Характеристика структурных и функциональных компонентов
управленческой культуры руководителя образовательной организации
Громак Н.И., заведующий отделом социально-педагогических измерений в образовании ГБОУ ДПО «ДОНРИРО»
г. Донецк, ДНР
В условиях масштабных социокультурных реформ и коренной модернизации концепции развития общества на первый план выдвигаются требования к личности управленца нового типа. Смысл управления состоит в том, что руководитель играет громадную роль в работоспособности коллектива, его способности отвечать на «внешние вызовы».
Поэтому современные руководители учреждений образования должны обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе. Он должен обеспечивать целенаправленность (целеустремленность) совместной деятельности и организованность (сплоченности, скоординированности, интеграции, консолидации) для достижения общих положительных результатов, обладать определенными навыками менеджмента, знать и понимать сущности происходящих перемен в государстве и обществе, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательства в сфере образования.
Также важна управленческая культура при формировании должного морально-психологического климата, складывающемся в том или ином рабочем коллективе. То есть, иными словами, в образовании складывается особый специфический менеджмент, который сводит в едино понятия директор и менеджер в образовании. При этом важно отметить, что в условиях, когда образовательные учреждения становятся более разнообразными, открытыми и гибкими, меняются содержание, формы и методы работы образовательного учреждения, необходима система подготовки, в полной мере способствующая реализации творческого потенциала личности будущего руководителя.
Кроме того, возрастающая сложность процессов управления требует, чтобы управленческие функции в образовании осуществлялись подготовленными для этой деятельности специалистами, владеющими управленческой культурой.
Управленческая культура руководителя является важнейшим элементом совершенствования и развития современного образования, поскольку выступает системообразующим компонентом функционирования образовательного учреждения, внесения сущностных изменений, определяющих содержание и темпы необходимых преобразований в образовании. Ведущим направлением в данных условиях становится совершенствование процесса подготовки руководителя в сфере образования, а также формирование личности с развитой управленческой культурой, высоким интеллектом, культурой мышления, способного к диалогу, с устойчивой ценностной ориентацией на самореализацию и саморазвитие, способствующей его конкурентоспособности.
Также актуальность формирования эффективного руководителя, обладающего высоким уровнем управленческой культуры, возможно объяснить растущими требованиями к уровню профессионального менеджера в образовании в условиях обновления социальной сферы и, в частности, образования. Кроме того, объективная необходимость интенсивного изменения педагогических систем и процессов, происходящих в образовательном учреждении, предопределяют высокий уровень готовности к управленческой деятельности, наличие управленческого сознания и мышления.
Исследование управленческой культуры с социологической точки зрения для социологической науки является достаточно новым и актуальным. Интерес к изучению сформирован лишь в последние годы, что связано с внедрением и распространением менеджмента в сфере образования, а также введением термина «менеджера в образовании». В современной отечественной научной социологической литературе изучением проблемы управленческой культуры занимались А.Р. Галлямова, А.В. Лазарев, О.В. Ходоренко и др.
Управленческая культура – это достаточно глубокое явление, которое не всегда лежит на поверхности. В зарубежной и отечественной литературе существует множество подходов к пониманию данного явления. Определение управленческой культуры, применимое к субъекту управления, то есть к личности, чьи профессиональные обязанности сопряжены с управленческой деятельностью, П. Милютин определил как «высокий уровень сформированности интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных, физических качеств, совокупность которых позволяет решать профессиональные задачи в сфере социального управления с высокой степенью эффективности и стабильности».
Согласно трактовке К. Шольтса, управленческую культуру можно представить как неявный, невидимый и неформальный тип сознания организации, обусловливающий поведение людей и находящийся под воздействием их поведения. Э. Шейн считал, что формы управленческой культуры отвечают на два основных вызова, с которыми сталкивается организация: агрессивность внешней среды и внутренняя дезинтеграция. Соответственно, чтобы учреждение образования функционировало как единое целое, ему необходимо выполнять две основные функции – адаптация и выживание в среде и внутренняя интеграция. Интеграция рассматривается как создание эффективных деловых отношений среди подразделений, групп и сотрудников организации, как увеличение меры участия всех сотрудников в решении проблем организации и поиске эффективных способов ее работы.
По мнению Э. Шейна, управленческая культура – это комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как "правильный" образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем.
