Гуситское движение в Чехии

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Гуситское движение в Чехии..docx

У р о к ….

ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ

Цел и:

1.      Показать причины возникновения в Чехии народного дви­жения против католической церкви.

2.    Показать историческую роль личности Яна Гуса.

3.     Сравнить различия в составе и целях двух основных тече­ний - умеренных и таборитов в гуситском движении.

4.    Раскрыть историческое значение гуситского движения.

5. Продолжить формирование умения анализировать, уста­навливать связи между причинами и следствиями, сравнивать.

♦ Основные понятия и термины: паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение.

Оборудование: карта «Европа в средние века»; атлас «Чехия в XIII-XV вв.» (с. 10).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Целесообразно провести письменную работу (на 10 минут).

Вариант I

1.      Какие слои населения приняли участие в Реконкисте? По­чему?

2.    Чем было вызвано и чем закончилось восстание чомпи во Флоренции?

Вариант II

1.      Какие христианские государства возникли в процессе Ре­конкисты на Пиренейском полуострове? Что явилось тормозом Ре­конкисты?

2.    Почему в Германии не возникло единого централизованно­го государства?

Вариант III

1.     Почему церковь оказывала крайне большое влияние на Испанию? В чем оно проявлялось?

2.   Что способствовало росту богатства городов Италии?

Вариант IV

1. Как образовался Швейцарский Союз?

2.   Почему шла борьба между гвельфами и гибеллинами? Учитель также проверяет знание понятий и терминов темы.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     Причины и начало гуситского движения.

2.   Гуситские войны.

3.   Личности в истории.

1. Причины и начало гуситского движения.

Приступая к объяснению, учитель ставит проблемный во­прос:

=> Чем было вызвано народное движение в Чехии?

Работа с картой.

Учащиеся находят в атласе карту «Чехия в XIII-XV вв.» (с. 10).

Необходимо вспомнить время образования Чешского госу­дарства - X век. В 1085 году чешский князь принял титул короля.

После избрания императором Священной Римской империи чешского короля Карла I Чехия стала в ней сильным государством.

Учитель характеризует деятельность Карла I (императора Свя­щенной Римской империи Карла IV).

Как только Карл I стал чешским королем, то попытался:

-   усилить в Чехии королевскую власть,

-   ограничить права панов (крупных феодалов). Король покровительствовал развитию:

-   ремесел,

-   горного дела,

-   торговли и культуры. Начинает усиливаться роль города Праги. Учащиеся рассматривают иллюстрацию «Прага (конец XV в.)». Прага - один из больших и красивых городов Европы. Город

расположен на берегах реки Влтавы. Град - самая древняя часть города, там находились собор Святого Вита, Карлгитенн - все эти резиденции короля были построены во времена Карла I.

Затем учитель рассказывает о государстве Чехия. .. В Чехии была успешно налажена добыча серебра, золота, железа, олова. По развитию производства сукна и горного дела Че­хия занимала первое место в Европе. Активно развивалась внут­ренняя и внешняя торговля, так как торговые пути связывали Че­хию с другими странами.

[7] Работа с картой.

=> Найти и показать город Краков (Польша). Именно через этот город пролегали торговые пути в Киевскую Русь.

Учитель рассказывает о положении чешского крестьянства. В Чехии крестьяне находились в личной зависимости от фео­далов. Несли повинности - оброк, барщину, платили королевские налоги и несли ряд повинностей в казну государства.

В XV веке главной повинностью стал денежный оброк, уве­личилась барщина.

Крестьяне полностью зависели от панов. Пан мог перевести лично зависимого крестьянина на худший надел или оставить во­обще без земли. В каждом замке был свой суд, тюрьма, палач. Кре­стьянам было запрещено жаловаться на своих господ. Следова­тельно, крестьяне жили в постоянной зависимости от панов.

Далее учитель рассказывает о положении католической церкви в Чехии:

-    церковь являлась крупнейшим землевладельцем   - 1/3 са­мых лучших земель;

-    ей принадлежало 14 городов и 900 деревень;

          - особенно богатыми и независимыми были монастыри.
Учитель предлагает вспомнить источники богатств католи­ческой церкви в средние века:

церковная десятина;

-    плата за обряд;

-    продажа индульгенций;

-    плата за прикосновение к «святым мощам»;

- продажа церковных должностей.
Проблемный вопрос:

=> Какие слои населения могли быть недовольны могущест­вом католической церкви?

-    Крестьяне и городские бедняки - из-за бесчисленных побо­ров церкви.

-    Рыцари и паны желали увеличить свои владения за счет церковных земель.

Богатые горожане не желали тратить свои средства на со­держание церкви.

Вывод: все были недовольны всеобщим засильем католи­ческой церкви.

Борьбу чешского народа против католической церкви возгла­вил Ян Гус.

Учитель характеризует личность и деятельность Яна Гуса, в ча­стности выступления Яна Гуса.

1.        Обличал духовенство в отступничестве от провозглашен­ной в Евангелии бедности, обвинял в жадности и продажности.

2.      Выдвинул требование церковной реформы - переустрой­ства церкви. Призывал отобрать земли и богатства у церкви и мо­настырей.

3.      Предлагал организовать в Чехии свою церковь, подчи­няющуюся не папе, а только королю Чехии.

4.      Требовал отменить плату за обряды, богослужение вести на чешском языке.

