Методическая разработка урока
Урок-игра «Великолепная семерка»
(обобщение знаний по органической химии)
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по органической химии
Задачи урока:
1. Выяснить усвоения учащимися знания основных положений теории химического строения А.М.Бутлерова ;
на основе положений и понятий теории обобщить знание об
основных классах органических веществ: знать их строение, свойства, применение и получение, уметь записывать уравнения реакций, доказывающие свойства данных веществ.
2. Развивать умения различать понятие и «гомолог» и «изомер», уметь на конкретных примерах записывать изомеры и называть их; составлять уравнения реакции при помощи которых можно осуществить генетические цепочки;
проводить опыты по определению органических веществ,
соблюдая правила по технике безопасности.
3. Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли; применять свои знания на практике; умение работать в группах.
Тип урока: игра «Великолепная семерка»
Метод урока: работа в малых группах
Этапы урока:
1. Знакомство
2. Химический диктант
3. Счастливый билетик
4. Назови соседей
5. Узнай знакомый силуэт
6. Изомеры
7. Сделай сам
9.Знаешь ли ты?
Ход урока:
1 Организационный момент ( учащиеся делятся на команды по 7 человек; выбирают капитана)
2 Вступление
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы должны обобщить весь материал по органической химии. Это – очень важные и практически необходимые сведения о том многообразии органических веществ, основой которых явился многоликий углерод. Углерод, который называли «царем живой природы», хотя в ней его всего лишь 0,35% Он же и «основа жизни», и «хлеб растений» элемент №6, который способен легко соединяться с различными химическими элементами и образовывать огромный и разнообразный мир органических веществ, окружающий нас постоянно от рождения и до глубокой старости.
3 Начало игры (урока)
Слово учителя.
Итак, сегодня…. (звучит громко эстрадная музыка в стиле рэп) – новое поколение выбирает…. Новое поколение выбирает «Великолепную семерку» из…., которая знает и любит химию (музыка постепенно стихает)
Наш девиз: «Кто мало знает, для того и этого много.
Кто много знает, тому и этого мало».
Сегодня на нашем уроке – игре 3 команды, претендующие на роль лучшей. Они все должны выполнить много заданий, достойно пройти все этапы и, конечно, победить. Сегодня игру нашу будет судить жюри (познакомить), а помогать мне будут ассистенты.
1-й конкурс «Знакомство»
Надо назвать свою команду и защитить это название.
Команда1.
Углеводы т.к. они обеспечивают наш организм теплом и энергией.
Если в доме придя с мороза,
Пить ты сядешь крепкий чай,
Хорошенько сахарозу
В чашке ложкой размешает
Виноградную глюкозу
И медовую фруктозу
И молочную лактозу
Любят взрослый и малыш
Но крахмалом и клетчаткой,
Что совсем-совсем несладки,
Нас уже не удивишь
Так устроена природа-
Это тоже углеволы!
Команда2.
Спирты. R-OH
Запомним, друг, и я, и ты,
Чем отличаются спирты-
В них углерод и гидроксид,
И каждый спирт легко горит(демонстрация опыта)
R- это значит: радикал,
Предельный или непредельный,
Он может быть велик и мал,
Но это разговор отдельный
Т.о. широкое применение спиртов:
1) получение ук.кислоты
2) лекарства
3) фруктовых вод
4) духов и одеколонов
5) красителей
6) растворителей
7) бутадиенового каучука и т.д.
Команда3.
Углеводороды – это и природный газ метан, и другой горючий бытовой газ, которым наполняют баллоны для дачи или походной газовой плиты,- пропан С3Н8 .
Углеводороды – это и нефть, и бензин, и керосин. А еще – органический растворитель бензол С6Н6, парафин, из которого сделаны новогодние свечки, вазелин из аптеки и даже полиэтиленовый пакет для упаковки продуктов.
Углеводороды все такие разные-
Жидкие и твердые, и газообразные
Почему так много их в природе?-
Дело в ненасытном углероде
3 балла
«Химический диктант»
Вопросы:
1. Отвечает общей формуле ряда СпН2п-нОН
2. Находит применение в пищевой промышленности.
3. Применяется в качестве горячего для двигателей.
4. Взаимодействует со щелочами.
5. Дает реакцию «серебристого зеркала»
6. Содержится почти во всех органах растений: плодах, корнях, листьях.
7. Относится к классу углеводов.
8. В быту, при приготовлении теста, этим веществом гасят соду.
9. Вещество, имеющие в своем составе карбоксильную группу.
10. Вступает в реакцию этерификации.
11. Важным свойствам данного вещества является брожение.
Для этого диктанта дается 3 вещества: этанол, уксусная кислота, глюкоза. По жребию каждая команда отвечает на вопросы о нем.
Ответы оформляются: если вопрос соответствует данному веществу, то ставят +, если не соответствует, то –
конкурс «Счастливый билетик»
Кто быстрее?
На доске написаны фамилии ученых:
Бутлеров, Зелинский, Лебедев, Кекуле, Кучеров, Зинин, Бертло, Вюрц, Фишер, Марковников, Шеврель.
На билетах, которые вытягивают учащиеся, написаны уравнения реакций, надо выбрать, имя какого ученого носит данная реакция.
Билет № 1 СН3- J Na
CH3-J Na CH3+CH3+2Na
Имя какого ученого носит эта реакция? Какие вещества были
получены с помощью этой реакции?
