Гуситское движение
Оценка 4.9

Гуситское движение

Оценка 4.9
Презентации учебные
docx
история
6 кл
28.01.2020
Гуситское движение
Урок по истории. 6 класс. Гуситское движение.
гуситское движение.docx

 

Тема урока: «Гуситские движения в Чехии»

 

Ф.И.О. учителя: Федорова Мария Артемовна

Предмет: История 

Класс: 6

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: С помощью различных источников познакомиться с историей Чехии, и выяснить причины гуситского движения, как одной из самых ярких страничек в истории Чехии

Задачи: Образовательные-познакомить учащихся с основными событиями гуситского движения, ролью Яна Гуса в истории Чехии;

Развивающие-совершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческими источниками;

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к истории других стран.

Основные термины и понятия: паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение.

Основные даты1419-1434гг. – гуситское  движение в Чехии. 1434г. – умеренные нанесли поражение таборитам у городка Липаны.

Имена: Ян Гус, Ян Жижка.

Оборудование: Мультимедиа(проектор, экран, колонки). Агибалова Е.В. Всеобщая история. История  Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразовательное  учреждений  /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А.Сванидзе. –М.: Просвещение, 2002., раздаточный материал.

Форма работы: фронтальная, групповая

План урока

1.Чехия в 14веке.

2.Жизнь и смерть Яна Гуса.

3.Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников.

4.Итоги и последствия гуситского движения.

Ход урока

 

Этапы

урока

Учитель

Ученики

Доска и оборудование

Организационный этап.

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. - Сегодня  мы с вами совершим путешествие в одно из красивейших государств Западной Европы. Какое это государство? Посмотрите на доску. Что мы видим? (Обращает внимания учеников на слайд)

Все эти достопримечательности связаны между собой не только местонахождением, но и событиями, с которыми сегодня на уроке мы с вами познакомимся. Определите название нашей темы урока, Откройте учебник и  запишите ее в тетрадь.-параграф 25, стр.195. Согласитесь, удивительно  красивые виды. На слайде современный облик страны. А это  - столица Чехии, город Прага. Жители Чехии очень гордятся  своей страной, своей историей. Свидетельством тому являются прекрасно сохранившиеся памятники истории  и архитектуры.

 

 

 

 

Читают надпись слайда

Чехия (Ответ учеников)

 

Определяют название темы урока по названию параграфа «Гуситское  движение в Чехии», Работают с учебником - § 25,стр.195. Записывают ее в тетрадь.

Виды Чехии:

Слайд 1.Город Табор

Слайд 2.Карлов мост

Слайд 3.Собор Святого Вита.

Слайд 4. Внутренний вид Собора Святого Вита.

Слайд  5. Памятник  Яну Гусу.

Слайд  6. Площадь Я.Жижки

Слайд 7. Памятник Я.Жижке в Таборе

Слайд 10 Императорский замок Карлштейн близ Праги  

Слайд 11 президент  Милош Земан

Слайд 12 столица Чехии Прага

Слайд 13 достопримечательности Чехии

На слайде 14. название темы урока «Гуситское  движение в Чехии»

Постановка учебной задачи

-Какие вопросы у вас возникают после прочтения названия темы? Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться?

 

 

 

 

 

 

 -Обратите внимание на высказывание Яна Гуса. Как вы поняли  его смысл?

 

Молодцы! В конце урока попробуем ответить на вопросы:

- Почему началось гуситское движение в Чехии?

- Какое значение имели  гуситские движения?

1.Что такое гуситское движение?

2.Почему оно произошло?

3.Кто был участником этого события?

4.Как оно протекало? Чем закончилось? Какие итоги и результаты имело?         

(Ученики делают предложение, что речь на уроке будет идти о проблемах в отношениях между человеком и церковью.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15. «Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа. Если отрекусь от истины, то какими глазами воззрю на небо?»(Ян Гус). Портрет Я.Гуса

Решение учебной задачи

Теперь с конверта достаем карточку с №1 и собираем мозаику.(работа в группах) смотрим на карту :-каким цветом -обозначена территория Чешского государства?

В состав какой империи входило Чешское королевство в  XIV в.?

В какой части Европы находилось Чешское королевство?

Если помните Чешское государство, было образовано еще в 10 в., а в 11в чешский князь принял титул короля. После избрания императором Священной римской империи Карла 1(чешского короля) под именем карла 4, Чехия становится в ней сильным государством.

 Карл избегал войн, но сумел расширить территорию Чехии, попытался ограничить права панов, так называли крупных феодалов в Чехии, покровительствовал ремеслу, торговле, культуре. В Чехии пересекались важнейшие торговые пути, в Праге столице Чехии, проводились ярмарки. Преобразилась и сама столица: был построен знаменитый Карлов мост, заложен Собор святого вита. Чехия изменялась настолько успешно, что туда стали переселяться немецкие мастера и купцы. Как и у себя на Родине они стали добиваться в городах самоуправления, но в управлении не участвовал не один чех. В руках немцев оказались и богатые рудники. Господствовала католическая церковь, которая была богатой и владела огромной территорией.