Понимание управленческой культуры как совокупного способа и продукта управленческой деятельности, феномена, который характеризует культуру учреждения образования, отражается в трудах С. Борнера, Р. Вебера, К. Еварда, Х. Грютера, Р. Рютингера. Таким образом, управленческую культуру можно представить как совокупность ценностей, взглядов, взаимоотношений, единых для всего профессионального коллектива, устанавливающих нормы их поведения. Четкость выраженности, которых зависит от наличия или отсутствия прямых инструкций определяющих способы действий и взаимодействия членов коллектива, хода выполнения работы и характера жизнедеятельности организации. Она является основным компонентом в достижении управленческих целей, повышении эффективности организации и управлении инновациями.
Развитая управленческая культура обеспечивает внешнюю адаптацию и внутреннюю интеграцию образовательного учреждения за счет совершенствования управленческой деятельности, создавать обстановку способствующую повышению конкурентоспособности в условиях современного рынка образовательных услуг. Управленческая культура руководителя в сфере образования – это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности и формирует образ идеального управленца.
Характеристика портрета руководителя образовательного учреждения на современном этапе основывается на требованиях оптимальной организации труда, сформированном благоприятном социально-психологическом климате и высокой общей культуре управленческого труда. Детерминирующими компонентами портрета руководителя являются личностные качества, такие как профессиональные, коммуникативные, морально-волевые и организационно-управленческие. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива.
Таким образом, современный руководитель образовательного учреждения должен быть:
Дальновидным – уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию.
Объективным – умения выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное и надуманного.
Последовательным – уметь решать поставленные задачи, не отвлекаясь от цели и учитывая правовые, управленческие и психолого-педагогические условия.
Предприимчивым – использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг.
Мобильным – уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.
Лидером – уметь выделять основное, отсекая детали, вскрывать причины недостатков, уметь рационально решать профессиональные задачи.
В своей профессиональной деятельности руководитель может использовать различные методы, среди которых можно выделить социальное стимулирование, убеждение и моральное и материальное поощрение. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива.
Вместе с тем, следует отметить, что не существует совершенных, универсальных методов в руководстве, которые бы обеспечивали положительный результат в любой ситуации. Однако, в своей совокупности, они формируют модель настоящего профессионала, соответствующего всем требованиям современности.
Управление образовательным учреждениям должно: соответствовать демократическим изменениям в российском обществе; быть ориентированным на мобильную адаптацию к изменениям в государстве и обществе; отвечать запросам ранка образовательных услуг. Такое положение дел, требует со стороны руководителей образовательных учреждений постоянного повышения управленческой культуры, изучения инновационного теоретического и практического опыта управления в сфере образования, а также развития умений и навыков менеджмента и маркетинга в сфере образования. Все это определяет потребность в истинных профессиональных руководителях образовательных учреждений.
В современных социокультурных условиях предъявляются довольно высокие требования к управленческой культуре руководителей образования, в частности, руководителя образовательного учреждения.
Это связано со следующими основными факторами, такими как:
§ модернизация образования;
§ изменение парадигмы образования;
§ практическая реализация образовательных реформ, ориентированных на образовательные потребности детей и родителей.
Управлять образовательной организацией в современных условиях – это сложная, ответственная и творческая работа. Поэтому модернизация образования выставляет новые универсальные требования к управленческой культуре руководителей образования: овладение технологиями менеджмента и маркетинга в образовании, привлечение к управленческим процессам педагогов, родителей, общественных организаций.
Собственно понятие «управленческая культура» имеет сложную, многогранную природу. С одной стороны, это может быть объяснено природой управленческой деятельности, с другой – многозначностью толкования термина «культура».
В общем понимании культура представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации.
По мнению Г.М. Клочевой, «управленческая культура представляет собой обобщающую характеристику управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Это позволяет говорить о том, что зависимость между управленческой деятельностью и сформированной культурой – явление объективное, измеряемое. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика, случающая совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения».
А.М. Борлаков считает, что при рассмотрении понятия «управленческая культура» следует учитывать субъективный фактор, включающий деловые, профессионально-личностные качества личности, а также ее индивидуальные характеристики. В их число входят:
§ профессиональные знания в конкретной сфере деятельности;
§ организаторские способности и навыки управленческой деятельности;
§ искусство делового общения; компетентность в области психолого- педагогических проблем управления;
§ общий культурный кругозор;
§ нравственный облик, соответствующий общегуманистическим нравственным идеалам.
