Химический состав клетки.
Оценка 4.6

Химический состав клетки.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
5 кл—11 кл +1
29.04.2018
Химический состав клетки.
Химический состав клетки. Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса. Планируемые образовательные результаты: Предметные - знать химический состав клетки; - рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке; - уметь отличать органические вещества от неорганических веществ. Метапредметные - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; Личностные - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы.
Химсостав клетки.doc
Тема урока Тип урока Цель Задачи Планируемые образовательные результаты Основные понятия и термины, изучаемые на уроке Ресурсы Технологии ОБЩАЯ ЧАСТЬ Химический состав клетки.  Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. и  соответствует  требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса. Проблемно­исследовательский Способствовать формированию представления о химическом составе клетки. ­ образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки. ­ развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно­следственные связи; определять  органические и неорганические вещества в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность  на конечный результат; уметь выражать свои мысли. ­ воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели;  воспитывать положительное отношение к совместному труду. Предметные ­ знать  химический состав клетки; ­ рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке; ­ уметь отличать  органические вещества от неорганических веществ. Метапредметные ­ регулятивные: ­ самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства  достижения цели; ­ участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;  ­ коммуникативные: ­ обсуждать в рабочей группе  информацию;  ­ слушать товарища и обосновывать свое мнение; ­ выражать свои мысли и идеи. ­ познавательные: ­ работать  с учебником; ­ находить отличия; ­ объяснять значения новых слов; ­ сравнивать и выделять признаки; Личностные ­ осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; ­ устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли  Органические вещества. Белки. Углеводы.  Жиры.   Мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь,  плакат «Строение клетки», йод, семена огурца и подсолнечника,   листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория, весы. Проблемно­исследовательская технология, ИКТ­ технологии. Этап урока, дидактические цели. 1 этап. Организационный 2 этап. Актуализация знаний ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Содержание учебного материала. Деятельность обучающихся. Форма Формирование УУД. организации учебной деятельности Деятельность учителя. Приветствие  обучающихся. Мотивирование учащихся к учебной деятельности  посредством создания позитивной эмоциональной  обстановки. «Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Биология сейчас». Девиз урока:  «Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно!  Отвечаешь – доказательно! Борешься – старательно! И открытия нас ждут обязательно!»      «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и  активная работа на уроке поможет вам усвоить новый  материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать  в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.  Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет  побывать настоящим исследователем интересного мира  – мира  живых организмов?».       «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами  должны проверить ­ насколько вы готовы к нашему  путешествию в страну исследователей. Билетом в  исследовательскую лабораторию будут служить ответы  на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем  Приветствуют учителя.   фронтальная Личностные: Настраиваются на урок, психологически  готовятся к общению. проявляют интерес к  изучаемому предмету,  понимают его важность. 1. Один ученик работает у доски  с  индивидуальная Коммуникативные: кроссвордом. парная  Из выделенных букв необходимо составить  ключевое слово урока р о х Л о т Какие структуры отсутствуют в клетках  кожицы чешуи лука?  п л а с ы Г у К Ученый, открывший клетку. м и К р о с к о п С помощью чего можно рассмотреть клетки    умение сотрудничать, высказывают   свою   точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Познавательные: ориентироваться в своей  системе знаний. Регулятивные: оценивать правильность живых организмов? выполнения заданий уроке».  Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем  отличается растительная клетка от животной клетки.  Давайте вспомним и проверим наши знания.  в А к у о л и Резервуары, в которых накапливается  клеточный сок. к л Е т о ч н ы й о к с Запасные питательные вещества и продукты  жизнедеятельности а н Т к Группы клеток, сходных по строению,  функциям и имеющее общее происхождение. и Ключевое слово – «Клетка» 2.Несколько человек работают по  индивидуальным карточкам. Учащиеся  самостоятельно проверяют ответы,  анализируют их. Карточка 1.  Тестовые задания с выбором одного  правильного ответа 1. Растительная клетка отличается от животной клетки наличием органоида: а) рибосома;  б)  митохондрия;  в) хлоропласт;  г) лизосома 2. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной;  б) бактериальной;  в)  животной 3. Органоид, который является источником  энергии: а) митохондрия;  б) аппарат Гольджи;  в)  вакуоль;  г) ядро 4. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы: а) ядро;  б) цитоплазма;  в) вода;  г) ЭПС    Карточка 2.   Выбери правильный ответ 1.Клеточная оболочка не характерна для: а) растений, б) животных, в) грибов. 2.Растительная клетка отличается от животной  наличием:  а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.    