Групповая работа по ФГОС на уроках
русского языка и литературы
Есть прекрасные слова: «Преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: • анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способными к сотрудничеству;
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Главной целью образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, становится создание условий для развития личности ученика, что предъявляет новые требования к образовательной среде. Важнейшим условием успешной социализации в наше время является освоение разных видов деятельности. Современный урок в связи с требованиями Федерального государственного стандарта строится на системно – деятельностном подходе. Задача учителя на уроке не просто понятно и интересно донести информацию до ученика, а включить его в активную учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно - практических и жизненных проблем. Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Давно доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
Преимущества групповой формы учебной работы
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся обратиться за помощью к учителю.
2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
3. У учеников формируется своя точка зрения, дети учатся отстаивать свое мнение.
4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и применять их в конкретных заданиях.
5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.
6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
При организации работы в парах и группах
каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, а предлагает своё мнение, пусть
оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения,
идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что
особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального
подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и
реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся
обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и
представлять найденный совместно результат
При интенсивно
групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной
деятельности, а предметом общения являются её продукты: учащиеся
непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами
познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют.
Межличностное
общение в учебном процессе повышает мотивацию путём включения социальных
стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично
переживаемого успеха в учении. Всё это формирует у обучаемых качественно новое
отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким
становится совместное овладение знаниями. Работа в парах даёт учащимся время
подумать, обменяться идеями с партнёром, и только потом озвучивать свои мысли
перед классом. Она способствует развитию навыков общения, умения высказываться,
критического мышления, умения переубеждать и вести дискуссию.
Педагогические цели и задачи групповой работы:
1. повысить уровень знаний учащихся;
2. развивать навык самостоятельной учебной деятельности (научить детей проводить самоконтроль, взаимоконтроль);
3. развивать умение успешного общения (научить детей работать вместе, дружно, в команде);
4. привлечь внимание к работе отстающих детей, заинтересовать их (совершенствовать межличностные отношения в классе);
5. воспитать чувство ответственности за работу, которую ты выполняешь;
6. вызвать интерес учащихся к предметам;
7. развить умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание;
8. добиться более прочного усвоения знаний;
9. развивать устную и письменную речь учащихся.
Сформировать:
—логическое и критическое мышление школьников;
—навык организации своих мыслей;
—навыки устной речи;
—навыки риторики;
—уверенность в себе;
—способность работать в команде;
—способность концентрироваться на сути проблемы;
—манеры при публичном выступлении.
Виды групповой работы
Групповая работа может быть представлена в виде:
- дискуссии;
- дебатов;
- занятия-лекции;
- урока - конференции;
- семинара-исследования;
- занятия-композиции и т.п.
При разработке этой технологии вкладываются следующие принципы:
1. научности (знания должны быть научно-обоснованы);
2. доступности (учащимся должны быть доступны и понятны задания, которые они получают; материал, который дает им учитель);
3. прочности (учащиеся должны понимать изучаемое и прочно его усваивать);
4. сознательной активности.
При соблюдении принципов:
· задания должны быть проблемными, создавать определённое познавательное затруднение, представлять возможность для активного использования, имеющихся знаний;
· учитывать особенности состава группы;
· распределять роли между участниками группы;
· организовывать коммуникацию в группе и между группами;
· анализировать способ деятельности.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1) Использовать плакат с правилами и напоминаю ученикам правила перед тем, как они начнут работать:
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говори спокойно и ясно;
- говори только по делу.
- позиция «Поймите меня правильно»;
- истина превыше всего;
- краткость — сестра таланта; .
- я критикую идеи, а не людей.
— Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
— Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
2) Объединение в группы. Лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей Педагог должен учесть не только успеваемость, но и характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.
3) Распределение ролей.
Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
- лидер. В каждой из групп должен быть лидер. Его задача в данном виде работы – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, например, он назначит того, кто будет записывать результат работы (или он будет делать это сам), назначит того, кто представит итоговый результат учителю.
- чтец читает вслух;
- секретарь - записывает что-то от лица группы;
- докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
- иллюстратор
- хронометрист следит за временем.
4) Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам. Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное). Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, а какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки. Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 5 человек и чтобы отделить одну группу от другой.
5) Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
5) Заключительная часть.
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Задача учителя — фиксировать работу каждого ученика. И если один внутри группы постоянно отвечает, задает вопросы соседней группе, а другой отмалчивается, то и оценивание происходит пропорционально их работе на уроке.
Такое дифференцированное оценивание стимулирует тех, кто надеется отсидеться за спинами своих более знающих или более активных товарищей. Здесь такой фокус не проходит: оценки внутри группы по итогам работы могут сильно разниться.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. у учащихся повышается интерес к предметам;
2. в активную работу вовлекается все больше и больше учащихся;
3. знания усваиваются более прочно, т.к. у ребят появляется большая заинтересованность в работе;
4. учащиеся оценивают свою работу и работу товарищей;
5. учащиеся получают удовлетворение от работы
Плюсы и минусы групповой работы.
Плюсы:
1. повышается учебная и познавательная мотивация;
2. снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
3. в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
4. происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;
5. улучшается психологический климат в классе, групповая работа способствует развитию толерантности, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Минусы.
1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
3. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
4. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
5. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
6. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Например, на уроке закрепления по теме «Типы текстов» ведётся работа в 6 группах. С помощью опорных слов группы составляют предложения на тему «Осень». 1 – 2 группы – текст-повествование на тему «Осень пришла», 3-4 группы – текст-описание на тему «Осенний лес», 5-6 группы – текст-рассуждение на тему «За что я люблю осень». Составив три текста и соединив их в один, получается единый текст на тему «Осень», который можно использовать на уроках развития речи при написании сочинений.
Материал для сочинения
Осень пришла (текст-повествование)
1 группа:
Сентябрь, небо, облака, ветерок, воздух, листья, трава.
2 группа:
Птичьи песни, лесные жители, дожди, прохлада.
Осенний лес (текст-описание)
3 группа:
Берёза, осина, дуб, клён.
4 группа:
Оранжевые, жёлтые, багровые, пёстрая метель, листья горят,
разноцветный ковёр.
За что я люблю осень? (текст-рассуждение)
5 группа:
Русский лес, яркие краски, за что я люблю…, солнечные деньки.
6 группа:
Удивительное время года, листопад, настроение, прогулка.
Вот что получилось.
1. Осень пришла (текст-повествование)
Пришел сентябрь. По высокому синему небу бегут облака, которые гонит легкий ветерок. Осенний воздух приятно освежает грудь. Падают сухие листья. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Лесные жители делают запасы на зиму. Часто идут моросящие дожди. С каждым днём становится всё прохладнее.
2. Осенний лес (текст-описание)
В лесу пожелтели кружевные листья берёз. Покраснели листочки – монетки осин. Побурели резные листья дубов. Заалели листья-звёзды на клёнах. Деревья колышутся от зябкого ветра. Оранжевые, желтые, багровые листья кружатся, мелькают в воздухе и разлетаются в разные стороны. Закружится пёстрая метель: янтарно-золотая, медно-рыжая, пунцовая. Янтарём и рубинами горят листья. Земля покрыта разноцветным ковром.
3. За что я люблю осень? (текст-рассуждение)
Красив русский лес осенью. Осень – удивительное время года. За что я люблю осень? Осень чарует нас своей красотой. Она радует нас яркими красками, тёплыми солнечными деньками. А как красив в солнечные дни листопад! Настроение радостное от ярких красок осени. Так и хочется отправиться на прогулку по осеннему лесу. Получился текст 3 абзаца.
Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении групповых работ у учащихся накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются. Подготовка и проведение такого урока, конечно, большая нагрузка и для учителя, и для ребят, так что подобной формой работы не следует злоупотреблять. Достаточно проводить два - три раза в год.
Список использованной литературы
1. Активные формы
преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.О коллективном
способе учебной работы. – М.: Наука, 1991. – С. 24 – 57, 60 – 81.
3. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как
педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 –
9.
4. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности. –
Рязань, 1977.
5. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее
образование в России. – 2005. - №8. – С. 151 – 154.
6. Лиймет Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.
7. Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные
технологии. – 2004. - №5. – С. 106 – 111.
Интернет-источники
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.