Несмотря на укрепление королевства чехи были недовольны. Почему?

Работаем с историческим документом. (карточка №2) познакомьтесь с характеристикой данных групп населения и сделайте вывод. Потом все вместе заполним таблицу.

А еще какие источники богатства католической церкви вам известны?

Мысли чехов  совпадали с тем, что говорил в своих проповедях профессор Пражского университета ЯН ГУС

Слушаем сообщение ученика Чукарской школы (Сообщение ученика)

Подумайте, какую реакцию вызвала казнь Яна Гуса у чешского народа?

(Заслушиваются варианты ответов уч-ся: темно-коричневым, хаки, горчичным..)

В состав Священной Римской империи.)

 

В центральной части Европы

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают со словарем: записывают слово паны-крупные феодал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Они хотели свободы и независимости от немцев и от католической церкви.

 

Заполняют таблицу

 

Индульгенция, пышные церковные обряды

 

 

 

Ученик рассказывает о Я.Г(видео)

 

 

 

 

 

Слайд 16 Карта Чехии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд17 Карл 4

 

 

 

 

Слайд 18 Чехия в 14 в.

Слайд 19 Карлов мост

Слайд 20 Собор святого вита

 

 

 

Слайд 21 католическая церковь

 

 

 

 

 

 

Слайд 22 индульгенция

 

 

Слайд 23 распространение индульгенции

Слайд 24-26. Потрет Яна Гуса

 

 

 

Слайд 27 казнь Яна Гуса

 Физкультминута

Казнь Гуса вызвала возмущение народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами. И делились на «умеренных и таборитов»

Повторяют за учителем

 

 

Теперь отмечаем места битв на карте. (учебник; стр. 200 карта)  У вас на столах находятся конверты достаем карточку №3. В них  информация вашей проблемы. Печатный материал рассчитан на каждого. Прочитайте материал. С помощью карты, текста и учебником(стр198-202)      Составьте схему ответа. Потом выбираете руководителя, который выступит. Работаем 7 минут.(учащимся раздается материал – текст заданиями на листах. Класс делится на 4 группы

Слово 1 группе, которая работала над вопросом – Участники гуситского движения и их цели(Представитель от группы называет участников гуситского движения и их цели.)

Слово второй группе, задача которой была определить причины побед таборитов.(От группы выступает представитель).

Ребята, мы выяснили причины побед таборитов.

А кто ими руководил? Слово третьей группе.

Как вы думаете, ребята кто победил в этой борьбе: табориты или умеренные?(большинство считает что победа досталась таборитам)

В 1431 году  на Базельском соборе было решено сделать Чехии уступку. Чехи получили право: вести богослужение на своём языке, не допускать в страну иноземных монахов, держать при дворе папы гуситского священника. Папа обещал чешским феодалам оставить в их руках захваченные церковью земли. И тогда умеренные перестали сопротивляться, они образовали большое войско для борьбы с таборитами. 1434 год – у города Липаны умеренные разбили таборитов.

Слово третьей группе. Итоги гуситского движения. Выступает представитель группы

Работают с картой. Отмечают важнейшие места битв.

 

обсуждают вместе потом выступает 1 ученик

 

 

 

 

 

 

Выступление 1 группы

 

 

Выступление 2 группы

 

 

 

Выступление 3 группы

Ученики высказывают свою точку зрения, аргументируют ее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление представителя 3 группы

 Слайд 28 карта  «гуситские войны».

 

 

 

 

 

Слайд 29-32 «умеренные и табориты»

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 33-35 оружие таборитов

 

 

 

Слайд 36 Ян Жижка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 37 гуситская война

закрепление

Последствие Гуситского движения:

1. Католической церкви был  нанесен ущерб.

2. Путем вооруженной борьбы у Католической  церкви была отнята часть имущества3.Церкви пришлось пойти на соглашение с еретиками.

4. Победило умеренное крыло гуситов.

5. Утвердилась гуситская церковь, хотя в стране сохранились и католики.

6. Крестьяне перестали платить десятину.

7.Большую роль в управлении стал играть сейм (собрание представителей сословий).В Чехии утвердилась сословная монархия.

8. Гуситское движение способствовало выступлениям против католической церкви в других странах Европы.

(В целях экономии времени возможно применение заранее приготовленных карточек, памяток, которые раздаются после проговаривания последствий гуситского движения)( Карточка № 4)

Теперь достаем карточку №5 и заполняем тест. Проверяем.(взаимопроверка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют работу друга

Подведение итога

 

 

 

 

Рефлексия.

Подводится итог работы,

-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Почему началось гуситское движение в Чехии?

- Какое значение имели  гуситские движения?

-Как вы оцените свою работу?

Обобщают, делают выводы.

 

 

 

 

Самооценка.

Домашнее задание.

 Записываем д\з написать синквейн на выбор о Яне Гусе, Я.Жижке или §24, выполнить рисунок стр. 199 «Оружие и повозка гуситов», стр. 201 «Укрепленный лагерь гуситов»

 Записывают д\з

 

 

 

 

 

 

 

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение

Гуситское движение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020