Праздники на каждый день в лагере – это важная воспитательная составляющая в работе воспитателя или вожатого. Составление мероприятий разноплановых, интересных на каждый день работы в лагере – достаточно кропотливая и непростая работа. Предлагаемая методическая разработка может быть использована для проведения одного из тематических дней в лагерной смене. Может быть адаптирована для любого возраста детей.
ХЛЕБ – ЧУДО ЗЕМЛИ!
(Хлеб – всему голова)
Оформление зала:
Большое панно «Хлебное поле», снопы зерновых культур, на плакатах
пословицы о хлебе: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка»; «Много снега – много
хлеба»; «Каравай хлеба не свалится с неба»; «Пот на спине – так и хлеб на
столе»; «У кого хлебушко, у того и счастье».
Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре
каравай хлеба на рушнике.
Под звуки песни «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) в
зал входят дети.
Ведущий. Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде
земли, чуде труда человека – хлебе.
Звучит «Гимн хлебу».
Ведущий. Как пришел ты к людям, хлеб?
Выбегает Колосок.
1й Колосок. Вот послушайте сказку.
Давнымдавно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались
мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили и есть им
стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы
прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с
одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он
очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное
растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать
один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти
камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на
него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось
рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев
его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудоколоске.
С тех пор люди стали употреблять в пищу чудоколоски. Позднее они
начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.
Входит второй Колосок.
2й Колосок. А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая!
Хотите послушать и увидеть ее?Жилибыли на свете Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку,
Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда ни возьмись...
Входит Безделица.
Безделица. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь
Безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?
Появляется Труд, в руках он несет зерно.
Труд (смотрит на зерно). Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!
Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зернышко.
Безделица. Все равно я стану владычицей Земли!
Труд. Владыкой мира будет труд!
Безделица. Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему
обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени...
Труд. Будь потвоему. (Появляется человек.) Вот тебе горсть зерна.
Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.
Безделица. А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает)
подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями
станем.
Человек (кланяется Труду). Спасибо тебе, батюшка.
Труд. Я тебя не подведу.
Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерна. На
каждый взмах руки выбегают всходы и водят хороводы.
Безделица. Ну надо же! Труд верх берет! Эх, была не была! Позовука я
Мороза, пусть заморозит всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!
Влетают Морозы (Красный Нос и Синий Нос) и бегают по залу.
Труд. Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим Морозам
погубить зеленые всходы хлеба!
Дети окружают всходы.Морозы. Я Мороз – Красный Нос! Я Мороз – Синий Нос! Померяемся
силой! Если мы перетянем канат, всходы наши.
Игра «Перетягивание каната». Дети побеждают, Морозы убегают.
Безделица. Ох, и бездельники эти Морозы. Ну да у меня еще ветрысуховеи
про запас есть! Ветры! Ветрысуховеи! Отзовитесь! Появитесь!
Вбегают ветры.
Ну, суши! Ну, губи!
Человек. Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали
озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветрысуховеи
постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.
Игра «Не пролей воду». На середине зала миска с водой. Это – «озеро».
Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который
стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную
сторону. В чьем стакане окажется больше воды?
Всходы. Спасибо, ребята, напоили нас!
Безделица. Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная ваша
сказка! И здесь мне не удалось поселиться...
Появляется третий Колосок.
3й Колосок. Хороша твоя сказка, братец Колосок!
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущий. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей
создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто
пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит, где попало, недоеденный
кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.
Святое дело – вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить
около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона
требуется 10 тысяч черен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?
1й чтец. Каравай земли и неба
На твоем столе –
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
2й чтец. В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочкеДержится земля.
3й чтец. В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
4й чтец. И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок.
Ведущий. Да, взрослые, вспоминая те трудности, которые им пришлось
испытать на полях, говорят:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек,
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...
Появляется четвертый Колосок.
4й Колосок. Да, это так. Поле не терпит бездельников. Я расскажу вам
басню, а вы попробуйте придумать для нее название.
На пахоте два Плуга
Остановились друг напротив друга.
Один старообразный, ржавый,
Другой сияющий и моложавый.
Плуг старый молодому говорит:
– Смотрю я, одного мы года
И одного завода,
Но у тебя блестящий вид,
А я, хоть и берег себя везде, –
Бывало, каменел на борозде, –
И то минуя стороною.
Совсем, совсем больной,
Едва скриплю, от немочи дрожа,
Нутро изъела ржа!
В тебе ж, не видно измененья,
Как пух, ворочаешь каменья!
В чем тут секрет?
Плуг моложавый произнес в ответ:
– Я камни обходить не знал заботы,
А блеск мой – это от работы!
(Д. Ушаков)Проводится конкурс названий, затем Колосок сообщает, что басня
самим автором названа «О пользе труда».
Ведущий. Хлеб! Какое привычное и всетаки необычное слово!
1й чтец. Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
2й чтец. Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны,
Мы говорим: «Хлеб».
3й чтец. Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
4й чтец. Пусть кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
5й чтец. Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
6й чтец. Если мы хотим когото
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
Дети подносят гостям каравай на блюдце с рушником.
7й чтец. С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлебсоль из рук!
8й чтец. Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
9й чтец. В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
10й чтец. В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Чтение и обсуждение пословиц, написанных на плакате.
Ведущий. В музее истории СанктПетербурга хранится кусочек
заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады
дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было
работать, нужно было выжить назло фашистам. Живой – значит победа!
11й чтец. В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
12й чтец. В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
«Хлеб – всей жизни голова!»
Учитель.
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах.
В июльский полдень солнечного лета
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле».
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете,
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!»В конце праздника детей приглашают к столу отведать дары поля.