Характеристика вариантов задержки психического развития
Оценка 4.6

Характеристика вариантов задержки психического развития

Оценка 4.6
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
01.01.2019
Характеристика вариантов задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребёнка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. ЗПР конституционального происхождения. Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. При переходе к школьному возрасту значимость для детей игровых интересов сохраняется. Гармонический инфантилизм можно считать ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.
5.doc
1 блок 7 вопрос Характеристика вариантов задержки психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических   нарушений.   ЗПР   –   это   особый   тип   психического   развития   ребёнка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально­средовых и психологических факторов. ЗПР   конституционального   происхождения.  Речь   идет   о   так   называемом гармоническом   инфантилизме   (неосложненном   психическом   и   психофизическом инфантилизме,   по   классификации   М.С.   Певзнер   и   Т.А.   Власовой),   при   котором эмоционально­волевая   сфера   находится   как   бы   на   более   ранней   ступени   развития,   во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста.   Характерны   преобладание   игровой   мотивации   поведения,   повышенный   фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. При переходе к школьному возрасту значимость для детей игровых интересов   сохраняется.   Гармонический   инфантилизм   можно   считать   ядерной   формой психического   инфантилизма,   в   котором   черты   эмоционально­волевой   незрелости выступают   в   наиболее   чистом   виде   и   часто   сочетаются   с   инфантильным   типом телосложения. ЗПР   соматогенного   происхождения.  Этот   тип   аномалии   развития   обусловлен длительной   соматической   недостаточностью   (ослабленностью)   различного   генеза: хроническими   инфекциями   и   аллергическими   состояниями,   врожденными   и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца (В.В. Ковалев, 1979). ЗПР   психогенного   происхождения.  Этот   тип   ЗПР   связан   с   неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. ЗПР   психогенного   происхождения   наблюдается   прежде   всего   при   аномальном развитии   личности   по   типу   психической   неустойчивости   (Г.Е.   Сухарева,   1959;   В.В. Ковалев,   1979;   и   др.),   чаще   всего   обусловленной   явлениями   гипоопеки   –   условиями безнадзорности,   при   которых   у   ребенка   не   воспитываются   чувства   долга   и ответственности, формы поведения, выработка которых связана с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально­волевой сферы   в   виде   аффективной   лабильности,   импульсивности,   повышенной   внушаемости   у этих   детей   часто   сочетается   с   недостаточным   уровнем   знаний   и   представлений, необходимых для усвоения школьных предметов. Вариант   аномального   развития   личности   по   типу   «кумира   семьи»   обусловлен, наоборот, гиперопекой – неправильным, изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для детей, имеющих данный тип ЗПР, на фоне общей соматической ослабленности характерно общее снижение   познавательной   активности,   повышенная   утомляемость   и   истощаемость, особенно при длительных физических и интеллектуальных нагрузках. Они быстро устают, им   требуется   больше   времени,   чтобы   выполнить   какие­либо   учебные   задания. Познавательная (и учебная) деятельность страдает вторично вследствие снижения общего тонуса   организма.   Для   этого   типа   психогенного   инфантилизма,   наряду   с   малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку. Вариант   патологического   развития   личности   по   невротическому   типу   чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия   к   ребенку,   другим   членам   семьи.   В   такой   обстановке   нередко   формируется личность   робкая,   боязливая,   эмоциональная   незрелость   которой   проявляется   в недостаточной   самостоятельности,   нерешительности,   малой   активности   и   отсутствии инициативы.   Неблагоприятные   условия   воспитания   приводят   к   задержке   развития   и познавательной деятельности. ЗПР   церебрально­органического   происхождения.  Этот   тип   ЗПР   занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально­волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Церебрально­органическая   недостаточность   прежде   всего   накладывает   типичный отпечаток   на   структуру   самой   ЗПР   –   как   на   особенности   эмоционально­волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности. Эмоционально­волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. При этом   инфантилизме   у   детей   отсутствует   типичная   для   здорового   ребенка   живость   и яркость   эмоций.   Больные   дети   характеризуются   слабой   заинтересованностью   в   оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко отражает органический  дефект критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения   и   творчества,   определенные   монотонность   и   однообразие,   преобладание компонента двигательной расторможенности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее   как   способ   ухода   от   затруднений   при   выполнении   заданий,   чем   первичная потребность:   желание   играть   часто   возникает   именно   в   ситуациях   необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков. 2б1в   Классификация   и   общая   характеристика   методов   психологических исследований Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент, моделирование.   