"Химическая Одиссея" - для летней площадки

  • docx
  • 25.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Хим. одисея.docx

 

 

МБОУ «Озероучумская ООШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа для летней площадки

«Химическая Одиссея»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Прутко В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. Озеро Учум 2020 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль хи­мии в жизни человека огромна.  Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.  Многие знаменитые химики, такие как Ломоносов, Менделеев, Парацельс, Роберт Бойль, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри (всех этих исследователей школьники изучают также и на уроках физики) уже с детства начинали экспериментировать. Великие открытия этих великих людей были сделаны именно в домашних химических лабораториях, поскольку занятия химией в институтах было доступно только людям с достатком.И, конечно, самое главное — это заинтересовать ребенка и донести ему, что химия окружает нас повсюду, поэтому процесс ее изучения может быть очень увлекательным.

Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с нимиНет ничего удивительнее и разнообразнее, чем окружающий мир. Дети, начиная с самого раннего возраста, день за днем исследуют его, по-своему представляя себе природу и то, как все в ней связано между собой. Главная задача окружающих их взрослых – так направить детское влечение к познанию, чтобы ребенок считал, что к этому умозаключению он пришел сам после проведения ряда некоторых анализов, наблюдения за рядом событий и просто систематизации полученных знаний.

Химические  опыты для детей должны  не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправной точкой к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету

Знакомство обучающихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.Маленький ребенок - это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка. Детское любопытство хоть и доставляет родителям много забот, но само по себе очень полезно - ведь это залог развития малыша. Узнавать что-то новое полезно не только в виде уроков, но и в форме игры или опытов. Именно о них мы сегодня и поговорим. Простые физические и химические опыты не требуют особенных знаний, специальной подготовки или дорогих материалов. Их можно проводить на кухне, чтобы удивить, развлечь ребенка, открыть перед ним целый мир или просто поднять настроение. Практически любой опыт ребенок может подготовить и поставить самостоятельно в вашем присутствии.

Практическая значимость:программаориентирована на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.На примитивных, но занимательных опытах обучающиеся изучают методику и технику химического эксперимента, начинают понимать внутренние процессы, проходящие на разных его ступенях, заинтересовываются химией как наукой.

Вид: экспериментальная программа

В программу данного курса включены вопросы – вещества, их состав и превращения.  Изучая состав, строение и свойство веществ учащиеся смогут  объяснить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает оно и продукты его превращений на биологические системы. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства

Возраст детей: 6,5-14 лет.

Цель программы – создание мотивации к изучению химии.                                                      Задачи:

--обучатьпознавательный интерес к предмету химия и исследовательской работе, приобретение навыков и умений проведения лабораторных опытов и лабораторных исследований;

-– развивать навыки самостоятельности, ответственности, аккуратности, самодисциплины, самопознания и саморазвития;

– воспитывать чувство гордости за отечественную науку, культуру общения и поведения в коллективе, навыки здорового образа жизни.

Отличительные особенности программы.

Предлагаемый в программе химический эксперимент адаптирован к условиям школьной лаборатории и дополнен количественным анализом объектов окружающей среды.

 Учащиеся знакомятся с предметом химия и первыми самыми простыми и безопасными опытами – превращениями. Это поможет детям не только расширить кругозор, но и усвоить начальные понятия по химии.

Программа рассчитана на 21 часов на период летней площадки. Программа предназначена для учащихся  1 -7 классов.

 

Новизна программы.

В основе программы лежит концепция  «Коллективного способа обучения». Программа представляет собой эксперимент по внедрению «Коллективного способа обучения», и направлена на формирование навыков составления и реализации индивидуальных маршрутов (программ) детьми.

       Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

- Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в летний период  в условиях села.

-  Внедрением концепции  «Коллективного способа обучения» в учебную и воспитательную деятельность школы.