(Ответ: Первым эту реакцию в 1855 г. осуществил француз химик А.Ю.Вьюрца (реакция Вьюрца)
Получены: этан и др. предельные углеводороды с более длинной углеродной цепью)
НdSO4 O
Билет № 2 НС = СН+НОН CH3 - C
H
Имя какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получено с помощью этой реакции? Назовите его?
(Ответ: Кучеров (р.Кучерова) образуется ацетальденид
(ук.алидегид)
Билет № 3 СН=СН
СН=СН Актив С
СН=СН to= 450o- 500oC
Имя какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получили
с помощью этой реакции?
(Ответ: Этот метод в 1927 г. применил Зелинский Н.Д.) (Реакция Зелинского) получили бензол.
Игра «Назови соседей»
Каждый учащийся группы получает лист с формулами углеводородов.
Д.Задание: дописать по 2 формулы гомологов к данной формуле и дать им название.
I.
? |
? |
? |
С2Н5ОН |
СН3-СН2-ОН |
СН3-С |
? |
? |
? |
II.
? |
? |
? |
С3Н7ОН |
СН3-С |
СН3-СН2-ОН |
? |
? |
? |
III.
? |
? |
? |
С2Н5ОН |
СН3-СН2-С |
СН3-С |
? |
? |
? |
Игра: «Узнай знакомый силуэт»
(Задание капитанам)
В органической химии есть понятие «углеродный скелет»
Определите знакомые вещества по силуэту(силуэты написаны на листах).
Ответ: 1) этилен 2) циклопропан
3) бензол 4) резина 5) ацетилен
6) метан 7) циклобутан
Игра «Изомеры»
Задание командам: составить формулы изомеров и дать название изомеру.
Листок с записями передается по ряду от первого ученика ко второму, третьему и т.д. Нельзя повторять формулы.
За каждую правильно составленную формулу и за правильное название команда получает по одному баллу. (Формула С7Н16)
Практический: «Сделай сам»
Слово учителя
Девиз: «Эксперимент 7 раз воспроизведи, потом лишь заяви».
Да, это так, и об этом особенно необходимо помнить при выполнении опытов с органическими веществами. Точность, четкость, аккуратность в обращении с реактивами и приборами и, конечно, отличные теоретические знания вот какие черты необходимы для химика- исследователи, химика- практика. И сейчас мы увидим, как вы умеете справляться с практическими экспериментальными задачами по определению органических веществ.
Задания для каждой команды лежат в конвертах, надо подойти и выбрать любой.
Затем в команде, после обсуждения выделяют по 1 чел. для выполнения этого задания у доски.
Задание 1. Определить каждое из 2-х предложенных органических веществ: р-р глицерина и глюкозы. Записать качественные реакции.
Задание 2. Определить каждое из 2-х предложенных орг. веществ: р-р этилового спирта глицерина запись качественные реакции.
Задание 3. Определить каждое из 2-х предложенных орг. веществ: р-р крахмала и глюкозы. Записать качественные реакции
(Задание для каждой команды)
Составьте уравнение реакции, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
С2Н6 С2Н5Сl C2H5OH CH3-CОН
C СН4
С2Н2 CH3-CОН СН3СООН
. Конкурс “Знаешь ли ты?»
Каждый правильный ответ 2 балла
Викторина:
1. Какое взрывчатое вещество иногда держат под языком для снятия сердечных спазм?
(Ответ: Нитроглицерин)
2. При попадании азотной кислоты на кожу и ногти появляется желтое
окрашивание, чем оно вызвано?
(ответ: это ксантопротеиновая реакция, т.к. протеин – это белок)
3. Кто первым научился получать волокно?
(ответ: Паук при изготовлении паутины синтезирует в организме и выпускает жидкость, которая затвердевает на воздухе. Его считают первым ткачом)
4. Почему крапива жжется?
(ответ: из надломленных волосков выбрызгивается муравьиная кислота)
5. Какой спирт вызывает гибель зрительного нерва и повреждает сетчатку глаза?
(ответ: метанол или метиловый спирт)
6. Почему мороженый картофель имеет сладкий привкус?
(ответ: на морозе крахмал, образовавшийся в картофеле в результате фотосинтеза, частично превращается в сахар. Аналогичные процессы происходят в др. растениях при их подготовке к зиме)
7. Что называют «виноградным сахаром?»
(ответ: глюкоза)
8. Какие свойства химических веществ представляют опасность для человека?
(ответ: это ядовитость, взрывоопасность, ожоги и поражения кожных покровов, слизистых оболочек, дыхательных путей, радиактивность)
9. Какие органы чувств используют химики в качественном анализе химических
веществ?
(ответ: химики широко используют зрение, обоняние и, гораздо реже, вкус и осязание)
10. Какой химический элемент входит в состав любого органического вещества?
(ответ: углерод)
11. Почему у печеного хлеба есть корочка?
(ответ: в муке есть крахмал, когда хлеб пекут, от сильного жара крахмал частично переходит в декстрин – клей, который и склеивает отдельные крахмальные зерна в рулиеную коробочку).
В конце урока подводятся итоги. Жюри объявляет победителей, награждается команда – победительница и лучшие игроки этой и других команд.
Литература:
1.А.Е. Темирбулатова, Н.Н. Нурахметов, Р.Н. Жумадилова, С.К. Алимжанова
Алматы : Мектеп,2011
2.Л.Ю. Аликберова. М.: АСТ-ПРЕСС,1999
3. В.В.Девяткин, Ю.М. Ляхова. Химия для любознательных,или о чем не узнаешь на уроке. Академия Холдинг, 2000
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.