.

Зевеке и в 1901 г. предприятие Зарубина. Пароходство это содержит постоянное

и срочное сообщение между Рыбинском и Казанью и между Нижним и Астраханью, обладая значительным флотом в 35 больших пароходов - "В. Кн. Алексей", "В. Кн. Кирилл", "Петр Чайковский", "Христофор Колумб", "Ориноко", "Ниагара", "Миссури", "Зевеке", "Бриллиант", "Жемчужина", "Алмаз", "Рубин", "Октарио", "Россия", "Изумруд", "Яхонт", "С. Витте", "Север",

"Дмитрий", "Зарубин", "К. Тюрин", "Бр. Дерюгины", "Вера", "Надежда", "Петр I", "Флорида", "Аризона", "Магдалена", "Рыбинск", "Кострома", "Митя", "Надежда", "Араг", "Алабама" и "Аляска".

Председателем правления пароходства "Надежда" состоит Г.А. Вейхардт, уполномоченным по делам Волжского пароходства - А.А. Зевеке, и уполномоченным по делам Каспийского пароходства - К.Р. Гауден.

Кроме этих обществ существует еще целый ряд более или менее крупных пароходных предприятий, как: "Купеческое Пассажирское Пароходство", "Бр. Каменских", "И. Любимова", "М.К. Кашиной" и мн. других. Такое обилие пароходных обществ создало между ними сильнейшую конкуренцию, вызвав значительное понижение цен и, с другой стороны, создав для пассажиров весьма благоприятные условия плаванья.

 

Примечания:

1) Пассажирам, желающим воспользоваться правом остановок на промежуточных пристанях выдаются в пунктах отправления особые билеты до всех пристаней прямого сообщения действительные в течение одного месяца. Для удобства пассажиров введены обратные билеты I, II и III кл. со скидкою 15%

действительные в течение двух месяцев.

2) Преподаватели, преподавательницы, воспитатели и воспитательницы средних и низших учебных заведений, по представление удостоверений их начальства, пользуются скидкою с таксы II и III 10%. На обратные же билеты пользуются скидкой во II кл. и III кл. 25%.

3) Студенты, воспитанники и воспитанницы всех учебных заведений пользуются скидкою с таксы II и III кл. 50% со стоимости билета в один конец.

4) Офицеры, едущие по частным надобностям с удостоверением начальства, пользуются льготою, указанною в циркуляре Главного Штаба от 28 июня 1888 г. за № 136.

5) Дети моложе 5 лет перевозятся бесплатно; от 5 до 10 лет за половинную плату.

Пассажиры принимаются со всех пристаней, а также в пути с лодок, если не будут тому препятствовать обстоятельства.

 

Извлечение из правил О-ва "Самолет"

1) Продажа билетов производится во всех конторах и на пароходах Общества, а также и на станциях железной дороги, в С.-Петербурге в вокзале Николаевской железной дороге, г. Рыбинске и Нижнем Новгороде. Саратова Царицына Черного Яра

2) Воспитанники и воспитанницы всех учебных заведений, едущие во II и III классе, пользуются скидкой с таксы в 25% едущим в I кл. скидки не делается. Для получения упомянутой льготы воспитанники должны иметь удостоверения от своего начальства. По удостоверениям срок которым истек - льготы не делается, а также не предоставляется льготы по удостоверениям других учреждений, кроме своего начальства, (например - полиции) хотя бы воспитанники были в форме.

3) Офицерам состоящим на действительной службе, едущим по собственной надобности и помещающимся во II кл. делается скидка с таксы в 25%.

4) Пассажиры, в случае надобности, могут пользоваться бесплатно медикаментами из пароходной аптеки.

5) Пассажиры принимаются на пароходы с лодок и высаживаются в лодки, по усмотрению капитана парохода. Пассажиры, желающие высадиться в лодку, должны предупредить об этом капитана заблаговременно.

6) Все пароходы Общества "Самолет" освещаются электричеством.

 

Извлечение из правил О-ва "Кавказ и Меркурий"

1) Дети до 5 лет, при взрослых, перевозятся бесплатно, за детей от 5 до 10 лет платится половина.

2) Воспитанники и воспитанницы учебных заведений, предъявившие свидетельства от своего начальства удостоверяющие их личность, и едущие во II и III кл., платят за . билета; едущим же в I кл., скидки не делается. Офицерам, состоящим на действительной службе, едущим по собственной надобности, во II кл. делается скидка в 25% с пасс. таксы.

