Профессии машиниста локомотива почти двести лет. Менялись технико-технологические характеристики локомотива: паровоз, тепловоз, электровоз. На сегодняшний день парк эксплуатируемых пассажирских, грузовых и маневровых тепловозов насчитывает 10180 единицы, что составляет 50,2 % от всего тягового парка, принадлежащего ОАО «РЖД». Таким образом, тепловозы и в 21 веке сохраняют свою значимую роль в железнодорожных перевозках.
Тепловоз - локомотив, на котором установлен двигатель, преобразующий внутреннюю энергию топлива в механическую энергию вращения коленчатого вала.
Эксплуатационное локомотивное депо Бугульма входит в состав Куйбышевской дирекции тяги ОАО «РЖД». Весь локомотивный парк депо состоит из тепловозов: пассажирских, грузовых, маневровых. Маршруты перевозки локомотивных бригад с запада на восток Ульяновск-Уфа и с юга на север Бугульма-Агрыз. Железнодорожная станция Бугульма является узловой.
Основной вид топлива, используемый в тепловозах – дизельное топливо, которое должно удовлетворять эксплуатационным характеристикам, а также использоваться в зависимости от сезонов года. Таким образом, для будущего машиниста тепловоза одним из важных вопросов химии является изучение физических и химических свойств жидких нефтепродуктов.
Алимгулов.doc
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Бугульминский строительнотехнический колледж»
Республиканский конкурс исследовательских работ
«Химия – это жизнь»
среди студентов профессиональных образовательных учреждений
СПО
Республики Татарстан
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА»
Работу выполнил:
Алимгулов Эльдар Наильович, 2 курс,
специальность 23.01.09 «Машинист локомотива»
Научный руководитель:
Смирнов Александр Васильевич,
кандидат психологических наук
2018 ВВЕДЕНИЕ
Профессии машиниста локомотива почти двести лет. Менялись
техникотехнологические характеристики локомотива: паровоз, тепловоз,
электровоз. На сегодняшний день парк эксплуатируемых пассажирских,
грузовых
и маневровых тепловозов насчитывает 10180 единицы, что
составляет 50,2 % от всего тягового парка, принадлежащего ОАО «РЖД».
Таким образом, тепловозы и в 21 веке сохраняют свою значимую роль в
железнодорожных перевозках.
Тепловоз локомотив,
на котором установлен двигатель,
преобразующий внутреннюю энергию топлива в механическую энергию
вращения коленчатого вала.
Эксплуатационное локомотивное депо Бугульма входит в состав
Куйбышевской дирекции тяги ОАО «РЖД». Весь локомотивный парк депо
состоит из тепловозов: пассажирских, грузовых, маневровых. Маршруты
перевозки локомотивных бригад с запада на восток УльяновскУфа и с юга на
север БугульмаАгрыз. Железнодорожная станция Бугульма является
узловой.
Основной вид топлива, используемый в тепловозах – дизельное
топливо, которое должно удовлетворять эксплуатационным характеристикам,
а также использоваться в зависимости от сезонов года. Таким образом, для
будущего машиниста тепловоза одним из важных вопросов химии является
изучение физических и химических свойств жидких нефтепродуктов.
2 ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКМОТИВА» и
ТЕПЛОВОЗОВ
Как только были проложены первые стальные рельсы, а произошло это в
Англии в 1825 году, по ним сразу же прошел локомотив. Первым
локомотивом, именуемым «паровой машиной», управлял человек, роль
которого впоследствии получила своё название – «машинист локомотива». В
России первым паровозом управлял Мирон Черепанов в сентябре 1834 года.
Требовалось увеличить мощность локомотива, его скоростные
характеристики. Так, в 1897 году Рудольф Дизель изобрел двигатель
внутреннего сгорания, имевший мощность 20 л.с. Первые испытания
тепловоза, имевшего мощность 960 л.с., прошли в Швейцарии. В 1924 г. в
Ленинграде был создан магистральный тепловоз ГЭ1 (Щэл1) системы Я. М.
