Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов
Оценка 4.8

Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
классное руководство +1
1 кл
08.09.2018
Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития. Внутренний мир ребёнка в основном определяется эмоциями. Усвоение любых знаний происходит только при непосредственном включении эмоционального плана, и в наибольшей степени это проявляется в ситуации успеха, в результате чего возникает мотивация к дальнейшему получению знаний.
Документ 46.docx
1.1.Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов Прежде чем исследовать отклонения от нормы, рассмотрим типичные черты психолого-педагогического портрета ученика младшего школьного возраста. К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития. Напомним, что различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребёнка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остаётся неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов. Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов. Мышление - психический процесс, направленный на решение задач, открытие субъективно нового знания о мире, творческое преобразование действительности. Это высшая степень в развитии духовной, теоретической деятельности человека, основанная на непрерывном взаимодействии человека с объективным миром. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: 1. Предметно-действенное (наглядно-действенное). 2. Наглядно-образное. 3. Абстрактное (словесно-логическое). Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно- логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности - учебной. Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствуют задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Напомним, что анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и несущественного в предметах и явлениях. Овладение анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства даётся младшим школьникам с большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребёнка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить всего лишь два-три. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется. Однако это не исключает необходимости специально учить младших школьников видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять множество свойств. Параллельно с овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков, при этом используются такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Неумение выделять общее и существенное может серьёзно затруднить процесс обучения. В этом случае затрудняется усвоение типичного материала: подведение математической задачи под уже известный класс, выбор нужного вычислительного приема при вычислениях и т.п. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся младшим школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного. В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация. В начальной школе необходимость классифицировать используется на большинстве уроков, как при введении нового понятия, так и на этапе закрепления. В процессе классификации дети осуществляют анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производят обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку. Как видно из вышеизложенных фактов, все операции логического мышления тесно взаимосвязаны, и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала. Огромное значение в понимании действительности у детей играет аналогия, в основе которой - идея сходства между различными явлениями действительности, способность к переносу известного в малоизвестные явления. В мышлении ребёнка аналогия выступает «ключом к пониманию действительности, всеобщим принципом объяснения мира». Поэтому при поступлении ребёнка в школу, у него уже должен быть накоплен определённый багаж знаний об окружающей действительности. Впоследствии это и будет являться основой для овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Именно опираясь на первоначальный опыт и проводя аналогии, ребёнок сможет без особых затруднений обучаться в школе. Охарактеризуем мотивационную и эмоционально - волевую сферы младших школьников. Внутренний мир ребёнка в основном определяется эмоциями. Усвоение любых знаний происходит только при непосредственном включении эмоционального плана, и в наибольшей степени это проявляется в ситуации успеха, в результате чего возникает мотивация к дальнейшему получению знаний. Литература: 1. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. – М., 1997. 2. Кумарина Г.Ф. Индивидуализация оценочной деятельности педагога в системе коррекционного обучения. – М., 1989. 3. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 1991. 4. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994. 5. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Сборник документов, регламентирующих работу по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возраста / Сост. Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993. 6. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно- развивающее обучение: Нач. классы / Сост. Л.А. Вохмянина. – М., 2000. 7. Система коррекционно-развивающего обучения Ростовской области (документы и материалы). – Ростов н/Д., 1998. 8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно- педагогические аспекты. – М., 1999. Приемы, способствующие активизации процесса восприятия 6. дидактического и раздаточного предметного материала. Применение различных средств наглядности: картин, таблиц,

Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов

Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов

Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов

Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов

Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов

Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов

Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов

Характеристика познавательной сферы учащихся начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2018