«Гроза» – новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт.
Оценка 4.9

«Гроза» – новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт.

Оценка 4.9
Рабочие тетради
docx
русская литература
10 кл—11 кл
28.11.2020
«Гроза» – новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт.
«Гроза» – новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт. Катерина как трагическая героиня. Искусство диалога и монолога, речевая характеристика. Сюжетно-композиционные принципы, эпичность и динамика действия; пространственно-временные отношения; пейзаж, символика; народно-песенная основа. Полемика о «Грозе» (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
«Гроза» – новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт. .docx

Дисциплина: Русская литература   

Преподаватель: Омарбекова А.Ж. 

Класс 10                                                     

 

Тема: «Гроза» – новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт. Катерина как трагическая героиня. Искусство диалога и монолога, речевая характеристика. Сюжетно-композиционные принципы, эпичность и динамика действия; пространственно-временные отношения; пейзаж, символика; народно-песенная основа. Полемика о «Грозе» (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

 

1. Краткое содержание материала.

 Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 году. Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества.

Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

2. Творческая история драмы «Гроза».

- «По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами или реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело».

Впечатления от экспедиции Островский записывал в дневник. Считали, что драматург воспользовался материалами дела Клыковых (самоубийство снохи в г. Кострома).

НО: дело Клыковых – ноябрь 1859 г. А пьеса Островского уже репетировалась в театре в октябре 1859 г.

Значит, сам факт совпадения говорит о прозорливости драматурга, уловившего в купеческой жизни конфликт между старым и новым.

3. Тематика и проблематика пьесы

- Основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

4. Основные проблемы пьесы:

Купеческий быт: тирания в семье, авторитеты, изжившие себя, самодурство.

Положение женщины в семье и в обществе.

Появление новых сил, противостоящих «темному царству».

Основная сюжетная линия – конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни.

Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.

Основной конфликт – конфликт Катерины и Бориса с окружающей их средой - объединяет все остальные.

Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

5. Жанр и композиция пьесы.

Экспозиция - картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. 1, явл. 1-4).

Завязка - на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5).

Далее идет развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза:

- Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса - и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома (д. I, явл. 9);

- грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе (первая кульминация), падает без чувств (конец д. IV).

Но гроза так и не обрушилась на город, усилилось только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация - Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (д. V, явл. 4).

Развязка - самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (д. V, явл. 7).

- Каково жанровое своеобразие пьесы «Гроза»?

По всем признакам жанра, пьеса «Гроза» - трагедия, так как конфликт между героями приводит к трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину, и которую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин. Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчеркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий.

6. Беседа.  Образы-персонажи пьесы

Назовите основных героев пьесы, их общественное положение.

В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?

Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), Тихон, Катерина, Кулигин и другие.

Как через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе?

Где и когда разворачиваются события?

 С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Первое действие происходит летним вечером в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта.

Пейзажные картины «Грозы» также дают определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

Обратите внимание на слова Кулигина: «Чудеса! Наглядеться не могу». Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.

7. Работа с текстом

 Что мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?_________________________

____________________________________________________________________________

Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? ___________________________

__________________________________________________________________________   

В чем разница их жизненных позиций?__________________________________________

___________________________________________________________________________

На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?_________________________

___________________________________________________________________________

Какова же жизненная позиция Кулигина?________________________________________

_____________________________________________________________________________

Где происходит действие II (явл. 1.)? ___________________________________________

Кто действующие лица, какова их роль?__________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Glossary:

English

Russian

Kazakh

sightseeing

достопримечательность

көрінерлік, назар аударарлык

souvenirs

сувениры

базарлық; кәдесый; сувенир

vacation

отпуск

демалыс

amazing

удивительный

ғажайып; ғаламат; таңқаларлық

divide

делиться

бөлу

between

между, среди

арасында

trendy

модный

сәнді, жарасымды

both

оба, обе 

екеуіде

to share

делить

бөлісу

rooftop

крыша

төбе

 

Домашнее задание: прочитать статьи учебника о пьесе «Гроза». Пересказ, конспект.

Литература: Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения  Г. Г.Лукпанова, В.В. Савельева, Г.М.Мучник, Г.М. Камбарбаева. и др. Изд. «Атамура», Алматы, 2015.

 

 

 

 


 

Дисциплина: Русская литература

Дисциплина: Русская литература

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов»

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов»

Как относятся к купцам Кудряш,

Как относятся к купцам Кудряш,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020