Групповое логопедическое занятие по теме:Дифференциация звуков Ш-Ж. Лексическая тема «Профессии»
Оценка 4.7

Групповое логопедическое занятие по теме:Дифференциация звуков Ш-Ж. Лексическая тема «Профессии»

Оценка 4.7
docx
29.01.2020
Групповое логопедическое занятие по теме:Дифференциация звуков Ш-Ж. Лексическая тема «Профессии»
Дифференциация звуков Ш-Ж.docx

Тема: Дифференциация звуков Ш-Ж. Лексическая тема «Профессии»

 

Цель: Формировать умение дифференцировать согласные по артикуляционным признакам.

Задачи:

Коррекционное – развивающие:

Закреплять умение различать звуки [ ж ] - [ ш ]на слух, в словах, предложениях и тексте.

Уточнять характеристику звуков.

Развивать умение соотносить звуки [ ж ] - [ ш ]с буквами Ж и Ш.

Обогащать словарный запас.

Развивать связную речь, оральный праксис, внимание, логическое мышление.

Коррекционно-образовательные:

Закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный, предложение, текст.

Коррекционно-воспитательные:

Создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы.

Развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: предметные картинки для каждого обучающегося, карточки со словами, зеркала, снежинки, карточки с печатными буквами «Ш», «Ж», медальки, солнышки, схемы.

 

   Ход урока

I Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и, конечно, улыбнитесь. Присаживайтесь.

- У нас сегодня много гостей. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Мы спокойны и добры. Мы приветливы и ласковы, мы здоровы.

-Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту и красоту. А через рот выдохнем все обиды, злобу и огорчения.

-Начнем занятие с девиза

  Слушаем  внимательно,

  Произносим старательно,

  Говорить спокойно, внятно,

  Чтобы было всем понятно.

Логопед: Молодцы, ребята!

- Скажите мне, какое сегодня число?

- Какой сегодня день недели?

- А какое сейчас время года?

- Сколько весенних месяцев?

- Назовите весенние месяцы.

Мимическое  упражнение

Логопед: Сейчас я буду показывать смайлики с разными настроениями, а вы должны изобразить то или иное настроение мимикой лица.

- Что выражают эти смайлики?       

Дети: Спокойствие. (а)

Дети: Грусть. (б)

Дети: Радость. (в)

Логопед: С каким настроением мы продолжим наш урок?

Дети: С радостным!

  Дыхательные упражнения

Учитель:  Пришла весна и скоро она прогонит зиму вон.  А мы сейчас отправим в далекий путь снежинки, которые снова прилетят к нам следующей зимой.  Итак, возьмите снежинки. Налетел сильный ветер. Дуем на снежинки сильно (вдох через нос, плечи опущены, выдох через рот).  Понемногу ветер стихает и мы подуем тихо. Снова налетел сильный ветер. Дуем сильно, но бесшумно.

Самомассаж лица   и  шеи

Перед занятием дети должны вымыть руки. Такой  самомассаж желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике.

 

 Ручки   растираем   и   разогреваем  (потереть ладошки, похлопать)

 И  лицо теплом своим мы умываем (ладошками проводят по лицу сверху вниз)

 

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам)

Ушки  растираем  вверх  и  вниз мы быстро ( растирающие  движения ушек вверх-вниз)

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин кпереди, оттягивание вниз)

 И  потом уходим пальцами на щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки разминаем, чтобы улыбались (разминаем губки: верхнюю и нижнюю)

Мы теперь утятки – клювики потянем (губы в трубочку)

Разомнем их мягко, не задев ногтями (большой и указательный пальчики разминают обе губы)

Уголками губ мы щечки поднимаем (пальчики по очереди поднимают уголки рта)

И с тобой друг другу мы улыбку дарим.

Артикуляционная гимнастика

    «Улыбка»    

   «Хоботок»

   «Чашечка»

    «Маляр» 

   « Качели»

   «Грибочек» 

II Работа по теме занятия

1.Введение в тему

Логопед:  Скажите, что объединяет эти слова?

Дети:  Эти слова обозначают название профессий

-Что такое профессия?

-Назовите первые звуки в словах

Шахтер, жонглер

1.Характеристика звуков [ ж ] - [ ш ]

Логопед:  Произнесите звук Ш. Как расположены органы речи при произношении этого звука?   

Дети:  Губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближены, язык приподнят вверх к альвеолам в форме чашечки. Сильная струя воздуха.

 Логопед:  Произнесите звук Ж.  Как сейчас расположены органы речи?

Дети:  Органы речи расположены так же, но колеблются голосовые складки, выдыхаемая струя воздуха слабее и щель между кончиком языка и твердым небом меньше.

2.Игра «Знакомство»

-Ты кто?

-Ты гласный или согласный?

-Ты звонкий или глухой?

-Ты твердый или мягкий?

Логопед:  Чем похожи звуки [ ж ] - [ ш ]?

Дети:  Согласные звуки, всегда твердые.

Логопед:  Чем отличаются?

Дети:  Ш – глухой, Ж- звонкий.

