химия

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1668-urok-igra-velikolepnaya-semerka.doc

Методическая разработка урока

Урок-игра «Великолепная семерка»

(обобщение  знаний по органической химии)

 

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по органической химии

Задачи урока:

1. Выяснить усвоения учащимися  знания  основных положений     теории  химического строения  А.М.Бутлерова ;

                         на основе положений и понятий теории обобщить знание об

 основных классах органических веществ: знать их строение,    свойства, применение и получение, уметь записывать уравнения реакций, доказывающие свойства данных веществ.

                     2.  Развивать умения  различать понятие и «гомолог» и «изомер», уметь на конкретных примерах записывать изомеры и называть их; составлять уравнения реакции при помощи которых можно осуществить генетические цепочки;

                        проводить опыты по определению органических веществ,

                        соблюдая правила по технике безопасности.

                     3. Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли; применять свои знания на практике; умение работать в группах.

 

Тип урока:   игра «Великолепная семерка»

Метод урока: работа в малых группах

 

Этапы урока:

1.     Знакомство

2.     Химический диктант

3.     Счастливый билетик

4.     Назови соседей

5.     Узнай знакомый силуэт

6.     Изомеры

7.     Сделай сам

8.Химические превращения

     9.Знаешь ли ты?

 

                     Ход урока:

 

1        Организационный момент ( учащиеся делятся на команды по 7 человек; выбирают капитана)

2        Вступление

    Слово учителя.

  Сегодня на уроке мы должны обобщить весь материал по органической химии. Это – очень важные и практически необходимые сведения о том многообразии органических веществ, основой которых явился многоликий углерод. Углерод, который называли «царем живой природы», хотя в ней его всего лишь 0,35% Он же и «основа жизни», и «хлеб растений» элемент №6, который способен легко соединяться с различными химическими элементами и образовывать огромный и разнообразный мир органических веществ, окружающий нас постоянно от рождения и до глубокой старости.

 

3        Начало игры (урока)

   Слово учителя.

  Итак, сегодня…. (звучит громко эстрадная музыка в стиле рэп) – новое поколение выбирает…. Новое поколение выбирает «Великолепную семерку» из…., которая знает и любит химию (музыка постепенно стихает)

 

  Наш девиз: «Кто мало знает, для того и этого много.

                                             Кто много знает, тому и этого мало».

 

  Сегодня на нашем уроке – игре 3 команды, претендующие на роль лучшей. Они все должны выполнить много заданий, достойно пройти все этапы и, конечно, победить. Сегодня игру нашу будет судить жюри (познакомить), а помогать мне будут ассистенты.

 

 

1-й конкурс «Знакомство»

Надо назвать свою команду и защитить это название.

 

Команда1.

     Углеводы т.к. они обеспечивают наш организм теплом и   энергией.

Если в доме придя с мороза,

     Пить ты сядешь крепкий чай,

     Хорошенько сахарозу

     В чашке ложкой размешает

                                 Виноградную глюкозу

                                 И медовую фруктозу

                                 И молочную лактозу

                                 Любят взрослый и малыш

      Но крахмалом и клетчаткой,

      Что совсем-совсем несладки,

      Нас уже не удивишь

      Так устроена природа-

      Это тоже углеволы!                  

     

Команда2.

Спирты. R-OH

Запомним, друг, и я, и ты,

Чем отличаются спирты-

В них углерод и гидроксид,

И каждый спирт легко горит(демонстрация опыта)

R- это значит: радикал,

Предельный или непредельный,

Он может быть велик и мал,

Но это разговор отдельный

 

Т.о. широкое применение спиртов:

1)    получение ук.кислоты

2)    лекарства

3)    фруктовых вод

4)    духов и одеколонов

5)    красителей

6)    растворителей

7)    бутадиенового каучука и т.д.

 

 Команда3.

Углеводороды – это и природный газ метан, и другой горючий бытовой газ, которым наполняют баллоны для дачи или походной газовой плиты,- пропан С3Н8 .