Выбор   методов   исследования   обусловлен   особенностями   объекта   и предмета исследования и поставленными целями. Метод   –   это   путь   научного   исследования   или   способ   познания   какой­либо реальности. Научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого­либо объекта.  Исследовательский   метод   –   это   форма   организации   определенного   способа познания (наблюдение, эксперимент, опрос и т.д.). Методика отвечает конкретными целями и задачами исследования, содержит в себе описание   объекта   и   процедур   изучения.   Способов   фиксации   и   обработки   полученных данных. Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата.      Благодаря   применению  методов  естественных   и   точных   наук,   психология, начиная  со второй половины XIX века, выделилась  в самостоятельную науку и начала активно   развиваться.   До   этого   момента   психологические   знания   получали   в   основном путём   интроспекции   (самонаблюдения),   наблюдения   за   поведением   других   людей (например, дневниковые записи), умозрительных рассуждений. Однако субъективизм этих методов,   их   сложность   и   недостаточная   надёжность   послужили   причиной   того,   что психология   долгое   время   оставалась   философствующей,   неэкспериментальной   наукой, способной   предполагать,   но   не   доказывать   причинно­следственные   связи   между психологическими явлениями. Сегодня   в  ходе  психологического  исследования  применяют   такие   методы,   как наблюдение, эксперимент в различных его формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей,   тесты   и   социально­психологические   методы.   Как   правило,   в   конкретных исследованиях   используется   несколько  методов,   которые   взаимно   дополняют   и контролируют   друг   друга.   Конкретные   методы  исследования  базируются   на методологических   принципах,   исходящих   из   теоретических   положений   науки.   Любой метод  исследования  несёт на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, разрабатываются определённые варианты основных методов –   методика   изучения   тех   или   иных   сторон   развития   психики   человека.   Успех исследования  во многом зависит от методической изобретательности исследователя, от его   умения   подобрать   такое   сочетание   методик,   которое   точно   соответствует поставленным задачам.       Существует несколько подходов к классификации  методов  психологического исследования. Например, Б.Г. Ананьев выделяет четыре группы методов.      Организационные   методы   включают   сравнительный   метод   (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.); лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный метод   (в   исследовании   участвуют   представители   разных   наук,   один   объект   изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.      Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации. Среди них выделяют   обсервационные   методы   (наблюдение   и   самонаблюдение);   различные   виды эксперимента   (лабораторный,   полевой,   естественный,   констатирующий,   формирующий); психодиагностические  методы   (тесты  стандартизированные,  тесты   проективные,  беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия); праксиметрические методы (приёмы анализа процессов   и   продуктов   деятельности:   хронометрия,   циклография,   профессиограмма, оценка продуктов деятельности); моделирование; биографический метод.       Методы   обработки   данных   охватывают:   методы   количественного (статистический)   и   качественного   (дифференциация   материала   по   группам,   их   анализ) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.       Интерпретационные   методы,   предполагающие   различные   приемы   объяснения закономерностей,   выявленных   в   результате   статистической   обработки   данных,   и   их сопоставление   с   ранее   установленными   фактами.   Они   включают   генетический   метод, представляющий   собой   исследование   генетических   связей   (филогенетический, онтогенетический,   генетический   и   социогенетический),   так   называемое   исследование «вглубь»;   структурный   (классификация,   типологизация)   метод:   психография, типологическая классификация, психологический профиль – исследование «вширь». Характеристика методов:       Основные   методы   научного   исследования   в   психологии   ­   наблюдение   и эксперимент, а вспомогательные ­ общение и анализ результатов деятельности. Наблюдение  ­   метод   психологического   исследования,   состоящий   в преднамеренном,   систематическом   и   целенаправленном   восприятии   и   фиксации проявлений   поведения,   получения   суждений   о   субъективных   психических   явлениях наблюдаемого.   По   характеру   организации   наблюдение   может   быть   случайным   или систематическим.   