Выделенные характеристики, с одной стороны, отражают многомерность рассматриваемого понятия, многофакторность формирования управленческой культуры. С другой стороны, значимость данных характеристик в проявлении управленческой культуры в частной ситуации обусловливает необходимость самосовершенствования, непрерывной работы над собой.
Очень важно определить функции управленческой культуры, так как через них можно глубже познать сущность данного феномена.
Л.Д. Андреева сформулировала следующие функции управленческой культуры:
1. Содержательная функция направлена на поддержание ценностей, присущих данной организации, формирование ее позитивного имиджа. Очень важно, чтобы ценности, которые культивируются внутри коллектива, исходили вовне.
2. Воспитательная функция. Культура состоит из усвоенных способов поведения человека. Функция необходима для реагирования на поведение личности в рамках общественной культуры. Воспитательная функция также направлена на осмысление человеком своих действий, на осознание культуры на уровне ценностей и базовых положений.
3. Мотивирующая функция. На персонал мотивирующее воздействие оказывает адекватность управленческой культуры представлением о менеджере, управлении организацией.
4. Селективная функция. На уровне взаимодействия индивидуальной и управленческой культур происходит естественный отбор носителей культур.
5. Коммуникативная функция позволяет решать проблемы внутренней и внешней коммуникации.
6. Направляющая и управляющая функции. Контролирует формы поведения коллектива, предлагает выбор стиля деятельности личности, который является важнейшей составляющей управленческой культуры.
7. Интегративно-рефлексивная функция. Рефлексия специалиста своих собственных изменений в области профессионального роста, направленных на утверждение гуманистического идеала, признание ценности человека, создание условий для его развития и самосовершенствования.
На основании вышеизложенного, управленческая культура представляется нами как способ его профессиональной деятельности, включающей в себя социальный опыт, опыт управленческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к управленческой деятельности, этические нормы личности.
И.А. Чугунова также считает, что управленческая культура – это важнейший показатель компетентности педагога. Это не только определенные знания и умения, но и творческий подход к процессу управления, под которым автор понимает педагогическую креативность. Это умения действовать в определенных ситуациях, своевременно корректировать управленческие решения, умения импровизировать, принимать нестандартные решения для достижения цели .
Управленческая культура, по мнению Н.В. Тамарской, включает комплекс знаний и умений, которые поэтапно формируются в процессе становления личности педагога. Это владение знаниями в области управления, управленческими умениями, управленческими функциями: целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль. Управленческий процесс включает:
§ самоуправление, т.е. управление своей профессиональной деятельностью, профессиональным ростом, организация своего труда, умение ставить цели, осуществлять планирование и самоконтроль;
§ управление, т.е. осуществление управленческих функций в процессе руководства образовательным процессом в образовательном учреждении, управление детским коллективом (группа, класс);
§ соуправление, т.е. участие в управлении образовательным учреждением, реализация своих управленческих функций в процессе участия в различных объединениях — в Совете управления, Педагогическом совете, Общем собрании, Попечительском совете и других аналогичных формах общественного управления в образовательных учреждениях.
Управленческая культура, таким образом, по мнению Н.В. Тамарской, является комплексом управленческих знаний и функций, личностных качеств педагога, который формируется на всех стадиях профессионального развития и осуществляется на трех уровнях: самоуправление, управление, соуправление.
Таким образом, анализ научной литературы свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы формирования управленческой культуры. В образовании управление раскрывается как процесс, целенаправленный, системно организованный, включающие различные структурные компоненты, взаимосвязанные между собой, обеспечивающие целостность, эффективную реализацию целей образования, оптимальное развитие образовательного процесса. В управленческую культуру входят потребность и способность принимать участие в управленческих процессах, то есть в управленческой деятельности; владение знаниями, умениями и навыками в области управления; личная культура специалиста.
К.Ю. Белой выделены основные компоненты в содержании управленческой деятельности педагога:
1) информационно-аналитический – формирование информации (сбор, анализ, переработку, хранение) по основным блокам;
2) мотивационно-целевой – определение целей деятельности;
3) планово-прогностический – прогноз зоны ближайшего развития, осуществление деятельности по выполнению плана;
4) организационно-исполнительский – общее руководство по оптимизации деятельности основе плана работы;
5) контрольно-оценочный – контроль по всем основным направлениям деятельности;
6) регулятивно-коррекционный – регулирование и коррекция по всем направлениям деятельности на заданном планом уровне.
