Роль педагогического анализа в управлении целостным образовательным процессом
Оценка 4.9

Роль педагогического анализа в управлении целостным образовательным процессом

Оценка 4.9
Лекции
docx
администрации
7 кл
04.01.2023
Роль педагогического анализа  в управлении целостным образовательным процессом
Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций.
Роль педагогического анализа в управлении целостным образовательным процессом.docx

Роль педагогического анализа

в управлении целостным образовательным процессом

 

Громак Н.И., заведующий отделом социально-педагогических измерений в образовании ГБОУ ДПО «ДОНРИРО»

г. Донецк, ДНР

 

Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским.

Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

При определении места и роли педагогического анализа необходимо учитывать тот факт, что управление педагогическим процессом осуществляется не прямо, а опосредованно, через учебно-воспитательные ситуации. Поэтому, прежде чем спланировать и провести урок, воспитательное мероприятие или коллективное творческое дело, организовать ту или иную деятельность учащихся, учитель изучает, анализирует и учитывает основные элементы педагогической ситуации.

Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом определяется тем, как руководитель школы, учитель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция – одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффективен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального на­пряжения личности, сформированного аналитического мышле­ния, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, система­тизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

Виды и содержание педагогического анализа

Латентный – скрытый, внешне не проявляющийся.

В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.) определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и т.д. Мы обратимся в дальнейшем к выделению и характеристике видов педагогического анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, каков характер анализа во временном, пространственном, фактологическом отношении. В принятой классификации выделяется три вида анализа:

1)                параметрический;

2)                тематический;

3)                итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ – это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа уже является система уроков, система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив таким образом представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.

Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, четвертных, полугодовых контрольных работ, из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.

Основными объектами педагогического анализа, концентрирующими в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей, являются организованные формы обучения, и прежде всего урок, внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общей, объединяющей педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Методология и логика системного подхода к педагогическому анализу как функции управления школой определяются последовательностью следующих действий:

§  рассмотрения урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

§  выявления совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);

§  определения целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

§  анализа результатов проведения уроков, воспитательных меро­приятий, работы в течение учебного года;

§  установления основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;

§  формулирования замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприя­тия, комплексной работы в течение нового учебного года.

Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали реальные и ирреальные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа. Школьная практика показывает, что руководители школ и учителя испытывают наибольшие трудности при анализе урока в определении триединой дидактической цели, в выборе форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся, в оптимальной реализации собственных профессионально-личностных возможностей на уроке.

В управленческой деятельности руководителей школы выделяются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.

Развернутый педагогический анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку. Развернутый анализ урока проводится при посещении уроков начинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруднения в работе с планом, учителей, чей опыт является предметом специального изучения для обобщения и распространения опыта.

Краткий анализ урока со стороны директора, завуча или методиста требует от них объективного изложения предложений и рекомендаций. Краткий анализ урока – это не анализ «на бегу», это не посещение урока для галочки; такой анализ требует хоро­шего знания личности учителя, высокой методической и управленческой культуры.

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например на использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся, или на изучение системы работы учителя при проверке домашнего задания или особенностей групповой работы учащихся на уроке.

Важное место в аналитической деятельности руководителя школы занимает педагогический анализ воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел. Как было отмечено ранее, воспитательное мероприятие представляет собой ряд последовательно взаимосвязанных этапов, в процессе реализации которых дети участвуют в организационной, предметной, творческой деятельности.

В общем виде логика педагогического анализа воспитательного дела определяется последовательностью этапов его проведения. Последовательность этапов может иметь следующий вид: совме­стная выработка целей, задач воспитательного мероприятия, вы­бор форм проведения; совместное планирование; участие учащих­ся в подготовке и особенности педагогического руководства учи­телей; непосредственное проведение воспитательного дела; совме­стное подведение итогов и анализ.

