К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития.
Внутренний мир ребёнка в основном определяется эмоциями. Усвоение любых знаний происходит только при непосредственном включении эмоционального плана, и в наибольшей степени это проявляется в ситуации успеха, в результате чего возникает мотивация к дальнейшему получению знаний.
1.1.Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов
Прежде чем исследовать отклонения от нормы, рассмотрим типичные черты
психолого-педагогического портрета ученика младшего школьного возраста.
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка
достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы:
восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно
долгий путь развития.
Напомним, что различные познавательные процессы, обеспечивающие
многообразные виды деятельности ребёнка, функционируют не изолированно
друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со
всеми остальными. Эта связь не остаётся неизменной на протяжении детства:
в разные периоды ведущее значение для общего психического развития
приобретает какой-либо один из процессов.
Психологические исследования показывают, что в этот период именно
мышление в большей степени влияет на развитие всех психических
процессов.
Мышление - психический процесс, направленный на решение задач, открытие
субъективно нового знания о мире, творческое преобразование
действительности. Это высшая степень в развитии духовной, теоретической
деятельности человека, основанная на непрерывном взаимодействии
человека с объективным миром.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на
восприятие, представление или понятие, различают три основных вида
мышления:
1. Предметно-действенное (наглядно-действенное).
2. Наглядно-образное.
3. Абстрактное (словесно-логическое).
Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими,
непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление
– мышление, которое опирается на восприятие или представление
(характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт
возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле.
Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-
логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными
непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению.
Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания
мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие
наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия,
отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и
соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшемшкольном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности - учебной.
Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на
протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного
периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому,
если в первые два года обучения дети много работают с наглядными
образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается.
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний,
школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его
умственные операции становятся менее связанными с конкретной
практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое
мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь
не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства
и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной
деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и
анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются
логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо
регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять
своим мышлением, думать тогда, когда надо.
Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению
способствуют задания учителя на уроке, побуждающие детей к
размышлению.
При общении в начальных классах у детей формируется осознанное
критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе
обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты
решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать,
доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно
становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные
суждения, выполнять умозаключения. В процессе решения учебных задач у
детей формируются такие операции логического мышления как анализ,
синтез, сравнение, обобщение и классификация.
Напомним, что анализ как мыслительное действие предполагает разложение
целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различения
существенного и несущественного в предметах и явлениях.
Овладение анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и
явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет
можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на
первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения
выделять свойства даётся младшим школьникам с большим трудом. И это
понятно, ведь конкретное мышление ребёнка должно проделывать сложную
работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного
множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить
всего лишь два-три. По мере развития детей, расширения их кругозора и
знакомства с различными аспектами действительности такая способность,
безусловно, совершенствуется. Однако это не исключает необходимостиспециально учить младших школьников видеть в предметах и явлениях
разные их стороны, выделять множество свойств. Параллельно с овладением
приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов (явлений)
необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных),
существенных и несущественных признаков, при этом используются такие
операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Неумение выделять общее и существенное может серьёзно затруднить
процесс обучения. В этом случае затрудняется усвоение типичного
материала: подведение математической задачи под уже известный класс,
выбор нужного вычислительного приема при вычислениях и т.п. Умение
выделять существенное способствует формированию другого умения -
отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся младшим
школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного.
В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в
результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких
предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая
операция мышления как классификация. В начальной школе необходимость
классифицировать используется на большинстве уроков, как при введении
нового понятия, так и на этапе закрепления. В процессе классификации дети
осуществляют анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее
существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и
производят обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В
результате этого происходит классификация предметов по существенному
признаку. Как видно из вышеизложенных фактов, все операции логического
мышления тесно взаимосвязаны, и их полноценное формирование возможно
только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует
развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа,
синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в
1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного
материала. Огромное значение в понимании действительности у детей
играет аналогия, в основе которой - идея сходства между различными
явлениями действительности, способность к переносу известного в
малоизвестные явления. В мышлении ребёнка аналогия выступает «ключом к
пониманию действительности, всеобщим принципом объяснения мира».
Поэтому при поступлении ребёнка в школу, у него уже должен быть
накоплен определённый багаж знаний об окружающей действительности.
Впоследствии это и будет являться основой для овладения новыми знаниями,
умениями и навыками. Именно опираясь на первоначальный опыт и проводя
аналогии, ребёнок сможет без особых затруднений обучаться в школе.
Охарактеризуем мотивационную и эмоционально - волевую сферы младших
школьников.
Внутренний мир ребёнка в основном определяется эмоциями. Усвоение любых
знаний происходит только при непосредственном включении эмоционального
плана, и в наибольшей степени это проявляется в ситуации успеха, в
результате чего возникает мотивация к дальнейшему получению знаний.
Литература:1. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных
документов и учебно-методических материалов. – М., 1997.
2. Кумарина Г.Ф. Индивидуализация оценочной деятельности педагога в
системе коррекционного обучения. – М., 1989.
3. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими
школьниками / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 1991.
4. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И.
Лубовского. – Смоленск, 1994.
5. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического
развития. Сборник документов, регламентирующих работу по обучению и
воспитанию детей с задержкой психического развития дошкольного и
школьного возраста / Сост. Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993.
6. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-
развивающее обучение: Нач. классы / Сост. Л.А. Вохмянина. – М., 2000.
7. Система коррекционно-развивающего обучения Ростовской области
(документы и материалы). – Ростов н/Д., 1998.
8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-
педагогические аспекты. – М., 1999.
Приемы, способствующие активизации процесса восприятия
6.
дидактического и раздаточного предметного материала.
Применение различных средств наглядности: картин, таблиц,