Предлагаем вашему вниманию письмо известного исламского мыслителя Хасана аль-Банны. Письмо было адресовано председателю правительства Египта. Несмотря на то, что написано оно многие десятки лет назад, оно по прежнему актуально.электронная версия послания содержится на представленном электронном ресурсе http://zamanaonline.com.В письме рассматриваются организационные основы исламской экономической системы
Исламская экономическая система.doc
Исламская экономическая система
Хасан альБанна
Предлагаем вашему вниманию письмо известного исламского мыслителя Хасана аль
Банны. Письмо было адресовано председателю правительства Египта. Несмотря на то, что
написано оно многие десятки лет назад, оно по прежнему актуально.
http://zamanaonline.com/islam/09/islam_ec.htm
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного.
Под заголовком "Наши внутренние проблемы в свете исламского строя" я написал ранее серию
статей, в которых показал, что система исламской власти основывается на трех столпах:
а) ответственность правителя;
б) уважение волеизъявления нации;
в) сохранение единства нации.
Нам повезло, что эти же самые столпы лежат в основе парламентской системы, которую мы
избрали для себя. Наряду с этим я разъяснил также, что ни первая, ни вторая системы не обрели у
нас своего должного воплощения. В силу этого все дела пришли в полное расстройство. Именно в
этом заключается корень всех проблем, которые являются следствием сложившейся ситуации: "В
организме человека находится сгусток плоти. Если он здоров, то и все тело пребывает в добром
здравии, а если пришел в расстройство, то недуг поражает все тело. Этим сгустком плоти является
сердце человека". Несомненно, что именно правительство играет роль сердца во всей социальной
реформе. В случае ухудшения его положения, приходят в расстройство все дела, а если ситуация в
правительстве благополучная, то и дела идут хорошо... Я обратился с призывом ко всем
ответственным лицам начать реформистскую деятельность, вернуться к истинному Исламу,
являющемуся средоточием добра, руководствоваться его наставлением и двигаться его светлым
путем. Без этого наша истинная и заветная реформа успеха иметь не будет.
Здесь аналогичным образом я рассматриваю наше экономической положение, надеясь, что мои,
идущие от души слова, найдут своего внимательного читателя и сознательные пылкие сердца,
ощущающие опасность и стремящиеся ее избежать, прежде чем болезнь обострится, лечение ста нет
тяжелым, а положение крайне усложнится... Ничто так не побуждает души и мысли и не ранит
чувства, как финансовые затруднения. Они железной рукой ложатся на горло каждого труженика,
лишая его возможности приобрести самое необходимое для поддержания жизни, не говоря уже о
предметах роскоши. Нет более жестокого кризиса, чем хлебный. Нет ничего более тяжкого, чем
полуголодное существование или настоящий голод. Нет более отчаянной нужды, чем нужда в хлебе
насущном, а просящий пропитания неприкосновенен. Однажды к Мухаммаду Ибн алХасану ал
Шайбани, соратнику Абу Ханифы, пришла невольница и сказала: "О, мой господин! Вся мука
пропала!" Услышав это, он воскликнул: "Да выступит Аллах против тебя! Ты выбросила у меня из
головы сразу сорок дел!"
Есть огромное число фактов, которые никто не может отрицать или игнорировать. Рассмотрим
некоторые из них.
Природное богатство
Поистине наша страна не только не бедна, но и возможно богатейшая из стран Благословенного и
Всевышнего Аллаха своими природными богатствами и различными сельскохозяйственными,
водными и минеральными ресурсами. Здесь протекает удивительный Нил, находится его
плодороднейшая долина, а также любые другие блага Аллаха, издревле ниспосланные Египту и его
жителям: "Идите в Египет, истинно, обретете вы там то, что просили" (АльБакара).
1 Иностранная эксплуатация
Иностранцы, захватившие нашу родину изза небрежности ее населения, попустительства властей и
несправедливости узурпаторов, сейчас гораздо счастливее, чем наши сыны и все сограждане. Они
прибрали к рукам наши богатейшие ресурсы, компании и людей, промышленность и торговлю,
общественные службы и основные объекты инфраструктуры. Все это реально находится в руках
захватчиков или иностранцев, принявших для видимости египетское гражданство, но тяготеющих к
своей родине и переправляющих туда большую часть своих прибылей. Многие из этих иностранцев
продолжают несправедливо рассматривать египетского гражданина, египетского рабочего и
египетского руководителя в качестве неполноценных людей.