- модернизацией традиционных методик и форм работы;

- введением и апробированием новых методик  коллективных  занятий;

- потребностью проверки на практике идей, методов и приемов взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых в рамках концепции «Коллективного способа обучения» по индивидуальным маршрутам (программам).

Планируемые результаты:

 

Личностные:

·                  осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

·                  постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

·                  оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

·                  оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

·                  формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

·                  создание мотивации к изучению химии

 

Метапредметными результатами изучения программы «Занимательная химия  для малышей» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·                   самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

·                   выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

·                   составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

·                   работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

·                   в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

·                   анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

·                   осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·                   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

·                   создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

·                   составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

 

 

Механизм реализации программы.

Место проведения МБОУ«Озероучумская  ООШ»

Срок реализации. По продолжительности программа  является краткосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании. Срок реализации: июнь( 21дней) 2019 г.

Методики: ВОЗ (взаимообмен заданиями); МР (методика «Ривина»); СГ (работа в группах сменного состава), метод разучивания стихов.

Программа  «Юный химик» в соответствии с концепцией «Коллективного способа обучения»  разделена на  учебную и производственную деятельность. Учебная деятельность связана с производственной деятельностью.

 

Материально техническое обеспечение

В школе созданы и поддерживаются необходимые условия, отвечающие нормам требуемого санитарно-гигиенического режима, правилам противопожарной безопасности, охраны труда.

Для функционирования временных детских объединений и лагеря с дневным пребыванием детей имеются: кабинеты, игровая комната, спортзал, актовый зал, спортивная площадка, столовая, школьный двор, ДК, сельская библиотека.

Учреждение располагает необходимым оборудованием, техническими средствами обучения: видео - аппаратура, расходные материалы для организации работы объединений по интересам, интерактивные доски.

 

 

Программа «Юный химик»                                                Таб. №1

 

№ п/п

Тема

Методика, формы работы

Результат

Время

 

Узнай

 

 

 

1

Что такое химия?

1.Рассказ «Загадочная наука»

Стихотворение «Что такое химия?»

 

1.методика Ривина

 

2.Разучивание стихов в псс

План текста

 

20 мин.

20 мин.

 

 

2

Техника безопасности

1.Сказка по ТБ

2.Стихи по ТБ

 

1.МР

2.Разучивание стихов

3.Взаимообучение

Памятка

 

20 мин.

20 мин.

3

Лабораторное оборудование

1.ВТ,

2. Взаимообучение

3. ВОЗ

Знать наизусть

30 мин.

 

Научись

 

 

 

4

снежинка из буры своими руками

 

 

Выращивание морских звезд и ракушек

Исследование индивидуальнопо инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

30 мин

 

Эффект моря

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

30 мин

6

Торнадо на море

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

30 мин

7

Занимательные щарики

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

30 мин

8

 

«Дождевое облако»

Исследовательская в парах, выполнение инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

30 мин.

9

Лампа Одиссея

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

30 мин

10

Морское дно

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

30 мин.

11

Цветные  пузыри.

 

Исследование индивидуальнопо инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

 

12

Электрические угри

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

 

13

медуза в банке

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

 

14

 

«Красная икра»

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

 

15

«Морские кораллы»

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

 

16

Исследование питьевой воды

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

 

17

Исследование озерной воды

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

 

18

Исследование минеральной воды

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

 

19

«Гуляющая вода»

Исследование в парах по инструкции

Развить навыки исследовательской деятельности и делать выводы

 

20

Работа над газетой

Групповая

 

 

21

Выставка экспериментов и общей газеты

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематическое планирование.

 

Разделы

Кол-во часов

 

 

Всего

Теоретические

 

Практические.

