Характеристика речи и психологических особенностей учащихся с нарушением письменной речи. 3 класс
Оценка 4.7
Работа с родителями +1
docx
дефектология
3 кл
10.03.2017
Фонематический слух
При обследовании фонематического слуха детей 3-х классов с дисграфией обращает на себя внимание способность детей к различению оппозиционных звуков в составе слогов и слов, предъявляемых попарно (па-ба, палка-балка). При серийном предъявлении, даже когда ряд состоит из трех компонентов (па-ба-ба, палка-балка-балка), количество ошибок резко возрастает: Это говорит о некотором недоразвитии фонематического слуха. Задания, направленные на проверку сформированности фонематических представлений (придумать слова с заданным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук) выполняются детьми очень плохо, что связано как с недоразвитием собственно фонематических процессов, так и с бедностью словарного запаса детей с дисграфией.
Характеристика речи и психологических особенностей учащихся.docx
Характеристика речи и психологических особенностей учащихся
с нарушением письменной речи
Фонематический слух
При обследовании фонематического слуха детей 3х классов с дисграфией
обращает на себя внимание способность детей к различению оппозиционных звуков в
составе слогов и слов, предъявляемых попарно (паба, палкабалка). При серийном
предъявлении, даже когда ряд состоит из трех компонентов (пабаба, палкабалкабалка),
количество ошибок резко возрастает: Это говорит о некотором недоразвитии
фонематического слуха. Задания, направленные на проверку сформированности
фонематических представлений (придумать слова с заданным звуком, подобрать картинки,
названия которых содержат заданный звук) выполняются детьми очень плохо, что связано
как с недоразвитием собственно фонематических процессов, так и с бедностью словарного
запаса детей с дисграфией.
Словарный запас и грамматический строй речи
Бедность словаря детей с нарушениями письма и чтения обусловлена их низкой
любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Детей
характеризует низкая осведомленность. Не владеют дети
и многими словами
обобщениями, плохо знают названия месяцев и смешивают понятия «времена года» и
«месяцы».
Для устной речи третьеклассников с нарушением письма присущи ошибки
словообразовательного характера («лошаденок «куренок», «щененок»), отсутствие
разнообразных словообразовательных моделей, бедность в выборе приставок. Речь не
богата и синтаксическими конструкциями: чаще всего используются простые предложения
с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении
падежных форм и предлогов. Грамматический строй может быть в пределах нормы.
Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.
Письмо
Трудности формирования навыка письма, с которыми столкнулся неготовый к
обучению в школе первоклассник, остаются непреодоленными и в третьем классе. Дети не
владеют навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной
звуковослоговой структуры. Им доступны только простые формы звукового анализа.
Особенно трудно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах,
имеющих несоответствие по количеству звуков и буки: в словах с мягким знаком на конце
и в середине слова, с йотированными гласными Я, Е, Е, Ю в начале слова или после
гласных и Ь и Ъ.
В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том
объеме, который требуется в третьем классе, оказываются несостоятельными в написании
слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренной программой. В
диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность
навыков звукобуквенного анализа и синтеза; много ошибок на замену и смешение букв,
обозначающих близкие по акустикоартикуляционному укладу звуки; замену и смешение
букв по кинетическому сходству. Отсутствие четкой дифференциации звуков не только
приводит к буквенным заменам на письме, но и препятствует усвоению целого ряда
грамматических правил: обозначение мягкости согласных на письме, правописание
«сомнительных» согласных в конце и в середине слов, правописание многих приставок. Кроме ошибок на уровне буквы в письменных работах учащихся с дисграфией
третьего класса встречается много ошибок, связанных с недоразвитием словарного запаса:
на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и
приставок.
В связи с недоразвитием пространственных представлений дети допускают ошибки
на правописание предлогов и приставок.
У учеников 3 класса на письме появляются и орфографические ошибки. Дети
испытывают трудность при усвоении орфографических умений и навыков и применения их
на письме при несформированности морфологического анализа или неспособностью
овладеть правилами пунктуации.
Чтение
К концу третьего класса дети с недостатками письменной речи не овладевают
навыком чтения в объеме, предусмотренном учебной программой. Многие медленно, по
слогам читают слова сложной и даже простой слоговой структуры, допускают ошибки
(пропуски букв, перестановки букв и слогов). Изза нарушения внимания наблюдается
потеря строки, то есть переходы на соседнюю строчку. При чтении вслух отмечается
наличие литеральных (буквенных), а иногда вербальных (словесных) замен, создается
впечатление угадывания, большой неуверенности при чтении. У детей быстро наступает
утомление и увеличивается количество ошибок.
Психологические особенности
Учащиеся 3х классов с нарушением письма и чтения имеют свои психологические
особенности:
неустойчивое внимание;
недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
недостаточное развитие способности к переключению;
недостаточное развитие словеснологического мышления;
недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала;
недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;
недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению
полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы;
определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности;
умение работать в определенном темпе).
Вывод: Из всего выше сказанного можно сделать заключение, что дети данной
категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения
общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности
речевой
функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной
деятельностью.
Характеристика речи и психологических особенностей учащихся с нарушением письменной речи. 3 класс
Характеристика речи и психологических особенностей учащихся с нарушением письменной речи. 3 класс
Характеристика речи и психологических особенностей учащихся с нарушением письменной речи. 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.