Несметное богатство и потрясающая нищета
Существует огромное различие и вопиющее отличие между различными классами нашего народа. С
одной стороны огромное богатство, а с другой невероятная бедность. Средний класс в
общепринятом понимании практически отсутствует, а те, кого мы называем средним классом,
являются в сущности теми же бедняками, хотя и называются представителями среднего сословия
по принципу "среди того, что плохо, есть и худшее". Аллах смилостивился над нашими
богословами, которые написали пространные исследования о разнице между бедняками и
нуждающимися, хотя и те и другие являются обездоленными и несчастными людьми.
Экономическая неразбериха
Важнейшим фактором является то, что мы оказались в центре будущей, ожесточенной и острейшей
схватки различных экономических концепций. Мы никак не можем определиться с выбором уклада
нашей экономической жизни между капитализмом, социализмом и коммунизмом, хотя нынешний
этап настоятельно диктует необходимость такого выбора. Обстановка настолько усложнилась, что
половинчатые решения уже не принесут никакой пользы, и сдвиги к лучшему могут проявиться
только в случае полной ясности, точного выбора целей, решительного и неуклонного движения по
этому пути.
Такова ситуация, и если к ней примешиваются определенные политические факторы, то, тем не
менее, ее основные проявления, побудительные мотивы и результаты имеют в своей основе теорию
и практику экономики. Поэтому мы должны были сделать выбор одной из вышеперечисленных
доктрин, либо какойлибо другой тенденции экономического развития, если это нам по силам, с
тем, чтобы жить в рамках какогото одного уклада, обладающего известными особенностями и
специфическими качествами, который бы определял наши основные цели и указывал бы нам сферу
деятельности на пути достижения данных целей.
К Исламу
Я убежден, что мы не обретем блага ни в одной из всех этих систем, поскольку каждая из них
имеет свои серьезные недостатки наряду, впрочем, и с положительными качествами. Все эти
системы зародились и окрепли совершенно в другой, отличной от нас обстановке, а также в рамках
обществ, имеющих совершенно иной характер. Это не говоря уже о наличии в нашем распоряжении
целостной и завершенной системы, ведущей к полной реформации, в виде наставлений истинного
Ислама. Наряду со всем прочим Ислам разработал и определил ряд универсальных и
основополагающих указаний, касающихся экономики. Если бы мы хорошо изучили их и правильно
внедрили в жизнь, то все наши проблемы были бы решены, и мы превзошли бы все то
положительное, что есть в названных нами системах, избегнув все их отрицательные качества.
Тогда бы мы знали точно, каким образом повысить уровень жизни народа и удовлетворить все
классы населения, а также где пролегают кратчайшие пути к счастливой жизни.
Принципы экономической системы в Исламе
В предыдущем разделе я говорил о том, что Египет стал ареной борьбы различных экономических
2 доктрин, в рамках которой происходит столкновение современных систем и концепций
капиталистического, социалистического и коммунистического толка. Большим, даже очень
большим, благом для нас будет отказ от всех этих теорий и перевод экономической жизни Египта
на принципы Ислама, его возвышенные наставления, руководствование этими принципами и опору
на них. Благодаря этому мы избежим ошибок и недостатков, присущих всем другим системам и
решим наши экономические проблемы кратчайшим путем. Важнейшие черты экономической
системы Ислама заключаются в следующем:
1. В основе экономической жизни лежат праведные средства, стремление экономить их, правильно
ими распоряжаться и вкладывать.
2. Труд и заработок являются обязанностью каждого дееспособного человека.
3. Поиск источников природных богатств, необходимость извлекать выгоду из всех имеющихся сил
и ресурсов.
4. Запрет на использование порочных источников заработка.
5. Сближение жизненного уровня и благосостояния различных классов с целью ликвидации
накопления излишних богатств у одних и крайней бедности других.
6. Предоставление социальных гарантий каждому гражданину, обеспечение его жизни, стремление
сделать жизнь каждого приятной и счастливой.
7. Стимулирование расходов на благотворительные цели, обязательная помощь граждан друг другу,
сотрудничество в добрых и праведных делах.
8. Узаконивание неприкосновенности имущества и уважение частной собственности если это не
противоречит общественным интересам.
