Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада

  • Лекции
  • Педсоветы
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследователи отмечают, что деятельность воспитателя детского учреждения имеет немало общего с учительским трудом. Специфика же ее состоит в том, что педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные особенности, отличные от особенностей школьного возраста. Большое место в его труде занимает руководство игрой, бытовой деятельностью, деятельностью общения. Воспитатель организует и руководит также элементарным трудом и учебной деятельностью своих воспитанников. Эти виды деятельности имеют свои особенности в детском периоде, и руководство ими требует особых условий.
Иконка файла материала Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада (сада).doc
Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада Командин Е.Н.,  педагог­психолог  высшей квалификационной категории  МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка»  г. Пятигорска Личность   воспитателя   детского   учреждения   формируется,   проявляется   и изменяется   в   процессе   его   профессиональной   педагогической   деятельности. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К.   Платонов   и   др.)   рассматривают   деятельность   человека   не   как   какую­то совокупность   реакций,   а   как   систему,   имеющую   строение,   свои   внутренние переходы и превращения. В педагогической деятельности выделяют цель, мотивы, предмет деятельности, способы осуществления ее, результат. Комплексное   исследование   педагогической   деятельности,   ее   структурных компонентов, проведенное в ЛГУ (ныне — Санкт­Петербургский государственный университет)   под   руководством   Н.   В.   Кузьминой   (1967),   показало,   что   она складывается   из   следующих   внутренне   взаимосвязанных   компонентов: конструктивного, организаторского, гностического, коммуникативного. Исследователи отмечают, что деятельность воспитателя детского учреждения имеет немало общего с учительским трудом. Специфика же ее состоит в том, что педагог   детского   сада   воспитывает   и   обучает   детей,   имеющих   свои   возрастные особенности, отличные от особенностей школьного возраста. Большое место в его труде   занимает   руководство   игрой,   бытовой   деятельностью,   деятельностью общения.   Воспитатель   организует   и   руководит   также   элементарным   трудом   и учебной деятельностью своих воспитанников. Эти виды деятельности имеют свои особенности в детском периоде, и руководство ими требует особых условий.   деятельности,   Важной   составной   частью   педагогического   труда,   условием   его эффективности   в   целом   является   высокий   уровень   гностической   деятельности воспитателя   ­   она   направлена   на   познание   их   родителей,   анализ   собственной педагогической коллег. Гностические умения, используемые воспитателем в процессе данной деятельности, дают   возможность   изучить   предмет   ее,   выявить   уровень   развития   как познавательных, так и волевых, эмоциональных процессов, состояний, личностных качеств   ребенка,   обнаружить   мотивы   его   поведения,   выявить   взаимоотношения воспитанников в детском обществе, степень эмоционального благополучия каждого из них. труда   Гностические   действия   воспитатель   использует   и   для   познания   родителей, семейной микросреды ребенка. К этой группе умений относится и умение оценить эффективность   применяемых   методов   воспитания   и   обучения,   умение анализировать опыт других с целью переноса передовых методов и приемов работы в   собственную   педагогическую   практику.   Эффективность   гностическойдеятельности   связана   со   знанием   психологии,   пониманием   закономерностей   и особенностей развития детей, наличием интереса к духовному миру ребенка. Разнообразны   пути   и   средства   познания   педагогом   своих   воспитанников. Помимо бесед, специальных экспериментов, социометрических методов, детских рисунков, используемых с этой целью, немало ценной информации о внутреннем мире   детей,  их   отношении   к   окружающим,  к   детскому   саду   воспитатель   может получить, наблюдая поведение детей в повседневной жизни. Специальные исследования свидетельствуют о существенном отличии степени сформированности   гностической   деятельности   у   педагогов­«мастеров»   и «немастеров». Воспитатели­«мастера» превосходят «немастеров» в развитии таких гностических   умений,   как   умение   понять   ребенка,   объяснить   причины   его поведения,   чутко   воспринимать   реакции   детей   на   свои   замечания,   объяснения, умение наблюдать за детьми, видеть каждого и др. Воспитатели   различаются   по   уровню   развития   понимания   детей. Низкий   уровень   характеризуется   отражением   лишь   отдельных   черт   ребенка, внешней картины его поведения, без проникновения в его мотивационную сферу. Оценка ребенка в значительной  степени обусловлена  его поведением в процессе бытовой   деятельности.   Отражаются   в   первую   очередь   качества,   которые способствуют   или   затрудняют   организацию   воспитателем   детей,   выполнение режима   («спокойный   ребенок»,   п.). Допускаются   существенные   ошибки   как   при   характеристике   группы   в   целом (особенно системы межличностных отношений детей), так и при оценке достижений отдельных детей в игровой, учебной, художественной деятельности, в определении эмоционального   климата   ребенка   в   группе   сверстников,   в   семье.   Характерен высокий   субъективизм   в   оценке   воспитанников.   Нет   инициативы   в   изучении личности ребенка, микросреды его группы в целом.   «плохо   ест»   и   т.   «дерется», Воспитателям среднего уровня понимания детей свойственно более полное и глубокое   познание   как   отдельных   детей,   их   внутреннего   мира,   так   и   группы   в целом. Характер оценки детей определяется в решающей степени поведением их в значимых для них видах деятельности. Для данного уровня понимания характерна более верная (по сравнению с низким уровнем) оценка развития отдельного Ребенка, его   положения   в   системе   личных   отношений.   Наблюдается   частичное Проникновение   в   структуру   группы,   мотивационную   сферу   детей.   