Химический состав клетки.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Химический состав клетки. Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса. Планируемые образовательные результаты: Предметные - знать химический состав клетки; - рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке; - уметь отличать органические вещества от неорганических веществ. Метапредметные - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; Личностные - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы.
Иконка файла материала Химсостав клетки.doc
Тема урока Тип урока Цель Задачи Планируемые образовательные результаты Основные понятия и термины, изучаемые на уроке Ресурсы Технологии ОБЩАЯ ЧАСТЬ Химический состав клетки.  Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. и  соответствует  требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса. Проблемно­исследовательский Способствовать формированию представления о химическом составе клетки. ­ образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки. ­ развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно­следственные связи; определять  органические и неорганические вещества в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность  на конечный результат; уметь выражать свои мысли. ­ воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели;  воспитывать положительное отношение к совместному труду. Предметные ­ знать  химический состав клетки; ­ рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке; ­ уметь отличать  органические вещества от неорганических веществ. Метапредметные ­ регулятивные: ­ самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства  достижения цели; ­ участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;  ­ коммуникативные: ­ обсуждать в рабочей группе  информацию;  ­ слушать товарища и обосновывать свое мнение; ­ выражать свои мысли и идеи. ­ познавательные: ­ работать  с учебником; ­ находить отличия; ­ объяснять значения новых слов; ­ сравнивать и выделять признаки; Личностные ­ осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; ­ устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли  Органические вещества. Белки. Углеводы.  Жиры.   Мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь,  плакат «Строение клетки», йод, семена огурца и подсолнечника,   листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория, весы. Проблемно­исследовательская технология, ИКТ­ технологии.Этап урока, дидактические цели. 1 этап. Организационный 2 этап. Актуализация знаний ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Содержание учебного материала. Деятельность обучающихся. Форма Формирование УУД. организации учебной деятельности Деятельность учителя. Приветствие  обучающихся. Мотивирование учащихся к учебной деятельности  посредством создания позитивной эмоциональной  обстановки. «Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Биология сейчас». Девиз урока:  «Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно!  Отвечаешь – доказательно! Борешься – старательно! И открытия нас ждут обязательно!»      «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и  активная работа на уроке поможет вам усвоить новый  материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать  в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.  Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет  побывать настоящим исследователем интересного мира  – мира  живых организмов?».       «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами  должны проверить ­ насколько вы готовы к нашему  путешествию в страну исследователей. Билетом в  исследовательскую лабораторию будут служить ответы  на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем  Приветствуют учителя.   фронтальная Личностные: Настраиваются на урок, психологически  готовятся к общению. проявляют интерес к  изучаемому предмету,  понимают его важность. 1. Один ученик работает у доски  с  индивидуальная Коммуникативные: кроссвордом. парная  Из выделенных букв необходимо составить  ключевое слово урока р о х Л о т Какие структуры отсутствуют в клетках  кожицы чешуи лука?  п л а с ы Г у К Ученый, открывший клетку. м и К р о с к о п С помощью чего можно рассмотреть клетки    умение сотрудничать, высказывают   свою   точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Познавательные: ориентироваться в своей  системе знаний. Регулятивные: оценивать правильностьживых организмов? выполнения заданий уроке».  Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем  отличается растительная клетка от животной клетки.  Давайте вспомним и проверим наши знания.  в А к у о л и Резервуары, в которых накапливается  клеточный сок. к л Е т о ч н ы й о к с Запасные питательные вещества и продукты  жизнедеятельности а н Т к Группы клеток, сходных по строению,  функциям и имеющее общее происхождение. и Ключевое слово – «Клетка» 2.Несколько человек работают по  индивидуальным карточкам. Учащиеся  самостоятельно проверяют ответы,  анализируют их. Карточка 1.  Тестовые задания с выбором одного  правильного ответа 1. Растительная клетка отличается от животной клетки наличием органоида: а) рибосома;  б)  митохондрия;  в) хлоропласт;  г) лизосома 2. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной;  б) бактериальной;  в)  животной 3. Органоид, который является источником  энергии: а) митохондрия;  б) аппарат Гольджи;  в)  вакуоль;  г) ядро 4. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы: а) ядро;  б) цитоплазма;  в) вода;  г) ЭПС    Карточка 2.   Выбери правильный ответ 1.Клеточная оболочка не характерна для:а) растений, б) животных, в) грибов. 2.Растительная клетка отличается от животной  наличием:  а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.    