Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
имени Героя Социалистического Труда В.Н. Перегудова
г. Балаково Саратовской области
«Групповая работа как средство формирования УУД»
Автор: Осипова М.П.
Должность: учитель
начальных классов
МАОУ СОШ№ 7 г. Балаково
Саратовской области
Квалификационная категория: высшая
Форма представления: творческая мастерская
2020 г.
(Слайд 1)
«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило
его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
(В.А. Сухомлинский)
Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе. (Слайд 2) Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Ученик индивидуально воспринимает информацию, но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснование решениям. С точки зрения теории поэтапного формирования знаний наиболее эффективно осмысление материала учащимся осуществляется в форме внешней речи для других, т. е. когда он свои мысли излагает вслух.
Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом реализации интеллектуального и творческого потенциала. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения.
Групповая форма работы имеет ряд преимуществ по сравнению с фронтальной работой. (Слайд 3.)
1.Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения. 2.Дети учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными навыками. 3.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи. 4.Возрастает значимость личности каждого ученика.
Для того, чтобы групповая работа не ассоциировалась с шумом, пустыми разговорами, ссорами её необходимо правильно организовать. Я формирую группы из четырёх - пяти человек. Состав группы, по-моему, должен быть разнородным: лидер, ученики со средними и слабыми способностями. Желательно, чтобы в одной группе не встретились крепкие друзья или дети, которые часто конфликтуют друг с другом.
Работоспособность групп зависит от выбора дежурного командира. Процесс выбора зависит от уровня сложности задания. Если задание непростое, то командира с согласия детей выбираю я, иногда этим занимается группа, но обязательно после того, как получит задание. Чтобы организовать успешную работу в группах, надо учить школьников навыкам групповой работы, которые отражаются в правилах, составленных классным коллек-тивом. (Слайд 4)
Правила работы группы
- при обсуждении задания говорите так, чтобы вас слышала только ваша группа; - в процессе работы нужно дать высказаться каждому желающему; - выполнив задание, убедитесь в том, что каждый член группы готов ответить от имени группы; - как только завершите работу, возьмитесь за руки; - как только прозвучит сигнал учителя об окончании работы, в классе должна быть тишина;
-будьте внимательны к ответам каждой группы.
В групповой работе очень важен темп. Он способствует концентрации внимания. Ограничение времени на выполнение задания - очень важная мелочь, которую учителю важно оценить до начала работы. Использование песочных часов действует на детей организующее - нет пустой траты времени. (Слайд 5)
Каждый ученик в группе выполняет свою роль:
Командир (лидер)- организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы, следит за выполнением правил в группе.
Секретарь – оформляет решение группы.
Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
Спикер – представляет результаты работы группы.
Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЕМ.
Складывается из следующих этапов:
а) Подготовка к выполнению задания: (Слайд 6)
• постановка познавательной задачи;
• инструктаж о последовательности работы;
• раздача необходимого дидактического материала по группам.
б) Групповая работа: (Слайд 7)
• знакомство с материалом, планирование работы в группе;
• распределение заданий внутри группы;
• индивидуальное выполнение задания;
• обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
• выбор и обсуждение общего решения;
• подготовка к предъявлению результатов (оформление решения, подготовка выступающих).
в) Представление результатов работы: (Слайд 8)
• сообщение о результатах работы в группах (в наглядно оформленном виде или устно);
• обсуждение результатов работы (вопросы на понимание от других групп, выбор наиболее удачного решения);
• обсуждение процесса работы, рефлексия.
Использование групповой работы на уроке изучения нового материала. (Слайд 9)
Тема «Екатерина Великая»
Цель: развитие коммуникативных умений, организация групповой работы.
Задачи урока:
Формировать чувство ответственности за сохранение истории;
создать у детей образ Екатерины великой;
познакомить с периодом истории во время правления Екатерины Великой;
развивать способность к критическому мышлению; способствовать развитию смысловой памяти;
Оборудование: раздаточный материал с текстами на каждую группу, портреты Екатерины II разные годы её жизни
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания.
Прежде чем приступить к работе над темой урока, давайте вспомним с вами прошлый урок и человека, который внёс огромный вклад в развитие Российской науки – Михайло Васильевича Ломоносова. Кроссворд
III. Актуализация темы.
Мы продолжаем говорить об известных людях в истории нашей страны. Об этой личности Ломоносов говорил:- «На троне баба – ума палата»
Екатерина Великая – личность уникальная. Годы её правления действительно признаны « Золотым веком Екатерины». В это время была преобразована почти вся структура империи, возросла мощь русской армии и флота. В царствование Екатерины расцвели русская культура, просвещение и наука, открылись новые учебные и учебно – воспитательные учреждения, академии, библиотеки и типографии.
