Конспект урока химии в 10 классе
Учитель: Смирнова З.Н.
Тема: « Альдегиды. Свойства. Применение » (для программы на 2ч. в нед.)
Цель: продолжить знакомство с кислородосодержащими соединениями на примере альдегидов. Показать обусловленность химических свойств альдегидов от функциональной группы –CHO, уметь доказывать химические свойства альдегидов, записывать уравнения химических реакций. Расширить понятия о типах реакций (окисления, присоединения, поликонденсации). Знать области применения альдегидов.
Задачи:
1) Образовательные: получение новых знаний о классе органических веществ – альдегиды, физических и химических свойствах,применении
2) Развивающие : развивать познавательный интерес к предмету, умение прогнозировать свойства вещества на основе его строения, развивать умение проводить химический эксперимент, находить самостоятельно дополнительную информацию по теме из разных источников, развивать речь с использованием химических терминов, коммуникативные способности обучающихся и наблюдательность, внимание.
3) Воспитательные: воспитание аккуратности и бережливости, чувства поддержки друг друга при совместной работе на уроке.
Тип урока: урок получения новых знаний с использованием ИКТ
Методы и приемы: проблемно-деятельностный подход, словесные методы, наглядно-иллюстративные, частично-поисковые с применением химического эксперимента.
Оборудование: ТСО (компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация); технологическая карта для каждого ученика; тест; набор реактивов и посуды на каждый стол: в пробирках ванилин и корица, (закрыты пробками) , спиртовка, спички, держатель для пробирок; р-р сульфата меди(II), р-р гидроксида натрия, уксусный альдегид ( или формалин); влажные биологические препараты; образцы фенолформальдегидных пластмасс; ламинированная таблица « Химические свойства альдегидов».
Требования к ЗУНам обучающегося:
Знать: состав, строение, номенклатуру, физические и химические свойства альдегидов, получение и применение альдегидов.
Уметь: писать уравнения
химических реакций, характеризующих свойства альдегидов
проводить качественные реакции на альдегиды, называть продукты реакций и писать
их формулы.
Ход урока.
I. Организационный момент (1мин.). Создание благоприятного настроя.
Здравствуйте, мои ученики, уважаемые гости.
Какие чувства вы сейчас испытываете? Я волнуюсь, а вы? Давайте возьмем, друг друга за руку и мысленно скажем:
-Я желаю Вам добра.
-Ты желаешь мне добра.
-Мы желаем друг другу добра.
-Если тебе будет трудно, я помогу.
Как необходима человеку поддержка, верное плечо и понимающий взгляд.
Пусть это будет с вами и на сегодняшнем уроке и на ЕГЭ, и в жизни.
Слайд №1
II.Актуализация опорных знаний.
Задание: из приведенных формул веществ укажите, какая формула соответствует теме прошлого урока и как эта формула называется и к какому классу веществ она относится ,и чем она выделяется?
Слайд №2
1.CH3─CH3 этан
2.CH3─CH2─OH этанол
3.CH3─C этаналь
Значит тема урока : Альдегиды ( записываем в тетради) и на доске.
Это 2 урок по этой теме
Слайд №3
Форма работы: Самостоятельная работа в парах по выполнению л/о; работа с технологическими картами. с учебниками Г.Е.Рудзитис, Н.Е.Кузнецовой по самостоятельному изучению новой темы с соответствующими записями в тетради и проверкой и в конце урока контрольный тест по всей теме: «Альдегиды».
В технологических картах прочитали все цель урока. Задумались.
Приятно пахнут альдегиды, но группа COH их выдаст
Учитель обобщает: т.е. наша с вами цель показать обусловленность химических свойств альдегидов от функциональной группы – COH.
Но вначале нам нужно вспомнить общие понятия об альдегидах.
Беседа:
1.Что называется альдегидами?
2.Задания по номенклатуре:
а) назовите вещество по систематической номенклатуре:
H3C─CH─CH─CH2─C
│ │
CH3 CH3
а) запишите структурную формулу соединения:
2-метил-3-этилбутаналь
3.Какова функциональная группа альдегидов?
Показать смещение электронной плотности и связи в функциональной группе.
