Характеристика Вербального общения дошкольников с ЗПР.
Оценка 5

Характеристика Вербального общения дошкольников с ЗПР.

Оценка 5
Документация +2
rtf
Междисциплинарный 3
Взрослым
23.04.2018
Характеристика Вербального общения дошкольников с ЗПР.
У данной категории детей наблюдается недостаточная сформированность стратегического и тактического компонентов вербального общения. Это приводит к трудностям в усвоении образовательных программ и препятствует школьной адаптации, что требует на этапе дошкольного детства специальной коррекции. Общение, деятельность, игра, ЗПР, стратегический и тактический компоненты вербального общения Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития принадлежит к числу наиболее актуальных проблем современной коррекционной педагогики и психологии.
Вербальное общение.rtf
Характеристика Вербального общения дошкольников с ЗПР. У данной категории детей наблюдается недостаточная сформированность  стратегического и тактического компонентов вербального общения. Это приводит к  трудностям в усвоении образовательных программ и препятствует школьной адаптации,  что требует на этапе дошкольного детства специальной коррекции. Общение,  деятельность, игра, ЗПР, стратегический и тактический компоненты вербального общения Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития принадлежит к числу  наиболее актуальных проблем современной коррекционной педагогики и психологии.  Однако многие вопросы остаются недостаточно разработаными, в частности проблема изучения и развития вербального общения у дошкольников с задержкой психического  развития (ЗПР). До настоящего времени нет целостного представления о  закономерностях развития у детей с ЗПР навыков вербального общения, не изучены  условия, способствующие полноценному формированию основных компонентов их  вербальной коммуникации. Характеристика вербального общения дошкольников. Для выявления специфических особенностей вербального общения старших  дошкольников с ЗПР. У дошкольников с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися  детьми недостаточно сформированы все составляющие стратегического и тактического  компонентов вербального общения.  Особенности стратегического компонента вербального общения проявляются, в  первую очередь, в неразвитости мотивации в общении со взрослыми и сверстниками, что,  в свою очередь, сказывается на преобладании деловых мотивов общения. Познавательный мотив, характерный для детей с нормальным развитием, наблюдается лишь у небольшой  части дошкольников с ЗПР, а личностный мотив общения полностью не сформирован.  Это объясняется тем, что у дошкольников с задержкой психического развития  преобладают ситуативные формы общения, что связано с бедностью знаний,  недостаточной сформированностью и саморегуляции и доминированием ситуативной  речи.  Дети с ЗПР испытывают трудности при установлении познавательных контактов: они  не проявляют должной познавательной активности, настойчивости в отстаивании своих  интересов, не владеют оценочными суждениями. Преобладание деловых мотивов  отрицательно сказывается на продолжительности и характере общения. Кроме того,  уровень развития самостоятельной игры у большинства детей дошкольного возраста с  задержкой психического развития соответствует играм «рядом» и «вместе», которые не  создают мотивов для продолжительного общения детей. Несформированность отдельных групп мотивов общения отрицательно влияет также  и на развитие ориентировки в ситуации общения. Это находит отражение в  недостаточном осмыслении ситуации общения, что приводит к неудаче во  взаимодействии, возникновению реплик, содержание которых не соответствует ситуации  общения. Для успешной ориентировки в ситуации общения детям с ЗПР необходимо  развитие мыслительных операций, в первую очередь, анализа. У большинства детей с  задержкой психического развития мыслительные операции к концу дошкольного возраста оказываются недостаточно сформированными, поэтому большинство детей  самостоятельно не ориентируются в ситуации общения. Изучение тактического  компонента вербального общения дошкольников с задержкой психического развития  говорит о том, что все его составляющие имеют свою специфику. Преобладающая  функция общения у данной категории детей – информационно­коммуникативная. Несформированность всех сторон речи у детей данной категории (фонетической,  лексической, грамматической, синтаксической) ведет к бедности вербального общения.  Это находит отражение в преобладании в речи детей простых фраз, часто неполных (без  подлежащего или сказуемого), аграмматичных, с неправильным порядком слов.  