ХХХХХ ххххх ххххх хххх ххххх хххххх хххххх

  • Работа в классе
  • doc
  • 07.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ххххх ххххх ххххх ххххх ххххх хххх хххх ххх ххх ххх ххх ххх ххх ххх ххх ххх ххх ххх ххх ххх ххх ххх ххх ххх хх ххх хх хх хх хх хх хх хх хх хх хх хх хх хх хх
Иконка файла материала Рабочая тетрадь (публикация).doc
Кировское областное государственное  профессиональное образовательное  автономное учреждение «Орловский колледж педагогики и профессиональных технологий»                       РАБОЧАЯ  ТЕТРАДЬ  ПО  МДК 01. 08 «ТЕРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ  С    ПРАКТИКУМОМ»                                                                                                                                            44.02.02 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ    3Г. ОРЛОВ, 2014 г. Автор   Е.Л. Мощинова, преподаватель музыки КОГОАУ СПО «Орловский  колледж  педагогики и профессиональных технологий», почетный работник СПО  РФ,высшая квалификационная категория. Рассмотрена на заседании П(Ц)К филологии   и художественно –  эстетического цикла , протокол № 2 от 16.09.2014. Одобрена методическим советом колледжа, протокол № 3 от 08.10.2014. 4Предназначена   для   внеаудиторной     самостоятельной   работы   студентов. Составлена  в соответствии  с   содержанием программы   по МДК 01. 08 « Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» У Вас в руках тетрадь для   организации внеаудиторной самостоятельной Предисловие для студентов Прежде чем Вы начнете самостоятельную работу, прочтите эти рекомендации. работы.  Самостоятельная подготовка позволит Вам:   ­   гибко   использовать   личное   время,   т.е.   индивидуализировать   объём самоподготовки в зависимости от опыта, навыков и уровня знаний;  ­  более качественно усвоить теоретический материал курса   ­  восстановить, возможно,  имеющиеся пробелы в знаниях;    Структура рабочей тетради  представляет собой систему контрольных вопросов   и   заданий   по   всем   разделам   курса,   которые   позволят   оценить уровень самоподготовки. Руководствуясь приведенным списком рекомендуемой литературы, Вы можете  обратиться  к теоретическому материалу и выполнить задания. Правила ведения рабочей тетради.  В рабочей тетради представлены вопросы, тестовые задания,  схемы, таблицы. Ваши ответы должны быть написаны разборчиво и ясно, так как они будут проверяться преподавателям и студентами. 5РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по ……………………………….. Фамилия__________________________________________ _____   Имя______________________________________________ _____  Отчество__________________________________________ _____  Специальность __________________________________________  Группа _________ Курс_______  Личная подпись обучающегося ___________ 6Раздел 1. Теория музыки. Тема 1. Введение. Задание 1 . Проверьте свои знания в области музыкального искусства. 1.Дайте определение понятию «МУЗЫКА». Музыка –  это________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 2. Назовите известные вам классические  произведения.__________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 3. Назовите известных вам композиторов – классиков.___________________________ __________________________________________________________________________ 4. Нужна ли современному  человеку классическая музыка?_______________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 5. Почему многие классические произведения, созданные много лет назад  «находят  место» в нашей жизни?_____________________________________________________ __________________________________________________________________________ 6. Перечислите музыкальные инструменты._____________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 7. Назовите  русские народные инструменты.___________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________  8. Назовите русские народные песни._________________________________________ __________________________________________________________________________  9. Перечислите элементы музыкальной речи.___________________________________ __________________________________________________________________________  10. Назовите самые распространенные музыкальные жанры ______________________ __________________________________________________________________________ 711.  Перечислите музыкальные стили.__________________________________________ __________________________________________________________________________ 12. Можете ли сказать: «Я понимаю музыку» Свой ответ обоснуйте. __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________  13. Какие качества необходимы человеку, чтобы научиться понимать (слышать)  музыку?  __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Задание 2.  Продолжите предложение . Музы – покровительницы_______________________________________________________ Задание 3. Перечислите  известных муз  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________  Задание 4. Назовите музу, покровительницу лирической поэзии и  музыки________________. Задание 5.Допишите предложение.  Язык музыки­ язык звуков и ________________. Задание 6.  Заполните пропуски. МУЗЫКА –  в переводе с греческого «____________», один из видов_______________. Подобно живописи, театру, поэзии является художественным (образным)  отражением  ___________________. Задание 7. Ответьте на вопрос. Почему в сложных музыкальных жанрах различные виды искусств «вступают в  содружество»? Как это влияет на восприятие?_____________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 8. Приведите факты из жизни, рассказывающие о влиянии и воздействии музыки на  человека.___________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 8__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Тема 2. Элементы музыкальной грамоты. Задание 1.Заполните пропуски.  Звук ­ ______________движение  какого – либо______________ Задание 2: Ответьте на вопросы . 1. От чего зависит высота звука?_______________________ 2. От чего зависит громкость звука?____________________ Задание3. Перечислите названия основных  ступеней звукоряда _______________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 4. Заполните пропуск. В ___________ веке появились слоговые обозначения ступеней. Задание 5. Закончите предложение. Диапазон делится на три регистра ___________,_____________,_____________. Задание 6. Допишите недостающее. Субконтроктава   _________________ большая ________________ первая вторая третья  четвертая Задание 7. Заполните пропуски. 1. Звук___ первой октавы  является ориентиром в настройке музыкальной системы. 2.  Фиксируется специальным инструментом ­ _____________.  3. Темперированный строй­ это строй, в котором октава  делится на  ________частей.   4. Каждая из  частей называется ______. Задание 8.  Продолжите. Равенство одинаковых звуков по высоте, но разных по названию называется ­  _____________. Задание 9. Ответьте на вопросы. 1. Как назывались знаки, которыми записывали звуки в прошлом?___________, 9________________.       2.  Как называется система из 5 линеек, на которой записываются звуки? ___________________,________________.        3. Названия музыкальных ключей (два у каждого )_____________,___________; _______________,____________________. Задание 10. Заполните пропуски. 1. Система графических знаков для записи музыки­_________________. 2. ________________запись для многоголосного состава исполнителей. Задание 11. Закончите предложения  1. Одновременное или последовательное сочетание  двух звуков называется  ____________. 2. Сочетание трех  и более звуков  называется ______________. Задание 12. Ответьте на вопросы. 1. Чем измеряется количественная сторона интервала?_____________________________ 2. Чем измеряется качественная сторона интервала?________________________________ 3. Какой интервал называют простым?___________________________________________ 4. Какой интервал называют составным?_________________________________________ 5. Какие два вида аккордов известны?_________________ ,  _________________. Задание 13. Перечислите известные простые интервалы_______________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 14 . Назовите ноты  (подпишите). 10Задание 15. Постройте полутон и тон от звуков, фа1, соль1 вверх (подпишите) Задание 16 . Запишите  знаки альтерации. ДИЕЗ ______________________________ БЕМОЛЬ ___________________________  ДУБЛЬ –ДИЕЗ _______________________  ДУБЛЬ – БЕМОЛЬ ___________________  БЕКАР______________________________  Задание 17. Запишите энгармоническую замену  звуков До – диез___________________________ Фа – диез___________________________ Ре_________________________________ Ми – диез___________________________ Си – бемоль_________________________ 11Задание  18. Запишите  названия звуков латинскими буквами. ДО _______ РЕ ________ МИ _______ ФА ________ СОЛЬ ______ ЛЯ ________ СИ ________ СИ  БЕМОЛЬ_________ Задание 19 . Напишите басовый ключ__________, скрипичный_____________. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. 1.Среди перечисленных свойств звука выберите основные. ВЫСОТА   ЯРКОСТЬ   ПРОТЯЖЕННОСТЬ   ДЛИТЕЛЬНОСТЬ   ГРОМКОСТЬ…ТЕМБР 2.Приведите в соответствие  А) СУБКОНТРОКТАВА           1. Звук музыкальной системы Б) ЗВУКОРЯД                            2. Звуки, расположенные по высоте В) СТУПЕНЬ                              3. Расстояние между одинаковыми                                                            звуками Г) ОКТАВА                                 4. Участок диапазона с характерной                                                         окраской Д) ДИАПАЗОН                           5. Самая низкая октава Е) РЕГИСТР                                6. Объем звукоряда от самого низкого до                                                           самого   высокого звука. 1.ДИЕЗ                                               А) понижает на полтона 2.БЕМОЛЬ                                         Б) понижает на тон 3.ДУБЛЬ –ДИЕЗ                               В) повышает на полтона 4.ДУБЛЬ – БЕМОЛЬ                        Г) повышает на тон 5.БЕКАР                                            Д) отменяет ранее поставленные знаки  А)НЕВМЫ                                  1. Система графических знаков Б) НОТАЦИЯ                             2. Фигурная скобка для записи музыки В) ПАРТИТУРА                         3. Система из 5 линеек  Г) НОТОНОСЕЦ                        4. Запись для многочисленного состава исполнителей Д)АККОЛАДА                           5. Так назывались звуки в прошлом 3. Какие два основных ключа  используются для записи музыки (выберите)? АЛЬТОВЫЙ   СКРИПИЧНЫЙ  БАРИТОНОВЫЙ БАСОВЫЙ ТЕНОРОВЫЙ 124. Среди перечисленных терминов выберите названия аккордов. ПРИМА   ТЕРЦИЯ   СЕПТККОРД   КВАРТА    СЕПТИМА    ТРЕЗВУЧИЕ 5. Какие названия  в перечне простых интервалов лишние? ДУОДЕЦИМА  КВИНТА  СЕКУНДА  НОНА   УНДЕЦИМА  СЕКСТА ОКТАВА  Тема 3.  Элементы музыкальной речи и их выразительные возможности. Задание 1. Допишите . ____________­одноголосно выраженная музыкальная мысль  Задание 2. Перечислите основные типы мелодического движения ____________________,___________________, __________________,__________________, _________________. Задание3. Закончите предложения. 1. Расстояние между  крайними звуками мелодического движения называется  ______________. 2. Совпадение высшей точки мелодии с ее наибольшим динамическим напряжением  называется______________________. Задание 4. Заполните пропуски. Динамика ­  от греческого dinamikos –____________________,степень силы звучания,  _______________________  звука. Задание 5 . Запишите обозначения громкости звука. А) Форте  __________                                    Б) Меццо – форте ___________                      В) Пиано  ____________                                  Г) Форте – фортиссимо  ______________        Д) Пианиссимо  ____________                      Е) Крещендо   _____________                         Ж) Меццо – пиано ______________                 З)  Диминуэндо    ____________                     И)  Пиано – пианиссимо ________________     К) Фортиссимо   ______________                     Задание 6. Допишите . 1. Лад ( слав. лад – согласие, мир, стройность, порядок) – __________________ музыкальных  звуков, их слаженность, _______________________ между  собой. 2. Основной формой  ладовых отношений является соотношение _____________________ и ____________________ ступеней. 133. _____________________­ это высотное положение лада, то есть лад, где тоника  определена не абстрактно, а определённым звуком.  Задание 7. Назовите устойчивые ступени лада _______,__________,______________. Задание 8. Назовите элемент музыкальной речи. Это соотношение различных длительностей в их движении .________________ Задание 9. Напишите  обозначения      длительностей. Шестнадцатая Половинная Целая Четвертная Восьмая Задание 10. Напишите обозначения пауз. Шестнадцатая Половинная Целая Четвертная Восьмая Задание 11.Ответьте  на вопросы. 1. Какой знак удлиняет ноту на половину её звучания?_______________ 2. Какой знак  увеличивает   звук на произвольную длину?__________________ 3. Чем записывается размер?_________________________ 4. Когда музыка начинается со слабой доли, говорят, что она начинается с  ____________. Задание 12 . Заполните пропуски. 1. Акцентируемая  доля называется __________________. 2. Неакцентируемая доля называется _________________. 3. Отрезок от одной___________ до другой__________ доли ­ ________________. 4. Вертикальная черта, стоящая поперек нотоносца ­ ___________  _______________. Задание 13.  Назовите известные простые размеры.________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 14. Допишите. Тембр  –   специфическая____________________     звука,   присущая   тому   или   другому инструменту или голосу. Задание 15. Заполните таблицу. Певческие голоса высокие средние низкие 14мужские женские Задание 16. Заполните таблицу. Действующее лицо симфонической  сказки  «Петя и волк» Мальчик Петя Дедушка Кошка Утка Птичка Волк Охотники Инструменты Задание 17. Заполните таблицу  «Симфонический оркестр» Струнные Ударные Деревянные  духовые Медные  духовые Одиночные  инструменты Задание18. Допишите Темп ­ ____________ движения в музыке. Задание 19. Заполните таблицу. Итальянские термины Largo Adagio grave andante moderato allegro presto Значение Задание 19. Заполните пропуск . ___________________ ­ строение музыкального произведения, соотношение отдельных  частей. Задание 20. Закончите предложения. 1. Ритмическая группа звуков, объединенная одним  главным акцентом называется  ___________________________. 2.  Небольшое музыкальное  построение называется _________________. 153. Музыкальное  построение, состоящее из  двух фраз называется _________________. 4.  Музыкальное  построение, выражающее  законченную музыкальную мысль называется  ______________. Задание 21. Допишите. 1.  Форма ___________________отличаются небольшими размерами, передачей одного  настроения, наличием одного образа  2. Особенностью _________________формы является наличие двух образов, двух  настроений. 3. В___________________ форме повторение 1 части закрепляет, утверждает  первоначальный характер, первоначальный образ. 4. В форме ___________________ выделяют несколько частей, носящих название «рефрен» и «эпизод». 5. _______________________ форма произведения состоит  из  изложения темы и ряда её   видоизмененных повторений. Задание 22. Прослушайте произведение Э.Грига «Утро» и определите тип мелодической  линии . _____________________________________________________   Задание 23.   Прослушайте две любые пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского и  определите  в них лад. Название ____________________­ лад__________________ Название _____________________­ лад ________________ Задание 24. Прослушайте  одну из  пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского.  Обоснуйте использование определенных динамических оттенков композитором. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 16Задание 25 . Назовите длительности, используемые в нотной записи. Определите размер. Длительности_________________________________________________________ Размер________________________. Задание  26.  Назовите паузы, встречающиеся в нотной записи. Укажите стрелками и  подпишите. Задание 27 .Какому из элементов музыкального языка соответствуют выделенные      характеристики?  Соедините их стрелками.              Лад                       Остинатный, пунктирный              Регистр                Быстрый, умеренный, медленный.              Ритм                     Мажорный, минорный.              Динамика             Высокий, средний, низкий.              Темп                     Тихо, громко.              Мелодия               Плавная, скачкообразная, певучая. 17Задание 28.Ответьте на вопрос.  Почему музыкальные тембры сравнивают с красками в живописи? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 29 .  Расставьте динамические оттенки в стихотворении, обоснуйте. ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА  (Ф. Тютчев) Люблю грозу в начале мая,  Когда весенний, первый гром,  Как бы резвяся и играя,  Грохочет в небе голубом.   Гремят раскаты молодые!  Вот дождик брызнул, пыль летит...  Повисли перлы дождевые,  И солнце нити золотит...  С горы бежит поток проворный,  В лесу не молкнет птичий гам,  И гам лесной, и шум нагорный —  Все вторит весело громам... _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 30 .  Составьте (воображаемую) модель музыкального произведения.  