9. Организация всех финансовых операций в соответствии со справедливым Шариатом, а также
аккуратность во всех вопросах, связанных с деньгами.
10. Установление ответственности государства за защиту этого строя.
Тот, кто обратится к учению Ислама, найдет, что все эти принципы четко изложены в Священном
Коране, Сунне и книгах по мусульманскому праву с пространными разъяснениями.
Праведные средства основа жизни
Ислам прославил праведные средства и предписал стремиться к правильному распоряжению ими и
вкладывать в достойные дела. Он дал также высокую оценку позиции благодарного богатого,
который использует свои средства на пользу людям и ради снискания благосклонности Аллаха. В
Исламе абсолютно нет ничего такого, что подталкивало бы людей к бедности и нужде вследствие
превратного толкования значения воздержания. Когда же говорится о порицании нашего мира,
денег, имущества и богатства, то при этом имеется в виду лишь только то, что ведет к беззаконию,
притеснению, смуте и излишествам, способствует совершению грехов, непослушанию, распутству и
неверию в блага Аллаха. В Хадисе сказано: "Благо праведных средств принадлежит праведному
человеку". Священный аят гласит: "И не давайте неразумным имущество ваше, которое Аллах
даровал вам как средство пропитания" (4:5).
В этом содержится указание на то, что средства должны зарабаты¬ваться трудом. Посланник
Аллаха запретил расходовать средства напрасно, не во имя Аллаха. Он говорил: "Аллах запретил
вам досужие разговоры, задавать лишние вопросы и попусту тратить деньги. Если ктото умрет,
защищая свое имущество, считается шахидом. В Хадисе сказано: 'Тот, кто умер, отстаивая свою
3 честь, тот мученик, и тот, кто умер, защищая свое имущество, тот тоже мученик...".
Работа обязательна для каждого трудоспособного
Ислам предписывает трудиться и зарабатывать средства существования, считая заработок долгом
каждого трудоспособного человека. Ислам высочайшим образом ценит тружеников
профессионалов, запрещает попрошайничество и провозглашает труд одним из лучших видов
поклонения Аллаху. Труд был отличительной чертой жизненного пути пророков, а лучший
источник приобретения это труд собственными руками. Ислам порицает бездельников и тех, кто
сидит на шее у общества, какова бы ни была причина их незанятости, Даже если перерыв в работе
связан с поклонением Аллаху. Исламу не известен такой довод для оправдания праздности.
Упованию на Аллаха должны сопутствовать причины и результаты. Если же отсутствует даже один
из этих факторов, то человек не считается уповающим. Истинное добывание средств
существования сопряжено с упорными усилиями. Благословенный и Всевышний Аллах сказал:
"Скажи: "Действуйте и, истинно, увидит Аллах труд ваш, а также и Посланник Его и
верующие. И возвратитесь вы к тому, Кто ведает невидимое и видимое, тогда возвестит Он
вам о том, что творили вы" (АльТауба). Посланник Аллаха говорит: "Никто не вкусил лучшей
пищи чем та, которая добыта собственным трудом". Пророк Аллаха Дауд СВОИМИ руками
добывал себе пропитание. Омар говорит: "Ни один из вас не прекращает требовать пропитания,
провозглашая: "О, Боже, ниспошли мне хлеб насущный". Однако известно, что золото и серебро с
неба не падают". В Хадисе сказано: "Человек может заниматься попрошайничеством вплоть до дня
Воскресения, но так ничего и не приобрести".
Поиск источников богатств
Здесь содержится указание на наличие источников богатства и благ, которым следует уделять
должное внимание и использовать их в обязательном порядке. Все, что есть в этом чудесном мире
предназначено человеку, чтобы он пользовался этими богатствами и извлекал из них выгоду:
"Аллах подчинил вам все, что есть на небесах и все, что есть на земле, и щедро одарил вас
благами Своими, как внешними, так и внутренними" (31:20). "И Он подчинил вам все, что
есть на небесах, и все, что есть на земле, все от Него. Истинно, в этом Знамения для людей
размышляющих" (45:13). Тот, кто прочитал аяты Священного Корана, получил самое подробное
и исчерпывающее разъяснение этого.