Екатерина 2 Алексеевна, единственная из русских правительниц, удостоившаяся в исторической памяти соотечественников, как и Пётр 1 , эпитета ВЕЛИКАЯ.
Оказывается, что ни до, ни после Екатерины не было у России времени настолько победного для государства, настолько же благодатного для народа!
Посмотрим, что за человек, явившийся из-за границы на Святую Русь, правил ею на протяжении долгих лет с пользой и славой. В опровержение до сих пор распространенной небылицы надо сказать, что бывшей немецкой принцессе удалось изучить русский язык в совершенстве. В этом, конечно, Императрице помогло то, что с раннего детства обширный и гибкий ум юной принцессы постоянно развивался. Этот ум привыкал трудиться. В 4 года маленькую принцессу учили читать. В 15 лет молодая Екатерина прибыла в Россию по приглашению императрицы Елизаветы. Через год вышла замуж за будущего императора Петра 3. К престолу Екатерина пришла в результате государственного переворота, прожив в России до этого 17 лет. – Что же приобрела Россия за 34 года, которые была на престоле государства Российского Екатерина Великая?
IV. Работа над темой урока.
(Класс разделен на группы, каждая группа имеет текст с целевой установкой). В течение урока мы должны познакомиться с личностью Екатерины Великой еще ближе и ответить на вопросы:
– Какую идею своих предшественников унаследовала императрица?
(В России должны быть образованные люди)
– Какие человеческие качества позволили Екатерине стать великой императрицей?
– Для этого вы объединились в группы. Каждая группа имеет своё задание. (Слайд 9) Сегодня вы исследователи. Из текста, который представлен каждой группе, вы должны выбрать главное и доказать, что Екатерина сыграла огромную роль в истории нашего государства 1 группа «Психологи»:
Текст «Воспитание и образование Екатерины» (на карточке)
Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери. Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.
В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г.
Жизнь Екатерины в России до вступления на престол. Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно. Отдав дань веселой жизни двора, Екатерина обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России. Ее рассудительность, искренняя любовь к России — все это напоминало поведение Петра и позволило ей завоевать авторитет, как среди великосветского столичного общества, так и в целом населения Петербурга.
- Какие черты характера явно проявились у Екатерины в детском возрасте?
– Что позволило Екатерине завоевать авторитет среди великосветского столичного общества?
2группа»Социологи» Текст «Характер и образ правления» (на карточке) (Слайд 10.)
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.
За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как “золотом веке” русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.
- Какими помощниками окружала себя Екатерина?
– Какой представляете Екатерину во время беседы с подданными?
3 группа «Политологи» ознакомит с военноначальниками Екатерининских времён. (Слайд 11)
Текст «ВРАГИ ЗАВИДОВАЛИ СЛАВЕ И ВЕЛИЧИЮ РОССИИ» (на карточке)
ОДНАЖДЫ: триста тысяч татар и турок пошли на русских. В то время Россией управляла императрица Екатерина Вторая, которую народ за славные ее дела прозвал Великой. Екатерина великая назначила полководцем над русскими войсками молодого графа Румянцева. Хотя у Румянцева было маленькое войско, он бросился с ним на неприятеля. Началась ужасная битва. Уже в одном месте русские хотели бежать, потому что враги осыпали их пулями. Тогда граф Румянцев поскакал к ним. Увидав в таком опасном месте любимого начальника, солдаты уже не думали о бегстве. Они вернулись и дружно пошли на врага. Победили русские и отобрали у турок много крепких городов по реке Дунай. Испугались турки, увидев, как далеко русские вошли в их землю, Стали они просить, чтобы русские помирились с ними. Екатерина разрешила Румянцеву заключить с ними мир.
С восторгом встречали в Москве молодого победителя. Сама императрица Екатерина возложила на голову его лавровый венок и подарила ему драгоценную саблю, украшенную дорогими брильянтами. Его храбрые победы записаны были в золотую книгу. С тех пор назывался он графом Румянцевым – Задунайским, потому что воюя с турками три раза перешёл Дунай.
Другой знаменитый полководец Великой Екатерины, граф Алексей Григорьевич Орлов, победил турок на море. В Чесменской гавани встретились турецкие корабли с русскими. Первый русский корабль сцепился с турецким, и оба взлетели на воздух и разбились в куски. Граф Орлов распоряжался сам войсками среди дыма и пламени. Все турецкие корабли были сожжены, а один большой граф Орлов взял в плен. После этой победы надолго усмирялись турки и стали бояться России.
А у татар князь Потемкин, но повелению Екатерины Великой, отнял целую страну, но имени Крым, или Тавриду. Щедро наградила Екатерина Великая своих храбрых полководцев и повелела Орлову называться графом Чесменским, и Потемкину — князем Таврическим.