Название музыкального произведения____________________________________________ Характер музыкальных образов __________________________________________________ Средства музыкальной выразительности. Лад_______________________________________________________________ Темп______________________________________________________________ Регистр____________________________________________________________ Динамика__________________________________________________________ 18Мелодия___________________________________________________________ Тембр_____________________________________________________________ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ 1.Установите соответствие терминов и их определений. А)  Лад                           1)  Скорость движения в музыке. Б)  Динамика                 2)  Взаимосвязь звуков между собой, их                                                    согласованность и   слаженность В)  Мелодия                   3)  Одноголосно выраженная музыкальная                                                  мысль. Г)  Темп                          4)  Сила звука. 2. Тембр – это…   А)  Сила, громкость звука.   Б)  Специфическая окраска голоса или, какого – либо инструмента.   В)  Одноголосно выраженная музыкальная мысль.   Г)  Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.   Д)  Часть диапазона, имеющая определенное качество звучания. 3. Определите, о каком элементе музыкальной речи говорится в данном тексте.  Это слово не нуждается в особенных объяснениях. Мы часто слышим его, употребляем  сами и прекрасно знаем, что означает оно скорость движения. При этом, как ни странно,  этот термин происходит не от слова скорость, а от латинского слова «время». В музыке от  скорости движения зависят и характер, настроение пьесы. Обозначается он итальянскими  терминами, например adagio, allegro,  andante и т. д.   _______________________ 4.Приведите в соответствие. 1. Largo                                               А) Очень быстро 2. Adagio                                             Б) Медленно 3. grave                                                В) Спокойно 4. andante                                            Г) Скоро 5. moderato                                          Д) Широко 6.  allegro                                             Е) Тяжело             7.  presto                                              Ж) Умеренно 5.Заполните пропуски в тексте необходимым термином. Греческое слово …….означает мерное течение. Термин этот – не только музыкальный. В  нашей жизни все подчинено определенному……. Музыкальный……… ­ это чередование и  19соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Часто именно он  определяет характер и даже жанр музыки. 6. Приведите в соответствие  А) Форте                                       1. ppp Г) Форте – фортиссимо               4. p Д) Пианиссимо                             5. mf         Б) Меццо – форте                        2. f        В) Пиано                                       3. ff                  Е) Крещендо                                  6. fff    Ж) Меццо – пиано                        7. mp     З)  Диминуэндо                              8. pp     И)  Пиано – пианиссимо                9.  crescendo К) Фортиссимо                               10.  diminuendo 7. Определите, о какой музыкальной форме идет речь в тексте. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там так назывались хороводные песни. Исполнялись они так: солист – запевала пел свою мелодию на разные строфы текста, а   хор   повторял   припев,   в   котором   не   менялись   ни   слова,     ни   музыка.   Позднее   в инструментальной музыке этот «припев» стали называть рефреном, а фрагменты, звучащие между рефренами – эпизоды. ____________________________ 8.Определите, о какой музыкальной форме идет речь в тексте.  Быть может, вам случалось когда­нибудь слышать фортепианную балладу Грига.  Начинается она с темы – мелодии суровой и скорбной, похожей на народную песню – думу. А потом эта мелодия появляется еще много раз, но каждый раз – в новом обличье: то как  взволнованный монолог, то как эпическое сказание, то в виде причудливого скерцо, то в  характере траурного шествия. Иногда меняется  только её сопровождение, но чаще – и она  сама, её ритм, темп, отдельные обороты.______________________________ 20Раздел 2. Историко – теоретические  аспекты музыкознания. Тема 4 . Музыкальный жанр. Задание 1. Заполните пропуски  в тексте.   Музыкальный   _______________–это   исторически   сложившийся   род   или     вид музыкального   произведения   в   связи   с   его   происхождением,   назначением,   способом   , условиями исполнения и восприятия, а также с  особенностями содержания и формы. По   происхождению   и   жизненному   назначению   жанры   делятся   на   ____________   и ____________________. По   способу   и   условиям   бытования   жанры   подразделяются   на   ___________   и ________________________.  По   составу   исполнителей   и   способу   исполнения   ______________и ____________________.   жанры   подразделяются   на Задание 2 . Заполните таблицу  «Жанры» Вокальные  Инструментальные Первичные Вторичные Камерные Концертные Задание 3.  Ответьте на вопрос. О каких жанрах идет речь в предложениях? 1. Это наиболее простая,  распространенная форма вокальной музыки , объединяющая  поэтический  текст с несложной, легко запоминающейся  мелодией._______________ 2. Главная отличительная черта этого жанра – ритм. _______________________ 3. В переводе с французского «ходьба». Это пьеса, написанная в четком, энергичном ритме, под которую удобно идти в строю. ______________________ Задание 4 . Заполните пропуски. 1. Эти песенки пели на Рождество и назывались они __________________.  2. Эти песни исполняли певцы, аккомпанируя себе на гуслях__________________. 3.Простыми   песенками   встречали,   закликали   __________________, _____________________. 4. Эта песня называлась _________________. В ней восхваляли русское воинство.   весну.   Назывались   эти   песенки Задание 5. Назовите типы маршей. ______________________ ______________________ 21______________________ ______________________ Задание 6. Допишите следующие предложения. 1.   Песня   венецианских   лодочников   называлась   ____________________,   она   отличалась светлым, мечтательным характером. Исполнялась в умеренном темпе. 2.   Название   __________  переводится   с   французского   nocturne —   «ночной». Распространившееся с начала XIX века   пьеса в творчестве композиторов ­   романтиков (обычно инструментальная, реже — вокальная) лирического характера.  3.   Инструментальная   пьеса,   как   правило,   небольшого   объёма,   основанная   на   частом применении   какого­либо   трудного   приёма   исполнения   и   предназначенная   для усовершенствования техники исполнителя называлась _____________________. Задание 7.Ответьте на вопрос. Как называются вокальные произведения? 1. Возникло в Испании в конце 19 века. Преимущественно о любви. _________________. 2. Это произведение исполняется без слов. __________________. Задание 8. Заполните пропуски. 1.  Это слово буквально переводится как труд, дело, сочинение. _____________________ ­ род   музыкально   –   драматического     произведения,     основанный     на   синтезе   слова, сценического  действия и музыки.  2. Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается  в музыкально­хореографических образах, называется ______________.  Задание 9. Составьте схему. «Элементы оперного спектакля» Опера Задание 10.Допишите. Слово  ________________в переводе с греческого означает всего лишь «созвучие». 22Первые____________________ появились в центре Европы во второй половине 18века,  окончательно сформировались в  странах немецкого языка. Задание 11. Запишите характеристики частей симфонии. 1часть  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2 часть  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3 часть _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4 часть _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 12. Определите, о  каком жанре  идет речь в данном тексте. Итальянское  sonare  переводится  звучать.  Это  жанр инструментальной музыки, а  также музыкальная форма. Сочиняется для камерного состава инструментов и  фортепиано. Как правило, соло или дуэта. ____________________________ Задание 13.  Назовите разделы  1 части сонатного   allegro  и дай их характеристики. 1 раздел _______________, характеристики:  ____________________________________________________________________________    2 раздел _______________, характеристики:  ____________________________________________________________________________    3 раздел _______________, характеристики:  ____________________________________________________________________________    Задание 14. Допишите. Основные партии 1 раздела сонатного  allegro называются ________________  и  ____________. Задание 15. Заполните пропуски. Сочинения, называющиеся____________________, впервые появились в Италии в конце  16 века. ______________________– это музыкальный жанр, в основе которого лежит  контрастность противопоставления партии солиста и всего оркестра. 