Недостаточная сформированность вербальных средств общения обуславливает  активное, но в некоторых случаях неадекватное использование детьми невербальных  средств (мимики, жестов, движений и т.д.). Несформированность контроля при отборе  содержания и языкового оформления высказываний в соответствии с ситуацией общения  приводит к малой коммуникативной насыщенности речи, проявляющейся в преобладании  у детей монолога или «коллективного монолога».  Количество диалогов в речи детей незначительное, и они быстро угасают. Дети с ЗПР  могут занимать в диалоге пассивную позицию, испытывать трудности в создании  инициальных реплик и поддержании диалогов. Можно сделать вывод, что в специально  организованной игре коммуникативная насыщенность речи у дошкольников с задержкой  психического развития значительно выше.  Особенности стратегического компонента вербального общения у дошкольников с  ЗПР проявляются в первую очередь в том, что из всей совокупности мотивов общения у  них в большей степени сформированы деловые, которые не являются значимыми для  поддержания общения, для развития диалога, т.к. быстро исчерпываются. Поскольку  мотив является «пусковым механизмом» всякой деятельности, следовательно, его  незрелость обусловливает несформированность других составляющих стратегического  компонента и косвенно влияет на составляющие тактического. Это проявляется в  недостаточной ориентировке детей в ситуации общения и необходимости внешней  стимуляции для возникновения взаимодействия. Рассматривая развитие тактического  компонента вербального общения, мы пришли к выводу, что наиболее значимыми составляющими этого компонента являются контроль об щения и владение языком.  Дошкольники с ЗПР используют для общния элементарные аграмматичные фразы,  состоящие преимущественно из существительных и глаголов. Несовершенство коммуникативных умений, речевая неактивность,  затруднения в процессе актуализации вербальных средств общения,  снижение мотивационно ­ потребностной сферы, неумение ориентироваться в ситуациях окружающей действительности не обеспечивают процесса  свободного общения и, в свою очередь, не  способствуют развитию речемыслительной и познавательной  деятельности, препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияют на  личностное развитие и речевое поведение дошкольников с задержкой  психического развития. Низкий уровень развития общительности и коммуникативных  способностей затрудняют вербально­коммуникативный процесс данной  категории дошкольников. В связи с этим встает вопрос о  совершенствовании дидактико­методических аспектов коррекционного  воздействия, одним из которых является активизация вербальных  средств общения дошкольников с задержкой психического развития. Для осуществления речевого общения необходимо сформированность  как собственно речевых умений, связанных говорением и слушанием как  видами речевой деятельности и средствами коммуникации, так и  умений невербального общения, предвосхищающих или  сопровождающих вербальное сообщение, а также используемых для  установления и поддержания контакта, создания положительной и  доброжелательной атмосферы общения. Важно активизировать контактность и коммуникабельность ребенка,  развивать его сенсорную и эмоциональную сферу, научить ребенка ставить цели в общении, анализировать задачу, ориентироваться в разных  ситуациях общения, формировать его мотивацию. Для активизации общения большое значение имеет новизна и  занимательность дидактического материала, форм работы, смена речевых партнеров, создание коммуникативных ситуаций по типу обобщенной модели игровых и речевых действий, использование  разнообразных методов и приемов работы. Изменение форм организации обучения является одним из приемов,  направленных на активизацию вербальных средств общения. Помимо  занятий и традиционном их понимании, целесообразно создавать условия,  способствующие желанию детей общаться,­моделировать и поддерживать  ситуации естественного общения во время всех видов  деятельности ребенка: досуга, развлечений, часов, проводимых на  прогулке.

Характеристика Вербального общения дошкольников с ЗПР.

Характеристика Вербального общения дошкольников с ЗПР.

Характеристика Вербального общения дошкольников с ЗПР.

Характеристика Вербального общения дошкольников с ЗПР.

Характеристика Вербального общения дошкольников с ЗПР.

Характеристика Вербального общения дошкольников с ЗПР.

Характеристика Вербального общения дошкольников с ЗПР.

Характеристика Вербального общения дошкольников с ЗПР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018