Исследователи отмечают, что деятельность воспитателя детского учреждения имеет немало общего с учительским трудом. Специфика же ее состоит в том, что педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные особенности, отличные от особенностей школьного возраста. Большое место в его труде занимает руководство игрой, бытовой деятельностью, деятельностью общения. Воспитатель организует и руководит также элементарным трудом и учебной деятельностью своих воспитанников. Эти виды деятельности имеют свои особенности в детском периоде, и руководство ими требует особых условий.
Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада
Командин Е.Н.,
педагогпсихолог
высшей квалификационной категории
МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка»
г. Пятигорска
Личность воспитателя детского учреждения формируется, проявляется и
изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности.
Отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К.
К. Платонов и др.) рассматривают деятельность человека не как какуюто
совокупность реакций, а как систему, имеющую строение, свои внутренние
переходы и превращения. В педагогической деятельности выделяют цель, мотивы,
предмет деятельности, способы осуществления ее, результат.
Комплексное исследование педагогической деятельности, ее структурных
компонентов, проведенное в ЛГУ (ныне — СанктПетербургский государственный
университет) под руководством Н. В. Кузьминой (1967), показало, что она
складывается из следующих внутренне взаимосвязанных компонентов:
конструктивного, организаторского, гностического, коммуникативного.
Исследователи отмечают, что деятельность воспитателя детского учреждения
имеет немало общего с учительским трудом. Специфика же ее состоит в том, что
педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные
особенности, отличные от особенностей школьного возраста. Большое место в его
труде занимает руководство игрой, бытовой деятельностью, деятельностью
общения. Воспитатель организует и руководит также элементарным трудом и
учебной деятельностью своих воспитанников. Эти виды деятельности имеют свои
особенности в детском периоде, и руководство ими требует особых условий.
деятельности,
Важной составной частью педагогического труда,
условием его
эффективности в целом является высокий уровень гностической деятельности
воспитателя она направлена на познание их родителей, анализ собственной
педагогической
коллег.
Гностические умения, используемые воспитателем в процессе данной деятельности,
дают возможность изучить предмет ее, выявить уровень развития как
познавательных, так и волевых, эмоциональных процессов, состояний, личностных
качеств ребенка, обнаружить мотивы его поведения, выявить взаимоотношения
воспитанников в детском обществе, степень эмоционального благополучия каждого
из них.
труда
Гностические действия воспитатель использует и для познания родителей,
семейной микросреды ребенка. К этой группе умений относится и умение оценить
эффективность применяемых методов воспитания и обучения, умение
анализировать опыт других с целью переноса передовых методов и приемов работы
в собственную педагогическую практику.
Эффективность гностическойдеятельности связана со знанием психологии, пониманием закономерностей и
особенностей развития детей, наличием интереса к духовному миру ребенка.
Разнообразны пути и средства познания педагогом своих воспитанников.
Помимо бесед, специальных экспериментов, социометрических методов, детских
рисунков, используемых с этой целью, немало ценной информации о внутреннем
мире детей, их отношении к окружающим, к детскому саду воспитатель может
получить, наблюдая поведение детей в повседневной жизни.
Специальные исследования свидетельствуют о существенном отличии степени
сформированности гностической деятельности у педагогов«мастеров» и
«немастеров». Воспитатели«мастера» превосходят «немастеров» в развитии таких
гностических умений, как умение понять ребенка, объяснить причины его
поведения, чутко воспринимать реакции детей на свои замечания, объяснения,
умение наблюдать за детьми, видеть каждого и др.
Воспитатели различаются по уровню развития понимания детей.
Низкий уровень характеризуется отражением лишь отдельных черт ребенка,
внешней картины его поведения, без проникновения в его мотивационную сферу.
Оценка ребенка в значительной степени обусловлена его поведением в процессе
бытовой деятельности. Отражаются в первую очередь качества, которые
способствуют или затрудняют организацию воспитателем детей, выполнение
режима («спокойный ребенок»,
п.).
Допускаются существенные ошибки как при характеристике группы в целом
(особенно системы межличностных отношений детей), так и при оценке достижений
отдельных детей в игровой, учебной, художественной деятельности, в определении
эмоционального климата ребенка в группе сверстников, в семье. Характерен
высокий субъективизм в оценке воспитанников. Нет инициативы в изучении
личности ребенка, микросреды его группы в целом.
«плохо ест» и т.
«дерется»,
Воспитателям среднего уровня понимания детей свойственно более полное и
глубокое познание как отдельных детей, их внутреннего мира, так и группы в
целом. Характер оценки детей определяется в решающей степени поведением их в
значимых для них видах деятельности. Для данного уровня понимания характерна
более верная (по сравнению с низким уровнем) оценка развития отдельного Ребенка,
его положения в системе личных отношений. Наблюдается частичное
Проникновение в структуру группы, мотивационную сферу детей. Однако
проявляется еще недостаточное видение влияния всех подструктур микросреды
(особенно семейной) на развитие ребенка. Имеются самостоятельные попытки в
изучении группы, отдельных детей, их микросреды.