Карточка 3  Допиши Для передвижения некоторые одноклеточные  животные используют специальные  приспособления в виде…. ложноножек,  ресничек, жгутиков. Вступают в диалог с учителем, отвечают на  вопросы, проговаривают и осознают. фронтальная Личностные: формирование  мотивационной основы  учебной деятельности Познавательные: обобщение информации,  полученная,  в виде  исследования. Регулятивные: в сотрудничестве с  учителем,  выдвигают  проблему. 3 этап. Создание проблемной ситуации Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак,   сейчас   я   хочу   показать   Вам   пару   опытов. Внимание! 1.Раствор   марганцовки   с   уксусом     красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду →   зелёное окрашивание. → 2.В   раствор   марганцовки   добавить   раствор   перекиси водорода   (раствор   гидроперита)   обесцвечивание раствора. → Итак,   что   же   Вы   увидели?   Что   произошло   у   нас   на уроке? (превращение) Действительно, произошло превращение одного цвета в  другой, или же превращение одного вещества в другое.  А какая наука изучает вещества и их превращения?  (химия)  Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия  вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем  точное, поскольку  химия не только вокруг нас, но и …  (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос,  который поможет сформулировать тему сегодняшнего  урока. Все живые организмы состоят из … (клеток).  Правильно. А, внутри клеток находятся… (вещества). Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) 4 этап Целеполагания Тема урока «Химический состав клетки».    Изучить химический состав клетки.   Какие вещества имеются в клетке? (работа с текстом  учебника) Работа с текстом учебника, §6 парная Познавательные: Поиск нужной информации по вопросу  учителя. продолжить  формирование умения  работать  с учебником. Коммуникативные: продолжить  формирование умения  самостоятельно  организовывать учебное  взаимодействие при  работе в группе (паре); продолжить  формирование умения  слушать товарища и  обосновывать свое мнение; продолжить  формирование умения  выражать свои мысли и  идеи. 5 этап Осмысление (изучение нового материала) Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле  имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют   сходное  строение.  Оказывается кроме сходства в строении,  для всех  клеток характерен и сходный  химический  состав. Вещества, из которых состоят клетки,   разнообразны.  Из  109,  имеющихся  в природе химических  элементов   в  составе клеток можно найти 80. Но большинство этих  элементов встречается в  виде химических веществ.  Какие вещества имеются в клетке? (работа с текстом  учебника) Все вещества клетки  можно  разделить  на органические и  неорганические. Проявление познавательной инициативы. фронтальная, Познавательные: Проведение исследований. парная Обсуждение в группах варианты решения. Оценка правильности выводов, решений. анализировать,  воспринимать,  интерпретировать и  обобщать информацию о  химическом составе  клетки. Регулятивные: продолжить  формирование умения  самостоятельно  обнаруживать и  формулировать учебную Неорганические  вещества – это  вода  и  минеральные  соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80%  состоит из  воды. В клетках растений также есть вода в  среднем около 60%. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие  воды в клетках. 1. Прокаливание семян Положим  в  пробирку  сухие  семена огурца и  прокалим  их  на огне. На  стенках  пробирки  мы   увидим  капельки  воды, которая выделилась при   нагревании из  клеток. 2. Взвещивание  Я заранее  взяла  два  листа  капусты одинаковой   массы. Один  из  них  высушила. Как  вы  думаете,  зачем? (Правильно, что бы  испарилась вода  из  клеток  растения) Теперь  давайте  мы  взвесим  оба  листа  и посмотрим, сколько же  там  было  воды. Роль воды в клетке: 1.Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.  2.Входит в состав цитоплазмы.  3.Составляет основу клеточного сока.  Минеральные  соли составляют  около 1% массы   клетки, но их значение  очень велико. Чаще  всего в  растительных  клетках встречаются  соединения азота,  фосфора, натрия, калия и других  элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные   вещества: ­ водоросли – йод, поэтому людям испытывающим   недостаток этого  элемента  рекомендуют,  есть   морскую  капусту. проблему, определять цель учебной деятельности,  выдвигать версии; продолжить  формирование умения  участвовать в  коллективном обсуждении проблемы, интересоваться  чужим мнением,  высказывать свое; продолжить  формирование умения  определять критерии  изучения химического  состава клетки; продолжить  формирование навыков в  диалоге с учителем  совершенствовать  самостоятельно  выработанные критерии  оценки; продолжить  формирование умения  работать по плану, сверять свои действия с целью и  при необходимости  исправлять ошибки  самостоятельно. продолжить обучение  основам самоконтроля,  самооценки и  взаимооценки. Личностные: создание условий  к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту  знаний, проявлять интерес  к новому содержанию;  устанавливать связь  между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный  вклад в работу группы. Личностные:  установка на здоровый  образ жизни Выполнение упражнений по видеофрагменту. Осуществляют профилактику утомления. ­ лютики – накапливают  литий и по  их месту   произрастания  можно  судить о  химическом  составе  почвы. ­ хвощ – растет,  там,  где  кислые почвы. Роль минеральных солей в клетке: 1.Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;  2.Входят в состав межклеточного вещества.  3.Вода и минеральные соли  входят и в состав  неживой природы. О чём это может говорить?    (между химическим составом живых организмов и  неживой природой существует принципиальное  единство). Музыкальная физкульминутка Органические вещества ­  вещества,  состоящие  из углерода,  водорода,  кислорода и азота. Эти вещества  содержатся  или  производятся живыми организмами. К  этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы. Их   насчитывается около 10 миллионов. А сейчас  вы  сами  проделаете  ряд  исследований.   Демонстрационные опыты, доказывающие  наличие углеводов в клетке. Определение крахмала А) На клубень картофеля капните йод. Что  наблюдаете? Проделаем еще один опыт Б) Для  этого возьмите стаканчик, налейте  в  него  немного воды, приблизительно треть и опустите туда  комочек  теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в  стаканчике. Что вы наблюдаете? (Помутнение  воды) Отлейте  немного  воды  в  стаканчик и накапайте  туда   раствор  йода. Что наблюдаете? (Раствор посинел) Какой вывод мы можем  сделать? (В клетках растений  содержится крахмал, который синеет при действии  йода) В каких органах растений мы чаще всего обнаружим  крахмал? Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из  сахарного тростника или свеклы) А что такое  тростник и свекла? (Растения) Какой вывод мы можем  сделать, опираясь на эти  знания? (Правильно, в клетках растений содержится  сахар) Роль углеводов в клетке: Крахмал и сахар являются основными запасными  веществами для обеспечения энергией растения.  Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений  входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка) Как вы думаете, а какую роль это вещество играет?  (Придает прочность и упругость различным частям  растений) Отставьте  стаканчик в сторону,  не вынимая теста. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие  жира в клетке.  Возьмите  салфетку  между листочками  положите  несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной  карандаша или ручки раздавите семена.  Что  наблюдаете? (Появляется жирное  пятно на бумаге) Какой можно  сделать вывод? (В клетках растений  содержится масло­жир) Человек с давних пор использует растения, в которых  содержится в большом количестве жир. Эти растения  называют масличными.  Какие масличные растения вам известны? Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего  накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание  жира? Роль жира в клетках: жир накапливается для питания  зародыша семени при прорастании семян.  Демонстрационный опыт, доказывающий наличие  белка в клетке.  Аккуратно выньте  комочек  теста и  осмотрите его,  развернув  марлю. Потрогайте  его пальцем. Что чувствуете? (скользкое, клейкое) Когда  сомкнете пальцы что  чувствуете? (пальцы  склеиваются). Правильно, это выделяется из теста   белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы,  ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек  может из  муки получать тесто и печь хлеб и пироги. 6 этап I. Биологический брейн­ринг: Закрепление и обобщение. 1.Какое вещество используют для определения  содержания крахмала (йод) 2.Одно из органических веществ, которое в клетке  используется как вещество запаса (сахар) 3.Вещество­углевод, можно обнаружить в клубнях  картофеля (крахмал) 4.Органические вещества, необходимые в клетке для  получения энергии (жиры) Закрепление. Отвечают на вопросы брейн­ринга. фронтальная, индивидуальная Работа в рабочих тетрадях.  Заполнение схемы «Вещества клетки». Познавательные: Ориентируются   в   своей системе знаний. Личностные: Осознают свои  возможности в учении. 5.Группа веществ, к которым относятся вода и  минеральные соли (неорганические) 6.Органические вещества, играющие большую роль во  всех жизненных процессах клетки (белки) 7.Растительный белок, оставшийся после промывания  теста (клейковина) 8.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора  йода  (синий) 9.Часть картофеля, в которой при проведении  лабораторной работы мы обнаружили крахмал (клубень) II. Заполнение схемы «Вещества клетки». III. Просмотр презентации или фильма «Химический  состав клетки» 7 этап Рефлексия (итог урока). Проверка уровня понимания учебного  материала, психологического состояния учащихся  после урока по вопросам: ­Все ли вам было понятно в течение урока? ­Какая часть урока показалась самой интересной?  ­Какая часть урока  вызвала затруднение?  ­Какое у вас настроение после урока?  Подведение итогов с помощью  стихотворения: Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа.  Идут превращения, Названье таким превращеньям ­  явления. И создают вещества органические, Процессы те сложные, по сути химические. 8 этап Домашнее задание. Параграф   §6, вопросы на странице  27.       На выбор выполнить одно задание 1.Изучите этикетки продуктов питания растительного  происхождения и найдите информацию о содержании  белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты  наиболее богаты этими веществами.  2.Используя Интернет или дополнительную литературу,  проведите  исследование и сделайте краткие сообщения  о том, какие масличные растения используют люди в  Регулятивные: Осуществляют контроль  учебных действий. Познавательные: ориентируются в своей  системе знаний. Регулятивные: Проводят рефлексию  учебной деятельности. разных  странах? 3. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите  исследование и сделайте краткие сообщения  о том, какие растения используют люди в разных   странах для производства сахара, кроме сахарного  тростника и сахарной свеклы? 4. Используя  Интернет и дополнительную литературу,  подготовьте сообщения об отраслях промышленности,  где человек использует  различные вещества  растительных клеток. Копия верна. Заместитель по УВР ______________________  Белова В.А.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.

Химический состав клетки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018