химия

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 348-predelnye-i-nepredelnye-uglevodorody.doc

    Урок обобщение в 10 классе  «Предельные и непредельные углеводороды».

          Учитель химии  МБОУ «Большекайбицкая СОШ Кайбицкого муниципального района РТ»

        Рахматуллина  Гулия Харисовна

 

Цели урока: образовательная – обобщить и закрепить, сведения о строении, свойствах алканов, циклоалканов, алкенов и алкинов; совершенствовать навыки по номенклатуре органических соединений.

                       развивающая - развивать умения рационально планировать свою деятельность.

                       воспитательная – воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Вид урока: конкурс.

Средства обучения: конверты с формулами, дифференцированные карточки с заданиями, кубик с вопросами, жетоны, кроссворд., компьютер, проектор

 

 

1. Конкурс «Узнавайка».

Разложите карточки с формулами веществ по конвертам с надписями алканы, циклоалканы, алкены, алкины, алкадиены. На конвертах напишите общие формулы соединений. (взаимопроверка)

 

1) Н3С-СН2= С-СН-СН3          2) СН3-СН2-СН-СН       3)                 СН2

                                |                                           |                      Н2С             СН2

                               СН3                                     СН3                

                                                                                                    Н2С             СН2

                      

                                                                                                               СН2

 

4) Н3С-СН=СН-СН2             5) Н2С=С-СН2-СН=СН2        6) НС=С-СН2-СН3

                               |                               |

                            СН3                         СН3

 

7) Н3С-СН-СН2-СН     8) Н2С=СН-СН-СН3          9)     Н2С              С-СН3

              |                                                |

             СН2                                          С2Н5

              |

             СН                                                                С2Н5-СН           СН2

 

10) Н3С-СН=СН-СН=СН2

 

2. Конкурс «Называйка».

Подпишите свои Ф.И.О. и назовите вещества в предложенных дифференцированных карточках (задание 1).

 

 

 

3. Конкурс «Поиграйка».

На гранях кубика записаны вопросы:

По 3 представителя от каждой команды по очереди бросают кубик и отвечают на вопросы.

1.     Тип гибридизации атомных орбиталей в молекуле этилена.

2.     Агрегатное состояние гептана.

3.     Какой газ применяется при сварке и резке металлов.

4.     Из каких веществ можно получить этилен в лаборатории.

5.     Какие предельные  углеводороды сжижены в красных баллонах.

6.     Назовите угол в ацетилене НС=СН.

7.     Как экспериментально доказать метан от этилена.

 

 

4. Конкурс «Выбирайка». Слайд 1

Даны формулы веществ:

а) СН2=СН-СН3   б) О2  в) Cl2    г) СН2=СН2     д) Н2О

выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях реакций. (Потом взаимопроверка)

                                            hν

1)    С2Н6 + … → С2Н5Cl  +  HCl

 

                                             T, kat

2)    HC=CH  +  H2 → …

      

                                        HgSO4

3)    HC=CH +… → CH3-C=О

                                              |

                                             H

4)    CH2Cl-CHCl-CH3 + Mg = …    +   MgCl2

 

5)    2C2H2 + … → 4CO2  +  2H2O

 

 

5. Конкурс «Составляйка». Слайд 2

Составьте уравнения реакций (на доске), посредством которых можно осуществить следующие превращения.

                                      +Na

С→СН4→СН3ClACO2

Укажите вещество А.

 

 

6. Конкурс «Кто быстрей?»

Решите тест. За каждый правильный ответ 1 балл.

 

А1. Классу  алкинов относится вещество, формула которого

 

1)    С2Н4

2)    СН4

3)    С2Н6

4)    С2Н2

 

А2. Структурный изомер нормального гексана имеет название

1)    3-этилпентан

2)    2-метилпропан

3)    2,2-диметилпропан

4)    2,2-диметилбутан

 

А3. Межклассовыми изомерами являются

1)    алканы и алкены     

2)    алкены и циклоалканы

3)    алкадиены и алкины

4)    алканы и алкины

 

А4. И бутан, и бутен реагируют с

1)    кислородом

2)    хлороводородом

3)    аммиачным раствором Ag2О

4)    бромной водой

 

А5. В результате взаимодействия ацетилена с водой в присутствии солей двухвалентной  ртути образуется

1)    СН3ОН

2)    С2Н5ОН

3)    С2Н4

4)    СН3СОН

 

Решите задания В1-В2, выбирая  несколько ответов. 

В1. Для этина возможны реакции с

1)    аммиачным раствором оксида серебра

2)    тетрахлорэтаном

3)    кислородом

4)    бромоводородом

5)    азотом

6)    оксидом алюминия

 

 

В2. И для ацетилена, и для пропина характерны:

1)    тетраэдическая форма молекулы

2)    sp-гибридизация

3)    реакция гидрирования

4)    наличие только сигма-связей в молекуле

5)    горения на воздухе

6)    реакции с галогеноводородами

 

 

7.     Конкурс «Перегоняйка».

Какая команда быстрее отгадает кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.     Алкен полимеризацией которого получают упаковочные материалы, обложки (этилен)

2.     Процесс соединения одинаковых молекул в более крупные молекулы (полимеризация)

3.     Вещества, имеющие одинаковый состав молекул (одну и ту же Mr) на различное строение и свойства (изомеры)

4.     Связь, у которой область перекрывания электронных облаков не лежит на линии соединяющей центры атомов (Пи)

 

По вертикали:

5.     Вещество, отличающееся от соседних соединений на одну или несколько СН2 – группу, сходное с ним по строению и свойствам (гомолог)

6.     Радикал, соответствующий этану С2Н6 (этил)

7.     Создатель теории строения органических соединений (Бутлеров)

8.     Реакция, характерная для предельных углеводородов протекающих на свету (замещение)

9.     Углеводород предельного ряда (СnH2n+2)? Молекулярная масса которого равна 100 (гептан, 12n+1*(2n+2)=100, n=7 ).

 

Итог. Оценки.

 

 

Литература

1.Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. –М.: Просвещение, 1987

2.Цветков Л. А.  Органическая химия. 10-11 класс.- М.: Владос, 2006

3.Медведев Ю.Н., Каверина А.А, Корощенко А.  ЕГЭ 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ –М.: Интеллект-Центр, 2007-272с.

4.ЕГЭ. Химия. Контрольные измерительные материалы 2006-2007.- М.: Просвещение, 2007

5.Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений.-11-е изд. стереотип.  – М.: Дрофа, 2010.