23Задание 16. Ответьте на вопрос. Как называется музыкальный жанр   со следующими  характеристиками: инструментальное циклическое музыкальное произведение  из нескольких контрастирующих частей, объединенных одной темой? __________________ Задание 17. Подчеркните   среди перечисленных инструментальные жанры  ПЕСНЯ  ТАНЕЦ  БАРКАРОЛА  МАРШ  НОКТЮРН  ЭТЮД    БАЛЕТ  ВОКАЛИЗ  РОМАНС Задание 18. Приведите в соответствие жанры и их характеристики (соедини стрелками)              Ноктюрн                       песнь лодочника, плавная и певучая              Баркарола                     пьеса, предназначенная для развития техники                                                      музыканта               Этюд                            ночная музыка Задание 19. Назовите основные отличительные черты вокальных жанров: песня, романс.  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание20. Приведите в соответствие. (соедини стрелками)            Увертюра           Литературный текст, на который пишется опера.            Ария                   Инструментальное вступление к опере, в котором                                         звучат основные темы оперы.            Либретто            Музыкальная характеристика главного героя оперы                                         «музыкальный монолог».    Задание 21. Допишите недостающие элементы оперного спектакля. Увертюра, ария, либретто, ____________,  __________________,  _________________. ________________, ___________________, Задание 22.   Среди предложенных характеристик выберите характеристики 2 части  сонатного allegro .           сказано, продумано.                1)   Итог   всего   цикла,   вывод   из   всего,   что   было  2)     Данная часть имеет три раздела: экспозиция, разработка , реприза.                   3)     Пишется в медленном темпе, задумчивая, элегическая, посвящена  мирным  картинам природы. Задание 23. Ответьте на вопрос . Какие из перечисленных  музыкальных жанров относятся к циклическим. ОПЕРА    БАЛЕТ   СЮИТА  ПЕСНЯ  СОНАТА     МАРШ  24Задание 24.Ответьте на вопрос . Почему жанры ноктюрна  получил наибольшее  распространение в творчестве композиторов – романтиков? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 25. Ответьте на вопрос. Почему в русской музыкальной культуре опера получила расцвет у композиторов, чье творчество  реалистично отражало действительность? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 26. Ответьте на вопрос . С каким литературным жанром можно сравнить сонату и почему? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание   27.   Ответьте   на   вопрос.   Вы   слышите:   «   Передаем   концерт   по   заявкам. Чайковский.   Первый   концерт   для   фортепиано   с   оркестром».   Слово   концерт   было употреблено два раза, но с разным значением. Каково оно в каждом случае? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ПРОВЕРЬТЕ  СЕБЯ  1. Инструментальная музыка, которая звучит в конце песни__________. 2. Пение  без сопровождения ­___________________. 3. Песни, которыми встречали весну _________ , _______________. 4. Эти песни пели на Рождество ­ _______________. 5. _______________один из самых древних жанров русского фольклора. 6. Торжественная, хвалебная песнь,  воспевающая победу  русского воинства  _____________. 7. Главная черта танцевальной музыки ___________________. 8. Вид марша, отличающийся торжественностью ________________. 9. Песня «на воде» ­____________. 2510. О каком жанре идет речь «…ночь – время, в котором душа открывает свои  истинные черты…»_____________ 11. Инструментальная пьеса для развития техники ­______________. 12. Вокальное произведение (преимущественно о любви). Возникло в Испании  ­______________. 13. Произведение для голоса без слов ­_________________. 14. Литературный текст, на который пишется опера ­___________________. 15. Вступление к опере ­______________. 16. Декламационное пение в опере ­_________________. 17. Монолог главного действующего лица в опере ­ _____________. 18. Тема – характеристика действующего лица в опере ­_________________. 19. Вторая часть сонаты пишется в_______________. 20. Основной принцип, лежащий в основе жанра концерта –___________. 21.  Четвертая часть симфонии – это________________. 22. Третья часть симфонии – это__________, _______________.  Тема 5. Музыкальный стиль.    Задание 1.     Допишите. Термин  музыкальный ______________________ подразумевает систему, комплекс выразительных средств, который служит для воплощения идейно – образного  содержания.   Задание 2. Составьте схему. Стиль                                            Задание 3. Запишите  названия стилевых направлений, характеристики которых даны  ниже. 1. Причудливый, вычурный. Конец 16 ­1 половина 18 века. В основе лежит  представление о сложности и изменчивости мира, напряженность, динамичность, контраст состояний._____________________________. 2. Орнаментальный мотив, буквально «раковина». 1 половина 18 века  Франция ___________________________________  3. Образцовый 17 – 18 века. Идеалы – разумность бытия,  всеобщий порядок,  гармоничность, ясность, стройность._____________________________ 264. Впечатление.  19 – начало 20 века. Стремление уловить мимолетность  впечатлений, утонченность, прозрачность фактуры.  ____________________________ 5. Вещественный, действительный.           С 17 века  –   по настоящее время. ____________________________________________  6. Выражение.  20 век. Трагическое мироощущение перед  1 мировой войной,  обреченность, болезненное, депрессивное состояние.________________________ 7. 18 – начало 19 века. Ярко выражено индивидуальное начало, отражение  эмоциональной жизни человека. ________________________________ Задание 4. Ответьте на вопросы. К каким стилевым направлениям относится творчество   следующих композиторов?   И.С. Бах______________________________  Л.В. Бетховен_________________________  А. Вивальди__________________________ Ф. Куперен___________________________ Ф. Шопен_____________________________  П.И. Чайковский______________________ М.И. Глинка __________________________  К. Дебюсси___________________________ С.В. Рахманинов ______________________ М. Равель _____________________________ А. Берг_______________________________   Задание 5.  Ответьте на вопрос.   Почему в творчестве композиторов – импрессионистов получили       распространение   небольшие   пьесы,   а,   не   скажем,     крупные   произведения сонатно – симфонического цикла? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________   Почему     В.А.Моцарта   называют   «Солнечным» Задание   6.  Ответьте   на   вопрос.   композитором? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 27Задание 7. Объясните высказывание Л.В. Бетховена о И.С. Бахе: «Не ручей­ море должно быть     имя ему» (слово Бах с немецкого переводится как ручей). _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 8 .Определите, о творчестве каких композиторов идет речь в данных      высказываниях, свой ответ  обоснуй. 1. Музыка даже в самых ужасных драматических выражениях  должна           пленять слух,  всегда оставаться музыкой. (________________) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Встаньте рядом миллионы       И уйдет из жизни зло       Солнцу гимн звучит светло       Счастьем братства окрыленный. (_______________________) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ 1. Расположите по «Ленте времени» музыкальные стили, начиная с барокко…. заканчивая экспрессионизмом. БАРОККО ________________    ____________________  _____________________ ___________________   ЭКСПРЕССИОНИЗМ   ____________________         _________________ Определите основные  черты музыкального стиля классицизм. 2.       А)  Ярко выраженное индивидуально – личностное начало, отражение               эмоциональной жизни человека, духовная возвышенность,               фантастическое видение мира.       Б)   Идеалы: разумность бытия, всеобщий порядок, гармоничность              человеческой натуры, равновесие красоты и истины, ясность              логики и стройность.      В)   Стремление к воплощению мимолетных впечатлений, утонченность,  28сдержанность эмоций, прозрачность фактуры.      Г)   Правдивое многостороннее отражение действительности. 3. Составьте логические пары  стилевых направлений в музыке и их        представителей:          1.  И.С.Бах                                      А)    реализм          2. В.А.  Моцарт                             Б)   барокко          3. К.Дебюсси                                 В)   классицизм          4. П.И  Чайковский                      Г)    импрессионизм          5. А.  Шемберг                              Д)    романтизм          6.Ф.  Шопен                                   Е)    рококо          7. Ф. Куперен                                 Ж)   экспрессионизм Раздел 3. Методика музыкального воспитания младших школьников. Тема 6. Основные вопросы музыкального воспитания младших школьников. Задание 1. Сформулируйте цель музыкального воспитания  младших школьников. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 2. Составьте схему «Музыкальная культура» Музыкальная  культура Задание 3. Назовите основные музыкальные способности. 1.___________________________________________________ 2.___________________________________________________ 3.___________________________________________________ Задание 4.  Сформулируйте  образовательную, воспитательную, развивающую задачи,  решаемые в процессе музыкального воспитания  школьников. 1. Формировать_____________________________________________________________  _________________________________________________________________________ 2.  Воспитывать _____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 3. Развивать _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 29Задание 5 . Закончите предложение.  Методика МВ  ­ научная дисциплина,  изучающая  общие закономерности  педагогического процесса ________________________________________ _______________________________________________________________ Задание 6. Назовите  частные методики, существующие наряду с традиционной,  авторами  которых являются :              1. Г.А. Струве, Д.Е Огороднов, В.В. Емельянов ___________________________________________________________________________ 2. Д.Б. Кабалевский, В.Г. Белобородова, Н.А. Ветлугина. ___________________________________________________________________________ 3.  К.Орф ___________________________________________________________________________              4. Е.В. Конорова, М.А. Румер ____________________________________________________________________________ Задание 7. Составьте схему. Взаимодействие ММВ с другими научными дисциплинами. ММВ Задание 8. Заполните пропуски. 1. _________________________­наука о закономерностях музыки как особой формы  художественного освоения мира с точки зрения теории и истории.  2. ________________________– наука об особенностях художественно – образного  освоения мира. 3. _________________________ – наука о воспитании человека. 4. _______________________– наука  о закономерностях психического развития. 5. ___________________________– наука о закономерностях физиологического развития. 30Задание 9. Дополните  формулировки   принципов МВ. 1. Принцип единства _________________и сознательного. 2.   Принцип единства художественного и_______________________. 3.   Принцип единства  развития ______________, ____________чувства и    чувства______________________.       4.   Принцип ______________________решения задач   обучения, воспитания, развития.  Задание 10. Допишите определение понятия. Метод ­ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________  Задание 11. Перечислите ведущие  методы МВ 1.__________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________ 4.__________________________________________________________________ Задание 12. Ответьте на вопрос. Какую цель преследует учитель музыки, используя на  уроке в начальной школе метод эмоционального воздействия? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Задание 13. Назовите основные типы уроков музыки 1.____________________________________________________ 2.____________________________________________________ 3.____________________________________________________ 4.____________________________________________________ Задание 14. Заполните пропуски в  формулировке основных видов деятельности на уроке. 1. _______________________ пение. 2. Восприятие _________________. 3. Игра на _________________________________________________________. 4. ______________________ деятельность. 5. Музыкально –________________движения. Задание 15. Продолжите  перечень средств материально – технического  обеспечения. 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 2. ________________________________________ 3. _______________________________________ 4. Экранно – звуковые пособия 5. ________________________________________ 31Задание  16. Перечислите важнейшие стороны деятельности учителя музыки. 1.____________________________________ 2.___________________________________ 3._____________________________________ 4._____________________________________ 5._____________________________________ Задание 17 . Дополните  схему.  Владеть музыкальны м  инструмент ом Иметь муз.  теоретич.  подготовк  у Учитель ­  музыкант Уметь  читать с  листа   ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ 1. Выберите цель  музыкального воспитания школьников      А) Способствовать творческой самореализации школьников посредством  музицирования.      Б)  Воспитание музыкальной культуры учащихся  как части  их духовной культуры.      В)  Развитие музыкальности в целом и чувства ритма в частности. 2. Дополните, что входит в понятие музыкальная культура.     Нравственно – эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы        и потребности, музыкальные  творческие способности, _____________________. 3. Ответьте на вопрос. О какой музыкальной способности идет речь в тексте. Чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, точность  интонации незнакомой мелодии после ее предварительного прослушивания.  ____________________________________________ 324. Определите образовательные, воспитательные задачи.    А) Раскрытие природы музыкального искусства, как результата             творческой деятельности человека.    Б)  Формирование социально значимой направленности личности,            музыкально – эстетического вкуса.    В)  Приобретение учащимися системы опорных знаний, умений и           способов музыкальной деятельности.    Г)  Развитие музыкальных способностей, певческого голоса. 5. Приведите в соответствие авторов и название частных методик.         1)   К.Орф                                                А) развития слуха и голоса  2)   Д.Б. Кабалевский, В.Г. Белобородова,        Н.А. Ветлугина.                              Б)    пластического интонирования и муз­                                                                        ритмических   движений       3) Г.А. Струве, Д.Е Огороднов,  В.В. Емельянов                                       В) игры на музыкальных инструментах   4)  Е.В. Конорова, М.А. Румер               Г) восприятия музыки 6.   Какие   из   перечисленных   дидактических   принципов   обусловлены   спецификой музыкального воспитания? А) Принцип единства эмоционального и сознательного. Б)  Принцип научности. В) Принцип единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы. Г)  Принцип комплексного решения задач обучения, воспитания и развития. Д)  Принцип  единства художественного и технического. Е)  Творческой активности и самостоятельности учащихся. 7. Составьте правильную последовательность  этапов метода обобщения. А) ознакомление с новым знанием Б) актуализация жизненного  опыта В) закрепления знания в разных видах деятельности 8.Приведите в соответствие типы уроков музыки и их характеристики. 1). Урок введения в тему                      А). Наличие  в содержании урока  новой                                                                   характеристики ключевого знания.                                                             2). Урок углубления темы                     Б). Наличие в уроке целостной, обобщенной                                                                       характеристики  ключевого знания. 3). Урок обобщения                                В). Наличие  в содержании урока                                                                         первоначальной обобщенной                                                                       хар – ки ключевого знания. 4). Заключительный урок ­ концерт      Г).  Урок исполнительских достижений                                                                        учащихся. 339.Назовие основные виды деятельности на уроке музыки. А) Восприятие музыки. Б) Сольное пение. В) Творческая деятельность. Г) Музыкально – ритмические движения. Д) Сочинение музыкальных фрагментов. Е) Игра на детских музыкальных инструментах Ж) Музыкальные игры. З) Хоровое пение. 10.Приведите   в   соответствие     формулировки   необходимых   способностей   будущего учителя музыки и их пояснение.   1. Коммуникативные 2.Дидактические 3. Организаторские 4. Конструктивные 5.Прогностические 6.Креативные 7. Экспрессивные А) Способность к отбору музыкального репертуара,  проектированию учебно – воспитательного материала,  разработке планов уроков музыки и внеклассных  мероприятий. Б) Способность включать учащихся в различные виды  музыкальной деятельности , объединять учащихся  посредством коллективных форм деятельности и т.д. В) Способность к творчеству. Г) Способность объяснять, передавать знания, обучать. Д) Способность к эмоциональной заразительности, яркости  и направленности эмоций, владение интонационной  палитрой речи, мимикой, жестом, пластикой. Е) Способность осуществлять педагогическое предвидение,  прогнозировать результаты взаимодействия в  педагогической деятельности. Ж)  Способность к общению с учащимися, сотрудничеству. Тема 7. Виды деятельности на уроке музыки.   