Гуманно-личностный подход в воспитании
Оценка 4.9

Гуманно-личностный подход в воспитании

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Взрослым
06.03.2017
Гуманно-личностный подход в воспитании
Размышление на тему "Гуманно-личностный подход в воспитании". Читая статью В.А. Сухомлинского о нравственном воспитании детей, вышедшую в 1967 году, приходишь к выводу, что она актуально и сейчас. Почти 50 лет прошло со времени размышлений классика педагогики, но звучат они как будто для дня сегодняшнего. И хотя Василий Александрович ориентируется больше на школу, для среднего профессионального образования его мнение не менее актуально. Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу ребенка (обучающегося). Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Личность педагога раскрывается перед обучающимся в единстве слова и поведения. Педагог в слове выражает себя – свою культуру, свою нравственность, свое отношение к воспитаннику.
Шушпанникова Э.Ю. Гуманно-личностный подход в воспитании.doc
Гуманно­личностный подход в воспитании …Из всех насилий, Творимых человеком над людьми, Убийство – наименьшее. Тягчайшее же – воспитание… Смысл воспитанья –  Самозащита взрослых от детей…  (М. Волошин, «Государство», 1922) Я думаю, не все присутствующие  читали статью, о которой я сейчас хочу рассказать. Это статья В.А. Сухомлинского о нравственном воспитании детей. Статья вышла в 1967 году. Почти  50 лет  прошло со времени размышлений классика педагогики, но звучат они как будто для дня  сегодняшнего. И хотя Василий Александрович ориентируется больше  на школу, для нас его мнение   не менее актуально. Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу ребенка (обучающегося).  Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому  сердцу. Личность педагога раскрывается перед обучающимся в единстве слова и поведения. Педагог в слове выражает себя – свою культуру, свою нравственность, свое отношение к воспитаннику. Главное, что определяет эффективность слова педагога, – честность. Обучающиеся очень тонко чувствуют правдивое слово, чутко откликаются на него. Еще тоньше чувствуют дети неправдивость, лицемерие, фальшь. Существенное   значение   имеет   и   эмоциональная   культура   педагога   –   составная   культуры педагога   как   личности.   Подлинный   мастер­воспитатель   дает   нравственную   оценку   поступкам, поведению обучающихся не специально подобранным острым, «крутым» словцом, а прежде всего эмоциональным оттенком обычных слов. Возьмем фразу: «Ты почему вчера не была на занятиях?» Эти слова, сказанные одним педагогом, пробуждают у обучающегося глубокие угрызения совести, даже смятение; сказанные же другим, они не пробуждают никаких чувств, воспринимаются равнодушно. Первый   педагог,   сказал   бы   Василий   Александрович   Сухомлинский,   отличается   эмоциональной культурой. Этому невозможно научиться специально, она теснейшим образом связана с культурой нравственной, с человечностью, с чуткостью души. У второго учителя слово обесчеловечено, и не редко пустоту педагог   стремится возместить повышенным тоном. На самом деле, сколько сейчас педагогов,   владеющих   лишь   одной   нотой   эмоциональной   гаммы   –   возмущением!   Сухомлинский говорил, что их воспитательное воздействие на обучающихся равно нулю. «У мастера­воспитателя обращение к воспитаннику имеет множество целей», ­говорил В.А. Сухомлинский. Я   понимаю цели Сухомлинского, как  приемы, которыми должен обладать любой педагог. Но так ли это на самом деле? Вот послушайте.   Один из самых частых приемов того времени, когда учительствовал  Сухомлинский,     это разъяснение нравственной истины, понятия, нормы. При этом добиться желаемого эффекта можно, лишь зная, чувствуя отношение обучающихся к хорошему и плохому в самих себе, их способность критически   относиться   к   собственным   недостаткам.   Опытный     педагог­воспитатель,   разъясняя нравственное   понятие,   всегда   обращается   непосредственно   к   внутреннему   миру   воспитанника, стремится добиться того, чтобы юноша или девушка  анализировали какой­то свой поступок, какую­ то черту своего поведения, увидели себя глазами других людей.   