Запрет неправедного заработка
Учение Ислама запрещает неправедные источники заработка. Порочными считаются нетрудовые
доходы, извлекаемые из ростовщичества, азартных игр, лотерей и т.д. Сюда относятся также
доходы, получаемые незаконным путем: разбой, воровство, обман и т.д. либо прибыли, извлекаемые
из торговли товарами, вредными для человека: спиртные напитки, свинина, наркотики и т.д. Ислам
запрещает все подобные источники доходов и не признает их.
Сближение между классами
Ислам стремился сблизить между собой различные классы общества путем запрета накопления
богатства и проявлений роскоши в жизни богатых людей. Ислам стоит за повышение жизненного
уровня бедняков, предоставив им право на часть государственных средств и денег богачей. При
этом даются практические наставления по претворению этих положений в жизнь.
Ислам побуждает людей и предписывает в обязательном порядке делать денежные вклады в
благотворительную деятельность. Он порицает скупость, двуличие, попреки и ущерб, повелевает
оказывать взаимопомощь, предоставлять беспроцентные ссуды, чтобы снискать благосклонность
Благословенного и Всевышнего Аллаха и обрести надежду на Его награду: "И помогайте друг
другу в праведности и благочестии, но не помогайте друг другу в грехе и беззаконии" (5:2)
4 Неприкосновенность имущества и уважение собственности
Ислам устанавливает неприкосновенность имущества и предписывает уважать частную
собственность, если это не наносит ущерба общественным интересам: "Любому мусульманину
запрещено посягать на жизнь, честь и имущество другого мусульманина", а также наносить ущерб
или причинять любой вред.
Организация финансовых операций
В законодательном порядке Ислам устанавливает, что все финансовые отношения осуществляются
строго в интересах, как отдельных людей, так и всего общества в целом. Ислам предписывает
уважать все договоры и обязательства, соблюдать точность во всех финансовых вопросах и
отношениях. Большие разделы исламского права посвящены финансовым вопросам, где
запрещается мошенничество, например, при обмене денег и т.д. Одним из проявлений мудрости
здесь мы видим в запрещении использования в обороте золота и серебра, считая их всемирным
валютным фондом.
Социальное обеспечение
Ислам узаконил социальное обеспечение для каждого гражданина, предоставляя гарантии отдыха и
пенсии для любого человека, выполняющего свой долг, а также людям, потерявшим
трудоспособность по независящим от них обстоятельствам. Както, проходя по улице. Омар увидел
еврея, просящего милостыню у людей. Упрекнув еврея за это, Омар спросил его о том, что
побудило последнего заниматься попрошайничеством. Когда выяснилось, что еврей уже
нетрудоспособен. Омар упрекнул уже самого себя и сказал: "Поистине, мы проявили
несправедливость по отношению к тебе! Когда ты был полон сил, мы брали с тебя джизью (налог), а
когда ты стал немощным, то забыли про тебя. Выделите ему необходимые средства из
общественной казны".
При этом между всеми людьми должен царить дух любви и сочувствия. Ислам абсолютно
запрещает использование золота для изготовления посуды и других аксессуаров. Мужчинам
запрещается иметь золотые украшения, а женщинам предписывается не проявлять в этом
излишества. Возможно, это объясняется тем, что государству необходимо иметь большой резерв
драгоценных металлов, что более важно, чем расходовать их для употребления в личных целях.
Ответственность государства
Ислам провозгласил ответственность государства за сохранение этой системы и правильное
расходование общественных средств.
Государство берет и расходует эти средства исключительно на указанные Исламом цели, а также
вносит изменения в порядок взимания этих средств. Однажды Омар сказал примерно следующее:
эти деньги являются средствами Аллаха, а вы все его слуги. Даже до пастуха, пасущего овец на
краю земли, должна дойти его доля. Тот же, кто скупится, будет брошен в Огонь.
Злоупотребление влиянием... Откуда у тебя это?
Ислам предостерег от злоупотребления властью и влиянием. Он проклял взяточника, взяткодателя
и стяжателя, запретил вручать подарки правителям и эмирам. Омар забирал у своих наместников
излишки богатств, а одному из них сказал: "Откуда у тебя это? Вы накапливаете огонь и
порождаете позор". Любому руководителю мусульман выделяется столько средств, сколько
требуется для обеспечения его основных потребностей без всяких излишеств. Став руководителем,
Абу Бакр сказал мусульманам: "Раньше я занимался своими детьми и добывал им пропитание. А
теперь я занимаюсь вами, поэтому выделите мне средства из вашей казны". Абу Убайда определил
ему содержание в размере достатка одного мусульманина, не самого богатого и не самого бедного.
