химия

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1233-konspekt-uroka-khimii-dlya-11-klassa-po-teme-gidroliz-solej.docx

Конспект урока химии для 11 класса по теме «Гидролиз солей»

Цель – изучить понятие гидролиза, раскрыть особенности гидролиза солей.

Задачи:

1. образовательная – знать понятие гидролиза, уметь составлять уравнения реакций, уметь определять среду раствора по их составу;

2. воспитательная – воспитать умения работать самостоятельно и в группах, взаимовыручка;

3. развивающая – умение сравнивать типы солей и их особенности в гидролизе, уметь устанавливать характер среды по окраски универсального индикатора (лакмус).

Оборудование: учебники, реактивы (соли), пробирки, универсальный индикатор, таблица изменения окраски лакмуса в различных средах, периодическая таблица Д. И. Менделеева.

Ход работы:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Гидролизом называется взаимодействие вещества с водой, при котором составные части вещества соединяются с составными частями воды.

Гидролизу подвержены соединения различных классов. Гидролиз в основном процесс обратимый. В реакции гидролиза вступают соли, образованные слабой кислотой и слабым основанием, или слабой кислотой и сильным основанием, или слабым основанием и сильной кислотой. Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием, гидролизу не подвергаются; нейтрализация в этом случае сводится к процессу,

H+ + OH- = H2O

а обратная реакция протекает в ничтожно малой степени.

 

 

 

 

Типы солей

 

образованные сильной кислотой и слабым основанием (СuSO4, AlCl3)
образованные сильной кислотой и сильным основанием (NaCl, K2SO4)
СОЛИ
образованные сильным основанием и слабой кислотой (Na2CO3, CH3COONa) образованные слабой кислотой и слабым основанием ((NH4)2S, CH3COONH4)
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рассмотрим типичные случаи гидролиза солей.

1) Соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием.

В качестве примера возьмем хлорид алюминия AlCl3 – он образован сильной кислотой (HCl) и слабым основанием (Al(OH)3). Гидролизу подвергается катион соли и реакция сопровождается образованием H+, например:

Диссоциация хлорида алюминия и незначительная диссоциация молекул воды.

AlCl3= Al3+ + 3Cl-

H2O ßàH+ + OH-

Молекулярное уравнение гидролиза.

AlCl3+ H2O ßà HCl + AlOHCl2

Ионное уравнение гидролиза.

Al3+ + H2O ßà AlOH2+ + H+

Накопление ионов H+ приводит к уменьшению концентрации ионов OH- . Таким образом, растворы солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой, имеют кислую среду.

 

2) Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой.

В качестве примера возьмем раствор сульфид натрия Na2S – он образован сильным основанием NaOH  и слабой кислотой H2S. В данном случае гидролизу подвергается анион соли и реакция сопровождается образованием OH-.

Диссоциация соли сульфида натрия:

Na2S = 2Na+ + S2-

H2O ßà H+ + OH-

Молекулярное уравнение гидролиза соли:

Na2S + H2O ßà NaHS + NaOH

Ионное уравнение гидролиза соли:

S2- + H2O ßà HS- + OH-

Таким образом, раствор соли, образованный сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную среду.

3) Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием.

Эти соли гидролизу не подвергаются.

Рассмотрим поведение таких солей в водном растворе. В качестве примера возьмем хлорид натрия NaCl – он образован сильной кислотой HCl  и сильным основанием NaOH.

Хлорид натрия – сильный электролит. В растворе не происходит образования малодиссоциирующего вещества, и среда раствора остается нейтральной:

NaCl = Na+ + Cl-

H2O ßà H+ + OH-

4) Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой.

В этом случае гидролизу подвергаются как катион, так и анион, образуются слабые электролиты, и среда раствора оказывается близкой к нейтральной:

В качестве примера возьмем ацетат аммония CH3COONH4 – он образован слабой кислотой CH3COOH  и слабым раствором щелочи NH3*H2O.

Диссоциация соли ацетата аммония:

CH3COONH4 ßà CH3COO- + NH4+

H2O ßà H+ + OH-

CH3COONH4 + H2O ßà CH3COOH + NH3*H2O

CH3COO- + NH4++H2O ßà CH3COOH + NH3*H2O

Обратимый гидролиз полностью подчиняется принципу Ле Шателье.

3. Закрепление и обобщение темы.

1) Напишите в молекулярной и ионной форме уравнения реакций, протекающие в водных растворах.

а.      AgNO3+FeCl3 à

б.     Ba(OH)2 + HNO3 à

в.      CuSO4 + NaOH à

г.      Na2SO4 + BaCl2à

д.     K2CO3 + H2SO4 à

2)  Сделайте предположение, какие из солей: хлорид железа (3), сульфат натрия, карбонат лития, нитрат натрия – будут подвергаться гидролизу. Напишите их уравнения гидролиза?

3) Какую окраску приобретает индикатор лакмус, если его добавить к растворам: а) сульфата алюминия; б) нитрата натрия; в) карбоната натрия? Почему?

4) Укажите, какую среду имеет водный раствор: 1) сульфид натрия; 2) хлорид натрия; 3) сульфат меди; 4) карбонат калия.

5) Щелочную среду имеют водные растворы:

а.      хлорид аммония

б.     нитрат калия

в.      карбонат натрия

г.      ацетат кальция

6) Установите соответствие между формулой соли и средой ее водного раствора.

1. Na2CO3

А. нейтральная

2. KCl

Б. щелочная

3. FeCl3

В. кислая

4. CH3COONa

 

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

4. Задание на дом.

Читать параграф по теме «Гидролиз неорганических и органических соединений», подготовка к лабораторной работе по теме «Гидролиз».

Список литературы

1.            Рудзитис Г. Е. Химия. Неорганическая химия. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14 –е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

2.            Н. Л. Глинка. Общая химия