Карточка 3  Допиши Для передвижения некоторые одноклеточные  животные используют специальные  приспособления в виде…. ложноножек,  ресничек, жгутиков. Вступают в диалог с учителем, отвечают на  вопросы, проговаривают и осознают. фронтальная Личностные: формирование  мотивационной основы  учебной деятельности Познавательные: обобщение информации,  полученная,  в виде  исследования. Регулятивные: в сотрудничестве с  учителем,  выдвигают  проблему. 3 этап. Создание проблемной ситуации Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак,   сейчас   я   хочу   показать   Вам   пару   опытов. Внимание! 1.Раствор   марганцовки   с   уксусом     красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду →   зелёное окрашивание. → 2.В   раствор   марганцовки   добавить   раствор   перекиси водорода   (раствор   гидроперита)   обесцвечивание раствора. → Итак,   что   же   Вы   увидели?   Что   произошло   у   нас   на уроке? (превращение) Действительно, произошло превращение одного цвета в  другой, или же превращение одного вещества в другое.  А какая наука изучает вещества и их превращения?  (химия)  Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия  вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем  точное, поскольку  химия не только вокруг нас, но и …  (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос,  который поможет сформулировать тему сегодняшнего  урока. Все живые организмы состоят из … (клеток).  Правильно. А, внутри клеток находятся… (вещества). Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)4 этап Целеполагания Тема урока «Химический состав клетки».    Изучить химический состав клетки.   Какие вещества имеются в клетке? (работа с текстом  учебника) Работа с текстом учебника, §6 парная Познавательные: Поиск нужной информации по вопросу  учителя. продолжить  формирование умения  работать  с учебником. Коммуникативные: продолжить  формирование умения  самостоятельно  организовывать учебное  взаимодействие при  работе в группе (паре); продолжить  формирование умения  слушать товарища и  обосновывать свое мнение; продолжить  формирование умения  выражать свои мысли и  идеи. 5 этап Осмысление (изучение нового материала) Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле  имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют   сходное  строение.  Оказывается кроме сходства в строении,  для всех  клеток характерен и сходный  химический  состав. Вещества, из которых состоят клетки,   разнообразны.  Из  109,  имеющихся  в природе химических  элементов   в  составе клеток можно найти 80. Но большинство этих  элементов встречается в  виде химических веществ.  Какие вещества имеются в клетке? (работа с текстом  учебника) Все вещества клетки  можно  разделить  на органические и  неорганические. Проявление познавательной инициативы. фронтальная, Познавательные: Проведение исследований. парная Обсуждение в группах варианты решения. Оценка правильности выводов, решений. анализировать,  воспринимать,  интерпретировать и  обобщать информацию о  химическом составе  клетки. Регулятивные: продолжить  формирование умения  самостоятельно  обнаруживать и  формулировать учебнуюНеорганические  вещества – это  вода  и  минеральные  соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80%  состоит из  воды. В клетках растений также есть вода в  среднем около 60%. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие  воды в клетках. 1. Прокаливание семян Положим  в  пробирку  сухие  семена огурца и  прокалим  их  на огне. На  стенках  пробирки  мы   увидим  капельки  воды, которая выделилась при   нагревании из  клеток. 2. Взвещивание  Я заранее  взяла  два  листа  капусты одинаковой   массы. Один  из  них  высушила. Как  вы  думаете,  зачем? (Правильно, что бы  испарилась вода  из  клеток  растения) Теперь  давайте  мы  взвесим  оба  листа  и посмотрим, сколько же  там  было  воды. Роль воды в клетке: 1.Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.  2.Входит в состав цитоплазмы.  3.Составляет основу клеточного сока.  Минеральные  соли составляют  около 1% массы   клетки, но их значение  очень велико. Чаще  всего в  растительных  клетках встречаются  соединения азота,  фосфора, натрия, калия и других  элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные   вещества: ­ водоросли – йод, поэтому людям испытывающим   недостаток этого  элемента  рекомендуют,  есть   морскую  капусту. проблему, определять цель учебной деятельности,  выдвигать версии; продолжить  формирование умения  участвовать в  коллективном обсуждении проблемы, интересоваться  чужим мнением,  высказывать свое; продолжить  формирование умения  определять критерии  изучения химического  состава клетки; продолжить  формирование навыков в  диалоге с учителем  совершенствовать  самостоятельно  выработанные критерии  оценки; продолжить  формирование умения  работать по плану, сверять свои действия с целью и  при необходимости  исправлять ошибки  самостоятельно. продолжить обучение  основам самоконтроля,  самооценки и  взаимооценки. Личностные: создание условий  к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации кобучению и самопознанию; осознавать неполноту  знаний, проявлять интерес  к новому содержанию;  устанавливать связь  между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный  вклад в работу группы. Личностные:  установка на здоровый  образ жизни Выполнение упражнений по видеофрагменту. Осуществляют профилактику утомления. ­ лютики – накапливают  литий и по  их месту   произрастания  можно  судить о  химическом  составе  почвы. ­ хвощ – растет,  там,  где  кислые почвы. Роль минеральных солей в клетке: 1.Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;  2.Входят в состав межклеточного вещества.  3.