«Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС»
«ЭЛЕМЕНТЫ 3 –ГО ПЕРИОДА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»
Ход урока
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Провожу экспресс-опрос класса:
- Назовете что такое период.
Ответ учащихся: - Последовательность химических элементов, построенных по возрастанию их порядкового номера, начинающихся щелочными металлами и заканчивающиеся инертными газами.
На экране появляется периодическая таблица. После ответа учеников остаётся только третий период.
- Назовите химические элементы 3-го периода.
Ответ учащихся: - Натрий, магний, алюминий, кремний, фосфор, сера, хлор и аргон.
- Назовите самый сильный металл и самый сильный неметалл этого периода.
Ответ учащихся: - Натрий и хлор.
2.Электронное строение и свойства атомов элементов 3-го периода (новый материал).
Объявляю название темы урока.
Учащиеся в тетрадях записывают ряд химических элементов 3-го периода.
- Каков физический смысл порядкового номера элемента?
Ответ учащихся: - Порядковый номер элемента в таблице показывает заряд ядра и равное ему число электронов.
Отмечая заряды ядер элементов, учащиеся убеждаются, что в периоде слева на право, заряды ядер атомов элементов увеличиваются на единицу при переходе от элемента к элементу.
- Как изменяется количество электронов на последнем, валентном энергетическом уровне?
Ответ учащихся: - Количество электронов на последнем валентном уровне в периоде возрастает на единицу, как и заряд ядер атомов, от 1 до 8.
Далее предлагаю учащимся рассмотреть свойства каждого элемента и его основных соединений для каждого элемента отдельно на слайдах презентации.
Первым рассматривается натрий. На слайде постепенно появляются различные сведения о натрии. Учащиеся записывают количество валентных электронов, электротрицательность, формула высшего оксида, растворимость высшего оксида в воде, формула высшего гидроксида образовавшегося при растворении в воде, действие растворов гидроксидов на индикатор – лакмус. На этом материал по натрию завершается, и учитель переходит к следующему элементу.
При этом демонстрируются сами оксиды элементов 3-го периода (натрия, магния, алюминия, кремния, фосфора), а также демонстрируются растворение некоторых оксидов в воде и действие индикаторов (лакмуса) на растворы гидроксидов.
При рассмотрении слайдов кремния и алюминия отмечаю, что отсутствие изменения окраски индикатора в случае нерастворимых гидроксидов не означает, отсутствие кислотно-основных свойств.
Гидроксиды алюминия и кремния являются очень слабыми электролитами, но тем немение обладают определёнными кислотно-основными свойствами: гидроксид алюминия – амфотерный гидроксид, растворяется и в кислотах и в щелочах, образуя 2 ряда солей. Кремниевая кислота – растворяется в сильных щелочах и образует соли, называемые силикатами.
Делаем вывод: - Индикаторы действуют только, на растворимые гидроксиды.
Далее возвращаемся к слайду ряду элементов 3-го периода, и на слайде показываю направление изменения свойств элементов в периоде (число электронов на валентном слое, электроотрицательность, характер оксидов и гидроксидов).
3.Закрепление полученных знаний.
Последний этап урока заключается в написании небольшого теста(5 вопросов) по пройденной теме с последующей взаимопроверкой.
Домашнее задание записывается на доске сразу после объявления темы урока.
Данный урок составлен на основе информационных технологий с использования мультимедийной систем, это первый урок в 9-том классе изучения частной химии, химии элементов.
Если проанализировать этот урок сточки зрения требований Федеральных стандартов то мы увидим, что на этом уроке формируются следующие универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Про анализируем каждый вид УУД данного урока в отдельности.
Данный урок может развивать следующие регулятивные универсальные учебные действия:
- оценивание – осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Основные УУД на данном уроке познавательны: и общеучебные, и логические. К общеучебным УУД относятся:
- структурирование знания – осознанное в данном случае построение речевого высказывания в устной форме;
- рефлексия – на данном уроке это оценка результатов деятельности.
К логическим УУД можно отнести:
- установление причинно-следственных связей;
- сравнение объектов по выделенным признакам.
К коммуникативными УУД на данном уроке относятся:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владение монологической речью.
Но надо отметить, что на данном уроке фактически полностью отсутствуют личностные УУД, другие универсальные учебные действия развиваются на этом уроке ограниченно, что не совсем соответствует требования ФГОС. В связи с этими требованиями я считаю необходимо пересмотреть методику подачи нового материала, более активно привлекать к обсуждению вопросов учащихся, создать ситуацию, в которой они сами бы пришли к тем выводам, которыми завершается урок. Последние слайды по новой теме урока возможно следует показать уже после обсуждения.
Используемая литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.
Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб, 2007..
Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. – 2005. – №9. – с.115-126.
Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – 2010. – № 8. – с.11-15.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.