Так считал Сухомлинский  почти 50 лет назад, когда была написана эта статья, всего то  50 лет  прошло, но  как изменился внутренний мир человека! И как его искать? Еще  один  прием  ­  внушение    требует  от  педагога   огромной  затраты  духовных   сил.   Условие внушения – органическое единство глубокой веры педагога в то, что он говорит, правдивости его идеи и яркости, силы, выразительности слова. Опытный педагог прибегает к внушению не часто, опасаясь авторитарности.   Гораздо   чаще   он   воздействует  убеждением  –  логическим   доказательством истинности той или иной нормы, того или иного положения, т.е. приводит примеры из собственной жизни. Воспитателю надо знать, как убеждать  юношей и девушек. Если маленький школьник охотней всего берет истину из яркой жизненной истории, то для подростка и тем более юноши или девушки путь   к   убеждению   лежит   через   философствование,   раздумье,   размышление.   Очень   важно   когда педагог, обладающий  высокой  педагогической  культурой, учит размышлению  вслух,  он делится  с юношами и девушками своими сомнениями, обращается к ним за советом, приглашает к совместным раздумьям. Слово такого учителя непринужденно, задушевно, оно утверждает атмосферу доверия, чистосердечности, общности. В разговоре педагога с обучающимися утверждается единство взглядов на добро и зло, на нравственные ценности; такой разговор приближает  к  детям, всякая же попытка войти   в   духовный   мир   обучающихся   хитростью,   «через   задворки»,   разыграть   близость   с воспитанниками обычно терпит провал. Право на задушевную откровенность  имеет только тот, кто уважает,  любит, верит в доброе начало в каждой юной душе. Эффективный   прием   нравственного   воспитания   обучающихся   –  введение   их   в   мир   борьбы нравственных   идей,    прием   активизации   мышления     путем   выявления   противоположных   идей, тенденций. Этот прием пользования словом очень важен в обучении, но нужен и важен и в области нравственного воспитания. Приемом  побуждения  воспитателю легко проверить свое педагогическое мастерство, самого себя. Он побуждает  к творческому выполнению той или иной работы, к преодолению трудностей, к длительному   сосредоточению   волевых   и   умственных   сил   на   достижение   цели,   товарищескую взаимопомощь и т.д. В основе побуждения почти всегда лежит непосредственное обращение к чувству собственного достоинства, к здоровому самолюбию обучающегося. Но это  не   захваливание – надо очень тонко, незаметно пробудить  желание утвердить свое достоинство. Ни в коем случае не должны быть предметом похвалы проявления элементарной моральной культуры; большую ошибку допускаем мы, представляя как доблесть готовность прийти на помощь человеку. Хвалить надо лишь в том случае, если человек поднялся над требованиями азбуки моральной культуры. Похвала,   поощрение        обучающегося,   коллектива  –   очень   большая   воспитательная   сила: возрастает чувство собственного достоинства поощряемых, у них возникает желание поступить еще лучше.  Педагог должен быть не только добрый, чуткий,  но и строгий, непримиримый к лени, лжи, лицемерию, бесчеловечности. Если приходится иметь дело с личностью развращенной, бравирующей своей   безнаказанностью,   не   желающей   выполнять   элементарные   нормы   поведения,   надо   со   всей решительностью   браться   за   инструмент,   к   которому   в   воспитании   прибегают   не   так   часто,   –   за принуждение. Жан Жак Руссо писал, что верный способ испортить человека – это дать ему все и не требовать  с него ничего:  «тогда тиран  будет к вашим  услугам».  Одной из  истин  педагогической мудрости,   уходящей   корнями   в   многовековой   опыт   трудового   народа,   является   положение:   чем больше   человеку  дается,  тем  больше   с  него  надо  спрашивать.   Эта   истина  не  всегда  срабатывает сейчас. (пример сирот) Но   очень   важно   различать,   где   кончается   неумение   учиться   и   начинается   нежелание.   В подавляющем большинстве случаев первой причиной лени, нерадивости является неумение учиться. Того момента, когда неумение перешло в нежелание, никто и не заметил. Перед нами, по­нашему, за конченный лодырь, но если разобраться в истоках явления, то окажется, что в корне зла – беда, которую   своевременно   не     поняли   ни   учителя,   ни   родители.   