Изучение опыта работы школ и их руководителей позволяет представить один из возможных вариантов педагогического анализа воспитательного дела:

§  анализ цели воспитательного дела;

§  анализ темы воспитательного дела, формы его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспитатель­ной работы класса, школы;

§  оценку места проведения воспитательного дела, оформления аудитории, состояния и качества использованного оборудования;

§  анализ каждого этапа проведения воспитательного дела (до­стижение воспитательной задачи этапа, соответствие содержания поставленной задаче этапа, оптимальность использования мето­дов, анализ результатов этапа);

§  анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное раз­витие личности школьника, на развитие детского коллектива, его самоуправление;

§  оценку деятельности учителя, классного руководителя, уров­ня его педагогического мастерства: компетентности и профессио­нализма воспитателя в управлении воспитательным процессом, авторитетности, педагогического такта, форм сотрудничества;

§  недостатки в проведении воспитательного дела, их причины;

§  рекомендации, советы классному руководителю, учителю, вос­питателю по совершенствованию воспитательного процесса.

Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления:

§  качество преподавания – соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы; выполнение образовательных программ и государственных стандартов; использование активных форм и методов обучения; реализация воспитательного потенциала урока; развитие индивидуальных задатков и способностей личности; соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;

§  качество знаний, умений, навыков учащихся – объем, глубина, системность, прочность, осознанность; качество знаний учащихся на разных ступенях общего образования (начального, основного, среднего); типичные пробелы в знаниях учащихся и их причины; компьютерная грамотность учащихся, степень развития познавательных интересов и др.;

§  уровень воспитанности школьников;

§  состояние и качество методической работы в школе;

§  эффективность работы с родителями и общественностью;

§  состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура;

§  результативность деятельности совета школы, педагогического совета;

§  работа школы за прошедший десятилетний цикл обучения и воспитания;

§  отчетный общешкольный доклад.

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.

Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать как деятельность руководителя, педагога, так и деятельность учащегося.

Цель управленческой деятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы.

Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно заметна связь с функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в ходе внутреннего контроля, становится предметом педагогического анализа. Взаимосвязь и различие этих функций отмечает Ю.А. Конаржевский, подчеркивая, что контроль дает богатую, систематизированную информацию, расхождение между целью и полученным результатом, в то время как педагогический анализ направлен на выявление причин, условий этих различий и отклонений.

Внутришкольный контроль строится в соответствии с целями и задачами работы образовательной организации.

Основные цели внутришкольного контроля:

1.     Обеспечить управление деятельностью по эффективному внедрению ГОС.

2.     Обеспечить выявление и обобщение передового опыта по формированию новых компетенций учителя.

3.     Организовать сбор и обработку информации о состоянии качества образования, учебных достижениях обучающихся, педагогов и деятельности образовательной организации.

Основные задачи внутришкольного контроля:

1.     Установить уровни соответствия реальной подготовки школьников принятой «модели выпускника».

2.     Соотнести результаты с поставленными задачами.

3.     Выявить пути и условия повышения эффективности и качества образовательного процесса.

4.     Корректировать управленческую и педагогическую деятельность.

5.     Осуществить переход на финансирование в виде подушевых субсидий на выполнение государственного задания и введение новой оплаты труда.

Ожидаемые результаты внутришкольного контроля:

§  повышение мотивационного образовательного поля учащихся;

§  создание условий для успешной социализации учащихся и выпускников образовательной организации;

§  получение полной информации о результатах учебной деятельности учащихся;

§  оперативная коррекция деятельности учителя с целью формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности;

§  достижения качества образования обучающихся, удовлетворяющее социальным запросам;

§  создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;

§  создание творческого педагогического коллектива;

§  разработка перечня показателей для стимулирующей части.

Распределение функциональных обязанностей по исполнению внутришкольного контроля:

Служба оценки качества, занимающаяся внутришкольной оценкой, мониторингом, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает:

§  Руководителей, учителей-предметников, родителей и учащихся образовательной организации.

§  Составление спецификации тестов осуществляется заместителем директора по УВР, председателями методических объединений и учителями-предметниками.

§  Организация и проведение мониторинга – заместителем директора по УВР и председателями методических объединений.

§  Проверка и оценивание выполненных работ, составление отчета – учителями предметниками.

§  Сбор информации о проведении и ее систематизация, анализ и разработка рекомендаций на последующий период осуществляются заместителями по учебно-воспитательной и воспитательной работе.