Однако проявляется   еще   недостаточное   видение   влияния   всех   подструктур   микросреды (особенно   семейной)   на   развитие   ребенка.   Имеются   самостоятельные   попытки   в изучении группы, отдельных детей, их микросреды. Высокий уровень понимания характеризуется способностью достаточно верно охарактеризовать   группу   в   целом,   оценить   развитие   отдельных   детей   по существенным для данного возраста параметрам, диагностировать процесс развития видением сдвигов в развитии, способностью предвидеть (с большой вероятностью) дальнейшие шаги в становлении личности ребенка, его успехи в значимых видах деятельности,   группы   в   целом.   Для   воспитателей   высокого   уровня   понимания характерно глубокое проникновение в познавательную, волевую и в мотивационнуюсферы ребенка, распознавание зарождающейся направленности, видение не только возрастных,   но   и   индивидуальных   особенностей   ребенка,   его   «изюминки».   С большой   степенью   достоверности   эти   педагоги   определяют   и   уровень   развития группы в целом, ее структуры, положение каждого воспитанника в системе личных отношений.   Проявляется   интерес   и   инициатива   в   изучении   группы   и   каждого ребенка,   всех   подструктур   его   личностной   микросреды.   Для   более   глубокого понимания   группы,   отдельных   детей   используются   социально­психологические методы исследования. Информация,   полученная   в   процессе   гностической   деятельности,   помогает воспитателю   грамотнее   и   успешнее   осуществлять   конструктивную, организаторскую, коммуникативную деятельность. Конструктивная   деятельность   воспитателя   связана   с   проектированием, планированием   работы   с   детьми   и   родителями,   с   отбором   материала   для воспитательно­образовательной   и   просветительной   работы.   Конструктивно­ динамические   умения,   используемые   при   этом,   обеспечивают   воспитателю возможность   видеть   «завтрашний   день»   воспитанников,   чтобы   проектировать личность   каждого   ребенка   в   отдельности,   группы   в   целом.   Они   выражаются   в умении дать детям «ориентирующую и стимулирующую оценку» (Ананьев Б. Г., 1980) с учетом их «ближайшей зоны развития» и т. д. Большое   значение   имеет   творческое   воображение   воспитателя. Конструктивные умения обнаруживаются в способности предвидеть затруднения в работе   и   в   создании   условий   для   предотвращения   их.   Они   включают   умения планировать деятельность ребенка во все режимные моменты как на короткий, так и на   более   длительный   период,   составлять   план,   конспект   занятий,   сценарий развлечений,   умение   отбирать   фактический   материал   по   конкретным   отраслям знаний в соответствии с целями и задачами обучения на каждом возрастном этапе. Конструктивные умения — это и умение переработать отобранную информацию, подать ее детям с учетом их возрастных возможностей, и умение целесообразно комбинировать части занятий и т. д. В   структуре   профессионального   труда   воспитателя   существенное   место занимает   организаторская   деятельность.   В   ее   процессе   он   организует   как деятельность   детей   (коллективную,   групповую,   индивидуальную),   родителей (направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказание помощи   детскому   саду,   группе),   так   и   свою   деятельность.   Для   успеха   в   этом необходимы умения заражать своей энергией людей (и взрослых и детей), увлекать, активизировать   их,   быстро   и   гибко   применять   свои   знания   и   опыт   в   решении практических  задач  при руководстве  различными  видами деятельности  и  другие умения. Особо  значимым  аспектом  деятельности  воспитателя   детского  учреждения является   коммуникативный   аспект.   С   профессионально   значимой   целью воспитатель вступает во взаимодействие с отдельными детьми и со всей группой, с родителями своих воспитанников, с коллегами по работе, администрацией. Немало трудностей встречается при этом. Наиболее часто воспитатели указывают на такиетрудности   профессионального   общения,   которые   связаны   с   формированием   у родителей   правильного   отношения   к   детскому   саду,   с   необходимостью   убедить (переубедить) отдельных родителей в ошибочности избранных ими средств, методов воздействия   на   ребенка,  с  привлечением   их   к   оказанию   помощи   детскому   саду, общением   при   первой   встрече   с   родителями   ребенка,   с   предотвращением эффективных   вспышек   детей,   выработкой   единого   подхода   к   воспитанникам детского сада, единой системы в работе с воспитателем­напарником и др.  Условиями   успешности   взаимодействия   с   родителями   является   наличие   у воспитателя   внутренней   готовности   действовать   совместно   с   семьей   и   желание найти подход к родителям. Психология доверия, так необходимая для успеха в совместной работе с семьей по воспитанию детей, определяется здесь не столько объективными обстоятельствами  или достоинствами воспитателя (образованием, мнением администрации и коллег и др.),   сколько   эмоциональными   факторами,   позволяющими   родителям   порой интуитивно угадывать чуткость или холодность, доброту или чрезмерную строгость педагога   (Котырло   В.   К.,   1982).   Родители   ждут   от   воспитателя   проявления внимания, тепла, любви к своему ребенку, и важно оправдать эти ожидания. Без этого трудно рассчитывать на сотрудничество с ними в деле воспитания.   Литература: 1. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. – М.: ЮНИТА­ДАНА, 2005. – 495 с. 2. Зимняя, И.   А. Ключевые компетентности как результативно­целевая основа компетентностного подхода в образовании   [Текст]   / И.   А. Зимняя.   ­М.   : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. ­ 40 с. 3. Корнева   Л.В.   Психологические   основы   педагогической   практики:   (учебное пособие) – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 157 с. 4. Лукьянова   М.И.   Психолого­педагогическая   компетентность   учителя: диагностика и развитие. Ульяновск, 2002. 5. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. ­ М.: Смысл, 2000 ­ 456 с.