→ C C═O реакции присоединения ( как у алкенов)
С─H реакции окисления
II.Формирование новых понятий и способов действия.
И теперь мы рассмотрим как проявляются эти реакции ( присоединения и окисления) у альдегидов т.е. переходим к изучению новой темы.
Обращаемся к технологическим картам:
|
Учебный материал с указанием заданий.
|
Руководство по усвоению учебного материала. |
|
Какие это вещества- альдегиды? I.Изучим физические свойства: 1.Общая закономерность изменения физических свойств альдегидов. стр.107 учебник Л.С.Гузей
2.Свойства метаналя (формальдегида) и этаналя (ацетальдегида) стр.173 учебник Н.Е.Кузнецова
3.Встречаются ли альдегиды в быту?
а) исследуем пробирку №1 Какой запах?
б) исследуем пробирку №2 Какой запах?
Стихотворение об альдегидах:
Булочки ванильные, корицы аромат, Амаретто, шоколад Альдегидов вкус таят. В землянике и кокосе, И в жасмине и в малине, И в духах и в еде Альдегидов след везде. Что за запах, что за прелесть, И откуда эта свежесть?! Это высший альдегид Аромат вам свой дарит!
Вопрос: Почему частое употребление копченых продуктов опасно для здоровья?
II.Изучим химические свойства: Чем обусловлены химические свойства альдегидов?
I. Реакция полного окисления – горения (характерна для всех органических веществ)
этаналь + кислород→
Физминутка
II.Реакции окисления по группе C─H (качественные реакции) 1. реакция «медного зеркала» Лабораторный опыт: В пробирку налить немного гидроксида натрия NaOH и несколько капель сульфата меди(II) СuSO4 – не встряхивать ( так как получается свежеприготовленный голубой осадок гидроксида меди (II) Cu(OH)2. К этому осадку добавить раствор уксусного альдегида и всю смесь нагреть.
Эта реакция используется в медицинских биохимических лабораториях для обнаружения альдегидов при анализах на сахар в крови и моче.
2.реакция « серебряного зеркала»
Долгое время реакцию «серебряного зеркала» использовали в производстве зеркал. Вообще для производства зеркал используют метод нанесения металла тонким слоем серебра или алюминия на хорошо отшлифованную поверхность например- стекло.
III.Реакции присоединения по группеC═O 1.реакция гидрирования (+H2)
этаналь + водород →
IV.Реакция поликонденсации (образование высокомолекулярного соединения) Демонстрация изделий из фенолформальдегидной смолы.
|
Запись в тетради: Метаналь – бесцветный газ с резким запахом, растворим в воде ( 40% ный раствор -формалин), ядовит. Демонстрация влажных биологических препаратов. Этаналь – летучая жидкость с характерным запахом зеленой листвы, ядовит.
Слайд №5 Ванилин Слайд№6 Коричный альдегид
Вывод по физическим свойствам: Альдегиды имеют запах.
При копчении современными методами в них проникает формальдегид.
Наличием функциональной альдегидной группы.
Слайд№7
Проверяем у доски
Наблюдения: В пробирке образовался……. Записать соответствующее уравнение реакции на стр.176 учебника Н.Е.Кузнецова Слайд№8
Видеоролик: реакция « серебряного зеркала» Наблюдения: На стенках колбы выделяется….. Записать соответствующее уравнение реакции на стр.103 Г.Е.Рудзитис( в общем виде) Для сдающих ЕГЭ это уравнение по таблице, которая на доске висит.
Слайд №9
стр.176 Н.Е.Кузнецова
Проверяем у доски
Слайд №10 стр.177 учебник Н.Е.Кузнецова
|
Применение альдегидов
Слайд №12
Тестовый контроль усвоения темы
( ответы: 1 вариант - этаналь – 2,5,7,8,9,11,12,14,15,16,19.
2.вариант – метаналь – 1,3,4,5,6,10,11,14,16,18,20.)
баллы 11 – 10 «5»
9 - 7 «4»
6 - 5 «3»
Подведение итогов урока:
а)прочитайте ещё раз цели урока
б) достигли ли вы заданных целей
Домашнее задание: п 26, стр. 106 №10(а)
Рефлексия (рисуем настроение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.