Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада
Оценка 4.6
Лекции +1
doc
администрации +2
Детсад
25.02.2018
Исследователи отмечают, что деятельность воспитателя детского учреждения имеет немало общего с учительским трудом. Специфика же ее состоит в том, что педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные особенности, отличные от особенностей школьного возраста. Большое место в его труде занимает руководство игрой, бытовой деятельностью, деятельностью общения. Воспитатель организует и руководит также элементарным трудом и учебной деятельностью своих воспитанников. Эти виды деятельности имеют свои особенности в детском периоде, и руководство ими требует особых условий.
Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада (сада).doc
Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада
Командин Е.Н.,
педагогпсихолог
высшей квалификационной категории
МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка»
г. Пятигорска
Личность воспитателя детского учреждения формируется, проявляется и
изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности.
Отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К.
К. Платонов и др.) рассматривают деятельность человека не как какуюто
совокупность реакций, а как систему, имеющую строение, свои внутренние
переходы и превращения. В педагогической деятельности выделяют цель, мотивы,
предмет деятельности, способы осуществления ее, результат.
Комплексное исследование педагогической деятельности, ее структурных
компонентов, проведенное в ЛГУ (ныне — СанктПетербургский государственный
университет) под руководством Н. В. Кузьминой (1967), показало, что она
складывается из следующих внутренне взаимосвязанных компонентов:
конструктивного, организаторского, гностического, коммуникативного.
Исследователи отмечают, что деятельность воспитателя детского учреждения
имеет немало общего с учительским трудом. Специфика же ее состоит в том, что
педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные
особенности, отличные от особенностей школьного возраста. Большое место в его
труде занимает руководство игрой, бытовой деятельностью, деятельностью
общения. Воспитатель организует и руководит также элементарным трудом и
учебной деятельностью своих воспитанников. Эти виды деятельности имеют свои
особенности в детском периоде, и руководство ими требует особых условий.
деятельности,
Важной составной частью педагогического труда,
условием его
эффективности в целом является высокий уровень гностической деятельности
воспитателя она направлена на познание их родителей, анализ собственной
педагогической
коллег.
Гностические умения, используемые воспитателем в процессе данной деятельности,
дают возможность изучить предмет ее, выявить уровень развития как
познавательных, так и волевых, эмоциональных процессов, состояний, личностных
качеств ребенка, обнаружить мотивы его поведения, выявить взаимоотношения
воспитанников в детском обществе, степень эмоционального благополучия каждого
из них.
труда
Гностические действия воспитатель использует и для познания родителей,
семейной микросреды ребенка. К этой группе умений относится и умение оценить
эффективность применяемых методов воспитания и обучения, умение
анализировать опыт других с целью переноса передовых методов и приемов работы
в собственную педагогическую практику.
Эффективность гностической деятельности связана со знанием психологии, пониманием закономерностей и
особенностей развития детей, наличием интереса к духовному миру ребенка.
Разнообразны пути и средства познания педагогом своих воспитанников.
Помимо бесед, специальных экспериментов, социометрических методов, детских
рисунков, используемых с этой целью, немало ценной информации о внутреннем
мире детей, их отношении к окружающим, к детскому саду воспитатель может
получить, наблюдая поведение детей в повседневной жизни.
Специальные исследования свидетельствуют о существенном отличии степени
сформированности гностической деятельности у педагогов«мастеров» и
«немастеров». Воспитатели«мастера» превосходят «немастеров» в развитии таких
гностических умений, как умение понять ребенка, объяснить причины его
поведения, чутко воспринимать реакции детей на свои замечания, объяснения,
умение наблюдать за детьми, видеть каждого и др.
Воспитатели различаются по уровню развития понимания детей.
Низкий уровень характеризуется отражением лишь отдельных черт ребенка,
внешней картины его поведения, без проникновения в его мотивационную сферу.
Оценка ребенка в значительной степени обусловлена его поведением в процессе
бытовой деятельности. Отражаются в первую очередь качества, которые
способствуют или затрудняют организацию воспитателем детей, выполнение
режима («спокойный ребенок»,
п.).
Допускаются существенные ошибки как при характеристике группы в целом
(особенно системы межличностных отношений детей), так и при оценке достижений
отдельных детей в игровой, учебной, художественной деятельности, в определении
эмоционального климата ребенка в группе сверстников, в семье. Характерен
высокий субъективизм в оценке воспитанников. Нет инициативы в изучении
личности ребенка, микросреды его группы в целом.
«плохо ест» и т.
«дерется»,
Воспитателям среднего уровня понимания детей свойственно более полное и
глубокое познание как отдельных детей, их внутреннего мира, так и группы в
целом. Характер оценки детей определяется в решающей степени поведением их в
значимых для них видах деятельности. Для данного уровня понимания характерна
более верная (по сравнению с низким уровнем) оценка развития отдельного Ребенка,
его положения в системе личных отношений. Наблюдается частичное
Проникновение в структуру группы, мотивационную сферу детей. Однако
проявляется еще недостаточное видение влияния всех подструктур микросреды
(особенно семейной) на развитие ребенка. Имеются самостоятельные попытки в
изучении группы, отдельных детей, их микросреды.
