Конспект группового логопедического занятия на тему «Звук и буква А»
Цель занятия: -познакомить со звуком А и его характеристикой;
-дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);
-познакомить с буквой А;
-развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;
-закреплять понятие «слово», «гласный звук»
-развивать умение составлять небольшие предложения;
-развивать моторный праксис, просодические компоненты языка;
Оборудование: -картинки со звуком А в начале слова (ударная позиция);
-односюжетные картинки для составления предложений; картинка (звук А); счетные палочки; цветные фишки для обозначения звуков и составления схем.
1. Орг.момент. (мимические упражнения). Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. Покажите, какой он на вкус. По вашим лицам я поняла, что лимон кислый. А теперь съешьте по дольке апельсина, ананаса и абрикоса. Покажите, какие они вкусные…
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы отправимся в страну звуков и букв. Наше путешествие будет интересным, иногда трудным. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
Выставляется звуковой город (красный замок и его хозяйка-фея Анна)
В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка красного замка Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.
3. Характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам.
Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук в имени Анна. Скажем хором имя Анна. Какой первый звук в имени Анна? (звук А). Анна предлагает нам спеть этот звук (А-а-а-а) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем а-а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (длинная)Намотайте нитку на клубок. Звук А мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды. Звук А называется гласным, от слова глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным цветом.
4. Развитие слухового внимания.
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук А.
5. Артикуляционная гимнастика.
Ребята, надуйте щечки, чтобы они стали похожими на два апельсина. Съели апельсин, вымазали губы, оближем их (упр-е «Вкусное варенье») На широкой ветке дерева висят качели, так и хочется покачаться. (упр-е «Качели») Устали, отдохнем (упр-е «Блинчик»).
6. Пальчиковая гимнастика.
Пальчик-мальчик, где ты был?
Долго по лесу ходил.
Встретил там медведя, волка (загибать по очереди пальчики)
Зайца, ежика в иголках,
Встретил белочку, лисичку,
Встретил дятла и синичку.
Всем подарки подарил (по очереди соединять каждый пальчик с большим)
Всяк меня благодарил.
7. Физ. минутка (пантомима «В саду»)
Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли, во фруктовый сад пришли. А там собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот сторож Антон. Мы улыбнемся ему и он угостит нас фруктами. На этом дереве растет айва. Потянитесь, сорвите айву, попробуйте ее. Айва невкусная, она не поспела. А вот абрикос. Какой он вкусный, сладкий! Посмотрите, какие цветы растут на клумбе! Это астры. Понюхаем их, но рвать не будем.
Какими фруктами мы лакомились? Айвой, абрикосами, апельсинами. Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красным клювом и красными ногами. Это аист. Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы сбились с дороги. Спросим у аиста.
-Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу.
Топни левою ногой, топни правою ногой,
Снова левою ногой, снова правою ногой
И вот так придешь домой!
Отправляемся по местам.
8. Закрепление звука в слогах.
Повторение слоговых рядов за логопедом.
9. Закрепление звука в словах.
Выставляются картинки со звуком А в начале слова (в ударной позиции) Логопед называет картинки, выделяя звук А, просит детей назвать выделяемый звук, а затем дать ему характеристику. (Звук А –гласный, обозначаем его красным цветом)
10 . Связь звуков и буквы.
Давайте познакомимся с буквой А (показать букву детям)
Возьми три палочки для А.
Наклонились две сперва.
Ну а третья, посмотри,
Третья спряталась внутри.
Рассмотрите букву А и выложите ее из счетных палочек.
11. Итог занятия.
Ребята, запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Звук А –гласный, его можно спеть, мы обозначаем его красным цветом.
12. Оценка работы детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.