3) На речных пароходах для пассажиров I и II кл. имеется табельд'от, а также отдельные обеды, завтраки и ужины по прейскуранту. Отдельные обеды подаются от 12-ти до 5-ти ч., завтраки от 11 до 1 ч. дня, ужины от 9 до 11 ч. веч., табельд'от в I кл. около 5. ч., а во II кл. около 3-х час. дня. Горячие кушанья отпускаются от 8 ч. у. до полуночи, чай и холодные закуски - во всякое время.

4) Буфетчики обязаны подавать писанные счета, для сличения с прейскурантом, который отпечатан на обороте счета.

5) Пассажиры, в случае надобности, могут пользоваться бесплатно медикаментами из пароходной аптеки.

6) Для удобства пассажиров установлено прямое сообщение с верхневолжскими пристанями, при посредстве пароходов М.К. Кашиной.

7) На всех пароходах устроено паровое отопление и имеются ванны, а также имеются общие, семейные и отдельные каюты I и II кл. Пассажиры III кл. на речных пароходах пользуются отдельными спальными местами.

8) Постельное белье отпускается буфетчиками за плату по 25 копеек за две простыни и наволочку.

9) Пассажирам III кл., желающим обедать или ужинать в числе не менее 5 лиц и заявившим о том за 2 ч. или ранее, буфетчики обязаны подавать обед от 12 до 1 ч. дня или ужин от 7 до 8 ч. веч., состоящие из горячего блюда в достаточном количестве, с мясом (в постные дни с рыбой) и черным хлебом - за 20 копеек с человека.

10) Пассажиры принимаются на пароходы и высаживаются не только на пристанях, но и в других пунктах с лодок, по усмотрению командира парохода.

11) На всех пароходах О-ва устроены паротушители и имеются другие противопожарные средства.

12) На всех почтовых пароходах О-ва производится прием почтовой корреспонденции и телеграмм.

13) Багаж, сданный пассажирами на железнодорожном вокзале в Нижнем Новгороде, перевозится на пристань за счет Общества.

14) На скорых пароходах: Обеды (с персоны): в 5. час. Табельд'от из 5 блюд и чашки кофе - 1 руб. 10 коп., (Тот же обед подан отдельно) от 12 до 5 ч. - 1 руб. 50 коп., Обед из 4-хъ блюд - 1 руб.; из 3 блюд - 85 коп. Завтраки (с персоны) от 11 до 1 ч. дня: завтрак из 2 блюд и чашки кофе - 60 коп. Ужины (с персоны) от 9 до 11 веч.: ужины из 2 блюд и чашки кофе - 60 коп.

На пассажирских пароходах: Обеды (с персоны) в 5.час., табельд'отъ из 4 блюд и чашки кофе - 90 коп.; (Тот же обед подан отдельно) от 12 до 5 час. - 1 руб. 10 коп. Обед из 4 блюд без чая или кофе - 1 руб. Тоже из 3 блюд без чая или кофе - 85 коп. Завтраки (с персоны) от 11 до 1 ч. дня., завтрак из 2 блюд и чашки кофе - 60 к. Ужины (с персоны) от 9 до 11 ч. веч., ужин из 2 блюд и чашки кофе - 60 к.

 

Извлечение из правил О-ва "По Волге 1843 г."

Продажа билетов производится на Волге во всех агентствах и на пароходах О-ва, а также, на городских железнодорожных станциях Петербурга и Москвы и на станции железной дороги в Нижнем Новгороде. Каюты I и II классов помещаются на верхней палубе. Для пассажиров I-го кл. имеются бесплатно ванны с холодною и горячею водою. За детей от 5 до 10 лет платится половина против таксы.

Офицерам, едущим по собственной надобности, делается скидка с таксы II кл. в размере 25%.

Воспитанникам и воспитанницам учебных заведений, представившим свидетельства своего начальства, удостоверяющие их личность, при проезде во

II и III кл. делается скидка с таксы в размере 25%.

На пароходах пассажиры могут иметь за умеренную плату хороший стол и напитки. Обед от 2 до 6 ч. дня по карте, за 1 руб. в 4 блюда, за 85 коп. в 3 блюда и за 60 коп. в 2 блюда. Пассажирам III кл. делается уступка в 20% с прейскурантных цен на кушанья.