§  Администрация формирует концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивает реализацию процедуры контроля и оценки качества образования, координирует работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования, определяет состояние и тенденции развития школьного образования, принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования.

§  Методические объединения педагогов по итогам оценки качества образования в образовательной организации на каждом этапе проводят экспертизу эффективности педагогических стратегий и технологий, направленных на совершенствование качества образования в образовательной организации, формулируют предложения в Программу развития по совершенствованию качества образования.

§  Управляющий совет образовательной организации заслушивает руководителей по реализации внутришкольного контрроля, даёт оценку деятельности руководителей и педагогов по достижению запланированных результатов в реализации Программы развития образовательной организации. Члены управляющего совета могут непосредственно привлекаться для экспертизы качества образования.

§  Обработка информации осуществляется в электронной форме с использованием прикладных программ. Для хранения разработаны и действуют базы данных, где накапливается вся получаемая информация, электронные формы сбора информации сохраняются на носителях в кабинете заместителя директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Пользователями информации являются все уровни управления процессом обучения, воспитания от учителя до директора.

§  Электронные формы сбора информации по внутришкольному контролю обобщаются администрацией образовательной организации, доводятся до всех участников образовательного процесса и заинтересованных сторон путем публикации на сайте, используются при обработке и анализе информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования и стимулирования учащихся, педагогов и администрации.

При осуществлении внутришкольного контроля необходимо иметь следующую документацию:

§  план внутришкольного контроля;

§  отчет о выполнении внутришкольного контроля;

§  журнал контроля, справки, акты по проверке.

Документация хранится в течение 3 лет.

 

Исходными данными для планирования внутрришкольного контроля являются:

§  календарный период планирования;

§  количество классов образовательной организации;

§  количество учащихся в каждом классе;

§  требуемые сроки начала проведения мероприятий по параллелям;

§  продолжительность выполнения мероприятий;

§  периодичность проведения мероприятий,

§  допустимый перерыв между мероприятиями для предотвращения перегрузки.

§  теоретическая и методическая подготовленность.

 

Основными направлениями контроля учебно-воспитательной работы являются:

§  контроль выполнения всеобуча;

§  контроль школьной документации;

§  контроль работы педагогических кадров;

§  контроль состояния знаний, умений и навыков учащихся;

§  контроль состояния преподавания учебных предметов;

§  контроль инновационной деятельности учителей;

§  контроль выполнения государственного образовательного стандарта;

§  контроль подготовки к государственной итоговой аттестации;

§  контроль материально-технической базы,

§  контроль внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

 

Построение внутренней системы оценки качества образования в школе является сегодня одной из приоритетных задач. Управление качеством образования должно быть основано на выявлении пробелов в освоении образовательной программы и своевременной корректировке образовательного процесса в соответствии с полученной информацией.

Этот принцип реализован в новой модели внутришкольной оценки качества образования, созданной ведущим специалистом по развитию систем оценки качества образования Института дополнительного образования Московского городского педагогического университета, научным сотрудником Института управления образованием РАО, кандидатом педагогических наук, доцентом Н. Б. Фоминой.

 

Рассмотрим структуру процессов внутреннего контроля:

 

Форма контроля – это способ организации контроля:

 

 

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели:

С целью обеспечения принципа системности в проведении педагогического мониторинга в школе разрабатывается циклограмма.

 

Фрагмент циклограммы педагогического мониторинга

Показатели

Ответственный за сбор информации

Частота проведе-ния

Способы получения информации, документы

  1. Результаты образовательной деятельности.

Обученность учащихся

по отдельным предметам и по каждому классу.

Администрация, учителя, председатели МО.

3 раза

в год.

Контрольная работа,

внутришкольная отчетность, диаграммы, таблицы, графики.

Сформированность общеучебных умений и навыков.

Администрация, учителя, председатели МО.

1 раз

в год.

Итоговая аттестация обучающихся,

диаграммы, таблицы, графики.

Психологическая комфортность обучения.

Администрация, учителя,

педагог-психолог.

1 раз

в год.

Анкетирование участ-ников образовательного процесса, диаграммы, таблицы графики.

2. Учебно-методическое обеспечение.

