Урок обобщение в 10 классе «Предельные и непредельные углеводороды».
Учитель химии МБОУ «Большекайбицкая СОШ Кайбицкого муниципального района РТ»
Рахматуллина Гулия Харисовна
Цели урока: образовательная – обобщить и закрепить, сведения о строении, свойствах алканов, циклоалканов, алкенов и алкинов; совершенствовать навыки по номенклатуре органических соединений.
развивающая - развивать умения рационально планировать свою деятельность.
воспитательная – воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Вид урока: конкурс.
Средства обучения: конверты с формулами, дифференцированные карточки с заданиями, кубик с вопросами, жетоны, кроссворд., компьютер, проектор
1. Конкурс «Узнавайка».
Разложите карточки с формулами веществ по конвертам с надписями алканы, циклоалканы, алкены, алкины, алкадиены. На конвертах напишите общие формулы соединений. (взаимопроверка)
1) Н3С-СН2-С=
С-СН-СН3 2) СН3-СН2-СН-СН3 3)
СН2
| | Н2С СН2
СН3 СН3
Н2С СН2
СН2
4) Н3С-СН=СН-СН2 5) Н2С=С-СН2-СН=СН2 6) НС=С-СН2-СН3
| |
СН3 СН3
7) Н3С-СН-СН2-СН3 8) Н2С=СН-СН-СН3 9) Н2С С-СН3
| |
СН2 С2Н5
|
СН3 С2Н5-СН СН2
10) Н3С-СН=СН-СН=СН2
2. Конкурс «Называйка».
Подпишите свои Ф.И.О. и назовите вещества в предложенных дифференцированных карточках (задание 1).
3. Конкурс «Поиграйка».
На гранях кубика записаны вопросы:
По 3 представителя от каждой команды по очереди бросают кубик и отвечают на вопросы.
1. Тип гибридизации атомных орбиталей в молекуле этилена.
2. Агрегатное состояние гептана.
3. Какой газ применяется при сварке и резке металлов.
4. Из каких веществ можно получить этилен в лаборатории.
5. Какие предельные углеводороды сжижены в красных баллонах.
6. Назовите угол в ацетилене НС=СН.
7. Как экспериментально доказать метан от этилена.
4. Конкурс «Выбирайка». Слайд 1
Даны формулы веществ:
а) СН2=СН-СН3 б) О2 в) Cl2 г) СН2=СН2 д) Н2О
выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях реакций. (Потом взаимопроверка)
hν
1) С2Н6 + … → С2Н5Cl + HCl
T, kat
2) HC=CH + H2 → …
HgSO4
3) HC=CH +… → CH3-C=О
|
H
4) CH2Cl-CHCl-CH3 + Mg = … + MgCl2
5) 2C2H2 + … → 4CO2 + 2H2O
5. Конкурс «Составляйка». Слайд 2
Составьте уравнения реакций (на доске), посредством которых можно осуществить следующие превращения.
+Na
С→СН4→СН3Cl→A→CO2
Укажите вещество А.
6. Конкурс «Кто быстрей?»
Решите тест. За каждый правильный ответ 1 балл.
А1. Классу алкинов относится вещество, формула которого
1) С2Н4
2) СН4
3) С2Н6
4) С2Н2
А2. Структурный изомер нормального гексана имеет название
1) 3-этилпентан
2) 2-метилпропан
3) 2,2-диметилпропан
4) 2,2-диметилбутан
А3. Межклассовыми изомерами являются
1) алканы и алкены
2) алкены и циклоалканы
3) алкадиены и алкины
4) алканы и алкины
А4. И бутан, и бутен реагируют с
1) кислородом
2) хлороводородом
3) аммиачным раствором Ag2О
4) бромной водой
А5. В результате взаимодействия ацетилена с водой в присутствии солей двухвалентной ртути образуется
1) СН3ОН
2) С2Н5ОН
3) С2Н4
4) СН3СОН
Решите задания В1-В2, выбирая несколько ответов.
В1. Для этина возможны реакции с
1) аммиачным раствором оксида серебра
2) тетрахлорэтаном
3) кислородом
4) бромоводородом
5) азотом
6) оксидом алюминия
В2. И для ацетилена, и для пропина характерны:
1) тетраэдическая форма молекулы
2) sp-гибридизация
3) реакция гидрирования
4) наличие только сигма-связей в молекуле
5) горения на воздухе
6) реакции с галогеноводородами
7. Конкурс «Перегоняйка».
Какая команда быстрее отгадает кроссворд.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. Алкен полимеризацией которого получают упаковочные материалы, обложки (этилен)
2. Процесс соединения одинаковых молекул в более крупные молекулы (полимеризация)
3. Вещества, имеющие одинаковый состав молекул (одну и ту же Mr) на различное строение и свойства (изомеры)
4. Связь, у которой область перекрывания электронных облаков не лежит на линии соединяющей центры атомов (Пи)
По вертикали:
5. Вещество, отличающееся от соседних соединений на одну или несколько СН2 – группу, сходное с ним по строению и свойствам (гомолог)
6. Радикал, соответствующий этану С2Н6 (этил)
7. Создатель теории строения органических соединений (Бутлеров)
8. Реакция, характерная для предельных углеводородов протекающих на свету (замещение)
9. Углеводород предельного ряда (СnH2n+2)? Молекулярная масса которого равна 100 (гептан, 12n+1*(2n+2)=100, n=7 ).
Итог. Оценки.
Литература
1.Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. –М.: Просвещение, 1987
2.Цветков Л. А. Органическая химия. 10-11 класс.- М.: Владос, 2006
3.Медведев Ю.Н., Каверина А.А, Корощенко А. ЕГЭ 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ –М.: Интеллект-Центр, 2007-272с.
4.ЕГЭ. Химия. Контрольные измерительные материалы 2006-2007.- М.: Просвещение, 2007
5.Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений.-11-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.