Гаккеля мощностью 1000 л. с. В ноябре 1924 г. тепловоз вышел на
железнодорожную магистраль и в январе 1925 г. прибыл в Москву. Таким
образом, в качестве топлива для железнодорожных локомотивов выбрано
дизельное топливо.
К концу 2016 года в Российской Федерации налажено постоянное
производство магистральных тепловозов ТЭП70 и новые тепловозы ТЭП70
(БС, У). Порядка 7 моделей магистральных грузовых, более современные из
которых "Пересвет", " Витязь".
3 УСТРОЙСТВО ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА
Дизельный двигатель тепловоза преобразует химическую энергию
сгорания жидкого топлива в механическую энергию вращения коленчатого
вала, от которого момент вращения, преобразуясь тяговой передачей,
передается ведущим колесным парам. Важнейшей частью любого тепловоза
является его первичный двигатель дизель. Дизель плохо приспособлен к
переменным режимам работы. Мощность дизельного двигателя прямо
пропорциональна частоте вращения его коленчатого вала (при неизменной
подаче топлива). Для локомотива более полезной является работа двигателя
на постоянном режиме
обычно при максимальной (номинальной) частоте вращения
коленчатого вала, когда дизель развивает наибольшую мощность.
Рисунок 1 – Основные части тепловоза.
4 Дизель тепловоза — двигатель внутреннего сгорания с
воспламенением от сжатия, установленный на тепловозе.
Рисунок 2 – Устройство тепловозного дизеля
1 — турбокомпрессор; 2 — блок дизеля; 3 — верхний коленчатый вал; 4 —
вертикальная передача; 5 — воздуходувка; 6 — тяговый генератор; 7 —
нижний коленчатый вал; 8 — поршень; 9 — антивибратор.
Для двигателей тепловозов применяется специализированное
дизтопливо, соответствующий ГОСТ 523682005. ГОСТ 523682005
распространяется на дизельное топливо ЕВРО, предназначенное для
дизельных двигателей. Получается такое топливо путем прямой перегонки
нефти. Другой способ получения сырья – смешение гидроочищенных
компонентов с продуктом прямой перегонки, также допускается добавление
других компонентов.
5 ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО: СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ
Основными свойствами дизельного топлива, применяемого в двигателях
с воспламенением от сжатия, является его самовоспламеняемость (цетановое
число), фракционный состав, вязкость, коксуемость, зольность и т. п.
Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:
цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические
показатели работы двигателя;
фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и
токсичность отработавших газов двигателя;
вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива,
распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;
низкотемпературные свойства,
определяющие функционирование
системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и
условия хранения топлива
степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой
и тонкой очистки и цилиндропоршневой группы двигателя;
температура вспышки,
определяющая условия безопасности
применения топлива в дизелях;
наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и
металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.
Цетановое число показатель, характеризующий самовоспламенение
дизельного топлива в цилиндре дизеля. Цетан чистый углеводород CH3
(CH2)14CH3 парафинового ряда, который обладает очень хорошими
6 воспламенительными свойствами и обеспечивает мягкость работы дизеля. Его
цетановое число условно принято за 100 единиц.
Рисунок 3 – Схема изготовления дизельного топлива
Состав этого горючего полностью отличается от состава бензина,
поскольку способ поджигания топливновоздушной смеси в цилиндрах
бензинового и дизельного двигателей разный. Бензин воспламеняется от
искры свечи зажигания и для него важно такое свойство, как детонационная
стойкость, обозначаемое октановым числом. У дизельного двигателя топливо
самовоспламеняется за счет большой степени сжатия, и его основной
качественной характеристикой является цетановое число,
которое
характеризует воспламеняемость горючего или время, требуемое на
7 воспламенение топлива в цилиндре. Чем оно выше, тем меньше требуется
времени. У дизельного топлива цетановое число составляет 40 50 (чаще
всего 45).