Обеспеченность образова-тельного процесса учебни-ками, учебными и методическими пособиями.

Администрация, учителя.

1 раз

в год.

Внутришкольная отчетность, справки.

Соответствие учебной литературы федеральному перечню учебников, рекомендованных  к использованию в образовательном процессе.

Администрация, учителя.

1 раз в год.

Внутришкольная отчетность, справки.

Обеспеченность образова-тельного процесса компью-терной техникой и учебно-информационными материа-лами на электронных носителях.

Администрация, учителя.

1 раз в год

Внутришкольная отчетность, справки.

 

 

  1. Реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов.

Выполнение образовательной программы.

Администрация, учителя.

2 раза

в год.

Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы, графики.

Соответствие учебных планов базисному учебному плану.

Администрация.

2 раза

в год.

Внутришкольная отчетность, тарификация, справки.

  1. Диагностика педагогического мастерства.

Наличие подготовленных мотивированных педагогических кадров.

Администрация.

1 раз

в год.

Посещение учебных занятий, аналитические отчеты, диаграммы, таблицы, графики.

  1. Использование финансовых и материальных средств

Анализ использования финансовых и материальных средств.

Администрация.

1 раз

в год.

Внутришкольная отчетность,

публичный доклад

 

Результаты внутришкольного контроля обсуждаются на совещаниях при директоре, завуче, педагогических советах.

Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу.

Мониторинг, проводимый на протяжении нескольких лет, обеспечивает администрацию необходимой объективной информацией, позволяет соотносить результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие сформировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательной организации, обеспечить дальнейшее совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами программы развития образовательного учреждения с учетом индивидуальных особенностей обучения учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.

Для того чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, в образовательной организации ведется «Анализ класса», который делается в виде таблиц, где по каждому учащемуся заносятся данные по всем учебным предметам в соответствии с требованиями программы.

Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников от начала учебного года к концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов учеников за текущий и предыдущие периоды. Это способствует своевременному выявлению трудностей в освоении учебного материала и коррекции знаний учащихся.

Проводится сравнительный анализ обученности учащихся по всем предметам учебного плана, выявляются учащиеся с одной «4», «3», «2», отличники, хорошисты и неуспевающие. Такой анализ помогает учителям спланировать свою работу по повышению качества образования школьников. В каждом триместре классным руководителем по своему классу заполняется таблица.

Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса. Также непрерывное отслеживание качества обученности отдельных учащихся и класса в целом по всем разделам учебных программ позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Таким образом, процесс обучения (преподавания и учения) становится более осмысленным и целенаправленным.

При проведении контрольных работ создаются протоколы контрольных работ, в которых указываются проверяемые элементы содержания и проверяемые виды деятельности учащихся.

На основании протоколов контрольных работ получаем индивидуальную диагностическую карту учащихся. Для более наглядного представления уровня знаний учащихся результаты выводятся в виде графиков и диаграмм.

Папки индивидуальных достижений (портфолио) заведены на каждого ученика. В папках накапливаются творческие работы учащихся, грамоты и зачетные листы, листы индивидуальных достижений. Портфолио позволяет ребенку осмыслить свои знания, поступки и возможности. Просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок учится анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути преодоления трудностей.

На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, 2-9 классах; 10-11 классах. Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся ежедневно ведется учет успеваемости и посещаемости учащихся в электронных дневниках и журналах, все учителя предметники отслеживают траекторию обученности учащихся в электронном виде, в конце каждого триместра классные руководители проводит родительские собрания, а учителя предметники индивидуальные консультации.

При переходе учащегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Листок достижения», заверенный печатью образовательного учреждения. Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках обучения устанавливаются отношения равноправного сотрудничества.