Высокий уровень понимания характеризуется способностью достаточно верно
охарактеризовать группу в целом, оценить развитие отдельных детей по
существенным для данного возраста параметрам, диагностировать процесс развития
видением сдвигов в развитии, способностью предвидеть (с большой вероятностью)
дальнейшие шаги в становлении личности ребенка, его успехи в значимых видах
деятельности, группы в целом. Для воспитателей высокого уровня понимания
характерно глубокое проникновение в познавательную, волевую и в мотивационнуюсферы ребенка, распознавание зарождающейся направленности, видение не только
возрастных, но и индивидуальных особенностей ребенка, его «изюминки». С
большой степенью достоверности эти педагоги определяют и уровень развития
группы в целом, ее структуры, положение каждого воспитанника в системе личных
отношений. Проявляется интерес и инициатива в изучении группы и каждого
ребенка, всех подструктур его личностной микросреды. Для более глубокого
понимания группы, отдельных детей используются социальнопсихологические
методы исследования.
Информация, полученная в процессе гностической деятельности, помогает
воспитателю грамотнее и успешнее осуществлять конструктивную,
организаторскую, коммуникативную деятельность.
Конструктивная деятельность воспитателя связана с проектированием,
планированием работы с детьми и родителями, с отбором материала для
воспитательнообразовательной и просветительной работы. Конструктивно
динамические умения, используемые при этом, обеспечивают воспитателю
возможность видеть «завтрашний день» воспитанников, чтобы проектировать
личность каждого ребенка в отдельности, группы в целом. Они выражаются в
умении дать детям «ориентирующую и стимулирующую оценку» (Ананьев Б. Г.,
1980) с учетом их «ближайшей зоны развития» и т. д.
Большое значение имеет творческое воображение воспитателя.
Конструктивные умения обнаруживаются в способности предвидеть затруднения в
работе и в создании условий для предотвращения их. Они включают умения
планировать деятельность ребенка во все режимные моменты как на короткий, так и
на более длительный период, составлять план, конспект занятий, сценарий
развлечений, умение отбирать фактический материал по конкретным отраслям
знаний в соответствии с целями и задачами обучения на каждом возрастном этапе.
Конструктивные умения — это и умение переработать отобранную информацию,
подать ее детям с учетом их возрастных возможностей, и умение целесообразно
комбинировать части занятий и т. д.
В структуре профессионального труда воспитателя существенное место
занимает организаторская деятельность. В ее процессе он организует как
деятельность детей (коллективную, групповую, индивидуальную), родителей
(направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказание
помощи детскому саду, группе), так и свою деятельность. Для успеха в этом
необходимы умения заражать своей энергией людей (и взрослых и детей), увлекать,
активизировать их, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении
практических задач при руководстве различными видами деятельности и другие
умения.
Особо значимым аспектом деятельности воспитателя детского учреждения
является коммуникативный аспект. С профессионально значимой целью
воспитатель вступает во взаимодействие с отдельными детьми и со всей группой, с
родителями своих воспитанников, с коллегами по работе, администрацией. Немало
трудностей встречается при этом. Наиболее часто воспитатели указывают на такиетрудности профессионального общения, которые связаны с формированием у
родителей правильного отношения к детскому саду, с необходимостью убедить
(переубедить) отдельных родителей в ошибочности избранных ими средств, методов
воздействия на ребенка, с привлечением их к оказанию помощи детскому саду,
общением при первой встрече с родителями ребенка, с предотвращением
эффективных вспышек детей, выработкой единого подхода к воспитанникам
детского сада, единой системы в работе с воспитателемнапарником и др.
Условиями успешности взаимодействия с родителями является наличие у
воспитателя внутренней готовности действовать совместно с семьей и желание
найти подход к родителям. Психология доверия, так необходимая для успеха в
совместной работе с семьей по воспитанию детей, определяется здесь не столько
объективными
обстоятельствами
или достоинствами воспитателя (образованием, мнением администрации и коллег и
др.), сколько эмоциональными факторами, позволяющими родителям порой
интуитивно угадывать чуткость или холодность, доброту или чрезмерную строгость
педагога (Котырло В. К., 1982). Родители ждут от воспитателя проявления
внимания, тепла, любви к своему ребенку, и важно оправдать эти ожидания. Без
этого трудно рассчитывать на сотрудничество с ними в деле воспитания.
Литература:
1. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. – М.:
ЮНИТАДАНА, 2005. – 495 с.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа
компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. М. :
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
40 с.
3. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики: (учебное
пособие) – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 157 с.
4. Лукьянова М.И. Психологопедагогическая компетентность учителя:
диагностика и развитие. Ульяновск, 2002.
5. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000 456 с.