ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оценка 4.6

ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оценка 4.6
Памятки +2
pdf
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
14.08.2022
ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Умение самостоятельно выявлять проблему, искать несколько способов ее решения, а затем выбирать более подходящий, делать выводы и анализировать, а главное применять на практике все полученные теоретические знания и не совершать ошибки, опираясь на собственный опыт – все это необходимо человеку, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Но российская система образования в настоящее время, к сожалению, не предполагает получения учащимися этих навыков, необходимых в активно развивающимся окружающем мире. Именно поэтому необходимо заниматься проектной деятельностью начиная с раннего детства. Групповая проектная деятельность позволяет эффективно решать не только учебные, но и специфические воспитательные задачи, подробно изученные в данной статье.
Групповая проектная деятельность младших школьников .pdf

Александрова Кристина Дмитриевна,

Александрова Диана Николаевна, 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 144

 

ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация:

Умение самостоятельно выявлять проблему, искать несколько способов ее решения, а затем выбирать более подходящий, делать выводы и анализировать, а главное применять на практике все полученные теоретические знания и не совершать ошибки, опираясь на собственный опыт – все это необходимо человеку, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Но российская система образования в настоящее время, к сожалению, не предполагает получения учащимися этих навыков, необходимых в активно развивающимся окружающем мире. Именно поэтому необходимо заниматься проектной деятельностью начиная с раннего детства. 

Групповая проектная деятельность позволяет эффективно решать не только учебные, но и специфические воспитательные задачи, подробно изученные в данной статье.

 

Ключевые слова: проект, группа, планирование, сотрудничество, взаимообучение 

 

Стремительное развитие окружающего мира влияет на ситуацию в образовании, поэтому сегодня в школе не столь важно дать ребенку как можно больше теоретических знаний в рамках различных дисциплин, сколько помочь обрести универсальные действия, которые в будущем помогут развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся мире. Самостоятельный поиск новых знаний, умение работать с полученной информацией, выдвигать различные гипотезы и делать выводы и умозаключения – необходимые умения каждого человека, которые следует формировать, начиная с начальной школы. Ведь именно дети – это прирождённые, старательные и неутомимые исследователи, которых интересует весь окружающий мир, который они еще не успели познать. Главное увлечь их предметом исследования.

Пункт 7 Федерального образовательного стандарта начального общего образования гласит, что основу обучения составляет системно-деятельностный подход, который предполагает развитие и воспитание у учащихся навыков, полезных для применения не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни. [4]

Учитель и образовательное учреждение должны помочь родителям сформировать личность, способную самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и организовывать свою деятельность.  Чтобы научить этому ребенка, требуется найти новые формы и методы обучения. Наиболее успешным методом следует считать проектную деятельность. Проект – это совместная работа учащихся и учителя, имеющих общую цель, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. [5, стр. 6] 

Для учащегося проект – это возможность максимально раскрыть свой потенциал.

Для учителя проект – это средство обучения, воспитания и развития учащихся, позволяющее развить навыки проблематизации, планирования, целеполагания, анализа и самоанализа, поиска информации и презентации полученных результатов. 

Работа над проектом возможно только во взаимодействии ученика и учителя. Но здесь могут возникнуть некоторые разногласия, полностью предоставить ребенка самому себе, ведь учащийся должен чувствовать, что проект – это именно его работа, в которой он может реализовать свои замыслы. Или же значительно ограничить самостоятельность, постоянно советуя и направляя– лишая ребенка инициативы в работе. Но в тоже время, он должен видеть, что учитель относится уважительно к его предложениям и точкам зрения.

Какие же цели и задачи преследует проектная деятельность учащихся?

      Учит планированию (уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

      Учит детей решать проблемы с помощью полученных теоретических знаний

(формирование навыков сбора и обработки информации)

      Учит раскрывать личностные качества;

      Учит анализировать (развивает креативность и критическое мышление);

      Повышает самооценку, мотивацию, интерес к учебной деятельности;

      Помогает школьникам чувствовать себя уверенно при публичной защите (умение четко презентовать информацию);

Существует два типа проектов: групповой и индивидуальный. Рассмотрим групповой.

Работа над групповым проектом позволяет эффективно решать помимо учебных задач, специфические воспитательные задачи.  Прежде всего серьезной задачей является само формирование проектной группы и распределение обязанностей внутри нее. В каждой группе должен быть:

«зачинщик» – тот, кто придумывает, 

«эрудит» – тот, кто много знает, 

«аналитик» – тот, кто проверяет и перепроверяет,

«лидер» - тот, кто ведет всех за собой,

«исполнители» - те, кто реализуют проект. [1]

Почему же важно создавать именно групповые проектные работы?

      Во-первых, у ребят формируются навыки сотрудничества и коммуникации;

      Во-вторых, каждый учащийся может быть включен в более интересный, на его взгляд, этап работы. И может в полной мере раскрыть себя; 

      В-третьих, есть возможность более глубоко рассмотреть тему; В-четвертых, каждый может предлагать различные пути решения, гипотезы, идеи. Соревновательный элемент повышает мотивацию участников группы;

      В-пятых, ученики комфортнее себя чувствуют при работе с одноклассниками, и получают еще больше удовольствия от работы. Меняется характер взаимоотношений между детьми, возрастает сплоченность ребят в классе;

      В-шестых, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.

Таким образом, проектная деятельность помогает учащимся приобрести необходимые знания, умения и навыки, которые формируют нестандартно творчески мыслящую и конкурентоспособную личность. Организация проектной деятельности дает возможность повысить познавательный интерес у школьников и сформировать у них систему метапредметных УУД на более высоком уровне. 

А групповая работа создает благоприятные условия в образовательном процессе, ведь она позволяет развить индивидуальные качества в условиях массового обучения (критическое мышление, адекватная самооценка, развивается самостоятельность и ответственность, способность к кооперации и сотрудничеству, повышается креативность). При работе каждый ученик мыслит, выражает свое мнение, в каких-то случаях, идет на уступки, идет взаимообучение детей в процессе диалога. 

Литература

1.       Алексеев С.В., Гущина Э.В., Лещенко И.А. Организация проектной деятельности учащихся и ее информационная поддержка // Электронный журнал

Экстернат.РФТворч. и проектная деятельность (советы учителю)

2.       Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.

3.       Позднякова Ю. С., Подгорный Я. Б. Основы проектной деятельности в современном образовании // Актуальные исследования. 2021. №24 (51).  С. 115-117

4.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  – М.: Просвещение, 2020 5. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.

 

 

 

Александрова Кристина Дмитриевна,

Александрова Кристина Дмитриевна,

Для учащегося проект – это возможность максимально раскрыть свой потенциал

Для учащегося проект – это возможность максимально раскрыть свой потенциал

В-третьих, есть возможность более глубоко рассмотреть тему; 

В-третьих, есть возможность более глубоко рассмотреть тему; 
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2022