К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.
Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.
1.1.Характеристика основных педагогических категорий..doc
Характеристика основных педагогических категорий.
К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие
сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории
выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы
связывают его в целостную систему.
Воспитание – социальное,
целенаправленное создание условий
(материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением
общественноисторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни
и производительному труду. Категория «воспитание» одна из основных в
педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком
социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и
воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную
сформировать систему качеств личности взглядов и убеждений. Воспитание часто
трактуется в ещё более локальном значении – как решение какойлибо конкретной
воспитательной задачи. Таким образом, воспитание – это целенаправленное
формирование личности на основе формирования:
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
2) мировоззрения;
3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения).
Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое,
трудовое, эстетическое и т.д.).
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции
и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания,
определяет его принципы, содержание, формы и методы.
Воспитание конкретноисторическое явление, тесно связанное с социально
экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.
Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание,
передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений.
1 Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного
количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Можно выделить физическое развитие, социальное развитие, духовное развитие.
Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних,
социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем
влияет на воспитание, изменяет его. Образование – специально организованная
система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека.
специально организованная образовательная система – это учебновоспитательные
заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней
осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам,
Все
структурам с помощью специально подготовленных педагогов.
образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования,
посредством чего идет управление развитием человека.
Образование в буквальном смысле обозначает создание образа, некую
завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью.
Поэтому образование трактуют как процесс и результат освоения человеком опыта
поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно
как акт передачи и акт приема. Это ядро образования – обучение.
Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под
руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя)
реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной
взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений
во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс, обучение включает в себя
две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача
(трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение
2 (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление,
преобразование и использование.
Но человек – не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен
этот опыт приобретать и творить чтото новое. Поэтому основными факторами
развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение,
самосовершенствование.
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих
поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих
развитие.
Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в
определенные отношения – воспитательные. Воспитательные отношения есть
разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека
посредством воспитания, образования, обучения.
(Педагогика для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростовн/Д: Феникс,
2005. – 160 с.)
3
Характеристика основных педагогических категорий.
Характеристика основных педагогических категорий.
Характеристика основных педагогических категорий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.