  Углеводороды – это и нефть, и бензин, и керосин. А еще – органический растворитель бензол С6Н6, парафин, из которого сделаны новогодние свечки, вазелин из аптеки и даже полиэтиленовый пакет для упаковки продуктов.

Углеводороды все такие разные-

Жидкие и твердые, и газообразные

Почему так много их в природе?-

Дело в ненасытном углероде

                                                                                                   3 балла

 «Химический диктант»

 

Вопросы:

1.     Отвечает общей формуле ряда СпН2п-нОН

2.     Находит применение в пищевой промышленности.

3.     Применяется в качестве горячего для двигателей.

4.     Взаимодействует со щелочами.

5.     Дает реакцию «серебристого зеркала»

6.     Содержится почти во всех органах растений: плодах, корнях, листьях.

7.     Относится к классу углеводов.

8.     В быту, при приготовлении теста, этим веществом гасят соду.

9.     Вещество, имеющие в своем составе карбоксильную группу.

10. Вступает в реакцию этерификации.

11. Важным свойствам данного вещества является брожение.

 

Для этого диктанта дается 3 вещества: этанол, уксусная кислота, глюкоза. По жребию каждая команда отвечает  на вопросы о нем.

Ответы оформляются: если вопрос соответствует данному веществу, то ставят +, если не соответствует, то –

 

 

конкурс «Счастливый билетик»

   Кто быстрее?

На доске написаны фамилии ученых:

Бутлеров, Зелинский, Лебедев, Кекуле, Кучеров, Зинин, Бертло, Вюрц, Фишер, Марковников, Шеврель.

На билетах, которые вытягивают учащиеся, написаны уравнения реакций, надо выбрать, имя какого ученого носит данная реакция.

 

Билет № 1  СН3- J          Na

                    CH3-J          Na    CH3+CH3+2Na

                    Имя какого ученого носит эта реакция? Какие вещества были

                    получены с помощью этой реакции?

 (Ответ: Первым эту реакцию в 1855 г. осуществил француз химик А.Ю.Вьюрца (реакция Вьюрца)

 Получены: этан и др. предельные углеводороды с более длинной углеродной цепью)

                    

                                                      НdSO4                  O

Билет № 2    НС = СН+НОН                  CH3  - C       

                                                                                     H

 Имя какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получено с помощью этой реакции? Назовите его?

                      

                        (Ответ: Кучеров (р.Кучерова) образуется ацетальденид

                        (ук.алидегид)

 

Билет № 3        СН=СН   

                          СН=СН     Актив С                           

                          СН=СН    to= 450o- 500oC

 

Имя какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получили

                          с помощью этой реакции?

(Ответ: Этот метод в 1927 г. применил Зелинский Н.Д.) (Реакция  Зелинского) получили бензол.

 

Игра «Назови соседей»

 Каждый учащийся группы получает лист с формулами углеводородов.

Д.Задание: дописать по 2 формулы гомологов к данной формуле и дать им название.

 

I.

?

?

?

С2Н5ОН

СН3-СН2-ОН

СН3

?

?

?

 

II.

?

?

?

С3Н7ОН

СН3

СН3-СН2-ОН

?

?

?

 

III.

?

?

?

С2Н5ОН

СН3-СН2

СН3

?

?

?

 

 

                         

Игра: «Узнай знакомый силуэт»

 

                         (Задание капитанам)

В органической химии есть понятие «углеродный скелет»

Определите знакомые вещества по силуэту(силуэты написаны на листах).

 

 

Ответ: 1) этилен                            2) циклопропан

            3) бензол                            4) резина                                     5) ацетилен

            6) метан                              7) циклобутан

 

 

Игра «Изомеры»

 

 Задание командам: составить формулы изомеров и дать название изомеру.

Листок с записями передается по ряду от первого ученика ко второму, третьему и т.д. Нельзя повторять формулы.