Неслыханной славой покрылась Россия после этих побед, и враги стали бояться одного имени Екатерины Великой. А русские жили в мире и прославляли свою императрицу.
- Назовите знаменитых военно начальников.
А теперь 4 «Историки» группа добавит, о ком узнали они.
Вопрос вашей группе, что их объединяло и отличало?
– Как Екатерина Великая награждала полководцев победителей?
4 Группа работа с учебником стр.23-24
Царствование Екатерины Великой. Нельзя назвать спокойным и лёгким временем. Но к концу 18 века в состав России вошли Крым, большинство украинских земель, Белоруссия, Литва и часть Латвии.
В России Екатерину с любовью называли «немецкая мать русского Отечества».
5 группа «Эксперты» Текст. «Немецкая мать русского Отечества» (на карточке) (Слайд 12.)
Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери. Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание, что в конце концов она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна.
Между тем в самой России Екатерину II не без оснований считали самой русской императрицей и с любовью называли «немецкая мать русского Отечества». Современники говорили:- «Русский Петр I хотел сделать нас немцами, а немка Екатерина II — русскими» Она и сама в это верила, стараясь как можно реже вспоминать о своих немецких корнях. Согласно одному из преданий, однажды императрице стало плохо, и доктора прописали ей кровопускание. После этой процедуры на вопрос «Как здоровье, Ваше величество?» она будто бы ответила: «Теперь лучше. Последнюю немецкую кровь выпустила». Россия в екатерининские времена, образно говоря, «прихорашивалась». Русские города разительно переменились: появились прямые и широкие улицы, на месте прежних деревянных домов выросли красивые каменные здания.
После второй турецкой войны, когда Россия прочно укрепилась на берегах Черного моря, доходы с черноморской торговли выросли в 5 раз. Страна богатела.
– Почему Екатерину II «Немецкая мать русского Отечества»?
– Что происходило в стране во время её правления?
- Кто такие дворяне, крестьяне?
- Как жили дворяне и крестьяне?
Ребята, а сейчас небольшой эксперимент, возьмите отрывок: из художественной книги 1902г. « Моя первая русская история» Прочитайте вслух. ( Читают, в середине остановка и предположение, как поступит Екатерина, затем дочитываем.)
- Как она относилась к старикам, как вы это поняли?
“Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали” – писал о Екатерине II А. С. Пушкин
Простые люди собирались, чтобы посмотреть на роскошные экипажи и наряды дворян, съезжавшихся на балы. Как выглядела одежда того времени?
V. Рефлексия. (Слайд 13)
- Что запомнилось на уроке?
– Что было самым интересным?
– Почему немецкая принцесса стала самой русской императрицей?
Екатерина II Великая (1762-1796 годы)
Заметный след в Российской истории оставила Екатерина II. В 1744 году императрица Елизавета Петровна, дочь Петра 1, выбрала её в невесты своему племяннику Петру—наследнику российского престола. Так немецкая принцесса Фике оказалась в России. Здесь она приняла православие и была наречена Екатериной. После смерти супруга Петра III она стала императрицей. Екатерина II мудро и умело управляла огромной страной, за что и получила титул Великой. Она основала больше 200 городов, присоединила к России новые земли, издала прогрессивные законы. При ней процветали паука и литература. В 1755 году был открыт первый русский университет в Москве. Поэтому время, в которое царствовала Екатерина Великая, называют «Веком просвещения».
«Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали»
А. С. Пушкин
VI. Домашнее задание.
– Подготовить сочинение – размышление на тему: «Что ты можешь сделать сейчас для того, чтобы в будущем внести свой вклад в процветание России?».
Построить продуктивную работу в группах на уроке не так просто. Чтобы всё удалось, и можно было получить удовлетворение от хорошо выполненной работы, и чтобы ученикам вновь захотелось работать совместно, учителю нужно грамотно спланировать и спрогнозировать свою деятельность и деятельность учеников. И если всё получается, то ученики проявляют себя как самостоятельные творческие личности, как товарищи по команде и во взаимодействии понимают и себя, и материал урока, подтверждая тем самым слова Л. С. Выготского: «Через других я становлюсь собой».
Групповая работа на уроке необходима, ее достоинства очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Среди недостатков групповой работы наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации деятельности в них; то, что учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый эффективный путь его изучения. Тем не менее, это важная форма организации деятельности учащихся на уроке, позволяющая развивать самостоятельность, коммуникабельность и творческие способности ребят.
Использованная литература
1.Зельцерман Б. Учись! Твори! Развивайся! – Рига: Эксперимент, 1997.
2.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.
3.Межрегиональный вестник школ развития личности «Феникс».- М.: Русская энциклопедия, 1996, вып.5
4.Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига: Эксперимент, 1997.
5.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.