Кроме этого ему выделили по одному комплекту зимней и летней одежды, одно верховое животное
5 для поездок и совершения паломничества. Все это было оценено в две тысячи дирхамов. Когда же
Абу Бакр сказал, что этого мало, ему добавили 500 дирхамов и вопрос был закрыт.
Таков дух экономической системы Ислама, законоположения которого по этим вопросам мы
изложили в наикратчайшем и сжатом виде. Для подробного разъяснения каждого из этих
положений потребуются целые тома. Если мы будем руководствоваться ими и действовать в
подобном ключе, то обнаружим в этом огромное благо.
Независимость национальной валюты
Мы упомянули некоторые законоположения, на которых базируется исламская экономическая
система, а также указали на дух, который диктуют нам эти наставления. При условии правильного
претворения в жизнь данных законоположений создается наилучшее экономическое положение.
Они предусматривают также независимость национальной валюты на основе создания стабильного
запаса ценностей и нашего золота, а не на авуарах британской казны, британского монетного двора
и британского национального банка, даже если он и расположен в Египте. Обратите внимание на
священный аят: "И не давайте неразумным имущество ваше, которое Аллах даровал вам как
средство пропитания"(4:5).
Насколько же ужасен обман этого народа, которому взамен всех его усилий и всего произведенного
им, вручают не имеющие никакой ценности бумажки под английской гарантией. Если Египет
определится и будет вести себя благоразумно, то, несомненно, достигнет независимости своей
валюты... Мы вышли из стерлинговой зоны и начали обдумывать вопрос о национализации
национального банка. Мы потребовали у Англии возвращения Египту ее долгов. Эти и другие
проекты преследуют целью укрепление египетской валюты. Что же Аллах сделал с ними, и как мы
подготовились к спасению?
Быть может, слова, которые я пишу сейчас, не сообразуются с тем, что происходит в настоящее
время. Объявлено, что египетскоанглийские переговоры по поводу стерлинговых авуаров
провалились, либо находятся на грани провала изза упорства англичан и их нежелания выплатить
Египту за 1948 год более 12 миллионов в то время как Египет требует выплаты скромной суммы в
размере 18 миллионов.
Слабость контроля за валютой и пренебрежение к ней, граничащее с безрассудством, привели к
трагедии, опаляющей нас своим жаром в виде инфляции, повлекшей за собой удорожание жизни, а
также затруднения в сфере импортноэкспортных операций.
Насколько нам известно, в истории развитых государств не было случая, чтобы банк самым
бессовестным образом эксплуатировал приказ министра подобно тому, как поступил египетский
национальный банк. Прикрывшись никем не подписанным, решением министерства финансов от
июня 1916 года, банк начал бесконтрольную эмиссию бумажных денег.
Национализация компаний
Законоположения Ислама диктуют необходимость уделять максимум внимания национализации
компаний и замене иностранных капиталов национальными, при любом удобном случае.
Предусматривается передача в руки египтян объектов инфраструктуры, имеющих огромное
значение для всей нации. Совершенно ненормально то, что земля, строительство, транспорт, вода,
свет, внешние и внутренние коммуникации, а также соль и даже сода находятся в руках
иностранных компаний, капиталы и прибыли которых исчисляются миллионами фунтов. Народ же
и простые труженики при всем этом имеют лишь только беды, несчастья и лишения.
Использование источников богатств
Ислам предписывает эффективно и производительно использовать источники природных богатств.
Священная Книга Ислама обращает внимание на результаты милости Аллаха к этому миру и
имеющимся на Земле и небе богатствам. В Книге содержится масса положений, касающихся
6 природных богатств. При этом Коран предписывает искать блага в любом месте: в воде, которая
является нашим богатством, в пустынях, где много ресурсов, а также в любом другом месте,
поскольку богатства есть везде. Здесь не хватает только направляющей идеи, побудительного
стимула и рабочих рук. При наличии всех этих факторов можно обрести любые богатства: "Разве
не видишь ты, что Аллах ниспосылает воду с неба, и Мы производим этим плоды различного
цвета; и в горах есть белые и красные полосы, различных цветов, а некоторые из них черные,
как ворон. И подобно сему люди, и звери, и скот различных цветов. Только те из слуг Его,
которые обладают знанием, убоятся Аллаха" (35:2728). Как я полагаю, обладающие знанием
здесь это специалисты в биологии, а также все блага, которые она несет людям. В полном блеске
здесь предстает величайшая сложность всех живых созданий Аллаха Творца земли и небес, знания
Которого безграничны.
