Групповая форма работы в начальных классах как эффективный метод обучения

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему Групповая форма работы в начальных классах как эффективный метод обучения Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе. Групповые технологии как коллективная деятельность представляют: • эффективное средство взаимного обогащения учащихся в группе; организация совместных действий, ведущая к активизации учебно-познавательных процессов; • распределение начальных действий и операций (задаётся системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе. :
Иконка файла материала статьи.docx
Фокина Наталья Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОБУ Новобурейская СОШ № 1 п.Новобурейский, Амурская область Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Групповая форма работы в начальных классах как эффективный метод обучения       Проблема   активизации   познавательного   интереса   обучающихся   по­ прежнему   остается   актуальной.   Л.С.   Выготский   говорит   об   интенсивном развитии   интеллекта   в   младшем   школьном   возрасте,   что   приводит   к качественной перестройке психических процессов и становлении психических функций: мышления, памяти, внимания, восприятия. Все это необходимо для успешного развития детей в среднем и старшем звене школьного обучения. Учитель   начальных   классов   должен   способствовать   этому   процессу, целенаправленно   выбирая   и   применяя   современные   технологии   развития младших школьников.     Групповая технология обучения ­ это технология обучения в совместной деятельности. Она является  составной частью личностно­ориентированного подхода,   концепции   развивающего   обучения   в   начальной   школе.     Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества – как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и   учитель   и   ученик   являются   субъектами   учебного   процесса.   Причем   для младших   школьников   функция   субъектов   учебной   деятельности   пока   ещё сложна,   но   вполне   доступна   роль   коллективного   субъекта,   где   группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу.               Групповые технологии как коллективная деятельность представляют:    эффективное   средство   взаимного   обогащения   учащихся   в   группе; организация   совместных   действий,   ведущая   к   активизации   учебно­ познавательных процессов; распределение   начальных   действий   и   операций   (задаётся   системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта); коммуникация,   общение,   без   которых   невозможны   распределение, обмен   и   взаимопонимание   деятельности   людей   и   благодаря   которым 1планируются   адекватные   учебной   задаче   условия   деятельности   и   выбор соответствующих способов действия; обмен   способами   действия   —   задаётся   необходимостью   построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности — решения проблемы; взаимопонимание   (диктуется   характером   включения   учащихся   в совместную деятельность); рефлексия   (через   которую   устанавливается   отношение   участника   к собственному   действию   и   обеспечивается   адекватная   коррекция   этого действия).  Преимущества технологии групповой деятельности. Происходит   резкое   повышение   интереса   к   учению,   выработка положительного   отношения   к   нему,   и,   как   следствие   этого,   улучшение результативности учебного процесса. Групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков   социальной   перцепции   (восприятие   других   людей,   их   внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков).   Акценты целей использования технологии групповой деятельности: Обеспечение активности учебного процесса. Достижение высокого уровня усвоения содержания.            Типология групповой деятельности.   и     внутриклассные        Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках   классно­урочной   системы   широко   применяются   различные   формы организации   коллективной   познавательной   деятельности,   как   фронтальные, так групповые.     И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно­познавательной деятельности: 1)       Фронтальная   (одновременная)   работа   в   классе,   направленная   на цели. достижение   2)   парах. 3)         принципах   дифференциации). 4)  Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели). 5)       Фронтально­коллективная   деятельность   при   активном   участии   всех школьников.           При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Групповая   работа   статичных в   (на Работа   общей     2Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и   четвертый   уровень   организации   учебной   работы   в   классе.              Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная,   обеспечивает   учет   индивидуальных   особенностей   учащихся, открывает   большие   возможности   для   кооперирования,   для   возникновения коллективной деятельности.   познавательной     Особенности организации групповой деятельности:     лидера     или группы           Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке   являются: ­ класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; ­   каждая   группа   получает   определенное   задание   (либо   одинаковое,   либо дифференцированное)   и   выполняет   его   сообща   под   непосредственным руководством учителя; ­   задания   в   группе   выполняются   таким   способом,   который   позволяет учитывать   и   оценивать   индивидуальный   вклад   каждого   члена   группы; ­   состав   группы   непостоянный,   он   подбирается   с   учетом   того,   чтобы   с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности   каждого   члена   группы,   в   зависимости   от   содержания   и характера работы.       Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения; школьников   разного   уровня   обученности,   информированности   по   данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать; друга.        Однородная   групповая   работа   предполагает   выполнение   небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. Поощряется совместное обсуждений; хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.       При   групповой   форме   работы   на   уроке   возрастает   и   индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих   товарищей.   Причём   помогающий   получает   при   этом   не   меньшую помощь,   чем   ученик   слабый,   поскольку   его   знания   актуализируются, конкретизируются,   приобретают   гибкость,   закрепляются   именно   при объяснении однокласснику.   предстоящей своему друг             Этапы групповой  работы:      Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 3на к                   о итогов   внутри раздача материала группового подведение распределение   Подготовка   Групповая инструктаж   деление дидактического   постановка   познавательной     выполнению   задачи   последовательности   по 1. задания: ­ (проблемной   ситуации); ­ работы; ­ группы; ­ группам. 2. работа: ­   знакомство   с   материалом,   планирование   работы   в   группе; ­ заданий группы; ­   индивидуальное   и   групповое   (малые   группы)   выполнение   задания; ­   обсуждение   индивидуальных   результатов   работы   в   группе; ­   обсуждение   общего   задания   группы   (замечания,   дополнения,   уточнения, обобщения); задания. ­ часть: 3. ­ группах; ­   общественный   анализ   выполнения   задачи   группами,   рефлексия; ­ получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи. Рекомендуемые   соотношения   времени   на   этапы:       1, вводная 6, групповая времени. заключительная          Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует   ход   работы   в   группах,   отвечает   на   вопросы,   регулирует дискуссии,   порядок   работы   и   в   случае   крайней   необходимости   оказывает помощь группе.             Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти задач.   — — единицы   работы   Заключительная часть работа дидактических выполнения результатах группового отдельным сообщение   —   основных ученикам часть             о           всех     или       2                в         Методы групповой работы. Кооперативное   обучение —   это   метод   взаимодействия   учащихся   в небольших   группах,   объединенных   для   решения   общей   задачи. Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать   на   мнения   участников   в   процессе   общения.   Использование этого   метода   позволяет   дать   ученикам   возможность   увидеть   проблему   с разных   сторон,  уточнить   личные   точки   зрения,   выработать   общее   решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска «ловушки». Мозговая   атака или   мозговой   штурм   используется   для   стимуляции высказываний вопросу. Метод «Аквариум»  Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают дискуссий являются задания детей теме или по                   4участие   2­3   человека,   а   остальные   выступают   в   роли   наблюдателей,   что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны   и   «сопереживать»   ее.   Через   интеграцию   внедряются   методы   или приемы   других   базовых   технологий,   т.к.   это   приемлемо   к   новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка. Одним из   таких   методов   является «Шесть   шляп»,   (Эдвард   де   Боно),   который эффективно   можно   использовать   на   уроках   литературного   чтения.           Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа — это полноценная самостоятельная форма   организации   обучения.   Использование   на   уроках   групповой   работы  несёт в себе черты  инновационного  обучения:  самостоятельное  добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно: Возрастает   глубина   понимания   учебного   материала,   познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; Меняется характер взаимоотношений между детьми; Растёт самокритичность, точнее  оценивают свои возможности, лучше    себя контролируют.      При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост   их   субъектной   активности,   становление   в   учащемся   субъекта саморазвития.   В   таких   условиях   организации   учебной   деятельности   дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности,   обретая   уверенность   в   собственных   силах,   а   значит, становятся успешными.             счастливыми и        Литература       НИИ 1.   Дьяченко   В.К.   Сотрудничество   в   обучении.   М.:   Просвещение,   1991. 2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: 2006 3.   «Современные   педагогические   технологии   на   современном   уроке»: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд­во ММЦ № 74205, 2009 4.  Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993. технологий, школьных   5