Анализ научно-методических источников, практики управления и управленческого опыта показал, что управленческая культура руководителя образовательной организации, как вид культуры, относится к социальной сфере, для которой характерны три подхода:
1) ценность – как совокупность материальных и духовных ценностей;
2) деятельность – как особый способ деятельности;
3) личностный – как процесс развития основных сил человека и его творческой самореализации.
Отметим, что выделяют такие компоненты культуры управления: когнитивно-операционный, личностный, мотивационный и ценностный, а также их компоненты, а именно:
§ когнитивно-операционный компонент – система управленческих знаний и навыков, необходимых для формирования управленческой культуры;
§ личностный – система профессиональных специальных качеств, обеспечивающих стиль руководства;
§ мотивационный – это система мотивов и ценностей, необходимых для эффективного управления.
Профессиональная деятельность руководителя школы требует специальной подготовки, определенных профессионально значимых качеств, которые обогащают личность, расширяют ее возможности, вводят в сферу социально-экономической и духовной взаимодействия с коллективом, формируют ее мотивационную сферу, меняют ценностные ориентации.
Уровень управленческой культуры руководителя проявляется в непосредственной работе с педагогическими кадрами по повышению их педагогического мастерства и профессиональной компетентности, выполнении функциональных обязанностей (в организации внутреннего контроля, методической работы, инспектировании, подготовке учителей к аттестации и создании соответствующей учебно-материальной базы).
Согласно функциональному подходу, управленческая культура выполняет несколько функций, которые имеют прямое отношение к развитию образовательной организации:
1. Функция целеполагания. Цель – это желаемый и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем. Целеполагание — достаточно сложный процесс, без которого вообще управление невозможно. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Функция целеполагания не ограничивается только постановкой цели. Она связана с работой по достижению поставленных целей.
2. Функция планирования. Планирование включает прогнозирование; выбор организационной структуры; проектирование; планирование тактическое и стратегическое; определение степени децентрализации и централизации; учет изменений внутри организации; учет внешних изменений. Планирование в управлении выступает как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления и запрограммированной цели. Принимаемые решения могут быть рассчитаны как на перспективу, так и направлены на решение текущих оперативных дел. На этом основании выделяются перспективные, годовые, текущие планы работы.
3. Функция организации. Организация — это определение стратегии и тактики; принятие решения; коммуникация; определение функциональных обязанностей; определение организационной структуры; делегирование полномочий. Организация — это деятельность органа управления по созданию, упорядочению определенной структуры организационных отношений в управляемой системе, необходимых для эффективного выполнения принимаемых управленческих решений.
4. Функция мотивации. Мотивация обусловлена профессиональными образовательными потребностями — желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Мотивация не оказывает прямого, непосредственного влияния на качество работы, так как, кроме мотивации, оно еще зависит от способностей. Но мотивация влияет на старание, ответственность, на те усилия, которые человек готов затрачивать на профессиональную деятельность.
5. Функция контроля. Контроль – это проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с момента формулирования цели, задачи и создания организации. Функция контроля в управлении является сложной и трудоемкой. Это прежде всего связано с отсутствием обоснованной системы критериев оценки.
Таким образом, в процессе управления реализуются функции целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля.
Эффективность управленческой культуры руководителей в развитии образовательной организации достигается только при соблюдении многих вышеназванных условий и последовательности реализации выделенных компонентов, таких как контроль, целеполагание, планирование, организации и мотивации.
Итак, именно управленческая культура руководителя общеобразовательного учебного заведения формирует ценностные основы школы, выступает главным фактором модернизационных процессов в учебном заведении и возникает важным условием эффективного менеджмента в системах внутришкольного управления.
Профессиональная деятельность руководителя школы требует специальной подготовки, определенных профессионально значимых качеств, которые обогащают личность, расширяют ее возможности, внедряют в сферу социального, экономического и духовного взаимодействия с командой, формируют ее мотивационную сферу, меняют ценностные ориентации.
От условий формирования управленческой культуры руководителя образовательного учреждения будет зависеть эффективность деятельности образовательной организации, факторов процессов ее модернизации, в том числе управленческая культура будет выступать важным условием эффективного управления в рамках внутришкольных систем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.