Необходимо уделить внимание заброшенным крупным общенациональным проектам, сроки
выполнения которых неимоверно затянулись, где царят упадок и леность, либо выполнение
которых сорвано межпартийной грызней или похоронено личными амбициями, загублено
политическими играми и греховным взяточничеством. Народные устремления вновь должны
обратиться ко всему этому: "Аллах благоволит к тем из вас, кто искусно и плодотворно работает".
Насколько же мы выиграли бы, если бы проект Асуанского водохранилища был осуществлен в 1937
году... В какой бы мы бьши нужде, если бы Аллах не вдохновил Талаата Уарба выдвинуть свои
известные проекты... Было обсуждено и изучено много проектов, которые затем были отложены в
долгий ящик, где и пребывали до самой войны. Подобное небрежное отношение абсолютно ничем
не мотивировано, поскольку осуществление этих проектов диктуется жестокой необходимостью и
острой потребностью. Время уже не терпит дальнейших проволочек.
Отряхните же пыль с папок, где хранятся эти проекты, вновь вспомните о них и приступите к их
осуществлению: "Истинно, увидит Аллах ваш труд. Его Посланник и все верующие" (9:49).
Промышленность
Полностью соответствует духу Ислама создание развитой промышленности. Пророк Аллаха
говорит: "Аллаху любезен верующий, занимающийся какимнибудь ремеслом". "Кто ежедневно
устает после своего труда, тому Аллах прощает его прегрешения". Аллах в Его Книге с похвалой
говорит о Дауде и Сулеймане, добившихся высокого уровня мастерства в своем ремесле. При этом
упоминаются недоступные человеку тонкости прогрессивного производства, в котором
использовались силы джиннов и шайтанов...
Эта нация читает в своей Священной Книге слова благодарности Дауду: "И сделали Мы железо
мягким для него, говоря: "Сделай кольчуги во весь рост, и переплети кольца тончайшим
образом. И творите праведные дела; истинно, вижу Я все, что вы делаете" (34:1011). "И Мы
научили его делать кольчуги для вас, дабы они защищали вас от нападения друг на друга.
Итак, будете ли вы благодарны?" (21:80). Разве не позор для такой нации то. что у нее нет ни
одного военного завода? Далее ты можешь прочесть в Книге: "И подчинили Мы Сулейману
ветер, его утренний путь бы равен месячному путешествию, и его вечерний путь был равен
месячному путешествию. И Мы заставили источник растопленной меди течь для него. И из
бесов некоторые были в повиновении ему, по повелению Владыки его, и Мы сказали им, что
если ктонибудь из них преступит повеление Наше, Мы заставим его вкусить наказании
пылающим огнем. Они делали ему все, чего он желал: дворцы и изваяния, и чаши, подобные
водоемам, и громадные кухонные сосуды, укрепленные на своих местах. "Трудитесь вы, о,
Дом Дауда, с благодарностью" (34:1213). И в такой стране нет ни одной домны и
металлургического предприятия!
Далее ты читаешь: "И ниспослали Мы железо, которое содержит материал для ведения
неистовых войн, а также многие другие пользования для рода человеческого" (57:25). И после
этого нация с таким пренебрежением относится к этому металлу, высококачественных запасов
которого, по оценкам экспертов, хватит всему миру на двести лет.
Все это позор!
7 Система собственности в Египте
В предыдущем разделе я остановился на некоторых формах практической реализации
законоположений экономической системы Ислама. Здесь я рассмотрю некоторые формы,
предписанные Исламом в сфере проведения общенациональной экономической реформы.
