Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Можарская средняя школа Сараевского муниципального района Рязанской области
(МБОУ Можарская средняя школа)
391892 с Меньшие.Можары, Рязанской области Сараевского района
ул.Советская д.74.а, пом.2
тел.(49148) 34230 e-mailmozaru1984@yandex.ruсайтhttp://schmozaru.ru/
Характеристика
профессиональной деятельности педагога-психолога
Вековищевой Татьяны Васильевны.
1. Сведения о профессиональной деятельности.
1. Вековищева Татьяна Васильевна
2. Дата рождения: 29.09.1972 г.
3. Образование: среднее специальное
· 1998 год- Рязанский педагогический колледж. «Дошкольное образование».
· 2017 год – АНО ВПО «Европейский университет «Бизнес Треугольник» -
«Педагогическое образование: учитель изобразительного искусства»
· 2019 год – ОГБУ ДПО «РИРО». Педагогика и психология.
4. Общий трудовой стаж: 32 года
5. Стаж педагогической работы: 32 года.
6. Стаж работы в данной должности: 3 года.
7. Квалификационная категория – не имею.
8. Повышение квалификации:
· ГКУ Рязанской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» «Кризисная помощь в образовательных организациях» 30.01-17.04.2020 г. (72 ч.)
· ГКУ Рязанской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» «Совершенствование деятельности педагога-психолога в образовательной организации» 8-19.02.2021 г. (72 ч.)
Прошла семинары-практикумы:
· Консалтинговая группа «Инновационные решения» ЦРО. «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция.» 05.12.19 г. (4 ч.)
· АНО Центр психолого-педагогической и социальной помощи «Ресурс». «Сохранение профессиональной работоспособности специалиста по кризисному вмешательству»
30-31.01.2020. (15 ч.)
· Консалтинговая группа «Инновационные решения» ЦРО. Консалтинговая группа «Инновационные решения» ЦРО. «Особенности адаптации общеобразовательной программы для инклюзивного обучения детей с ОВЗ.» 10.09.2020г.(8ч.)
· АНО Центр психолого-педагогической и социальной помощи «Ресурс». «Психологическая безопасность детей в интернете, возможности позитивной киберсоциализации» 06.11.2020 г. (2 ч.)
· Школа РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ «Как психологу работать с родителями в современных условиях» 1-2.02.2021 г. (12 ч.)
· АНО Центр психолого-педагогической и социальной помощи «Ресурс».«Консультирование в практике педагога-психолога в общеобразовательной школе»
19.02.2021 г. (8 ч.)
· ПЦ «Гештальт-центр Татьяны Черногорской» 1 Весенний психологический марафон «Психологическая помощь и самоподдержка в сложных социальных условиях»
13.05.2022 г. (8ч.)
2. Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений.
Полное наименование Организации: Муниципальное бюджетное бщеобразовательное учреждение Можарская средняя школа Сараевского муниципального района Рязанской области
Сокращенное наименование Организации: МБОУ Можарская средняя школа
Электронный адрес:ssh.m.mozhary@ryazangov.ru ( mozaru1984@yandex.ru)
Директор:Уланова Валентина Васильевна ,
Продолжительность учебной недели: 5-ти дневная учебная неделя.
Форма обучения: очная.
3. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом
«Педагог-психолог в сфере образования»
Основная цель вида профессиональной деятельности: создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
• обеспечение психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
• анализ социальной ситуации развития обучающихся, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
• формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности,
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии обучающихся.
• повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
• сопровождение процесса адаптации учащихся к средней школе;
•оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
Содержание профессиональной деятельности, осуществляемой по направлениям в рамках трудовых функций
Таблица 1.