 

Направление совершенствования системы внутришкольного контроля:

1)    выстраивание внутришкольного контроля научно-методической работы в школе на основе критериального и компетентностно-деятельностного подходов;

2)    ведение в систему внутришкольного контроля мониторинга не только уровня обученности по предметам, но и уровня развития других внутренних ресурсов учащегося, отраженных в метапредметных и личностных образовательных результатах;

3)    пересмотр и совершенствование оценивания на основе критериального и компетентностного подходов к оценке уровня учебного успеха учащегося и уровня профессиональной компетентности учителя;

4)    корректировка системы внутришкольного контроля, выстроенной с позиции системно-деятельностного подхода, прозрачной для каждого субъекта образовательного процесса, обеспеченной грамотным инструментарием, оптимизирующим работу с потоками информации по принципу «распределенной ответственности»;

5)    мотивация учителей на реализацию субъект-субъектных отношений в образовательной системе «учитель – учащийся».

 

Практика показывает, что введение в систему внутришкольного контроля мониторинга профессиональной компетентности учителя позволяет повысить позиционно-ценностную составляющую общей профессиональной компетентности учителя по отношению к психолого-педагогическим знаниям и умениям, лежащим в основе индивидуализации образования.

 

 

 

Проект плана мероприятий и работ по совершенствованию системы

внутришкольного контроля качества результатов

 

Наименование мероприятий

Показатель

Исполнители, должность

Ожидаемый результат

 

Ожидаемый срок

Сформированность ключевых компетенций учащихся

Уровень сформированности универсальных умений

Заместитель директора по УВР

Учебно-интеллектуальные -68%

Учебно- информационные – 70%

Учебно-коммуникативные – 80%

Учебно-организационные –90%

Май

Уровень воспитанности

Заместитель директора по УВР

Высокий уровень – 50%

Хороший уровень  - 40%

Средний уровень – 10%

Декабрь

Уровень познавательных интересов

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Высокий уровень – 50%

Средний уровень – 45 %

Низкий уровень –

 5%

Май

Уровень готовности к продолжению образования

Педагог-психолог, учителя

100%

 

Май

Динамика участия учащихся в проектной деятельности

Заместитель директора по УВР, председатели МО

50 %

Декабрь

Участие в социально-значимых проектах

Заместитель директора по УВР

40 %

Декабрь

Доля учащихся, обучающихся в системе дополнительного школьного образования

Заместитель директора по УВР

90 %

Сентябрь

Доля учащихся, привлекаемых к работе общественных управляющих организаций в школе

Заместитель директора по УВР

 10 %

 

Май

Сформированность профессиональных педагогических компетенций

Доля учителей, освоивших методы образовательной аналитики

Заместитель директора по УВР

55%

Сентябрь

Количество педагогов, повысивших квалификационную категорию

Заместитель директора по УВР

98%

Май

Доля учителей, использующих новые образовательные технологии

Заместитель директора по УВР

45 %

Декабрь

Доля учителей, разместивших свои ресурсы в едином информационном центре

Заместитель директора по УВР

4%

Январь

Доля учителей,   обобщающих и транслирующих свой опыт работы

Заместитель директора по УВР

30%

Декабрь

Участие учителей в различных конкурсах, фестивалях

Заместитель директора по УВР

12%

Май

Доля учителей, принимающих участие в работе Школы педагогического мастерства

Заместитель директора по УВР

50%

Май

Эффективность управления

Доля учителей, принимающих участие в принятии важных управленческих решений

Директор

10%

 

Январь

Уровень психологического комфорта в школе

Педагог-психолог

Нормальный уровень

 

Январь

Доля членов коллектива, владеющих новыми управленскими технологиями

Директор, Заместитель директора по УВР

60%

Январь

Степень  принятия коллективом управленческих  решений

Директор

высокая

Май

Участие родителей и общественности в управлении школой

Доля внешней общественной экспертизы  в деятельности школы

Управляющий Совет

высокая

Январь

Эффективность работы Совета школы

Директор

высокая

Январь

Участие родителей в программно-целевом планировании деятельности школы

Управляющий Совет

50%

Январь

 

Подчеркнем еще раз, что педагогическому анализу подвергается тот фактический материал, который был получен в процессе контроля. Это обстоятельство подчеркивает тот факт, что содержание внутреннего контроля и педагогического анализа составляют одни и те же направления деятельности образовательной организации.

Название анализа сильных, слабых сторон, возможностей и угроз – SWOT-анализ, происходит от сокращения слов:

Strengths – силы, сильные стороны;

Weaknesses – слабости;

Opportunities – возможности;

Treats – угрозы.

SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон образовательной организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию образовательной организации, а «O» и «T» к внешнему воздействию на организацию. Такой вид анализа должен дать четкое представление о ситуации в образовательной организации и указать, в каких направлениях нужно действовать, используя сильные стороны, чтобы максимизировать возможности и свести к минимуму угрозы и слабости. SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы образовательной организации, это сжатый анализ ситуации в учреждении, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении образовательная организация должна развиваться и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по областям деятельности. Результатом анализа является разработка плана для развития образовательной организации на последующий период. SWOT-анализ включает следующие этапы:

Первый этап. Анализ внутренней среды и деятельности образовательного учреждения, выявление сильных и слабых сторон.

Второй этап. Анализ внешней среды (микро и макро).

Третий этап. Сводный анализ в контексте окружающей среды.

Четвертый этап. Выводы. Определение планируемых действий по результатам анализа.

Разрабатывая стратегию развития образовательного учреждения на основе SWOT-анализа, необходимо стремиться к тому, чтобы перевести «слабые стороны» и «возможности» в раздел «сильные стороны». Построить развитие так, чтобы уменьшить «угрозы», на которые образовательное учреждение не в состоянии повлиять, а может только каким-то образом к ним приспособиться.


 

Роль педагогического анализа в управлении целостным образовательным процессом

Роль педагогического анализа в управлении целостным образовательным процессом

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффективен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время…

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффективен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время…

Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической,…

Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической,…

Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока

Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока

Изучение опыта работы школ и их руководителей позволяет представить один из возможных вариантов педагогического анализа воспитательного дела: § анализ цели воспитательного дела; § анализ темы…

Изучение опыта работы школ и их руководителей позволяет представить один из возможных вариантов педагогического анализа воспитательного дела: § анализ цели воспитательного дела; § анализ темы…

Педагогическая деятельность целенаправленна

Педагогическая деятельность целенаправленна

Распределение функциональных обязанностей по исполнению внутришкольного контроля:

Распределение функциональных обязанностей по исполнению внутришкольного контроля:

Электронные формы сбора информации по внутришкольному контролю обобщаются администрацией образовательной организации, доводятся до всех участников образовательного процесса и заинтересованных сторон путем публикации на сайте, используются…

Электронные формы сбора информации по внутришкольному контролю обобщаются администрацией образовательной организации, доводятся до всех участников образовательного процесса и заинтересованных сторон путем публикации на сайте, используются…

Института дополнительного образования

Института дополнительного образования

С целью обеспечения принципа системности в проведении педагогического мониторинга в школе разрабатывается циклограмма

С целью обеспечения принципа системности в проведении педагогического мониторинга в школе разрабатывается циклограмма

Выполнение образовательной программы

Выполнение образовательной программы

Также непрерывное отслеживание качества обученности отдельных учащихся и класса в целом по всем разделам учебных программ позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей деятельностью

Также непрерывное отслеживание качества обученности отдельных учащихся и класса в целом по всем разделам учебных программ позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей деятельностью

Практика показывает, что введение в систему внутришкольного контроля мониторинга профессиональной компетентности учителя позволяет повысить позиционно-ценностную составляющую общей профессиональной компетентности учителя по отношению к психолого-педагогическим знаниям…

Практика показывает, что введение в систему внутришкольного контроля мониторинга профессиональной компетентности учителя позволяет повысить позиционно-ценностную составляющую общей профессиональной компетентности учителя по отношению к психолого-педагогическим знаниям…

Практика показывает, что введение в систему внутришкольного контроля мониторинга профессиональной компетентности учителя позволяет повысить позиционно-ценностную составляющую общей профессиональной компетентности учителя по отношению к психолого-педагогическим знаниям…

Практика показывает, что введение в систему внутришкольного контроля мониторинга профессиональной компетентности учителя позволяет повысить позиционно-ценностную составляющую общей профессиональной компетентности учителя по отношению к психолого-педагогическим знаниям…

Динамика участия учащихся в проектной деятельности

Динамика участия учащихся в проектной деятельности

SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон образовательной организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды

SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон образовательной организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.