Дух истинного Ислама и его основные законоположения, касающиеся национальной экономики,
требуют от нас пересмотра системы собственности в Египте. Нам следует ограничить крупную
собственность с компенсацией ущерба, нанесенного ее владельцам, что будет лучше для них и для
общества. Наряду с этим необходимо поощрять мелкую собственность, чтобы крайне бедные люди
почувствовали, что у них на родине появилось нечто, касающееся их лично и в чем они явно
заинтересованы. Мы должны немедленно распределить государственную собственность в том числе
и среди этих мелких владельцев, чтобы они могли приращивать свое богатство.
Организация налоговой системы
В своем экономическом законодательстве дух Ислама требует от нас приступить к организации
социальных налогов, первым из которых является закят. Во всем мире нет другого такого
законодательства, которое бы облагало налогом не только прибыль, но и основной капитал, как это
предписывает Ислам. Высокая мудрость этого состоит в борьбе с накоплением богатств и изъятием
из обращения наличных денег, которые представляют собой средство обращения, позволяющее
извлекать пользу тем, в чьи руки попадают эти обращающиеся средства...
Ислам сделал выплату закята чисто общественной, чтобы с их помощью ликвидировать недостатки
и разбудить наилучшие и самые добрые человеческие чувства и симпатии. В результате этого
очищается все общество и растет его нравственность, а души людей просветляются и возвышаются:
"Возьми пожертвования из имущества их, дабы этим омыть и очистить их" (АльТауба).
Следует уделить должное внимание введению системы прогрессивных налогов на капитал, а не на
прибыль, от которых будут освобождены бедняки. Эти общественные налоги будут взиматься с
богатых и расходоваться в целях всемерного повышения жизненного уровня народа.
Примечательным является то, что в эпоху Омара тяжелым налогом облагался виноград, так как это
был вид фруктов, предназначенных для богатых. В то же время финики, которые был пищей
бедняков облагались незначительным налогом. Омар был первым среди правителей и эмиров, кто
указал на социальный смысл такого порядка.
Борьба с ростовщичеством
Дух Ислама налагает на нас обязанность немедленно развернуть борьбу с ростовщичеством,
запретить и исключить любые сделки, совершающиеся на этой основе: "Ростовщичество
продолжает оставаться проблемой, и первый ростовщик, с которого я начну, это мой дядя ал
Аббас Ибн Абдель Мутталиб". Правдив Посланник Аллаха!
В прошлом реформисты избегали делать подобные заявления, чтобы не услышать в ответ слова о
невозможности искоренения ростовщичества, поскольку на нем основывается весь механизм
мировой экономики в целом. В наше же время этот довод представляется слабым и не
задерживающим никакой критики, особенно после того, как Россия запретила ростовщичество,
провозгласив его одним из самых тяжких преступлений на своей территории. Позор нам за то, что
коммунистическая Россия опередила нас в утверждении этой исламской добродетели.
Ростовщичество это большой и тяжкий грех. Первыми кто начали борьбу с этим, были исламские
народы и государства.
Поощрение домашних ремесел
Дух Ислама требует от нас поощрения ручных домашних ремесел. Именно в этом кроется путь
оказания скорейшей помощи обездоленным семьям, а также внедрения зачатков промышленного
производства. В первую очередь эти незанятые люди смогут заняться ткацким ремеслом на
маленьких станках, мыловарением, производством ароматических веществ, джемов, а также
8 разнообразных видов другой продукции. Свое свободное время этим ремеслам могут посвятить
женщины, девочки и мальчики, получая неплохие доходы, что поможет избежать им нужды и
унизительного попрошайничества...
Ростки подобного опыта мы видели собственными глазами в западной провинции и других районах
Египта, где народ живет зажиточно и с достатком. Министерство социальных вопросов обсуждало
этот жизненно важный проект и выбрало определенные виды ткацкого ремесла. Однако неизвестно,
что Аллах сделал со всем этим... Как говорится, у правительства один день равен целому году, но
дело настолько серьезно, что не терпит ни малейшего промедления.
Уменьшение роскоши и ограничение необходимым
Народ следует наставлять в духе необходимости уменьшения роскоши и ограничения потребностей
только необходимым, в чем старшие должны стать примером для младших. Следует прекратить
различные бесстыдные вечеринки, запретить роскошь и греховные излишества. Не следует
проявлять себя в грубом и невоздержанном виде определять положение людей в обществе в
зависимости от роскоши вилл и дворцов, в которых они живут, делить людей на сословия и
открывать клубы... Что является обязательным предписанием истинного Ислама, выполнение
которого требует периода подготовки.