Такса за проезд пассажиров и провоз багажа на пароходах одинаков с таксою других обществ. Отдельные отдаются по числу мест без повышения платы. Во время стоянки пароходов при пристанях в Нижнем Новгороде и Астрахани пассажиры, взявшие билеты, могут помещаться в соответствующих классах бесплатно.


 

Григорий Москвич. Иллюстрированный практический путеводитель по

Григорий Москвич. Иллюстрированный практический путеводитель по

Пласты горных пород, образующие поверхность

Пласты горных пород, образующие поверхность

Волга несколько раз изменяет свое направление под влиянием впадения в нее притоков и иногда принимает направление впадающей в нее реки, как напр

Волга несколько раз изменяет свое направление под влиянием впадения в нее притоков и иногда принимает направление впадающей в нее реки, как напр

Более высокий - правый берег

Более высокий - правый берег

России, а северная - в области мануфактурной, центром деятельности которой является

России, а северная - в области мануфактурной, центром деятельности которой является

Каспийского моря). Первый участок наименее удобен для судоходства, так как отличается наименьшею глубиной и наибольшим количеством опасных порогов, множеством мелей и кос и извилистостью фарватера

Каспийского моря). Первый участок наименее удобен для судоходства, так как отличается наименьшею глубиной и наибольшим количеством опасных порогов, множеством мелей и кос и извилистостью фарватера

Грязе-Царицынская железные дороги, соединяющие его с внутренними губерниями и

Грязе-Царицынская железные дороги, соединяющие его с внутренними губерниями и

Волги не много. Не смотря, однако, на эти препятствия, количество плавающих по

Волги не много. Не смотря, однако, на эти препятствия, количество плавающих по

Красота Волги не укладывается в определенные рамки, ее нельзя очертить несколькими штрихами, нельзя окрасить одной, двумя, тремя красками, так как каждая пядь, каждая пройденная верста…

Красота Волги не укладывается в определенные рамки, ее нельзя очертить несколькими штрихами, нельзя окрасить одной, двумя, тремя красками, так как каждая пядь, каждая пройденная верста…

Волги - Василием Сидоровым по поводу того, что по странной игре истории, все волжские города с мужским названием расположились на правом берегу, с женскими -…

Волги - Василием Сидоровым по поводу того, что по странной игре истории, все волжские города с мужским названием расположились на правом берегу, с женскими -…

Волга. Оба берега соединены великолепным американским мостом, поражающим своей легкостью и воздушностью

Волга. Оба берега соединены великолепным американским мостом, поражающим своей легкостью и воздушностью

От Ржева до Зубцова, вниз по Волге, менее 20 верст

От Ржева до Зубцова, вниз по Волге, менее 20 верст

Пароходные каюты, отдельные или семейные, обставлены со всевозможными удобствами, предусмотренными до мелочей, прекрасный изысканный стол, изящные салоны с пианино, книги, журналы, газеты, ванны, вежливая и…

Пароходные каюты, отдельные или семейные, обставлены со всевозможными удобствами, предусмотренными до мелочей, прекрасный изысканный стол, изящные салоны с пианино, книги, журналы, газеты, ванны, вежливая и…

России, с Петербургом и заграничными портами, путь, по которому искони двигалась главная струя отечественной торговли

России, с Петербургом и заграничными портами, путь, по которому искони двигалась главная струя отечественной торговли

В 1901 г. общ. "Самолет" перевезло около миллиона пассажиров и 7 мил

В 1901 г. общ. "Самолет" перевезло около миллиона пассажиров и 7 мил

Святослав", "Александр Невский", "Дмитрий

Святослав", "Александр Невский", "Дмитрий

Ока". Отсюда начинается непрерывный рост и развитие общества

Ока". Отсюда начинается непрерывный рост и развитие общества

Офицеры, едущие по частным надобностям с удостоверением начальства, пользуются льготою, указанною в циркуляре

Офицеры, едущие по частным надобностям с удостоверением начальства, пользуются льготою, указанною в циркуляре

Для удобства пассажиров установлено прямое сообщение с верхневолжскими пристанями, при посредстве пароходов

Для удобства пассажиров установлено прямое сообщение с верхневолжскими пристанями, при посредстве пароходов

Пассажирам III кл. делается уступка в 20% с прейскурантных цен на кушанья

Пассажирам III кл. делается уступка в 20% с прейскурантных цен на кушанья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2021