Дисциплина: Русская литература
Преподаватель: Омарбекова А.Ж.
Класс 10
Тема: «Гроза» – новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт. Катерина как трагическая героиня. Искусство диалога и монолога, речевая характеристика. Сюжетно-композиционные принципы, эпичность и динамика действия; пространственно-временные отношения; пейзаж, символика; народно-песенная основа. Полемика о «Грозе» (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
1. Краткое содержание материала.
Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 году. Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества.
Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.
2. Творческая история драмы «Гроза».
- «По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами или реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.
Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело».
Впечатления от экспедиции Островский записывал в дневник. Считали, что драматург воспользовался материалами дела Клыковых (самоубийство снохи в г. Кострома).
НО: дело Клыковых – ноябрь 1859 г. А пьеса Островского уже репетировалась в театре в октябре 1859 г.
Значит, сам факт совпадения говорит о прозорливости драматурга, уловившего в купеческой жизни конфликт между старым и новым.
3. Тематика и проблематика пьесы
- Основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.
4. Основные проблемы пьесы:
Купеческий быт: тирания в семье, авторитеты, изжившие себя, самодурство.
Положение женщины в семье и в обществе.
Появление новых сил, противостоящих «темному царству».
Основная сюжетная линия – конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни.
Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.
Основной конфликт – конфликт Катерины и Бориса с окружающей их средой - объединяет все остальные.
Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.
Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.
5. Жанр и композиция пьесы.
Экспозиция - картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. 1, явл. 1-4).
Завязка - на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5).
Далее идет развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза:
- Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса - и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома (д. I, явл. 9);
- грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе (первая кульминация), падает без чувств (конец д. IV).
Но гроза так и не обрушилась на город, усилилось только предгрозовое напряжение.
Вторая кульминация - Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (д. V, явл. 4).
Развязка - самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (д. V, явл. 7).
- Каково жанровое своеобразие пьесы «Гроза»?
По всем признакам жанра, пьеса «Гроза» - трагедия, так как конфликт между героями приводит к трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину, и которую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин. Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчеркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий.
6. Беседа. Образы-персонажи пьесы
Назовите основных героев пьесы, их общественное положение.
В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?
Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), Тихон, Катерина, Кулигин и другие.
Как через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе?
Где и когда разворачиваются события?
С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Первое действие происходит летним вечером в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта.
Пейзажные картины «Грозы» также дают определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.
Обратите внимание на слова Кулигина: «Чудеса! Наглядеться не могу». Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.
7. Работа с текстом
Что мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?_________________________
____________________________________________________________________________
Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? ___________________________
__________________________________________________________________________
В чем разница их жизненных позиций?__________________________________________
___________________________________________________________________________
На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?_________________________
___________________________________________________________________________
Какова же жизненная позиция Кулигина?________________________________________
_____________________________________________________________________________
Где происходит действие II (явл. 1.)? ___________________________________________
Кто действующие лица, какова их роль?__________________________________________
_____________________________________________________________________________
Glossary:
English |
Russian |
Kazakh |
sightseeing |
достопримечательность |
көрінерлік, назар аударарлык |
souvenirs |
сувениры |
базарлық; кәдесый; сувенир |
vacation |
отпуск |
демалыс |
amazing |
удивительный |
ғажайып; ғаламат; таңқаларлық |
divide |
делиться |
бөлу |
between |
между, среди |
арасында |
trendy |
модный |
сәнді, жарасымды |
both |
оба, обе |
екеуіде |
to share |
делить |
бөлісу |
rooftop |
крыша |
төбе |
Домашнее задание: прочитать статьи учебника о пьесе «Гроза». Пересказ, конспект.
Литература: Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения Г. Г.Лукпанова, В.В. Савельева, Г.М.Мучник, Г.М. Камбарбаева. и др. Изд. «Атамура», Алматы, 2015.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.