Таковы наши обязанности, к выполнению которых мы обязаны немедленно приступить... Так за
работу же!
Итак, исходя из всего вышесказанного, мы увидели, что ни теоретически, ни практически не
соблюдаем хорошо известную экономическую систему. Такая неясность и импровизация поставили
нас в весьма тяжелое положение, удушающе действующее на весь народ.
Дело заключается не в том, что мы импровизируем в поисках решений, противодействуем ситуации
с помощью наркотиков и транквилизаторов, что влечет за собой самые тягчайшие последствия.
Важно здесь то, что мы всесторонне рассматриваем все обстоятельства, подводим под них твердую
и стабильную основу. А это и является по сути дела всеобъемлющим и детализированным
"исламским строем", в котором заключено огромное благо.
Аллах открыл нам пути достижения экономического благосостояния и материального достатка,
чего не удостоилась ни одна из других наций. Эта тесная общность языка, вероубеждения,
интересов и истории, существующая между нами и другими исламскими народами, хвала Аллаху,
существует на богатейшей части нашей планеты, имеющей самую плодородную почву, наилучший
климат, множество благ и богатейшие запасы самого разнообразного природного сырья и полезных
ископаемых...
Данное содружество, если мы воспользуемся им должным образом, обеспечивает нам путь к
автаркии и экономической независимости, избавит нас от засилья Запада в экспорте, импорте и т.д.
В данной ситуации от нас требуется только преисполниться решимостью, приступить к реальным
действиям, укреплять взаимную связь, руководить содружеством, продолжать исследования и
направлять миссии, всячески стремиться к созданию торгового флота, распространять дух
единства и сотрудничества между нами, другими арабскими и исламскими народами.
Египетский народ долго терпел эту суровую и жестокую жизнь, а также такие лишения, вынести
которые в состоянии только человек, обретший чудотворную веру. Тот, кто видел египетского
рабочего, египетского крестьянина и других представителей простых египтян, приходит в
изумление от их огромной стойкости и тех лишений, которые они терпят...
Както один из наших индийских братьев привел меня в неловкое положение. Ранее он прибыл из
Англии и после недолгого пребывания в Каире при встрече со мной сказал: "Мы думали раньше,
что выступления английской прессы по поводу плохого положения египетского народа и его
низкого жизненного уровня, являются исключительно пропагандистскими трюками,
преследующими цель унизить египтян. Однако я провел это недолгое время в Каире и посетил
некоторые народные кварталы. Увиденное мною вызвало у меня глубокое сожаление". Я испытал
сильную неловкость изза таких его слов, но сумел ответить ему и за себя, и за весь египетский
народ: "А ты спроси у этих газет, которые печатают подобные сообщения, не является ли это
бедствие результатом угнетения со стороны оккупантов?"
Во второй раз меня больно задели слова иностранного управляющего одной из компаний, который
спросил меня: "Неужели ты можешь мириться с таким положением этих обездоленных рабочих?!"
9 Однако я в свою очередь задал ему вопрос: "А разве тебе не известно, что причина этого
трагического положения заключается в засилье всех этих компаний и их скупости по отношению к
рабочим даже в отношении обеспечения их минимумом необходимого?!"
Сложилась чрезвычайно серьезная обстановка, и все находится на пределе. Необходима быстрая и
решительная терапия. А это, как я уже говорил, следует искать в рецептах истинного Ислама,
который сможет оздоровить обстановку.
Ваше Превосходительство Председатель правительства! Руководители групп и организаций!
Все те, кто заинтересован в установлении спокойствия и мира в нашей стране!
Решительно исправляйте ситуацию, и вернитесь к строю Ислама... Господь свидетель, что я сделал
все, что в моих силах...
10
Хасанн Аль-Банна Исламская экномическая система
Хасанн Аль-Банна Исламская экномическая система
Хасанн Аль-Банна Исламская экномическая система
Хасанн Аль-Банна Исламская экномическая система
Хасанн Аль-Банна Исламская экномическая система
Хасанн Аль-Банна Исламская экномическая система
Хасанн Аль-Банна Исламская экномическая система
Хасанн Аль-Банна Исламская экномическая система
Хасанн Аль-Банна Исламская экномическая система
Хасанн Аль-Банна Исламская экномическая система
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.