ХИМИЧЕСКИЙ МАРАФОН внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов
Оценка 5
Мероприятия
doc
химия
8 кл
01.11.2019
• развить интерес школьников к предмету “Химия”, эрудицию, умение логически рассуждать, высказывать свои мысли;
• формировать умение работать в коллективе, развивать чувства товарищества и взаимопомощи.
В химическом марафоне участвуют две команды по 5 человек. Болельщики так же принимают участие в игре в случае, когда игроки команд не могут ответить на вопросы.
000ca2ff-61c9687d.doc
Муниципальное казенное е общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
ХИМИЧЕСКИЙ МАРАФОН
внеклассное мероприятие по химии
для учащихся 8 классов
Учитель химии: Шабазова Роза Османовна Хасавюрт 2018 г
Цели:
развить интерес школьников к предмету “Химия”, эрудицию, умение логически
рассуждать, высказывать свои мысли;
формировать умение работать в коллективе, развивать чувства товарищества и
взаимопомощи.
В химическом марафоне участвуют две команды по 5 человек. Болельщики так же
принимают участие в игре в случае, когда игроки команд не могут ответить на вопросы.
Ход мероприятия.
Представление команд, эмблем, девиз.
Гейм I.
«Самый быстрый»
(Очко присуждается команде, которая дает правильный ответ первой. Каждый правильный
ответ приносит команде 1 балл.)
Какой из металлов широко используется в электротехнике? (Медь)
Что такое «царская водка»? (Смесь соляной и азотной кислот)
Самый распространенный элементметалл земной коры. (Алюминий)
Какой химический элемент входит в состав любого органического вещества?
(Углерод)
Элемент, в переводе с греческого «несущий свет». (Фосфор)
Химический элемент, названный в честь великого русского ученого. (Менделевий)
«Семь металлов создал свет по числу семи планет…» . (Fe, Au, Ag, Cu, Pb, Sn, Hg)
Взрывчатое вещество, способное облегчить спазмы сосудов сердца.
(Нитроглицерин)
Первооткрыватель Периодического закона и Периодической таблицы химических
элементов. (Менделеев Д.И.)
Назовите фамилию великого русского химика и композитора. (Бородин)
Элементметалл, входящий в состав поваренной соли. (Натрий)
Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие. (Бром)
Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (Кислород)
Прибор, применяемый для очистки воды от нерастворимых в ней примесей.
(Фильтр)
Химически неделимая частица вещества. (Атом)
Гейм II.
«Заморочки из мешочка»
(Игроки команд достают из мешочка бочонки «Русского лото». Каждому номеру бочонка
соответствует вопрос, на который предстоит ответить команде через 30 секунд
обсуждения. Каждый правильный ответ приносит команде 3 балла.) 1. Одно простое вещество, образованное этим химическим элементом, во много раз дороже
золота, а за другое – приходится платить деньги, лишь бы только от него избавиться.
(Углерод: алмаз и сажа)
2. Для чего китобои иногда замораживали морскую воду, а затем снимали верхний слой
льда? (Так они получали пресную воду)
3. Какое отношение имеет слово «пломба» к химии? (Когдато образующиеся полости в
разрушающихся зубах стоматологи заполняли свинцом – плюмбумом.)
4. Какое вещество делает Мертвое море – мертвым? (Хлорид натрия)
5. Однажды некий американский миллионер заказал себе яхту для морских прогулок. Яхту
построили богатую, прекрасно отделанную. Подводную часть сделали железной, а сверху –
обшили красивым сплавом меди и никеля. Недешево обошлась она хозяину. Но очень
скоро, не успев сделать и одного длительного рейса, яхта пришла в полную негодность.
Почему? (Коррозия)
6. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в
Индию офицеры его армии болели желудочнокишечными заболеваниями гораздо реже,
чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми. Почему же тогда? (Посуда у офицеров
была серебряной)
Гейм III.
«Великий экспериментатор»
По одному представителю от команды необходимо собрать прибор для собирания газов.
Три очка зарабатывает та команда, представитель которой это сделает правильно и
быстрее. Полтара очка заработает команда соперника, если ее представитель соберет
прибор правильно, но вторым.
Гейм IV.
«Ты – мне, я тебе»
Команды задают по очереди подготовленные заранее вопросы. Каждый правильный ответ
приносит команде 3 балла.
Гейм V.
«Великий теоретик»
Каждой команде выдается карточка с формулами веществ. Задание: разделить вещества на
классы и дать им названия. Абсолютно правильно выполненное задание приносит команде 4
балла. 1 балл набавляется за первенство. Каждая ошибка – минус 0,5 балла.
K2SO4 CuO NaNO3 KOH
K2CO3 CaO KNO3 LiOH
H2SO4 MgO Zn(OH) 2 HNO2
K2SiO3 P2O5 Cu(OH) 2 HCl Гейм VI.