-Кто догадался   чем же сегодня мы будем заниматься на занятии?

Логопед:      Верно.  Сегодня на уроке будем учиться правильно произносить и различать звуки  [ ж ] - [ ш ] словах, предложениях и тексте.

3. Дифференциация букв.

Логопед:Какими буквами обозначаются эти звуки?

1.Подумайте, на что похожа буква Ж? На что похожа буква Ш?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

 

-На что похожа буква Ш?

На змею, что шуршит в камышах.

 

2.Нарисуйте эти буквы на ладошке, в воздухе.

3.Сколько здесь букв Ж и сколько Ш?

4. Дифференциация [ ж ] - [ ш ].в слогах

Игра «Скажи наоборот» с мячиком. Замени звук [ ж ] на [ ш ].

Жа, шу,ши,же,шар

5. Дифференциация [ ж ] - [ ш ] в словах.

1 задание

- Прочитайте слова. Подберите антонимы.

-Какие слова называют «антонимы» (Слова противоположные по смыслу) работа в парах

узкий -                  

выше –                              

щедрый —

ближе –                                    

дружба -

великан –

длина –

крик –

 

(широкий, ниже, крошка ширина шёпот жадный, , вражда)

-Букву ш обведите в кружок, а букву ш подчеркните.

2 задание

Поднимите карточку с буквой ж или ш (на слух).Картинки на слайдах.

Пишет, сажает, пашет, шьет, сторожит, тушит, штукатурит, дирижирует, жонглирует, мечтает.

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-Какой частью речи являются?

-Что обозначают? (действия людей разных профессий)

3 задание

-Найдите слова. Отделите их черточкой.

смимашиниствахужожникчампрсапожникло

- Назовите  одним словом.

-Прочитайте название профессий в которых есть звук [ ж ], затем звук  [ ш ].

Логопед: Каким должен быть каждый человек, чтобы быть профессионалом в своей будущей профессии. Я вам перечислю, а вы запишите только те слова , которые считаете нужными.

Дружный, послушный, грубый, вежливый, лживый, ленивый доброжелательный, отважный.

-К какой части речи относятся эти слова?

6. Дифференциация ж-ш в предложениях

1 задание

Вставьте пропущенные буквы. (взаимопроверка)

-Как вы думаете, что нужно сделать?

-На какое правило  пропущены в словах буквы?

Журналист Гриша делал репорта... . Он забрался в глу...ь . Как хоро... пейза...! Вокруг ро...ь. Вот ланды... . Вот е... . Ползет у... . Бежит мы...ь . Летит чи.... Какая ти...ь! Лишь шумит камы....

 

2 задание

Прочитай карточку.

-Это предложения?

- Почему? (Нет, так как слова не связаны грамматически)

САПОЖНИК  ШИТЬ САПОЖОК

ПОЖАР ТУШИТЬ ПОЖАРНЫЙ

ШВЕЯ ШИТЬ ОДЕЖДА ШЕЛК ИЗ

- Составь предложения по схеме. Подчеркните главные члены предложения.

 (КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО?)

 (КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?)

 

7. Дифференциация ж-ш в связной речи

 

- Рассмотри план рассказа по картинкам. (картинки разрезаны, их надо собрать и догадаться человеку какой профессии принадлежат эти вещи)

- Расскажи о профессии. Используй план на карточках.

1. Название.

2. Что делает?

3. Какие инструменты или приспособления использует?

4. Где работает?

А. САПОЖНИК, ШИТЬ, ОБУВЬ, ШИЛО, САПОЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ, ОБУВНАЯ ФАБРИКА.

Б. ШВЕЯ, ШИТЬ, ОДЕЖДА, НОЖНИЦЫ, НИТКИ, ШВЕЙНАЯ МАШИНА, АТЕЛЬЕ, ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА.

Задание 2.

Восстановление деформированного текста.

 Предложения записаны на отдельных карточках. После составления письмо по памяти.

Все профессии прекрасны

 Знаем мы, что наши руки

Все профессии важны.

Будут Родине нужны.

IV. Итог занятия.

- Чему учились на занятии?

- С каким настроением мы закончим наш урок?

Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: Дифференциация звуков Ш-Ж

Тема: Дифференциация звуков Ш-Ж

Логопед: С каким настроением мы продолжим наш урок?

Логопед: С каким настроением мы продолжим наш урок?

Игра «Знакомство» -Ты кто? -Ты гласный или согласный? -Ты звонкий или глухой? -Ты твердый или мягкий?

Игра «Знакомство» -Ты кто? -Ты гласный или согласный? -Ты звонкий или глухой? -Ты твердый или мягкий?

Пишет, сажает, пашет, шьет, сторожит, тушит, штукатурит, дирижирует, жонглирует, мечтает

Пишет, сажает, пашет, шьет, сторожит, тушит, штукатурит, дирижирует, жонглирует, мечтает

Б. ШВЕЯ, ШИТЬ, ОДЕЖДА, НОЖНИЦЫ,

Б. ШВЕЯ, ШИТЬ, ОДЕЖДА, НОЖНИЦЫ,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020