Восприятие музыки. Задание 1 . Заполните пропуски.  Восприятие – процесс ________________– образного, осмысленного, _________________– окрашенного постижения  музыки. Задание 2. Перечислите стадии восприятия  _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ Задание 3.Дайте название  стадиям восприятия по краткой характеристике. А) Общие представления, смутность….­______________________  Б) Творческое, индивидуально окрашенное …­_________________   В) Перемещение акцента с эмоционального на слуховой и  мыслительный акты­ _______________________ восприятие. 34Задание 4.Определите  название стадии восприятия по характеристике деятельности  учителя . А) Учитель использует метод композиций ­ _______________. Б) Помогает найти свое отношение к музыке­__________________. В) Выявление средств выразительности­_____________________. Задание 5. Перечислите в нужном порядке все  этапы  организации процесса восприятия  на уроке. ___________________________________ ____________________________________ ___________________________________ ___________________________________ _____________________________________ Задание 6 .Заполните пропуски в формулировках приемов, активизирующих процесс  восприятия. ­ Вокализация доступных________________ инструментальных произведений. ­Графическое ___________________мелодии. ­Ритмопластика. ­Сравнение  или ____________________сопоставление музыки. ­ Составление музыкальной __________________ ­Музыкально –_________________задания. ­Использование  _____________________различных видов искусств. ­Воспроизведение слушаемой  музыки  на ________________________________. ­ Использование___________________ для передачи настроения музыки. Задание 7. Заполните пропуски . Суть  резонансно – ассоциативного  метода – привлечение _________________________ и ____________________________из   других   видов   искусств   в   работе   над ________________________    ___________________________музыкального произведения. Задание 8. Дополните  недостающие шаги алгоритма   данного метода. ­Первоначально музыкальное произведение воспринимается без зрительного ряда. ­_________________________________________________ ­Анализ этих произведений по средствам художественной       выразительности,  нахождение общего и отличного в этих произведениях. ­ ____________________________________________________________ 35­Анализ ­_____________________________________________________________ Задание 9 .  Допишите  второе условие выбора зрительного ряда в данном методе. А) произведения разного эмоционально­смыслового  содержания на один сюжет Б)_______________________________________________________ Задание 10 .Ответьте на вопрос. Как называется метод – стихотворение из 5 строк ______________. Задание 11. Напишите  последовательность  написания этого стихотворения. ­ ____________________________________________________ ­_____________________________________________________ ­_____________________________________________________ ­____________________________________________________ ­____________________________________________________ Задание 12. Ответьте на вопрос . Как называется метод, где сравниваются произведения ­____________. Задание 13 .Допишите недостающие варианты сравнения. А) Различные варианты интерпретаций одного произведения (оркестровое, сольное,  варианты исполнения на фортепиано.) Б)_______________________________________________ В)______________________________________________ Задание 14. Ответьте на вопросы . 1.Как называется метод, который опирается на эмоционально – чувственный  опыт  ребенка ?  ________________. 2. Как  называется  метод, вызывающий интерес к произведению? _______________. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. 1.Продолжите последовательность стадий восприятия музыки Эмоциональный отклик на музыку, ________________________________,  _____________________________. 2.Определите задачу учителя на второй стадии процесса восприятия музыки. А) Помогает найти свое отношение к музыке Б) Активно использует метод композиций. В) Организует деятельность на выявление средств выразительности. 363. Как называется этап организации процесса восприятия, характеристика которого дана. Направить внимание учащихся на музыкальное  произведение, заинтересовать, рассказать о композиторе. _________________________.        4. Исправьте ошибку в последовательности этапов организации процесса восприятия                            А) Анализ произведения                             Б) Слушание произведения                             В) Повторное слушание                             Г)  Вступительное слово                           Д) Беседа о произведении 5. Дополните  недостающие  методические приемы, способствующие активизации  музыкального восприятия. ­ Вокализация доступных мелодий  инструментальных произведений. ­Графическое изображение мелодии ­__________________________________________________ ­Сравнение  или контрастное сопоставление музыки ­__________________________________________________ ­Музыкально – познавательные задания ­__________________________________________________ ­Воспроизведение слушаемой  музыки  на детских музыкальных  инструментах ­__________________________________________________ 6.Определите,  о каких методах говорится в данном тексте. В данном методе привлекаются  аналоги и стимулы из других видов искусств.  (_____________________________________ ) Этот метод можно использовать в работе над  разными произведениями  одного  композитора. (_________________________________)   Метод помогает составить о музыкальном произведении короткий  рассказ  (____________________________________) Хоровое пение. Задание 1.  Сформулируйте цель хорового воспитания младших школьников. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________  Задание 2. Перечислите вокально ­  хоровые навыки. _____________________________________ ____________________________________ ______________________________________ ______________________________________ _____________________________________ 37Задание 3 . Составьте схему «Типы дыхания» Типы  дыхания Задание 4. Перечислите три составляющие певческого дыхания. _______________     ___________________   _______________ Задание 5. Ответьте на вопросы. 1. Какое дыхание недопустимо  использовать при пении? (______________________) 2. Какое дыхание целесообразно использовать при пении? (_______________________) Задание 6. Допишите. Момент появления звука, _______________ звука называется ______________________. Задание 7. Назовите известные типы атаки звука  _______________________________________________________________________ Задание 8. Закончите предложения . Способ извлечения голосом звуков носит название _______________________. Четкое и правильное произношение текста зависит от _______________________. Задание 9. Перечислите этапы разучивания песни на уроке. _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ ________________________________________ Задание 10.  Заполните пропуски в требованиях к вокальному  репертуару. 1.Соответствие__________________________ возможностям певческого аппарата детей. 2.Высокий _______________________ уровень. 3. ___________________________ объемы. 4.Адекватность______________________ особенностям учащихся, соответствие  ________________________________ особенностям. 5.Образные, _____________________контрасты. 6._________________________ направленность. 38ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ 1.Определите цель  и задачи  данного вида деятельности.  А)    Постановка голоса, формирование вокально – хоровых навыков,знакомство с  вокально – хоровым репертуаром. (_________________________) Б)    Развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению. (_____________________________________) В)    Способствовать творческой  самореализации  младших школьников  посредством хорового  исполнительства. (_______________________________) Г)    Воспитание вокального слуха, как важного фактора пения в единой певческой   манере , воспитание организованности, внимания, ответственности в момент  коллективного исполнения.(__________________________________) 2. Как называются навыки, которые лежат в основе выразительного  пения.____________________________________ 3. Приведите в соответствие певческие навыки и их характеристики. 1.Певческая установка                  А) способ извлечения звука 2. Звукообразование                      Б) работа органов артикуляции,                                                              направленная на становление                                                                               тембрального родства           3. Артикуляция                                 В) четкое, правильное произношение           4. Дикция                                           Г) комплекс определенных требований 4. Как называется комплекс требований : стоять, сидеть подтянуто,развернуть плечи, голову держать прямо.