Презентация для сопровождения доклада на ШМО по теме "Групповая работа учащихся в целях создания ситуации успеха каждого" включает разделы:варианты моделирования ситуаций успеха на уроках, цели использования технологии групповой работы; описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности; критерии создания временных групп, требования к отбору учебного материала для групповой работы.презентация, расширение ppt
Групповая
работа учащихся
в целях
создания
ситуации успеха
каждого
“Общественный контакт
вызывает своеобразное
возбуждение жизненной
энергии людей, результат
которого определяется не
сложением, а умножением их
усилий.”
Карл Маркс
С точки зрения педагогики, успех — это
моделирование определенной ситуации, в ходе
которой дается возможность достичь значительных
результатов как для отдельного ученика, так и для
всего коллектива.
Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:
повысить мотивацию обучения, развить
развивать личностные положительные качества :
инициативность, активность, креативность;
поддерживать в коллективе благоприятную
эмоциональную обстановку.
Таким образом, одна из основных задач учителя
сводится к созданию ситуаций успеха.
познавательный интерес;
стимулировать работоспособность;
корректировать негативные личностные
особенности: тревожность, мнительность,
неуверенность, низкую самооценку;
Варианты моделирования
ситуаций успеха на
уроках:
Похвала
Коллективная похвала
Прием "Эврика"
Задания разной сложности
Самостоятельный выбор задания
Цели использования
технологии групповой
работы
Обеспечение активности учебного процесса
Достижение высокого усвоения содержания
Открытие возможностей для возникновения
коллективной познавательной деятельности:
Взаимное обучение в группе учащихся
Организация совместных действий, ведущая к
активизации учебно – воспитательного процесса
При групповой работе между
учениками происходит:
1. Активное общение
2. Обмен знаниями,
что является необходимым условием
Описание внедрения
технологий в практической
профессиональной
Подготовка к выполнению группового
задания:
деятельности
Постановка познавательной задачи
Инструктаж о последовательности работы
Раздача дидактического материала по
группам .
Групповая работа
Знакомство с материалом, планирование
работы в группе
Распределение заданий внутри группы
Индивидуальное и групповое
выполнение задания
Обсуждение индивидуальных
результатов работы в группе
Обсуждение общего задания группы
(замечания, дополнения, уточнения,
обобщения )
Подведение итогов группового задания
Преимущества групповой
работы
Ученик учится высказывать и отстаивать
собственное мнение
активность учащихся.
Прислушиваться к мнению других
Сопоставлять, сравнивать свою точку
зрения с точкой зрения других
Вырабатывать навыки контроля за
действиями других и самоконтроля
Формируется критическое мышление
Дискуссия оживляет поисковую
Критерии создания
временных групп
уровень
обученности
инициативность
уровень
эмоциональности
интересы учащихся
коммуникабельность
Психолог Ю.Н. Кулюткин пишет:
«В группу должны подбираться учащиеся между
которыми сложились отношения
доброжелательности. Только в этом случае в группе
возникает психологическая атмосфера
взаимоотношения и взаимопомощи, снимаются страх и
тревожность»
10
Виды групп
Гомогенная (однородная)
Гетерогенная (разнородная)
способности
Гомогенная группа состоит из сильных
Из слабых учеников группа себя не
или средних учащихся
оправдывает:
Низкая успеваемость
Пробелы в знаниях
Слаборазвитые коммуникативные
Отсутствие лидера
Гетерогенная группа
(Сильные, средние, слабые ученики),
в ней лучше решаются обучающие и
воспитательные задачи,
Создаются более благоприятные условия
для взаимодействия и сотрудничества
Сильный ученик – лидер ведет за собой
остальных,
Самый оптимальной считается группа из
5 человек (с увеличением количества
учащихся снижается работоспособность
и результативность группы)
У сильных учащихся на первом
месте по продуктивности стоит
индивидуальная работа, а у
слабых – групповая. По данным
психологов:
Слабые учащиеся при групповой
работе выполняют объем любых
заданий на 20-30 % больше чем
при фронтальной форме.
Функции учителя
Учитель – организатор и режиссер урока,
соучастник коллективной деятельности
Действия учителя:
Объясняет цели предстоящей работы
Разбивает учащихся на группы
Раздает задания для групп
Контролирует за ходом групповой работы
Попеременно участвует в работе, но без
навязывания своей точки зрения, побуждая к
активному поиску
После отчета групп о выполненном задании
учитель делает выводы, обращая внимание на
типичные ошибки, дает оценку работе учащихся
Требования к отбору учебного
материала для групповой
работы
По своей структуре задание должно быть таким,
чтобы его можно было разделить на отдельные
подзадачи и подпункты
выполнения, тем интенсивней идет
взаимодействие между участниками группы
Задание должно быть достаточно трудным,
желательно проблемным, допускать разные точки
зрения, несовпадение позиции
Чем более трудным оно является, тем больше
информации необходимо для его правильного
Заключительная часть
Сообщение о результатах работы в
группах
рефлексия
Анализ познавательной задачи,
Общий вывод о групповой работе и
достижении поставленной задачи
Из опыта работы
7 класс «Взаимодействие тел»
4 группы по 5 человек (в каждой
группе консультант: заготавливает
зачетные листы, проводит опрос,
проверяет выполнение задач,
оценивает)
Урок делится на 2 этапа: теория
задачи
8 класс «Закон Ома для участка цепи»
(Повторительно обобщающий урок)
3 команды – 3 ряда в классе
I ряд – «сила тока»
II ряд – «Напряжение»
III ряд – «Сопротивление»
У каждого ряда свой капитан (консультант)
Первый этап - конкурс капитанов (сдают
характеристики: I, U, R)
Второй этап – представление домашнего задания
(краткая информация об ученом, именем названа
единица величины: Георг Ом, Андре Ампер,
Александро Вольта)