У р о к ….
ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ
Цел и:
1. Показать причины возникновения в Чехии народного движения против католической церкви.
2. Показать историческую роль личности Яна Гуса.
3. Сравнить различия в составе и целях двух основных течений - умеренных и таборитов в гуситском движении.
4. Раскрыть историческое значение гуситского движения.
5. Продолжить формирование умения анализировать, устанавливать связи между причинами и следствиями, сравнивать.
♦ Основные понятия и термины: паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение.
Оборудование: карта «Европа в средние века»; атлас «Чехия в XIII-XV вв.» (с. 10).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Целесообразно провести письменную работу (на 10 минут).
Вариант I
1. Какие слои населения приняли участие в Реконкисте? Почему?
2. Чем было вызвано и чем закончилось восстание чомпи во Флоренции?
Вариант II
1. Какие христианские государства возникли в процессе Реконкисты на Пиренейском полуострове? Что явилось тормозом Реконкисты?
2. Почему в Германии не возникло единого централизованного государства?
Вариант III
1. Почему церковь оказывала крайне большое влияние на Испанию? В чем оно проявлялось?
2. Что способствовало росту богатства городов Италии?
Вариант IV
1. Как образовался Швейцарский Союз?
2. Почему шла борьба между гвельфами и гибеллинами? Учитель также проверяет знание понятий и терминов темы.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Причины и начало гуситского движения.
2. Гуситские войны.
3. Личности в истории.
1. Причины и начало гуситского движения.
Приступая к объяснению, учитель ставит проблемный вопрос:
=> Чем было вызвано народное движение в Чехии?
Работа с картой.
Учащиеся находят в атласе карту «Чехия в XIII-XV вв.» (с. 10).
Необходимо вспомнить время образования Чешского государства - X век. В 1085 году чешский князь принял титул короля.
После избрания императором Священной Римской империи чешского короля Карла I Чехия стала в ней сильным государством.
Учитель характеризует деятельность Карла I (императора Священной Римской империи Карла IV).
Как только Карл I стал чешским королем, то попытался:
- усилить в Чехии королевскую власть,
- ограничить права панов (крупных феодалов). Король покровительствовал развитию:
- ремесел,
- горного дела,
- торговли и культуры. Начинает усиливаться роль города Праги. Учащиеся рассматривают иллюстрацию «Прага (конец XV в.)». Прага - один из больших и красивых городов Европы. Город
расположен на берегах реки Влтавы. Град - самая древняя часть города, там находились собор Святого Вита, Карлгитенн - все эти резиденции короля были построены во времена Карла I.
Затем учитель рассказывает о государстве Чехия. .. В Чехии была успешно налажена добыча серебра, золота, железа, олова. По развитию производства сукна и горного дела Чехия занимала первое место в Европе. Активно развивалась внутренняя и внешняя торговля, так как торговые пути связывали Чехию с другими странами.
[7] Работа с картой.
=> Найти и показать город Краков (Польша). Именно через этот город пролегали торговые пути в Киевскую Русь.
Учитель рассказывает о положении чешского крестьянства. В Чехии крестьяне находились в личной зависимости от феодалов. Несли повинности - оброк, барщину, платили королевские налоги и несли ряд повинностей в казну государства.
В XV веке главной повинностью стал денежный оброк, увеличилась барщина.
Крестьяне полностью зависели от панов. Пан мог перевести лично зависимого крестьянина на худший надел или оставить вообще без земли. В каждом замке был свой суд, тюрьма, палач. Крестьянам было запрещено жаловаться на своих господ. Следовательно, крестьяне жили в постоянной зависимости от панов.
Далее учитель рассказывает о положении католической церкви в Чехии:
- церковь являлась крупнейшим землевладельцем - 1/3 самых лучших земель;
- ей принадлежало 14 городов и 900 деревень;
- особенно богатыми и независимыми были монастыри.
Учитель предлагает вспомнить источники богатств католической церкви в средние века:
- церковная десятина;
- плата за обряд;
- продажа индульгенций;
- плата за прикосновение к «святым мощам»;
- продажа церковных должностей.
Проблемный вопрос:
=> Какие слои населения могли быть недовольны могуществом католической церкви?
- Крестьяне и городские бедняки - из-за бесчисленных поборов церкви.
- Рыцари и паны желали увеличить свои владения за счет церковных земель.
- Богатые горожане не желали тратить свои средства на содержание церкви.
Вывод: все были недовольны всеобщим засильем католической церкви.
Борьбу чешского народа против католической церкви возглавил Ян Гус.
Учитель характеризует личность и деятельность Яна Гуса, в частности выступления Яна Гуса.
1. Обличал духовенство в отступничестве от провозглашенной в Евангелии бедности, обвинял в жадности и продажности.
2. Выдвинул требование церковной реформы - переустройства церкви. Призывал отобрать земли и богатства у церкви и монастырей.
3. Предлагал организовать в Чехии свою церковь, подчиняющуюся не папе, а только королю Чехии.
4. Требовал отменить плату за обряды, богослужение вести на чешском языке.
5. Требовал отдать все руководящие церковные должности в руки чехов.
6. Осуждал роскошь, богатство панов, в то время когда крестьяне, находясь в личной зависимости от панов, были нищими и угнетенными.