5.       Требовал отдать все руководящие церковные должности в руки чехов.

6.       Осуждал роскошь, богатство панов, в то время когда кре­стьяне, находясь в личной зависимости от панов, были нищими и угнетенными.

Учащимся предлагается после работы с текстом (§ 34, п. 5) ответить на вопросы и выполнить задание.

На Константском Соборе произошло осуждение Яна Гуса, и в 1415 году он был казнен.

Перед казнью чешские друзья просили Яна Гуса отречься от своих взглядов, чтобы сохранить жизнь и продолжить борьбу.

=> Обсудите, правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись последовать их совету.

2. Гуситские войны. Учитель, рассказывая о начале воо­руженной борьбы в Чехии, отмечает, что казнь Яна Гуса явилась для народных масс своеобразным стимулом к вооруженным вы­ступлениям. Массы людей шли в горы («хождение в горы») и слу­шали там речи проповедников - сторонников Яна Гуса.

Все последователи Яна Гуса стали называть себя гуситами.

Учитель рассказывает о восстании в Праге летом 1419г.

 

 

 

 

 

 

Далее учитель останавливается на характеристике взглядов таборитов и умеренных.

 

Табориты

Умеренные

 

Место народных собраний - гора Табор, на юге

Чехии. Здесь заложили новый город и назвали его,

как и гору, — Табором.

Табориты - самая решительная часть гуситов. Ее

составляли крестьяне, ремесленники, городские бедняки. Они верили во второе пришествие Христа, который установит 1000-летнее царство справедливости на Земле.

Проповедники   призывали   уничтожить   частную собственность, отменить феодальные повинности и налоги, отнять землю у феодалов.

Разорившиеся рыцари хотели отнять земли у церк­ви и панов, захватить военную добычу.

Рыцарям удалось взять руководство над таборитами.

Мэр Табора начинает требовать от крестьян выполнения повинностей и уплаты налогов для военных 1  нужд.

тво католической едства на со­

В эту организацию входили за­житочные мастера, торговцы, чешские рыцари. Они стремились ослабить могущество католической церкви, отобрать у нее владения. Но все они боялись народа, поднявшегося против угнетателей, и действовали очень нерешительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вывод:
в Чехии началось гуситское движение - борьба чешского народа против католической церкви. Наиболее реши­тельная часть таборитов вела борьбу и против феодального гнета. Причины крестовых походов против гуситов

-    Чехия как целая страна встала на путь открытой вооружен­ной борьбы против католической церкви;

-    папа Римский и германский император воочию увидели в борьбе чешского народа смертельную для себя опасность.

Император Сигизмунд потребовал от германских князей во­енной и денежной помощи и стал набирать войско для вторжения в Чехию, чтобы подчинить ее своей власти.

Работа с картой.

=> Найти центр гуситского движения.

=> Найти районы революционных выступлений под влияни­ем гуситского движения.

=> Проследить крестовые походы против гуситов.

Учитель знакомит учащихся с крестовыми походами против гу­ситов. Далее учитель предлагает подумать над вопросом:

=> Почему войска гуситов, которые состояли из крестьян и ремесленников, в течение 15 лет побеждали хорошо вооруженные армии феодалов?

А секрет состоял в организации народного войска (§ 25, п. 4) (см. рисунок «Укрепленный лагерь гуситов» на с. 176).

Учитель отмечает, что в ходе гуситских войн происходили столкновения между умеренными и таборитами. Объединялись они только в случае отпора крестоносцам.

Все слои населения устали от длительных внешних и внут­ренних войн. Папа и император заключили союз с умеренными в 1433 году. Чешские паны заключили между собой военный союз против таборитов. Было образовано войско для борьбы с таборита­ми, его содержали папа и император.

В 1434 году битва у г. Липаны решила исход борьбы между умеренными и таборитами. Табориты были разгромлены. Всех на­родных проповедников физически уничтожили - сожгли на костре. Паны становятся хозяевами в Чехии.

Последствия гуситского движения

-              Престижу католической церкви был нанесен большой  ущерб.

-     Отнята часть ее имущества.

-     Католической церкви пришлось идти на соглашение с ере­тиками.

-     Победило гуситское движение - умеренные.

-     Утвердилась гуситская церковь, хотя в Чехии были и като­лические.

-     Крестьяне перестали платить церковную десятину.

-     Гуситское движение способствовало выступлениям против католической церкви в других странах Европы.

-     В управлении Чехией большую роль стал играть Сейм -собрание представителей сословий. Следовательно, в Чехии утвер­дилась сословная монархия.

Учитель отмечает, что хотя городская беднота и крестья­не потерпели поражение, феодальный гнет был приостановлен:

- Горожане стали самостоятельным сословием и были освобождены от церковных поборов.

- Население большинства городов стало чешским.

3. Личности в истории.

Слушание сообщений учащихся: «Ян Гус», «Ян Жижка».

III. Закрепление изученного материала.

Предлагается заполнить таблицы, затем их прокомментировать.

Вариант I  Причины гуситского движения в Чехии

Слои населения

Чем были недовольны

К чему стремились

 

 

 

Вариант II  Течения в гуситском движении

Вопросы

Табориты

Умеренные

Состав участников течения

 

 

Против чего вели борьбу

 

 

Какие цели ставили

 

 

Итог

 

 

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 25, ответить на вопросы; контурная карта с. 8 «Чехия в XIII-XV вв.».