Вода и минеральные соли  входят и в состав  неживой природы. О чём это может говорить?    (между химическим составом живых организмов и  неживой природой существует принципиальное  единство). Музыкальная физкульминутка Органические вещества ­  вещества,  состоящие  из углерода,  водорода,  кислорода и азота. Эти вещества  содержатся  или  производятся живыми организмами. К  этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы. Их   насчитывается около 10 миллионов. А сейчас  вы  сами  проделаете  ряд  исследований.   Демонстрационные опыты, доказывающие  наличие углеводов в клетке. Определение крахмала А) На клубень картофеля капните йод. Что  наблюдаете? Проделаем еще один опыт Б) Для  этого возьмите стаканчик, налейте  в  него  немного воды, приблизительно треть и опустите туда  комочек  теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в  стаканчике. Что вы наблюдаете? (Помутнение  воды)Отлейте  немного  воды  в  стаканчик и накапайте  туда   раствор  йода. Что наблюдаете? (Раствор посинел) Какой вывод мы можем  сделать? (В клетках растений  содержится крахмал, который синеет при действии  йода) В каких органах растений мы чаще всего обнаружим  крахмал? Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из  сахарного тростника или свеклы) А что такое  тростник и свекла? (Растения) Какой вывод мы можем  сделать, опираясь на эти  знания? (Правильно, в клетках растений содержится  сахар) Роль углеводов в клетке: Крахмал и сахар являются основными запасными  веществами для обеспечения энергией растения.  Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений  входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка) Как вы думаете, а какую роль это вещество играет?  (Придает прочность и упругость различным частям  растений) Отставьте  стаканчик в сторону,  не вынимая теста. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие  жира в клетке.  Возьмите  салфетку  между листочками  положите  несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной  карандаша или ручки раздавите семена.  Что  наблюдаете? (Появляется жирное  пятно набумаге) Какой можно  сделать вывод? (В клетках растений  содержится масло­жир) Человек с давних пор использует растения, в которых  содержится в большом количестве жир. Эти растения  называют масличными.  Какие масличные растения вам известны? Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего  накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание  жира? Роль жира в клетках: жир накапливается для питания  зародыша семени при прорастании семян.  Демонстрационный опыт, доказывающий наличие  белка в клетке.  Аккуратно выньте  комочек  теста и  осмотрите его,  развернув  марлю. Потрогайте  его пальцем. Что чувствуете? (скользкое, клейкое) Когда  сомкнете пальцы что  чувствуете? (пальцы  склеиваются). Правильно, это выделяется из теста   белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы,  ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек  может из  муки получать тесто и печь хлеб и пироги. 6 этап I. Биологический брейн­ринг: Закрепление и обобщение. 1.Какое вещество используют для определения  содержания крахмала (йод) 2.Одно из органических веществ, которое в клетке  используется как вещество запаса (сахар) 3.Вещество­углевод, можно обнаружить в клубнях  картофеля (крахмал) 4.Органические вещества, необходимые в клетке для  получения энергии (жиры) Закрепление. Отвечают на вопросы брейн­ринга. фронтальная, индивидуальная Работа в рабочих тетрадях.  Заполнение схемы «Вещества клетки». Познавательные: Ориентируются   в   своей системе знаний. Личностные: Осознают свои  возможности в учении.5.Группа веществ, к которым относятся вода и  минеральные соли (неорганические) 6.Органические вещества, играющие большую роль во  всех жизненных процессах клетки (белки) 7.Растительный белок, оставшийся после промывания  теста (клейковина) 8.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора  йода  (синий) 9.Часть картофеля, в которой при проведении  лабораторной работы мы обнаружили крахмал (клубень) II. Заполнение схемы «Вещества клетки». III. Просмотр презентации или фильма «Химический  состав клетки» 7 этап Рефлексия (итог урока). Проверка уровня понимания учебного  материала, психологического состояния учащихся  после урока по вопросам: ­Все ли вам было понятно в течение урока? ­Какая часть урока показалась самой интересной?  ­Какая часть урока  вызвала затруднение?  ­Какое у вас настроение после урока?  Подведение итогов с помощью  стихотворения: Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа.  Идут превращения, Названье таким превращеньям ­  явления. И создают вещества органические, Процессы те сложные, по сути химические. 8 этап Домашнее задание. Параграф   §6, вопросы на странице  27.       На выбор выполнить одно задание 1.Изучите этикетки продуктов питания растительного  происхождения и найдите информацию о содержании  белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты  наиболее богаты этими веществами.  2.Используя Интернет или дополнительную литературу,  проведите  исследование и сделайте краткие сообщения  о том, какие масличные растения используют люди в  Регулятивные: Осуществляют контроль  учебных действий. Познавательные: ориентируются в своей  системе знаний. Регулятивные: Проводят рефлексию  учебной деятельности.разных  странах? 3. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите  исследование и сделайте краткие сообщения  о том, какие растения используют люди в разных   странах для производства сахара, кроме сахарного  тростника и сахарной свеклы? 4. Используя  Интернет и дополнительную литературу,  подготовьте сообщения об отраслях промышленности,  где человек использует  различные вещества  растительных клеток. Копия верна. Заместитель по УВР ______________________  Белова В.А.