Учащимся предлагается после работы с текстом (§ 34, п. 5) ответить на вопросы и выполнить задание.
На Константском Соборе произошло осуждение Яна Гуса, и в 1415 году он был казнен.
Перед казнью чешские друзья просили Яна Гуса отречься от своих взглядов, чтобы сохранить жизнь и продолжить борьбу.
=> Обсудите, правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись последовать их совету.
2. Гуситские войны. Учитель, рассказывая о начале вооруженной борьбы в Чехии, отмечает, что казнь Яна Гуса явилась для народных масс своеобразным стимулом к вооруженным выступлениям. Массы людей шли в горы («хождение в горы») и слушали там речи проповедников - сторонников Яна Гуса.
Все последователи Яна Гуса стали называть себя гуситами.
Учитель рассказывает о восстании в Праге летом 1419г.
Далее учитель останавливается на характеристике взглядов таборитов и умеренных.
|
Табориты |
Умеренные |
|
Место народных собраний - гора Табор, на юге Чехии. Здесь заложили новый город и назвали его, как и гору, — Табором. Табориты - самая решительная часть гуситов. Ее составляли крестьяне, ремесленники, городские бедняки. Они верили во второе пришествие Христа, который установит 1000-летнее царство справедливости на Земле. Проповедники призывали уничтожить частную собственность, отменить феодальные повинности и налоги, отнять землю у феодалов. Разорившиеся рыцари хотели отнять земли у церкви и панов, захватить военную добычу. Рыцарям удалось взять руководство над таборитами. Мэр Табора начинает требовать от крестьян выполнения повинностей и уплаты налогов для военных 1 нужд. |
В эту организацию входили зажиточные мастера, торговцы, чешские рыцари. Они стремились ослабить могущество католической церкви, отобрать у нее владения. Но все они боялись народа, поднявшегося против угнетателей, и действовали очень нерешительно. |
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
Вывод: в Чехии началось гуситское движение - борьба чешского
народа против католической церкви. Наиболее решительная часть таборитов вела
борьбу и против феодального гнета. Причины крестовых походов против
гуситов
- Чехия как целая страна встала на путь открытой вооруженной борьбы против католической церкви;
- папа Римский и германский император воочию увидели в борьбе чешского народа смертельную для себя опасность.
Император Сигизмунд потребовал от германских князей военной и денежной помощи и стал набирать войско для вторжения в Чехию, чтобы подчинить ее своей власти.
Работа с картой.
=> Найти центр гуситского движения.
=> Найти районы революционных выступлений под влиянием гуситского движения.
=> Проследить крестовые походы против гуситов.
Учитель знакомит учащихся с крестовыми походами против гуситов. Далее учитель предлагает подумать над вопросом:
=> Почему войска гуситов, которые
состояли из крестьян и ремесленников, в
течение 15 лет побеждали хорошо вооруженные армии феодалов?
А секрет состоял в организации народного войска (§ 25, п. 4) (см. рисунок «Укрепленный лагерь гуситов» на с. 176).
Учитель отмечает, что в ходе гуситских войн происходили столкновения между умеренными и таборитами. Объединялись они только в случае отпора крестоносцам.
Все слои населения устали от длительных внешних и внутренних войн. Папа и император заключили союз с умеренными в 1433 году. Чешские паны заключили между собой военный союз против таборитов. Было образовано войско для борьбы с таборитами, его содержали папа и император.
В 1434 году битва у г. Липаны решила исход борьбы между умеренными и таборитами. Табориты были разгромлены. Всех народных проповедников физически уничтожили - сожгли на костре. Паны становятся хозяевами в Чехии.
Последствия гуситского движения
- Престижу католической церкви был нанесен большой ущерб.
- Отнята часть ее имущества.
- Католической церкви пришлось идти на соглашение с еретиками.
- Победило гуситское движение - умеренные.
- Утвердилась гуситская церковь, хотя в Чехии были и католические.
- Крестьяне перестали платить церковную десятину.
- Гуситское движение способствовало выступлениям против католической церкви в других странах Европы.
- В управлении Чехией большую роль стал играть Сейм -собрание представителей сословий. Следовательно, в Чехии утвердилась сословная монархия.
Учитель отмечает, что хотя городская беднота и крестьяне потерпели поражение, феодальный гнет был приостановлен:
- Горожане стали самостоятельным сословием и были освобождены от церковных поборов.
- Население большинства городов стало чешским.
3. Личности в истории.
Слушание сообщений учащихся: «Ян Гус», «Ян Жижка».
III. Закрепление изученного материала.
Предлагается заполнить таблицы, затем их прокомментировать.
Вариант I Причины гуситского движения в Чехии |
|||
Слои населения |
Чем были недовольны |
К чему стремились |
|
|
|
|
|
Вариант II Течения в гуситском движении |
|||
Вопросы |
Табориты |
Умеренные |
|
Состав участников течения |
|
|
|
Против чего вели борьбу |
|
|
|
Какие цели ставили |
|
|
|
Итог |
|
|
|
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 25, ответить на вопросы; контурная карта с. 8 «Чехия в XIII-XV вв.».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.