Трудовые функции |
Направления |
||
Работа с обучающимися |
Работа с педагогами |
Работа с родителями |
|
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (A/03.7, B/03.7) |
Консультирование по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе, конфликтов со сверстниками и взрослыми; преодоления негативных эмоциональных состояний, учебных и жизненных трудностей. |
Консультирование педагогов и администрации образовательных организаций по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, вопросам повышения эффективности педагогического взаимодействия; учета возрастных и индивидуальных особенностей детей для построения индивидуальных образовательных маршрутов; подготовка рекомендаций по школьной адаптации ребенка по итогам психолого-педагогической диагностики. |
Консультирование по вопросам: детско-родительских отношений; преодоления негативных эмоциональных состояний и профилактики деструктивного поведения у детей и подростков; подготовка рекомендаций по взаимодействию с ребенком, его развитию и школьной адаптации по итогам психолого-педагогической диагностики. Ведение профессиональной документации (уведомления родителям о наличии у ребенка риска суицидального поведения) |
Коррекционно- развивающая работа (A/04.7, B/04.7) |
Разработка и реализация (по запросу родителей/законных представителей) индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми и подростками, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, снятие тревожности, преодоление проблем в учебе, общении и поведении, развитие навыков социальной адаптации. |
||
Психологическая диагностика (A/05.7, B/05.7) |
Психолого-педагогическая диагностика уровня сформированности предпосылок учебной деятельности; психологическая диагностика эмоциональной и личностной сферы детей и подростков. Групповая диагностика старшеклассников (в рамках профориентационной работы и готовности к итоговой аттестации) |
Диагностика стрессоустойчивости и синдрома выгорания в профессиональной деятельности. |
Диагностика детско-родительских отношений (в рамках психологического консультирования, по запросу). Ведение профессиональной документации (психологические заключения по результатам диагностики) |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса (A/06.7, B/01.6) |
Просветительская работа с детьми подростками по профилактике зависимостей и формированию ценностей здорового образа жизни; профилактике буллинга и экстремистских проявлений; развитию толерантности в условиях поликультурной и инклюзивной образовательной среды. Разработка тематических просветительских материалов (листовки, буклеты, презентации, видеоролики) для школьников. |
Ознакомление педагогов и представителей администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии школьного возраста и профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних. Информирование об основных условиях психического развития ребенка, факторах, препятствующих ему, и необходимых мерах по его оптимизации и поддержке. Разработка тематических просветительских материалов (листовки, буклеты, презентации) для педагогов. |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по пониманию возрастных потребностей ребенка, принятию особенностей его поведения, миропонимания, склонностей. Информирование о факторах, препятствующих полноценному развитию личности ребенка и путях оказания ему различного вида помощи и поддержки (в рамках психологического консультирования). Разработка тематических просветительских материалов (листовки, буклеты) для родителей |
Психологическая профилактика (A/07.7, B/02.7) |
Выявление факторов, неблагоприятно влияющих на развитие личности и социальную адаптацию детей и подростков; создание условий для осознания ими ценности жизни, формирования установок на здоровый образ жизни, развитие навыков эмоциональной саморегуляции и конструктивного преодоления жизненных трудностей. |
Разъяснение педагогам и представителям администрации ОУ необходимости и современных методов реализации профилактической работы в школе на основе модели позитивной профилактики. Разработка рекомендаций по социализации обучающихся с риском дизадапации, детей с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении. |
Разработка рекомендаций для родителей по успешной адаптации детей к новым образовательным условиям (начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию). Разъяснение, мотивация и совместная проработка стратегии семейного воспитания для создания комфортной и безопасной для личностного развития ребенка среды, успешной социальной адаптации ребенка с учетом его психологических особенностей (в том числе детей с ОВЗ), укрепления психологической устойчивости к негативным воздействиям. |
4. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ,в соответствии с задачами профессиональной деятельности
Таблица 2.