________________________________ 5. Характеристика  какого вокально – хорового навыка представлена ниже? Предполагает  становление тембрального родства гласных при устойчивом положении   гортани при пении различных гласных. (____________________________) 6. Исправьте ошибку в последовательности составляющих певческое дыхание.                              Задержка   вдох  выдох  7. Какова специфическая особенность певческой  дикции _____________________ __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 8. Исправьте ошибку.  Во время пения целесообразно использовать твердую атаку  звука.  Составьте правильную последовательность  этапов разучивания песни  9.                 Беседа с детьми о песне.                 Разучивание песни.                 Вступительное слово.                 Исполнение (показ) песни учителем.                 Чтение поэтического текста. 10. Назовите требования к вокальному репертуару, которые определены возрастными  особенностями  младших школьников?_____________________________________ 39__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Музыкально – ритмические движения. Задание 1. Заполните пропуски  в формулировках задач музыкально – ритмической  деятельности. 1. движения, как __________________выражения музыкальных образов. Формировать __________________владения ходьбой, бегом и другими видами        2. Воспитывать_____________________ движений, чувств,  ответственность  за  коллективно выполняемые упражнения.      3.Развивать ___________________ отзывчивость, художественно –  творческие_______________________ ,_____________________ движений.   Задание 2.  Составьте схему  «Виды музыкально – ритмических движений» Муз.­  ритм.  Движения. Задание 3 . Перечислите этапы обучения ритмике. _______________________________ _______________________________ _______________________________ 40Задание 4.  Заполните пропуски в формулировках этапов подготовки учителя к организации  музыкально – ритмической деятельности. А) Разработать _____________________обучения. Б) ________________________ разучить музыкальное произведение. В) Запланировать __________________________требования к детям по основным  музыкально – ритмическим______________________. Г) __________________________произведение с токи зрения общего характера и формы. Д) Исполнить _____________________________самому. Допишите. Что формируем, развиваем, воспитываем в процессе музыкально –  ПРОВЕРЬТЕ  СЕБЯ  1. ритмической деятельности  Свободу движений_________________________________ Ответственность за коллективно выполняемые  упражнения_______________________________________ Навыки ходьбы, бега________________________________ Культуру движений_________________________________ Танцевальные навыки_______________________________ Культуру чувств____________________________________ Эмоциональную отзывчивость _______________________ Художественно – творческие способности______________ 2. Какой вид музыкально – ритмической  деятельности  может быть с зафиксированными  движениями, комбинированным и импровизационным?_____________________ 3.  Этот вид  музыкально – ритмической деятельности может быть сюжетным и  несюжетным __________________________. 4.Подберите  виды  музыкально – ритмических движений к предложенным произведениям. А) П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»(_________________________) Б) С.С. Прокофьев «Вальс» (_____________________________________) Г) Д.Б.Кабалевский «Вариации» (____________________________________) Д) Р.К. Щедрин «Золотые рыбки» (___________________________________) Е) П.И.Чайковский «Баба – Яга». (_________________________________) 5. Обозначьте  этап обучения ритмике, характеристики которого даны. А) уточнение отдельных элементов, создание целостного образа (______) Б) целостное представление о музыке и движении, начало разучивания в общих чертах  (_________) В) совершенствование выполнения движений, творчество детей, создание новой  композиции (_________) Г) прослушивание произведения, раскрытие характера, образов (_______) Д) пояснение  и показ муз. ритмического движения, разучивание с тактичной оценкой  действий детей (__________) 416. Определите нужную последовательность этапов подготовки учителя к организации  музыкально – ритмической деятельности. А) Разработать методику обучения. Б) Тщательно разучить музыкальное произведение. В) Запланировать программные требования к детям по основным музыкально –  ритмическим навыкам. Г) Проанализировать произведение с токи зрения общего характера и формы. Д) Исполнить движения самому. Игра на детских музыкальных инструментах. Задание 1. Сформулируйте цель  данного вида деятельности. _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Задание 2.  Заполните пропуски в формулировке  задач . ­__________________________музыкальные способности (чувство ритма,  звуковысотный и тембровый слух) ­________________________навыки исполнительских приемов на простейших  музыкальных инструментах ­__________________________интерес к инструментальному творчеству и  музицированию в оркестре,  воспитывать чувство единения. Задание 3.Назовите  известные  народные инструменты, которые могут быть использованы на уроках музыки._____________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Задание 4.  Назовите  прочие инструменты, которые могут быть использованы на уроках  музыки.____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Задание  5.  Перечислите этапы организации данного вида деятельности на уроке. ____________________________________ ___________________________________ ____________________________________ Задание 6. Допишите  определение понятия . Партитура ­_________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ 421. Определите  цель данного вида деятельности. А) Развивать эмоциональную отзывчивость, художественно – творческие способности,  свободу движений. Б) Развивать  творческие  способностей  посредством музицирования  в оркестре. В) Воспитывать ответственность  за коллективно выполняемые действия. 2. Среди перечисленных определите образовательную задачу.  Развивать музыкальные способности (чувство ритма, звуковысотный и тембровый  слух).  Формировать навыки исполнительских приемов на простейших музыкальных  инструментах.  Воспитывать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре,   воспитывать чувство единения. 3. Заполните таблицу  «Инструменты» Шумовые (немелодические) Звуковысотные (мелодические) 4. Определите  последовательность этапов организации данного вида деятельности на  уроке. А) Подбирают попевки по слуху. Б) Дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры. В) Исполняют ритмический рисунок.  Творчество учащихся на уроках музыки. Задание 1. Заполните пропуски в  формулировке задач данного вида деятельности. 1. Развитие __________________способностей детей через пластические, вокальные,  художественные задания на уроках музыки.       2. Расширение ___________________________­эстетического опыта учащихся. 3. Воспитание__________________, любви к музыке, потребности в  ________________________с искусством. Задание  2. Допишите характеристики  этапов в развитии творческих способностей. 43­ ______________________впечатлений.                 ­ Собственно ________________________творчество (написание песен,  пьес для фортепиано).                 ­  ________________выражение творческого начала .                 ­ Создание __________________________ композиций, являющихся  отражением художественного впечатления: литературного, музыкального,  изобразительного, пластического.                ­ ______________________ двигательные, речевые, иллюстративность в  рисовании (преобладание коллективного творчества с единичными случаями  индивидуального творчества); Задание  3.Назовите  две основные формы творчества детей. __________________________________ __________________________________ Задание 4. Перечислите виды импровизаций, которые  можно рекомендовать на уроках  музыки. _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ 1. Назовите  образовательную задачу. Развитие творческих способностей детей через пластические, вокальные, художественные  задания на уроках музыки.  Расширение художественно­эстетического опыта учащихся.        Воспитание интереса, любви к музыке, потребности в общении с искусством. 2. Определите  последовательность  этапов в развитии творческих способностей. А) Импровизации двигательные, речевые, иллюстративность в рисовании  (преобладание коллективного творчества с единичными случаями индивидуального  творчества); Б) Спонтанное выражение творческого начала в зрительских, сенсорно – моторных,  речевых направлениях; В) Собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано) Г) Создание собственных композиций, являющихся отражением художественного  впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического; Д) Накопление впечатлений; 3. К каким  видам импровизаций относятся следующие задания. 