Большое   значение   при   наблюдении   принадлежит   анализу   ошибочных действий человека, что позволяет скрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения. самонаблюдение – наблюдение человека за самим собой на основе рефлексивного мышления. В качестве объекта самонаблюдения могут выступать цели, мотивы, результаты деятельности. Данный метод лежит в основе самоотчётов. К недостаткам можно отнести субъективность,   вследствие   чего   самонаблюдение   используется   чаще   всего   как дополнительный метод; Опрос  ­   метод   психологического   исследования,   заключающийся   в   свободе информации,   полученной   в   виде   ответов   на   поставленные   вопросы.   Опрос   обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию. Эксперимент  ­   один   из   основных,   на   ряду   с   наблюдением,   методов   научного познания   вообще   и   психологического   исследования   в   частности.   Отличается   от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальною организацию ситуации исследования,   активное   вмешательство   в   ситуацию   исследователя,   планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными факторами и регистрирующего соответствующие   изменения   в   поведении   испытуемого   оператора.   Достоинство эксперимента   заключается   также   в   том,   что   можно   специально   вызвать   какой­то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних   условий.   Однако,   несмотря   на   эти   недостатки   и   ограничения,   эксперимент занимает одно из важнейших мест в практике инженерно­психологических исследований. Биографические   методы   в   психологии   —   способы   исследования,   диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение   информации,   источником   которой   являются   автобиографические   методики (опросники,   интервью,   спонтанные   и   спровоцированные   автобиографии),   свидетельства очевидцев, контент­анализ дневников, писем и т. п. В двадцатом веке ленинградский учёный и психолог Б.Г. Ананьев положил начало развитию   биографического   метода   в   современной   психологической   науке.   Его последователь   и   ученица   Н.   А.   Логинова   продолжает   теоретическое   и   практическое исследование методологических основ биографического метода в психологии. Метод беседы, анкетный метод. Определенное значение и методы психологического исследования,   связанные   со   сбором   и   анализом   словесных   показаний   (высказываний) испытуемых:   Метод   беседы   и   анкетный   метод.   При   правильном   их   проведении   они позволяют выявлять индивидуально­психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.  Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам   для   письменного   ответа.   Достоинство   этого   метода   в   том,   что   он   позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении   с   беседой   ­   отсутствие   личного   контакта   с   испытуемым,   что   не   дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.  Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением. Тесты. Тест ­ это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения   которого   обычно   учитывают.   Тесты   применяют   при   исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов. Опрос  ­   метод   психологического   исследования,   заключающийся   в   свободе информации,   полученной   в   виде   ответов   на   поставленные   вопросы.   Опрос   обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию. Итак,   в   психологии   используют   целый   ряд   методов.   Какой   из   них   рационально применить,   решают   в   каждом   отдельном   случае   в   зависимости   от   задач   и   объекта исследования. При этом обычно используют не один какой­нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. Классификация методов психологических исследований на современном этапе. М.С. Роговин и Г.В. Залевский предложили новую классификацию методов . метод, по их мнению, ­ это выражение  некоторых соотношений между  субъектом и объектом познания. Основные психологические методы можно разделить на 6 видов: герменевтический (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); биографический (выделение целостного объекта познания в науке о психике); наблюдение ( дифференциация объекта и субъекта познания); самонаблюдение   (превращение   субъекта   в   объект   на   основе   предшествующей дифференциации); клинический ( на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам); эксперимент (активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания). Дружинин   предлагает   свести   все   разнообразие   методов   психологического исследования в три класса: эмпирические, при кот. осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта; интерпретация и описание, при кот. субъект «внешне» взаимодействует со знаково­ символическим представлением объекта (таблицами, графиками, схемами). К описательным  относятся  – беседа,  наблюдение, тестирование,  биографический метод.  Корреляционные – измерение и методы обработки данных . Казуальные – эксперимент.

Характеристика вариантов задержки психического развития

Характеристика вариантов задержки психического развития

Характеристика вариантов задержки психического развития

Характеристика вариантов задержки психического развития

Характеристика вариантов задержки психического развития

Характеристика вариантов задержки психического развития

Характеристика вариантов задержки психического развития

Характеристика вариантов задержки психического развития

Характеристика вариантов задержки психического развития

Характеристика вариантов задержки психического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2019