Технологии |
Игровые (психокоррекционные игры, упражнения, сюжетно-ролевые и психологические игры, физические игры, игры с блоками Дьенеша, игры с палочками Кюизенера) Здоровьесберегающие (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, охрана здоровья и пропаганда ЗОЖ, уроки здоровья, коммуникативные, интерактивные формы обучения, дыхательные упражнения). Информационно-коммуникационные (презентации, компьютерные тесты, аудио и видео материалы). |
Методики |
Методики для старшего дошкольного и младшего школьного возраста: - методика Изотовой Е.И. «Эмоциональная идентификация». - проективная методика «Рисунок семьи» А.Л. Венгер . - анкета-опросник для родителей, автор Изотова Е.И. - «Рисунок человека» Ф.Гуденаф. -«Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» Н. Я. Семаго, М.М. Семаго. -Скрининговая диагностика обучающихся 1-х класса в период адаптации к обучению в школе -Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лусканова. -В.Г.Щур «Лесенка». Методики для учащихся 5-11 классов. -«Шкала тревожности» Кондаша. -«Чувства в школе» (Левченко С.В.) -«Самооценка психических состояний личности» опросник Г.Айзенка адаптир. к подростк. возрасту. -Методика изучение отношения к учебным предметам. (Г.Н. Казанцевой) Анкета «Психологическая готовность к ГИА/ЕГЭ» (М.Ю. Чибисова) -Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной) |
Программы психолого-педагогичес- кого сопровожде- ния. |
- Рабочая программа психологического сопровождения обучающихся. - Программа психологического сопровождения адаптации к обучению в общеобразовательной школе «Я – первоклассник!» Наумова В.П. - Рабочая программа психологического сопровождения детей с задержкой психического развития. - Рабочая программа психологического сопровождения обучающихся начальной школы с ОВЗ. - Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ основного общего образования. - Программа по адаптации пятиклассников к обучению в средней школе «Первый раз в пятый класс!» Коблик Е. - Рабочая программа по профилактике и снятию агрессивных состояний у школьников «Волшебный круг» Бреслава Г.Э., Лебедевой О.А., Смирновой Е.Е. |
5.Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, проектов.
Таблица 3.
№ |
Название |
Дата утверждения |
1 |
Рабочая программа психологического сопровождения обучающихся. |
28.08.19 |
2 |
Рабочая программа психологического сопровождения детей с ЗПР. |
19.08.20 |
3 |
Программа коррекционной работы для детей с ОВЗ ООО. |
19.08.20 |
4 |
Рабочая программа психологического сопровождения обучающихся начальной школы с ОВЗ. |
30.08.21 |
5 |
Программа по адаптации первоклассников к обучению в общеобразовательной школе «Я – первоклассник!» |
19.08.20 30.08.21 |
6 |
Программа по адаптации пятиклассников к обучению в средней школе «Первый раз в пятый класс!» |
19.08.20 30.08.21 |
7 |
Рабочая программа по профилактике и снятию агрессивных состояний у школьников «Волшебный круг». |
28.0819 |
8 |
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья». |
30.08.21 |
9 |
План психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. |
30.08.21 |
10 |
План работы педагога – психолога по профилактике суицида среди детей и подростков. |
30.08.21 |
11 |
План работы педагога-психолога по профилактике ПАВ. |
30.08.21 |
12 |
Программа по развитию эмоциональной сферы для дошкольников «Наши эмоции» |
30.08.21 |
13 |
Публикации: -Рекомендации психологической службы родителям, педагогам и детям для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ; -Рекомендации психолога для педагогов «Как бороться со стрессом в период самоизоляции»; -Профилактика суицидального поведения среди детей и молодежи. «Цени свою жизнь». |
Расположение. https://proshkolu.ru/user/vEKOVISHEVA72/folder/1198817/
|
14 |
Медиапродукты. Презентации: - «Наши эмоции»; - «Цени свою жизнь»; - «Береги платье снову, а здоровье смолоду»; - «Вредные привычки и их пагубное влияние»; - «Такие разные профессии»; - «На пороге в школу» (Для родителей будущих первоклассников).
|
|
15 |
Буклеты: - «Впереди экзамен» (для учащихся 9,11классов и их родителей); - «Первый раз в первый класс» (для родителей будущих первоклассников); - «Впереди дорог так много…»(для учащихся 8-11 классов). |
|
16 |
Памятки: - «Как подготовиться к экзаменам» (для учащихся 9,11классов и их родителей); - «Как подготовиться к итоговому собеседованию» (для учащихся 9 класса и их родителей); - «Как помочь ребенку адаптироваться» (для педагогов и родителей учащихся 1 и 5 классов); - «Не «СГОРИ» на работе» (для педагогов). |
|
17 |
Квест- игра «Такие разные профессии» |
|
|
Акции: - «А дети разве не цветы?» (для семей с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами); - «Чему радуются дети» (для семей дошкольной группы); - «Мы все такие разные» (для детей 5-7 классов). |
6. Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года.
