Характеристика речи и психологических особенностей учащихся с нарушением письменной речи. 2 класс
Оценка 4.7
Работа с родителями +1
doc
дефектология
2 кл
10.03.2017
Фонематический слух
При обследовании фонематического слуха детей 2-х классов с дисграфией обращает на себя внимание способность детей к различению оппозиционных звуков в составе слогов и слов, предъявляемых попарно (па-ба, палка-балка). При серийном предъявлении, даже когда ряд состоит из трех компонентов (па-ба-ба, палка-балка-балка), количество ошибок резко возрастает: Это говорит о некотором недоразвитии фонематического слуха. Задания, направленные на проверку сформированности фонематических представлений (придумать слова с заданным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук) выполняются детьми очень плохо, что связано как с недоразвитием собственно фонематических процессов, так и с бедностью словарного запаса детей с дисграфией.
Характеристика речи и психологических особенностей учащихся. рекомендацииdoc.doc
Характеристика речи и психологических особенностей учащихся
с нарушением письменной речи
Фонематический слух
При обследовании фонематического слуха детей 2х классов с дисграфией обращает на
себя внимание способность детей к различению оппозиционных звуков в составе слогов и слов,
предъявляемых попарно (паба, палкабалка). При серийном предъявлении, даже когда ряд
состоит из трех компонентов (пабаба, палкабалкабалка), количество ошибок резко
возрастает: Это говорит о некотором недоразвитии фонематического слуха. Задания,
направленные на проверку сформированности фонематических представлений (придумать слова
с заданным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук)
выполняются детьми очень плохо, что связано как с недоразвитием собственно фонематических
процессов, так и с бедностью словарного запаса детей с дисграфией.
Словарный запас и грамматический строй речи
Бедность словаря детей с нарушениями письма и чтения обусловлена их низкой
любознательностью,
Детей
характеризует низкая осведомленность. Не владеют дети и многими словамиобобщениями,
плохо знают названия месяцев и смешивают понятия «времена года» и «месяцы».
недостаточным развитием интеллектуальных интересов.
Для устной речи второклассников с нарушением письма присущи ошибки
словообразовательного характера («лошаденок «куренок»,
отсутствие
разнообразных словообразовательных моделей, бедность в выборе приставок. Речь не богата и
синтаксическими конструкциями: чаще всего используются простые предложения с одним
дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и
предлогов. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в
предложениях сложных синтаксических конструкций.
«щененок»),
Письмо
Трудности формирования навыка письма, с которыми столкнулся неготовый к обучению
в школе первоклассник, остаются непреодоленными и во втором классе. Дети не владеют
навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной звуковослоговой
структуры. Им недоступны простые формы звукового анализа: выделение первого звука,
нахождение места звука, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова). Особенно
трудно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих
несоответствие по количеству звуков и букв: в словах с мягким знаком на конце и в середине
слова, с йотированными гласными Я, Е, Е, Ю в начале слова или после гласных и Ь и Ъ.
В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме,
который требуется во втором классе, оказываются несостоятельными в написании слуховых
диктантов и других письменных работ, предусмотренной программой. В диктантах встречаются
ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и
синтеза; много ошибок на замену и смешение букв, обозначающих близкие по акустико
артикуляционному укладу звуки; замену и смешение букв по кинетическому сходству.
Кроме ошибок на уровне буквы в письменных работах учащихся с дисграфией второго
класса встречаются ошибки, связанные с недоразвитием словарного запаса: на правописание
безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.
К синтаксическим ошибкам, допускаемым в большом количестве учениками 2 класса,
относятся:
отсутствие точки в конце предложения;
отсутствие заглавной буквы в начале предложения;
точка не на нужном месте;
написание каждого предложения с новой строчки. В связи с недоразвитием пространственных представлений дети допускают ошибки на
правописание предлогов и приставок.
Чтение
К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком
чтения в объеме, предусмотренном учебной программой. Многие не знают некоторых букв,
медленно, по слогам читают слова даже простой слоговой структуры, допускают
многочисленные ошибки (пропуски букв, перестановки букв и слогов). Изза нарушения
внимания наблюдается потеря строки, то есть переходы на соседнюю строчку. При чтении вслух
отмечается наличие литеральных (буквенных), а иногда вербальных (словесных) замен, создается
впечатление угадывания, большой неуверенности при чтении. У детей быстро наступает
утомление и увеличивается количество ошибок.
Психологические особенности
Учащиеся 2х классов с нарушением письма и чтения имеют свои психологические
особенности:
неустойчивое внимание;
недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
недостаточное развитие способности к переключению;
недостаточное развитие словеснологического мышления;
недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала;
недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными
навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение
путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в
определенном темпе).
Вывод: Из всего выше сказанного можно сделать заключение, что дети данной категории
испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения
общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и
психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Характеристика речи и психологических особенностей учащихся с нарушением письменной речи. 2 класс
Характеристика речи и психологических особенностей учащихся с нарушением письменной речи. 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.