Вот   почему   принуждение   нельзя рассматривать как метод, независимый от других методов, сторон, аспектов воспитания.  Еще   такой   прием,   как  порицание.  Воспитательная   сила   порицания   учителя   зависит   от   его моральных  качеств, от его тактичности, авторитета.  Какой бы  резкой ни была  оценка поведения обучающегося,   опытный   воспитатель   никогда   не   допускает   уничтожающей   оценки.   В   умном порицании всегда есть оттенок удивления: «Я никогда не ожидал от тебя такого поступка, я считал и продолжаю   считать   тебя   лучше,   чем   ты   сам   заявляешь   о   себе   своим   поступком».   Эти   слова   не произносятся, но обязательно «читаются между строк» – в этом как раз и заключается искусство порицания.   Если   же   воспитатель   вместо   тонкого,   умного   порицания   «практикует»   оскорбление достоинству обучающегося, это вызывает ожесточенность, отчаяние, злобу и замкнутость, отношение к   преподавателям   как   к   враждебной   силе.   Искусство   порицания   состоит   в   мудром   сочетании строгости   и   доброты:   обучающийся   должен   почувствовать   в   порицании   педагога   не   только справедливую строгость, но и человеческую заботу о себе. Выражение   недоверия  –   один   из   острейших   инструментов   воспитания.   На   применении   его быстрее   всего   и   испытывается   педагогическая   культура   воспитателя.   Недоверие   может   оказать нужное педагогическое воздействие лишь при строго индивидуальном его применении. Недопустимо выражение недоверия к нескольким ученикам, а тем более ко всему коллективу. Но   если   педагог   правильно   выбирает,   определяет   ситуацию   для   выражения   доверия,   то  в результате обучающийся может обратить взгляд на себя, увидеть, оценить добро и зло в самом себе, у него  пробуждается   горячее   стремление   утвердить  в  себе   добро,   стать   лучше,   и   это   стремление является движущей нравственной силой. Искусство оказания доверия требует от  педагога,  чтобы он выражал своим доверием прежде всего оценку доброго начала в человеке, как бы забывая о зле. Признаком дремучего педагогического невежества является то, что отдельные  учителя,  оказывая доверие, напоминают: за тобой числится много грешков, я об этом помню, но вот, видишь, доверяю тебе; значит, я добрый человек, так будь же и ты хорошим... Подобные слова педагога – соль на рану в человеческом сердце: человек чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль. И он чаще всего   отвергает   такую   попытку.   То,   что   человек   оправдал   доверие,     не   может   быть   предметом похвалы, поощрения, вообще усиленного внимания со стороны. Самая   главная   духовная   потребность,   которую   следует   воспитывать   у   обучающихся,   без которой   нельзя   представить   полноценного   его   воспитания,   –   это   потребность   в   человеческом общении, в духовной общности, в настоящем товариществе. Можно считать большим успехом своей воспитательной   работы   то,  что  обучающиеся       встречаются   со   своим   ровесником   не  только   для развлечений, но и для того, чтобы поделиться мыслями об интересном фильме, о явлении, на которое он   натолкнулся   в   жизни.   К   этому   не   побудишь     советами   да   пожеланиями,     за   этим   стоит повседневная  работа,  воспитывающее, горячее, умное слово педагога. Творческое слово педагога  рождает творчество обучающегося. То зерно творческой мысли, из которого произрастает поросль творческого труда, часто сеет именно слово педагога. У   настоящего   педагога­воспитателя   главной   силой,   объединяющей   коллектив,   является постоянный обмен духовными богатствами – знаниями, умениями. Первое условие этого: педагог не только дает знания, но и воспитывает жажду знаний.  