Рисунок 4 – Требования к характеристикам дизельного топлива
Для быстроходных тепловозных дизелей применяют топливо,
получаемое прямой перегонкой нефти, а также смешением продуктов прямой
перегонки с гидроочищенными компонентами.
По ГОСТ 305—73 вырабатывают дизельное топливо четырех сортов:
Л — летнее, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре
воздуха 0 °С и выше;
3 — зимнее, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре
воздуха минус 20 °С и выше;
8 ЗС— зимнее северное, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при
температуре воздуха минус 30 °С и выше;
А — арктическое, рекомендуемое для эксплуатации при температуре
воздуха минус 50 °С и выше.
Кроме того, для тепловозных дизелей разрешается применять дизельное
топливо по ГОСТ 4749—73 сортов ДЗ и ДЛ. Зимнее дизельное топливо ДЗ
имеет облегченный фракционный состав, пониженные вязкость и температуру
застывания, что способствует удовлетворительной работе дизелей в зимних
условиях. Летнее топливо ДЛ имеет несколько утяжеленный фракционный
состав и большую вязкость.
По содержанию серы дизельное топливо делится на две подгруппы: 1 —
содержание серы не более 0,2 %; 2 — содержание серы от 0,2 до 0,5 %. При
поставке топлива к обозначению марки топлива добавляют цифру,
обозначающую процент содержания серы — 0,2 или 0,5. Топливо летнее Л с
содержанием серы до 0,2 % обозначается Л02 (ГОСТ 305—73), топливо
зимнее северное ЗС с содержанием серы свыше 0,2 до 0,5 % — ЗС0,5 (ГОСТ
305—73).
Дизельное топливо различных сортов вырабатывают на
специализированных нефтеперерабатывающих заводах.
9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для будущего машиниста тепловоза одним из важных вопросов химии
является изучение физических и химических свойств жидких
нефтепродуктов, а именно следующих:
цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические
показатели работы двигателя;
фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и
токсичность отработавших газов двигателя;
вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива,
распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;
низкотемпературные свойства,
определяющие функционирование
системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и
условия хранения топлива
степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой
и тонкой очистки и цилиндропоршневой группы двигателя;
температура вспышки,
определяющая условия безопасности
применения топлива в дизелях;
наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и
металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.
Знания из раздела органической химии помогут будущему машинисту
определить эксплуатационные характеристики (физические и химические
свойства) заливаемого дизельного топлива, что в свою очередь скажется на
работе дизеля, тяговых свойств тепловоза.
10 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.
Белоусов В.Н., Смородин С.Н., Смирнова О.С. Топливо и теория
горения. Ч. 1. Топливо. – СПб.: СПбГТУРП, 2011. – 84 с.
2.
ГОСТ 523682005 Топливо дизельное. Технические условия. Дата
введение: 01.07.2006г.
3. Железнодорожный моделизм: сайт. [электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.modelzd.ru. Дата обращения: 01.02.2018г.
4.
Кузнецов Б.Н. Моторные топлива из альтернативного нефти сырья
//Соросовский образовательный журнал. – 2000. – Том 6, № 4. – С.5156.
5.
Локомо: сайт. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://lokomo.ru.
Дата обращения: 01.02.2018г.
6.
Майс В.Р., Дегтярева О.С. Статистический учет парка локомотивов в
современных условиях //Научное сообщество студентов XXI столетия.
Экономические науки: сб.ст. по мат.XXXIмеждунар.студ. науч.практ.конф.
[электронный
https://sibac.info/studconf/econom/xxxi/41492. Дата обращения: 01.02.2018г.
ресурс].
Режим
доступа:
Тепловозы: сайт. [электронный ресурс]. Режим доступа:
7.
http://www.dieselloc.ru. Дата обращения: 01.02.2018г.
11
ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА"
ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА"
ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА"
ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА"
ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА"
ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА"
ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА"
ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА"
ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА"
ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА"
ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.