«Темная лошадка»
Командам поочередно задается вопрос. После минутного обсуждения дается ответ. Если
ответ отсутствует или неправильный, на вопрос может ответить команда соперника или
ктото из болельщиков. Каждый правильный ответ приносит команде 5 баллов.
1. Древний историк Плиний Старший рассказывает об интересном событии, которое
произошло 2000 лет назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец,
принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла,
полученного из глинястой земли. Должно быть чувство благодарности редко обременяло
императора, да и правителем он был не дальновидным. Боясь, что новый металл с его
прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он отрубил
изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы не повадно было заниматься
производством «опасного металла». Из какого металла была изготовлена чаша? (Из
алюминия)
2. Пламя костра освещает вход в пещеру. Вокруг огня сидят люди. Тела их покрыты
звериными шкурами. Около мужчин лежат луки со стрелами, каменные топоры. Дети,
собиравшие сучья, подбрасывают их в костер. Женщины поджаривают только что
пойманную дичь. Пока мужчины охотились, женщины собирали в лесу ягоды и коренья.
Чтобы сохранить все эти запасы, они стали плести из прутьев корзины, замазывая щели
мокрой глиной. Для просушивания такие корзины вешали над огнем. Иногда прутья
сгорали, а обожженная глина оставалась. Так несколько тысячелетий назад были получены
первые глиняные горшки, явившееся прапрадедушкой нашей современной…….(керамики)
Гейм VII.
«Великий практик»
В трех пробирках вещества: серная кислота (рр), щелочь (рр), вода. Задание: определить
какое вещество в каждой пробирке. В распоряжении участников игры – набор различных
реактивов, в т.ч. и индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый,
универсальная индикаторная бумага. Три очка зарабатывает та команда, представитель
которой это сделает правильно и быстрее. Полтара очка заработает команда соперника,
если ее представитель определит вещества правильно, но вторым.
Гейм VIII.
«Последний рывок»
(Очко присуждается команде, которая дает правильный ответ первой. Каждый правильный
ответ приносит команде 1 балл.) 1. Растворимое в воде основание. (Щелочь)
2. Название реакции, при котрой выделяется теплота. (Экзотермическая)
3. Какое топливо заправляют в самолеты? (Керосин)
4. Самое распространенное на земле вещество. (Вода)
5. Вещества, изменяющие скорость реакции. (Катализаторы и ингибиторы)
6. Название реакции, при котрой поглощается теплота. (Эндотермическая)
7. Разрушение металла под воздействием окружающей среды. (Коррозия)
8. Газ, применяемый в производстве световых реклам и вывесок. (Неон)
9. Этот металл называют «крылатым». (Алюминий)
10. Какой металл загорается в воде? (Калий)
11. Что такое «сухой лед»? (Углекислый газ СО2 в твердом состоянии)
12. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? (СаО – оксид кальция – негашеная
известь пушонка)
13. Можно ли заполнить газообразным кислородом полбалона? (Нет)
14. Вещества, в растворах которых индикаторы меняют окраску. (Кислоты и щелочи)
15. В какой капусте много иода? (В морской)
16. Чем отличается кислород от озона? (Числом атомов кислорода)
17. Какого элемента всегда не хватает зубам? (Фтора)
18. Что такое МОЛЬ? (Единица количества вещества)
19. Как называется число 6,02 х 10 23? (Число Авогадро)
20. Правда ли, что собака Баскервилей светилась в темноте? (Нет)
Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как вы пытались баллы добывать,
И не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
Подведение итогов. Награждение команд. Источники
1. В.Н. Алексинский “Занимательные опыты по химии” Москва. Просвещение 1980.
2. Л.М. Брейгер, П.В. Глинская “Предметные недели в школе: химия, физика”,
издательство “Учитель”, Волгоград, 2001 г.
3. И.А. Леенсон “100 вопросов и ответов по химии”. Издательство “Астрель” 2002.
4. О.Ольгин “Опыты без взрывов”. Москва. Химия 1986.
5. Л.Е.Сомин “Увлекательная химия” Москва. Просвещение 1972.
6. С.А. Харлакевич “Посвящение в химики”//химия в школе № 6/2002 г., стр. 7679.
7. М. Орлова. “Я познаю мир. Детская энциклопедия. История вещей”. Москва.
Издательство “АСТ”. 1998.
ХИМИЧЕСКИЙ МАРАФОН внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов
ХИМИЧЕСКИЙ МАРАФОН внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов
ХИМИЧЕСКИЙ МАРАФОН внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов
ХИМИЧЕСКИЙ МАРАФОН внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов
ХИМИЧЕСКИЙ МАРАФОН внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов
ХИМИЧЕСКИЙ МАРАФОН внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.