Это не   простое условие для нашего времени, кто –то сильно желает знать, кто­то –не желает знать за необходимостью (по разным причинам). Второе условие – интеллектуальное общение преподавателя с обучающимися: знания, проблемы жизни должны становиться предметом личных бесед, споров, раздумий обучающихся. Все это – фон, на котором раскрывается индивидуальная «творческая жилка» каждого обучающегося. От тонкости педагога зависит подметить в каждом  «творческую жилку», открыть ее, поощрить ее «разработку». Желание быть первым в учебе, в творческом труде – благородная человеческая черта, которую следует всячески развивать у обучающихся. Я бы предложила целью своей воспитательной работы сделать:   воспитание   благородного   человека,   это  цель   гуманно­личностного   образования,   это  цель педагогики сотрудничества   и решать ее с помощью следующих задач: – создавать условия для  осознания огромной силы добрых чувств, слов, мыслей, поступков, осознания ответственности за свои поступки, мысли, осознания ценности своей будущей профессии; – помогать познавать, что значит Любовь, Сострадание, Честность и познавать свою будущую профессию; – помогать познавать себя, свой внутренний мир, постигать красоту природы и чувствовать ее состояние,   постигать   необходимость   овладения   своей   профессией   как   можно   лучше,   чтобы   быть полезным в обществе; – развивать интерес к  философствованию, наблюдательность, внимательность, умение давать точное и ясное описание событий, природных явлений, людей,   развивать интерес к своей будущей профессии; –   развивать   умение   работать   самостоятельно,   умение   сотрудничать   в   группе,   в   большом коллективе(производственная практика); – поощрять  стремление знать больше о своей профессии, овладевать навыками специальности   И решать эти задачи каждую минуту общения с обучающимися. Добиваться,   чтобы каждый обучающийся пережил радость первенства достижений в  овладении профессиональными навыками, в творческих достижениях,   спортивных достижениях, в преодолении своих отрицательных качеств. Всегда   стараться   оказать   моральную   поддержку   тому,   кто   в   силу   обстоятельств   чувствует   себя посредственностью, «докопаться» до его творческой жилки.   Это   была   бы   огромная   победа!   Сколько   бы   хороших   слов   ни   произносил   педагог,   для обучающихся   они   останутся   пустым   звуком,   если   в   жизни   своего   наставника   они   не   увидят воплощения   всех   этих   слов   и   призывов.   У   настоящего   учителя­воспитателя   тянутся   десятки тончайших ниточек от занятия к личной беседе, к спору, к разговору о фильме... Педагогические основы воспитания Принципы воспитания – это исходные руководящие положения, на основе которых  осуществляется воспитание:  Природосообразности (суть – ведущим звеном воспитательного воздействия являются  особенности  и уровень развития обучающегося); Гуманизации (уважение достоинства обучающегося);   Целостности (единство всех компонентов педагогического процесса);  Демократизации (представление свобод для саморазвития);  Культуросообразности (культуры среды);  Профессиональной целесообразности (выбор  методов с учётом особенностей выбранной  специальности). воспитание в процессе учебной деятельности воспитание в индивидуальный и коллективе и через дифференцируемый подход коллектив опора на положительное в личности и коллективе единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий сочетание  требовательности к людям с уважением их личного достоинства и заботой о них Гуманистическая направленность Методы воспитания – это способы педагогического воздействия  с целью формирования    необходимых личностных и профессиональных качеств обучающихся Система основных методов воспитания Система основных методов воспитания Внушение Разъяснение нравственной  истины, понятия, нормы Убеждени е Воспитание на примере Побуждение Похвала, поощрение  обучающегося, коллектива Введение  в мир борьбы  нравственных идей Порицание Выражение недоверия Литература Статья В.А Сухомлинского    ж. Народное образование, 1967, №12

Гуманно-личностный подход в воспитании

Гуманно-личностный подход в воспитании

Гуманно-личностный подход в воспитании

Гуманно-личностный подход в воспитании

Гуманно-личностный подход в воспитании

Гуманно-личностный подход в воспитании

Гуманно-личностный подход в воспитании

Гуманно-личностный подход в воспитании

Гуманно-личностный подход в воспитании

Гуманно-личностный подход в воспитании

Гуманно-личностный подход в воспитании

Гуманно-личностный подход в воспитании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017