1

Введение, правила безопасности, лабораторное рборудование

3

2

1

2

Растворы

16

-

16

3

Заключительный урок

2

2

 

 

Итого

21

4

17

 

Содержание программы

 

 

Методы

Формы

Введение -1 час

 

парная

МР, разучивание стихов

Правила безопасности – 1 час

 

парная

Беседа, МР, разучивание стихов, взаимообучение

Лабораторное оборудование- 1 час

парная

ВТ, взаимообучение, ВОЗ

Растворы – 16 часов

Выращивание морских звезд и ракушек,

Эффект моря, Торнадо на море, дождик из облака,Электрические угри, медуза в банке, «Красная икра», морские кораллы, исследование питьевой, озерной и минеральной воды, «Гуляющая вода»,Занимательные шарики.Лампа Одиссея Алладина,

Химический аквариум.

Полезные мыльные пузыри.

 

Групповая, индивидуальная, парная

Эксперимент, опыт, анализ

 

Заключительный урок: Работа над газетой,выставка экспериментов и общей газеты-2 час

 

 

Групповой

 

 

Выставка

 

 

Достигнутые результаты:

 

1.     Научили работать по алгоритму.

2.     Научились успешно работать, в группах сменного состава, в разновозрастных группах, в парах.

3.      Научили самоанализу, планированию своей деятельности.

4.     Организовали выставки творческих работ (  Роспись на молоке, химические  кристаллы и водоросли).

5.     Научили доступным способам определения качества яиц, получать «зубную пасту для слона, мыльные пузыри, чистить ржавчину кока – колой.

6.     Доказали  отрицательное дейтсвие кока – колы на белок,  и  воздействие положительных и отрицательных слов на рост кристаллов и при получении морского дна.

7.      Полученные знания дети могут использовать в быту.

 

Приложение:

 

Примерные алгоритмы работы в детских кооперациях

Алгоритм работы в парах

1. Запишите название в тетрадь.

2. Прочитайте первый фрагмент текста.

3. Расскажите поочерёдно друг другу то, о чём прочитали.

4. Задайте друг другу вопросы на понимание содержания фрагмента, ответьте на них.

5. Запишите эти вопросы в тетради .

Алгоритм

работы учащихся при отработке умений

по методике «Взаимообмен заданиями»

1.Получите карточку и цветовой сигнал.

 2.Разойдитесь на ввод своей карточки на группы, где постарайтесь усвоить

                   содержание своей карточки.

3.После ввода разойдитесь в свои малые группы и приступайте к работе со своим партнером.

4.Сядьте рядом. Добровольно решите, кто первым начнет объяснять.

5.Объясните партнеру задание первой части карточки и сделайте необходимые записи в его тетрадь.

6.Выслушайте объяснения товарища первой части его карточки. Проверьте, как он сделал записи в вашу тетрадь.

7.После того, как объяснили друг другу содержание первой части карточки и ответили на вопросы друг друга, обменяйтесь карточками и каждый выполните задания второй части новой для себя карточки.

8.Сверьте вторые задания и обсудите свои ответы. Оцените работу друг друга. Выставьте оценки в листок учета.

9.Поблагодарите друг друга за совместную работу.

10.При наличии свободного времени прочитайте по учебнику или конспекту материал, которому вы будете обучать нового партнера.

11.Найдите нового партнера (с другим цветовым сигналом) и работайте так, как описано в алгоритме, начиная с п.4.

 

 

Алгоритм работы по методики «Ривина»

Получите текст. Запишите в тетради его название.Найдите партнёра с другим текстом. Договоритесь с ним об очерёдности работы.

1. Прочитайте напарнику свой абзац. Вместе с напарником попытайтесь ответить на вопрос: «О чем говорится в абзаце?»

2. Озаглавите абзац. Запишите его в тетрадь.

3. Помогите напарнику в проработке его абзаца

4. Смените напарника

8. В новой паре кратко восстановите (расскажите напарнику) содержание предыдущих абзацев.

9. Работайте над следующим абзацем с напарником по пунктам .