Содержание моей работы соответствует трудовым функциям и направлениям, обозначенным в Профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015.
В профессиональной деятельности руководствуюсь международными актами в области защиты прав детей, законодательством Российской Федерации, Концепцией развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года, региональными нормативно-правовыми актами Рязанской области, профессиональными документами психологического сообщества (Этический кодекс психолога),локальными документами МБОУ Можарская средняя школа.
Приведу результаты психодиагностической работы, отражающие результативность, на примере исследования процесса адаптации учащихся 5 классов.
Результаты представлены в диаграмме (по методике «Шкала тревожности» Кондаша)
Анализ данных показывает, что большинство детей имеют показатели тревожности в границах нормы. Количество учащихся с повышенным уровнем тревожности уменьшилось за два года с25% до 13%в результате проведенной психокоррекционной работы.
С учащимися 9 и 11 классов проводилось исследование сформированности профессиональных предпочтений обучающихся. (Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной))
Анализируя ответы детей, можно сделать вывод, что большинство обучающиеся имеют средний уровень готовности к выбору профессии. В результате проведенной профилактической и консультационной работы за прошедшие 3 года учащиеся 9 и 11 классов частично определились с выбором профессии, определили ближайшие цели, пути и средства их достижения.
По результатам психодиагностического исследования психологической готовности по обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ (Анкета «Психологическая готовность к ГИА/ЕГЭ» М.Ю. Чибисова), выявлено, что у учащихся высокий показатель информированности о процедуре проведения экзамена. Более 80 % детей в 11 классе и более 65% -в 9 классе владеют навыками самоконтроля и самоорганизации. Уверены в своих силах и в том, что смогут выстроить стратегию деятельности на экзамене. Результат тестирования свидетельствует о том, что у учащихся низкий показатель тревожности, связанный с процедурой проведения экзамена.
В течение отчетного периода проводилась индивидуальная диагностика по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей развития личности (дети «группы риска»), исследование детско-родительских отношений, исследование характерологических особенностей личности.
По всем диагностическим результатам проведено индивидуальное консультирование с запрашиваемым и клиентом.
Проведено социально-психологическое тестирование по единой методике социально-психологического тестирования учащихся, направленное на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска. В тестировании приняли участие 7-11 классы.
Проведено анкетирование родителей с целью изучения удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в системе школьного образования.
Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в соответствии с годовым планом работы. Работа проводилась в индивидуальной и групповой формах. Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательной, эмоциональной сферы, повышение самооценки, развитие уверенности в себе.
- Программа по адаптации первоклассников к обучению в общеобразовательной школе «Я – первоклассник!»;
- Программа по адаптации пятиклассников к обучению в средней школе «Первый раз в пятый класс!»;
- Программа по профилактике и снятию агрессивных состояний у школьников «Волшебный круг»;
- Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»;
- Программа по развитию эмоциональной сферы для дошкольников «Наши эмоции».
Консультативная работа в основном сводилась к индивидуальным беседам с педагогами и родителями по следующим темам:
- вопросы воспитания и обучения ребёнка;
- проблемы адаптации;
- межличностные отношения в семье и детском коллективе;
- развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Профилактическая работа осуществлялась в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.
Важным направлением проводимой мной профилактической работы являлось предупреждение зависимого поведения, профилактика употребления ПАВ.
Просветительская деятельность осуществлялась в форме сообщений, консультаций, рекомендаций по итогам диагностики учащихся на родительских собраниях, классных часах и педсоветах, совещаниях, а также участие в ППк.
Организационно-методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- планирование работы на учебный год;
- составление планов различных мероприятий;
- подбор материалов для проведения консультаций;
- проведение диагностической работы;
- подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы;
- изучение методической и специальной литературы в целях самообразования;
- ведение отчетной документации;
-участие в онлайн-конференциях, вебинарах, семинарах- практикумах, методических объединениях;
- оформление тематических папок;
- разработка рекомендаций для участников образовательного процесса;
- разработка стендовой информации.
Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, проблемы, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.