44А) Сочинение окончаний к стихотворным строкам.(________________________) Б) Разыгрывание народных песен (__________________________) В)  Имитация  игры на инструментах (______________________) Г) Создание ритмического рисунка (___________________) Д) Оформление  программ и афиш концертов, музыкальных спектаклей.  (______________________) Е) Музыкальный диалог ( учитель – ученик, ученик – класс и т.д.) (_____________) Ж) Рисование на сюжеты музыкальных произведений.(__________________) З) Сочинение фрагментов мелодии, подголосков к исполняемым песням  (___________________) Тема 8. Внеурочная деятельность . Задание 1. Перечислите принципы организации  внеурочной деятельности по  музыке. ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Задание 2. Назовите направление внеурочной деятельности, в  рамках которого  проводятся внеурочные  занятия по музыке. _____________________________ Задание 3. Какие виды внеурочной деятельности могут быть использованы на  внеурочных занятиях по музыке. __________________________________________________ __________________________________________________  Задание 4.  Перечислите  распространенные формы    внеурочной деятельности  по музыке.   _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Задание 5. Назовите,  какие музыкальные  кружки и студии  могут  работать в  школе. _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ ______________________________________ 45Тема 9 . Анализ  программ и учебников по музыке. Задание 1. Назовите предметную область, в которую входит учебный предмет  «Музыка» в ФГОС НОО_______________________________. Задание 2.    Заполните пропуски. ФГОС НОО.  Предметные результаты освоения  основной образовательной программы начального общего образования   по музыке.  1) сформированность   _____________________________________о   роли   музыки   в жизни человека, ее роли в  ___________________________развитии человека; 2) сформированность   ______________музыкальной   культуры,   в   том   числе   на материале   музыкальной   культуры   родного   края,   развитие   _______________________и __________________ к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; 3) умение_____________________музыку   и   выражать ________________________________к музыкальному произведению;  4) использование   музыкальных   _____________________при   создании театрализованных и музыкально­пластических композиций, исполнении вокально­хоровых произведений, в импровизации. Задание   3.  Перечислите   виды   деятельности   на   уроке   музыки,   которые   определены примерной программой по музыке. 1_______________________________ 2______________________________ 3______________________________ 4______________________________ 5._____________________________ Задание 4 . Допишите.  Преемственность ­ _________________________ и ______________________целей, задач , методов, средств, форм  обучения и воспитания.  Задание 5 . Заполните таблицу. Преемственность НОО и ДО в области  музыкального воспитания. критерии Цель Задачи  НОО ДО 46Методы Формы  организации   обучения и воспитания Средства Виды деятельности  Задание 6. Перечислите авторов программы «Музыка» для начальной школы. ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание 7 . Назовите  из чего состоит УМК по музыке. 1._____________________________ 2.____________________________ 3.____________________________ 4.____________________________ 5.____________________________ Задание 8. Ответьте на вопрос.  На чем базируется содержание программы? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 47_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Задание 9.  Продолжите предложение . В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты:______________________________ ________________________________________________________________ Задание 10. Перечислите  планируемые результаты  выпускника начальной школы,  связанные с его исполнительской деятельностью. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Задание  11. Ответь на вопрос. Какими содержательными линиями представлено  содержание курса? 1____________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________  Тема 10 . Диагностика результатов обучения. Задание 1. Дополните пропуски в формулировках.  В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:  оценивание является ______________________процессом,   оценивание   может   быть   только_____________________, ________________________оценивания выступают ожидаемые результаты,   критерии   оценивания   и   алгоритм   _____________________и педагогам, и учащимся;  система   оценивания   выстраивается   таким   образом, __________________________ включались в контрольно­оценочную деятельность выставления   отметки     чтобы   учащиеся   и   основными заранее 48Задание 2. Закончите предложение . На уроках музыки    возможно  использование  традиционной  количественной оценки  и  оценки _____________________.  Задание 3. Перечислите три формы контроля, используемые на уроке  музыки _____________________________________________________________ Задание 4.  Ответьте на вопрос. Какие виды контроля использует учитель музыки? _______________________________________ _________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ Задание 5.   Составьте схему « Основные методы контроля результатов учебной  деятельности » Методы  контроля Задание 6. Заполните таблицу критериев оценки исполнения вокального репертуара.  Критерии  певческого развития «3» «4» «5» Параметры Чистота  интонирования Владение вокально – хоровыми навыками Выразительность  исполнения. 49Задание 7 . Заполните таблицу критериев оценки процесса слушания музыки . «3» Критерии «4» «5»     Параметры Музыкальная  эмоциональность,  активность, участие  в диалоге Распознавание  музыкальных жанров,  средств музыкальной  выразительности,  элементов строения  музыкальной речи,  музыкальных форм  Узнавание  музыкального  произведения, (музыкальная  викторина – устная  или письменная) Задание 8. Заполните  таблицу критериев  освоения и систематизации знаний по  музыке. «3» Критерии «4» «5» Параметры Знание музыкальной  литературы Знание  терминологии,  элементов  музыкальной  грамоты Задание 10. Перечислите параметры музыкальных способностей, которые могут  быть отражены в «Листе индивидуальных достижений» ученика  ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ Задание 11. Перечислите, что может входить  в «Портфолио»  ученика  по музыке  при оценке его достижений. 50_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________  Задание 12. Какого уровня задания используются для итоговой оценки достижения планируемых результатов. ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ Задание 13. Перечислите критерии  оценки итоговой работы по музыке. 1.______________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________ 3. _____________________________________________________________________ 4.______________________________________________________________________ 5.______________________________________________________________________ Используемая литература. 1. 2. 3. 4. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных  учреждениях [Текст]: учебное пособие  для студентов музыкальных педвузов/ Л.А.  Безбородова, Ю.Б. Алиев.­ М.: Издательский центр «Академия», 2002.­ 416с. Васина – Гроссман В.А. Первая книжка о музыке  [Текст] / В.А. Васина – Гроссман    – М.:Музыка , 1998. – 192 с. Дмитриева Л.Г.Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: учебное  пособие/ Л.Г Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. ­ М.: Издательский центр  «Академия», 1998.­ 238с. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. [Текст] / Л.В. Михеева  – М.:  Советский композитор, 1998. – 176 с. 515. 6. 7. 8. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст]:  учебное пособие/ М.С.  Осеннева,  Л.А. Безбородова .­ М.: Издательский центр  «Академия», 2001.­ 366с. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания. [Текст]: учебное  пособие Г.П. Сергеева. ­ М.: Издательский центр «Академия»,2000.­ 128с. Сергеева Г.П. Музыка .рабочие программы [Текст]: пособие для учителей  образовательных организаций/ Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.­М.: Просвещение, 2013. – 64с. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст ]:  [утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.09. № 373 ].// Вестник  Образования России: ­2010.­№2.­ С.44. 9.          Шорникова М. Музыкальная литература  Музыка, ее формы и жанры: первый год              обучения [Текст]: учебное пособие / М. Шорникова  .­ Ростов на Дону:                      Феникс, 2015.­186с.  10 .      Оценка достижений планируемых результатов  в начальной школе [Текст] / под.ред.  Г.С Ковалевой. Ч.2.­ М.: Просвещение, 2011. – 239с.  52