10. Поменяйтесь ролями. Помогите напарнику. Выслушайте краткое содержание предыдущих абзацев его текста

 

 

 

 

Инструкции:

 

 

 

1.«Волшебные шарики»

Пположите шарики в большую ёмкость и залейте холодной водой. Имейте в виду, что гидрогель сильно увеличивается в размере. Не замачивайте гидрогель на ночь, лучше вместе с ребёнком понаблюдайте, как шарики будут «расти». Гидрогель увеличивается до нужных размеров за 4-6 часов.

 

2.  «Рисуем на молоке»

Для начала мы налили в тарелку молоко. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Дайте молоку некоторое время постоять в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуре, при таком условии опыт будет более зрелищным.

В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов (можно для удобства пользоваться пипеткой).

1.      Дальше при помощи сухой ватной палочки можно немножко коснуться молока (не нужно смешивать). Обратите внимание ребенка на то, что ничего не происходит.

2.      После этого возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкость для мытья посуды или в жидкое мыло.

3.      Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся, не нужно перемешивать!

4.      А далее начинается самое интересное – ребенок с восхищением наблюдает, как волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Ребенок в восхищении от волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться.

  1. Далее можно предложить ребенку продолжить эксперименты – добавляя красители, водя ватной палочкой по молоку.

 

3. Приготовление растворов для кристаллизации.

Предметное стекло  протереть, чтобы оно было чистым. Нанести на него по центру каплю воды, в эту каплю внести на кончике шпателя соли и хорошо перемешать. Затем просушить над пламенем огня. Затем кристаллизованную соль посмотреть под микроскопом и зарисовать рисунок. Сделать вывод: почему соль кристаллизуется?

6. Приготовления мыльных пузырей

Состав:

1.       два стакана воды;                                                                                  

2.       Один стакан моющего средства для посуды.                     

3.       столовая ложка сахара

Способ приготовления:

 Два стакана воды смешать со стаканом моющего средства для посуды. Добавить в раствор сахар – то пузыри становятся более прочными. Они будут долгое время летать и не лопнут.

7.Приготовления раствора для выращивания кристаллов.

В 150 мл воды развести 1 десертную ложку соли медного купароса, хорошо размешать, потом снова всыпать еще полложки этой соли и снова хорошо разиешать.Если соль хорошо растворилась, то нужно еще добавлять данную соль и хорошо размешивать. Есль соль перестала растворяться, значит раствор готов для выращивания кристалла. Взять шерстяную нитку, отрезать нужного размера, привезать на палочку и опустить в раствор, так чтобы она не касалась стенок стакана и дна. Сверху прикрыть листком бумаги и наблюдать за ростом кристаллов.

 

8. Приготовления раствора для опыта» Морское дно»

Взять 75 мл клея силикатног добавит 40 мл воды, перемешать и добавить в этот раствор по 5 -6 капел равствров: хлорида железа, Хлорида кобальта, Хлорида марганца и сульфата меди. Пошептать над раствором плохие и хорошие слова и наблюдать за ростом водорослей, морских звезд.

 

Карточки по учебной деятельности:

1.      Что такое химия?

Текст №1

Загадочная наука – Химия

2.      Жила обычная семья: мама, папа и дочка Маша. Маша училась в первом классе, а родители работали. Маша была прилежной, любознательной и трудолюбивой девочкой. Она очень любила своих родителей, и всегда помогала маме. В этот день родители были на работе, и Маша решила приготовить обед им. Она решила испечь оладушки. Маша часто готовила тесто для оладей с мамой. Маша достала пачку с содой, но решила убедиться то ли она взяла. На пачке она прочитала название: пищевая сода, а ниже были написаны незнакомые ей буквы. Маше стало интересно, что это за буквы, и решила найти ответ в Интернете. На сайте «Яндекс» она указала неизвестные ей буквы и задала вопрос: «Что они означают?» Интернет, как Всезнайка быстро ей нашел ответ на ее вопрос. И, Маша узнала,что означают эти загадочные буквы, и какую роль они играют для живой и неживой природы.                                                                                                                    Na ( натрий) – активный щелочной метал, в организме человека участвует в водно – солевом обмене;                                                                                                                  H (аш) – водород, дедушка таблицы Д.И. Менделеева, входит в состав Солнца и воды;                                                                                                                                С (це) – углерод – царь живой природы, входит в состав белков, жиров и углеводов;                                                                                                                               О – кислород, входит в состав воды и он необходим для дыхания.