За каждую правильно составленную формулу и за правильное название команда получает по одному баллу. (Формула С7Н16

 

Практический: «Сделай сам»

  Слово учителя

Девиз: «Эксперимент 7 раз воспроизведи, потом лишь заяви».

Да, это так, и об этом особенно необходимо помнить при выполнении опытов с органическими веществами. Точность, четкость, аккуратность в обращении с реактивами и приборами и, конечно, отличные теоретические знания вот какие черты необходимы для химика- исследователи, химика- практика. И сейчас мы увидим, как вы умеете справляться с практическими экспериментальными задачами по определению органических веществ.

  Задания для каждой команды лежат в конвертах, надо подойти и выбрать любой.

  Затем в команде, после обсуждения выделяют по 1 чел. для выполнения этого задания у доски.    

Задание 1. Определить каждое из 2-х предложенных органических веществ: р-р глицерина и глюкозы. Записать качественные реакции.

                  

  Задание 2. Определить каждое из 2-х предложенных орг. веществ: р-р этилового спирта глицерина запись качественные реакции.

 

Задание 3.  Определить каждое из 2-х предложенных орг. веществ: р-р  крахмала и глюкозы. Записать качественные реакции

 

 

Химические превращения

(Задание для каждой команды)

Составьте уравнение реакции, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

С2Н6                        С2Н5Сl                C2H5OH                 CH3-CОН

C              СН4              С2Н2               CH3-CОН              СН3СООН

 

 

 

. Конкурс “Знаешь ли ты?»

 Каждый правильный ответ 2 балла

Викторина:

 

1.     Какое взрывчатое вещество иногда держат под языком для снятия сердечных спазм?

(Ответ: Нитроглицерин)

 

2.     При попадании азотной кислоты на кожу и ногти появляется желтое

     окрашивание, чем оно вызвано?

     (ответ: это ксантопротеиновая реакция, т.к. протеин – это белок)

 

 

3.     Кто первым научился получать волокно?

 

(ответ: Паук при изготовлении паутины синтезирует в организме и выпускает жидкость, которая затвердевает на воздухе. Его считают первым ткачом)

 

4.     Почему крапива жжется?

(ответ: из надломленных волосков выбрызгивается муравьиная кислота)

 

5.     Какой спирт вызывает гибель зрительного нерва и повреждает сетчатку глаза?

(ответ: метанол или метиловый спирт)

 

 

 

6.     Почему мороженый картофель имеет сладкий привкус?

(ответ: на морозе крахмал, образовавшийся в картофеле в результате фотосинтеза, частично превращается в сахар. Аналогичные процессы происходят в др. растениях при их подготовке к зиме)

   

7.     Что называют «виноградным сахаром?»

(ответ: глюкоза)

    

8.     Какие свойства химических веществ представляют опасность для человека?

(ответ: это ядовитость, взрывоопасность, ожоги и поражения кожных покровов, слизистых оболочек, дыхательных путей, радиактивность)

 

9.     Какие органы чувств используют химики в качественном анализе химических

     веществ?

 (ответ: химики широко используют зрение, обоняние и, гораздо реже,   вкус и осязание)

 

10. Какой химический элемент входит в состав любого органического вещества?

(ответ: углерод)

    

11. Почему у печеного хлеба есть корочка?

(ответ: в муке есть крахмал, когда хлеб пекут, от сильного жара крахмал частично переходит в декстрин – клей, который и склеивает отдельные крахмальные зерна в рулиеную коробочку).

 

 

В конце урока подводятся итоги. Жюри объявляет победителей, награждается команда – победительница и лучшие игроки этой и других команд.

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

                  

                   

 

Литература:

1.А.Е. Темирбулатова, Н.Н. Нурахметов, Р.Н. Жумадилова, С.К. Алимжанова

   Алматы : Мектеп,2011

2.Л.Ю. Аликберова. М.: АСТ-ПРЕСС,1999

3. В.В.Девяткин, Ю.М. Ляхова. Химия для любознательных,или о чем не узнаешь на уроке. Академия Холдинг, 2000