"Хлеб - чудо земли"

  • Мероприятия
  • docx
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Праздники на каждый день в лагере – это важная воспитательная составляющая в работе воспитателя или вожатого. Составление мероприятий разноплановых, интересных на каждый день работы в лагере – достаточно кропотливая и непростая работа. Предлагаемая методическая разработка может быть использована для проведения одного из тематических дней в лагерной смене. Может быть адаптирована для любого возраста детей.
Иконка файла материала хлеб-чудо земли.docx
ХЛЕБ – ЧУДО ЗЕМЛИ! (Хлеб – всему голова) Оформление зала: Большое   панно   «Хлебное   поле»,   снопы   зерновых   культур,   на   плакатах пословицы о хлебе: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка»; «Много снега – много хлеба»; «Каравай хлеба не свалится с неба»; «Пот на спине – так и хлеб на столе»; «У кого хлебушко, у того и счастье». Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике. Под звуки песни «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) в зал входят дети. Ведущий. Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Звучит «Гимн хлебу». Ведущий. Как пришел ты к людям, хлеб? Выбегает Колосок. 1­й Колосок. Вот послушайте сказку. Давным­давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него,   как   лекарство.   Он   окреп   и   выздоровел,   и   ему   сразу   же   захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо­колоске. С   тех   пор   люди   стали   употреблять   в   пищу   чудо­колоски.   Позднее   они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим. Входит второй Колосок. 2­й Колосок. А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее?Жили­были на свете Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда ни возьмись... Входит Безделица. Безделица.  Ох,   люблю   бездельничать!   Ох,   люблю!   Недаром   зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели? Появляется Труд, в руках он несет зерно. Труд (смотрит на зерно). Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра! Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зернышко. Безделица. Все равно я стану владычицей Земли! Труд. Владыкой мира будет труд! Безделица.  Ха!   Давай   позовем   человека.   Пусть   он   решит,   то   ли   ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени... Труд.  Будь   по­твоему.  (Появляется   человек.)  Вот   тебе   горсть   зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость. Безделица.  А   уж   коли   не   вырастишь,   коли   захочется   тебе  (зевает) подремать   да   понежиться  (потягивается),  уж   тогда   мы   с   тобой   друзьями станем. Человек (кланяется Труду). Спасибо тебе, батюшка.  Труд. Я тебя не подведу. Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хороводы. Безделица.  Ну надо же! Труд верх берет! Эх, была не была! Позову­ка я Мороза, пусть заморозит всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда! Влетают Морозы (Красный Нос и Синий Нос) и бегают по залу. Труд. Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим Морозам погубить зеленые всходы хлеба! Дети окружают всходы.Морозы.  Я Мороз –   Красный Нос! Я Мороз – Синий Нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат, всходы наши. Игра «Перетягивание каната». Дети побеждают, Морозы убегают. Безделица. Ох, и бездельники эти Морозы. Ну да у меня еще ветры­суховеи про запас есть! Ветры! Ветры­суховеи! Отзовитесь! Появитесь! Вбегают ветры. Ну, суши! Ну, губи! Человек.  Нашим   всходам   нужна   влага!   В   воде   их   спасение.   Там   вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры­суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь. Игра «Не пролей воду». На середине зала миска с водой. Это – «озеро». Надо  ложкой зачерпнуть  воду  и быстро  перенести  ее  в стакан,  который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды?  Всходы. Спасибо, ребята, напоили нас! Безделица.  Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось поселиться...  Появляется третий Колосок. 3­й Колосок. Хороша твоя сказка, братец Колосок!  Но не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе.  Люди долго и упорно  Потрудились на земле! Ведущий. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается   хлеб.   Всем   ветрам   и   ливням,   всем   капризам   природы   открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит, где попало, недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое   дело   –   вырастить   хлеб.   Из   зернышка   пшеницы   можно   получить около   20   миллиграммов   муки   первого   сорта.   Для   выпечки   одного   батона требуется 10 тысяч черен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ? 1­й чтец. Каравай земли и неба  На твоем столе –  Ничего сильнее хлеба  Нету на земле. 2­й чтец. В каждом маленьком кусочке  Хлебные поля,  А на каждом колосочкеДержится земля. 3­й чтец. В малом зернышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной.  4­й чтец. И растет под небом светлым Строен и высок, Словно Родина, бессмертный Хлебный колосок. Ведущий.  Да,  взрослые,  вспоминая   те   трудности,  которые   им   пришлось испытать на полях, говорят: Перед этой пашнею шапку скинь, сынок, Видишь, пробивается хлебный стебелек, Сколько в это зернышко вложено труда, Знают только солнышко, ветер да вода...  Появляется четвертый Колосок. 4­й Колосок. Да, это так. Поле не терпит бездельников. Я  расскажу вам басню, а вы попробуйте придумать для нее название.  На пахоте два Плуга Остановились друг напротив друга. Один старообразный, ржавый, Другой сияющий и моложавый. Плуг старый молодому говорит: – Смотрю я, одного мы года  И одного завода, Но у тебя блестящий вид, А я, хоть и берег себя везде, – Бывало, каменел на борозде, – И то минуя стороною. Совсем, совсем больной, Едва скриплю, от немочи дрожа, Нутро изъела ржа! В тебе ж, не видно измененья, Как пух, ворочаешь каменья! В чем тут секрет? Плуг моложавый произнес в ответ: – Я камни обходить не знал заботы,  А блеск мой – это от работы! (Д. Ушаков)Проводится   конкурс   названий,   затем   Колосок   сообщает,   что   басня самим автором названа «О пользе труда». Ведущий. Хлеб! Какое привычное и все­таки необычное слово!  1­й чтец. Только снег сошел в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «Хлеб».  2­й чтец. Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны, Мы говорим: «Хлеб».  3­й чтец. Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «Хлеб».  4­й чтец. Пусть кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: «Хлеб».  5­й чтец. Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб.  6­й чтец. Если мы хотим кого­то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном, С белоснежным рушником. Дети подносят гостям каравай на блюдце с рушником.  7­й чтец. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим: Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб­соль из рук!  8­й чтец. Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой Шел к тебе издалека.  9­й чтец. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нем здоровье, наша сила,В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! 10­й чтец. В нем земли родимой соки,  Солнца свет веселый в нем.  Уплетай за обе щеки,  Вырастай богатырем! Чтение и обсуждение пословиц, написанных на плакате. Ведущий.  В   музее   истории   Санкт­Петербурга   хранится   кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам. Живой – значит победа! 11­й чтец. В дыму ленинградское небо,  Но горше смертельных ран  Тяжелого хлеба, блокадного хлеба  Сто двадцать пять грамм.  12­й чтец. В годы тягот и лишений  Новый мир мужал и креп.  Шел народ в огне сражений  За свободу и за хлеб.  Значит, правильны слова:  «Хлеб – всей жизни голова!» Учитель.  Так повелось на моей земле: Из года в год, из рода в род – веками  Тот хлеб, что в каждом доме на столе,  Согрет был человечьими руками.  Он их теплом, он их добром пропах  И песней той, что жаворонком спета  Под синим небом в золотых хлебах. В июльский полдень солнечного лета  Пройдется пахарь утром по жнивью  И сыну, указав рукой на поле,  Негромко молвит: «Поклонись ему,  Как матери, как нашей общей доле».  Ты вырастешь и через много лет  Опять сюда вернешься на рассвете,  И скажешь: «Ничего дороже нет,  Чем теплый хлеб на этом белом свете!»В  конце  праздника  детей  приглашают  к столу  отведать дары поля.