Текс №2

 

 Маше стало интересно, и она захотела узнать, что за наука, которая изучает такие загадочные буквы. Когда пришли родители, она им рассказала о загадочных буквах, и спросила у них, что за наука, которая изучает эти буквы. Мама сказала: есть такая наука – это Химия, ее еще называют волшебницей. Маша спросила у мамы: Но почему у этой науки такие странные буквы?  Мама ей ответила: Это латинские буквы, а в химии их называют буквы химической азбуки, из которых образуются названия веществ.                                                                                                                 Химия творит чудеса: вот пока мы с тобой беседуем, а в нашем организме происходят чудесные превращения: сложные вещества превращаются в простые. Наш организм  содержит много химических элементов, которые очень  нужны организму, и если какой – нибудь элемент «заболеет», то наш организм  подает сигнал бедствия. В общем, Химия – это наука о веществах и их превращениях, и без нее нам не обойтись. Она широко простирает свои руки, тем самым помогает нам. Когда ты пойдешь в 8 класс, ты познакомишься с этой удивительной наукой, а пока большое тебе спасибо за оладушки. Мама крепко обняла свою дочурку,  поцеловала ее и сказала: Ты у нас просто умница!

 

Стихи: Что такое химия?

Таблица №3

Т1. Папа спросил у Василия:

Что такое химия?

Почему же все вокруг –

Ее волшебницей зовут?

 

Т3. Белки – стройматериалы,

Жиры – энергию дают.

Асфальт, битум – минералы,

Нить вольфрама свет несут.

 

Т2. Вася долго не гадал,

С гордостью отцу сказал:

Все состоит из элементов:

Земля, звезды и цветы,

Моря, стекло, пигменты,

Животный мир, и я, и ты.

Т4. А вода – такая ценность,

Растворяет все почти всегда.

Семь металлов знали в древность,

А теперь – их почти таблица вся.

 

Т5. Без кислорода нет дыханья,

Без азота жизни нет,

У элементов каждое свое призванье,

Не зря открыл их человек!

Т6. Фтор в фрионе  дает холод,

Целлюлоза волокно,

В общем – химия огромный город,

Где она творит все волщебство!

 

 

 

№2.Стихи о технике безопасности. 

                                                                                                                        Таблица №4

Т1.Ты в химкабинет пришел,

Так запомни, кроха,

Безопасность – хорошо!

Быть безруким – плохо!

Т2.А кусочек вещества

Надо брать пинцетом.

Не пустые то слова,

Помни, друг, об этом

Т3.К носу совершай рукой

Легкие движения,

Вот тогда «нюхач» такой

Просто заглядение! 

Т4.Если пробуешь на вкус

Ты все непременно.

Может, мальчик, ты не трус,

Но глупец отменный!

Т5.К пламени нельзя никак

Близко наклоняться

Только, скажем так, чудак

Станет обжигаться.

Т6.Ты работу завершил,

Стол протер рабочий,

Руки хорошо помыл,

Или так, не очень?

 

Т7.Насыпай и приливай

Только над поддоном,

Капнул мимо – не зевай,

Промокни тампоном.

Т8.Чтоб спиртовку потушить,

Дуть нельзя, парнишка.