Высокий уровень понимания характеризуется способностью достаточно верно
охарактеризовать группу в целом, оценить развитие отдельных детей по
существенным для данного возраста параметрам, диагностировать процесс развития
видением сдвигов в развитии, способностью предвидеть (с большой вероятностью)
дальнейшие шаги в становлении личности ребенка, его успехи в значимых видах
деятельности, группы в целом. Для воспитателей высокого уровня понимания
характерно глубокое проникновение в познавательную, волевую и в мотивационную сферы ребенка, распознавание зарождающейся направленности, видение не только
возрастных, но и индивидуальных особенностей ребенка, его «изюминки». С
большой степенью достоверности эти педагоги определяют и уровень развития
группы в целом, ее структуры, положение каждого воспитанника в системе личных
отношений. Проявляется интерес и инициатива в изучении группы и каждого
ребенка, всех подструктур его личностной микросреды. Для более глубокого
понимания группы, отдельных детей используются социальнопсихологические
методы исследования.
Информация, полученная в процессе гностической деятельности, помогает
воспитателю грамотнее и успешнее осуществлять конструктивную,
организаторскую, коммуникативную деятельность.
Конструктивная деятельность воспитателя связана с проектированием,
планированием работы с детьми и родителями, с отбором материала для
воспитательнообразовательной и просветительной работы. Конструктивно
динамические умения, используемые при этом, обеспечивают воспитателю
возможность видеть «завтрашний день» воспитанников, чтобы проектировать
личность каждого ребенка в отдельности, группы в целом. Они выражаются в
умении дать детям «ориентирующую и стимулирующую оценку» (Ананьев Б. Г.,
1980) с учетом их «ближайшей зоны развития» и т. д.
Большое значение имеет творческое воображение воспитателя.
Конструктивные умения обнаруживаются в способности предвидеть затруднения в
работе и в создании условий для предотвращения их. Они включают умения
планировать деятельность ребенка во все режимные моменты как на короткий, так и
на более длительный период, составлять план, конспект занятий, сценарий
развлечений, умение отбирать фактический материал по конкретным отраслям
знаний в соответствии с целями и задачами обучения на каждом возрастном этапе.
Конструктивные умения — это и умение переработать отобранную информацию,
подать ее детям с учетом их возрастных возможностей, и умение целесообразно
комбинировать части занятий и т. д.
В структуре профессионального труда воспитателя существенное место
занимает организаторская деятельность. В ее процессе он организует как
деятельность детей (коллективную, групповую, индивидуальную), родителей
(направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказание
помощи детскому саду, группе), так и свою деятельность. Для успеха в этом
необходимы умения заражать своей энергией людей (и взрослых и детей), увлекать,
активизировать их, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении
практических задач при руководстве различными видами деятельности и другие
умения.
Особо значимым аспектом деятельности воспитателя детского учреждения
является коммуникативный аспект. С профессионально значимой целью
воспитатель вступает во взаимодействие с отдельными детьми и со всей группой, с
родителями своих воспитанников, с коллегами по работе, администрацией. Немало
трудностей встречается при этом. Наиболее часто воспитатели указывают на такие трудности профессионального общения, которые связаны с формированием у
родителей правильного отношения к детскому саду, с необходимостью убедить
(переубедить) отдельных родителей в ошибочности избранных ими средств, методов
воздействия на ребенка, с привлечением их к оказанию помощи детскому саду,
общением при первой встрече с родителями ребенка, с предотвращением
эффективных вспышек детей, выработкой единого подхода к воспитанникам
детского сада, единой системы в работе с воспитателемнапарником и др.
Условиями успешности взаимодействия с родителями является наличие у
воспитателя внутренней готовности действовать совместно с семьей и желание
найти подход к родителям. Психология доверия, так необходимая для успеха в
совместной работе с семьей по воспитанию детей, определяется здесь не столько
объективными
обстоятельствами
или достоинствами воспитателя (образованием, мнением администрации и коллег и
др.), сколько эмоциональными факторами, позволяющими родителям порой
интуитивно угадывать чуткость или холодность, доброту или чрезмерную строгость
педагога (Котырло В. К., 1982). Родители ждут от воспитателя проявления
внимания, тепла, любви к своему ребенку, и важно оправдать эти ожидания. Без
этого трудно рассчитывать на сотрудничество с ними в деле воспитания.
Литература:
1. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. – М.:
ЮНИТАДАНА, 2005. – 495 с.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа
компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. М. :
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
40 с.
3. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики: (учебное
пособие) – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 157 с.
4. Лукьянова М.И. Психологопедагогическая компетентность учителя:
диагностика и развитие. Ульяновск, 2002.
5. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000 456 с.
Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада
Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада
Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада
Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.