Должен ты ее накрыть,

Колпачком иль крышкой

 

Текст №2 СКАЗКА О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ.                         Таб. №5

Т1. Шарик увлекся химией: соорудил себе лабораторию в сарае и стал проводить интересные химические опыты. Матроскину тоже было очень интересно, но даже виду не подавал: «Подумаешь! И без химии обойдусь!» Но как-то раз Шарик вышел из своей лаборатории, а дверь оставил открытой. Матроскин не справился с любопытством и зашел в сарай. Смотрит, а на столе стоит большая колба с какой-то жидкостью. Матроскин, как все коты, сразу решил ее понюхать и засунул нос в колбу. В глазах у него потемнело, в ушах зашипело, и упал Матроскин без чувств.

Т3. Шарик разрешил сделать ему один опыт.  Матроскин сбегал на кухню, принес ложку и стал из всех банок вещества пересыпать в одну колбу. Стой! Ты что делаешь? – закричал Шарик. Опыты надо делать только по инструкции, нельзя все смешивать как попало. Вдруг ядовитый газ образуется, или взрыв может быть. И посудой кухонной пользоваться тоже нельзя. И вещества надо брать понемногу, экономно расходовать. Это тебе не молоко, которое каждое утро наполняет кувшин. Понял!

 Т2. Очнулся он, а рядом Шарик. Вот беда мне с тобой! Нельзя химические вещества так нюхать! А как можно? – удивился кот. С предосторожностями! Не подносить вещество к носу, а движением лапы направлять пары вещества к себе. И кушать здесь нельзя. Я это говорю, зная, что ты, обжора, все пробуешь на вкус. Химические реактивы нельзя пробовать на вкус. Ладно, Шарик, не ворчи. Не буду. Но разреши мне сделать хоть один опыт. Очень уж хочется!

     Т4.А что это у тебя в этой колбочке?.. Ой, Шарик! Щиплет, горит, вся шерсть сейчас вылезет! Ой, умираю!  Паника в любой ситуации только мешает. А кислоту, попавшую на кожу, надо смыть сильной струей воды. И то, что ты разлил, убрать надо, а то еще кто-нибудь пострадать может. В лаборатории надо соблюдать чистоту и дисциплину. И вообще, иди-ка ты доить корову и ставь опыты на молоке. Издеваешься? – зашипел кот. Нет, скисание молока – это очень важная химическая реакция. И химией займешься, и пользу принесешь. А пока все правила поведения в химической лаборатории не запомнишь, не появляйся здесь!

 

 

№3. Лабораторное оборудование

 

Химическая ложечка

пипетка

Круглая колба

Коническая колба

Ступка с пестиком

 

 

Применение лабораторного оборудования

 

Карточка1.

1. Химические стаканы – для отмеривания количества раствора или воды, для проведения некоторых опытов;

2.Штатив – для хранения пробирок;

Карточка 2.

 3.Держатель – для  зажима пробирок во время проведения опытов;

 4.Пробирки – для проведения небольших опытов;

 Карточка3

  5.Воронка – для переливания растворов, для фильтрования некоторых растворов;

  6.Химические ложки – для взятия сыпучих веществ;

Карточка 4.

7.Круглая колба – для проведения опытов в больших количествах;

 8.Пипетка – для капельных опытов;

Карточка 5.

 9.Конические колбы - для проведения опытов в больших количествах;

 10.Ступка с пестиком – для измельчения веществ в мелкий порошок                                                                                                                                      

 

 

Для определения уровня усвоения материала применялся контрольный лист с рисунками оборудования. (рис №2)

 

29

17

8

14

1

6

 

 

 

11

24

15

2

 

 

 

 

 


7

16

26

13

 

 

 


20

82

79

30

 

 

 

 

 

 

 


5

9

10

Рис. №2. Контрольный лист с рисунками оборудования

 

 

 

 

                 Фотографии с занятий:

 

 

 

Фото №1. Влияние кока – колы на белок                   Фото №2 Игра с мыльными пузырями

 

 

 

 

  Фото №3. «Яйцо – водолаз»                     Фото №4 Рисунки на молоке

 

 

 

 

Фото №5 «Волщебные шарики»                                 Фото № 6 «Зубная паста для слона»