Материал разработан в форме деловой игры для учащихся 7 классов с целью углубить,закрепить знания по русскому языку и литературе.Данная разработка может быть использована как внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы в школе,так и как урок икомплексного повторения в конце четверти или учебного года.Помимо обучающих задач,материал помогает реализовать и воспитательные:развитие интереса к изучению языка и литературы,любовь к языку.
Хочу знать русский язык.docx
«Хочу знать русский»
Интеллектуальная игра для школьников 7х классов.
Цели:
развить интерес к изучению русского языка,
воспитать чувство любви к родному языку,
углубить знания по русскому языку;
Оформление и оборудование: высказывания о русском языке; портреты
писателей и поэтов;
Музыкальное сопровождение и номера художественной самодеятельности.
Ведущий1. Добрый день, дорогие друзья!
« Изучение и сбережение русского языка не праздное занятие от нечего
делать, но является насущной необходимостью»,утверждал известный
писатель начала 20 века А.И.Куприн.
Ведущий 2.
Думаю, такие мысли близки всем присутствующим в этом зале: участникам,
болельщикам и зрителям сегодняшней игры «Хочу знать русский»
Встречаем команды (музыка, аплодисменты).
Друзья, вам слово для представления своей команды.
Выступления команд.
Ведущий 1.Желаем вам хорошей игры.
Уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде, приняв участие в
игре. В случае правильных ответов вашей команде дается 1 балл.
Ведущий 2. Игра состоит из 4 туров:
1 тур «Поединок капитанов»,
2 тур «История русского языка»,
3 тур Блицэрудит. 4 тур «Мастерская слова»
Команда, набравшая наибольший балл, будет победителем нашей игры. А
оценивать ответы будет замечательный экспертный совет. Представляю
членов жюри.
Ведущий 1.Объявляю начало первого тура «Поединок капитанов».
Капитаны, подходите ко мне.( встают перед экраном)
Ваша задача: назвать, как пишутся слова, которые я назову: слитно, раздельно,
через дефис? (слова проецируются на экран). За правильный ответ 1 балл.
Готовы? Начинает капитан команды «Любознательных»
Кое (как)
Если(бы)
Где(либо)
Сельско(хозяйственный).
Задание капитану команды «Эрудиты»:
Кое (с кем)
Светло(зеленый)
Все(же)
Чей(нибудь)
И капитану команды «Лингвисты»:
Вряд (ли)
Еле (еле)
Сделал (бы)
Древне (русский)
Спасибо, проходите на свои места. Закончился 1 тур. Слово нашим
экспертам.
Жюри подводит итог. Помощник ведущего объявляет общий счет команд после первого тура.
Ведущий 1. Каково происхождение выражений «Белая ворона», « бить
баклуши», «зарубить на носу»? Что означают слова «фаворит»,«аватар»,ноу
хау»? Вопросов много. Как найти ответы?
Ведущий 2.Великий и могучий русский язык! А еще занимательный и
интересный! В этом убедимся мы прямо сейчас. Итак, объявляю начало 2
тура «История русского языка», открывающий тайну происхождения слов.
Например, в русском языке когдато пришло слово «шифоньер».Шифон в
французском языке тряпка, лоскут Буквально это слово означает шкаф для
тряпок, т.е. бельевой шкаф.
Если у команды не будет ответа, то помогут группы поддержки .Если будет
дан правильный ответ, ваша команда получит 2 балла.
Итак, вопрос команде «Любознательных».Правила игры в этом туре:
Вопрос время обсуждения(минута) время отвечать.
Вопрос 1. Что, согласно фразеологизму, делают «на всю
Ивановскую»? Почему так говорим?
Ответ (на экране) « Во всю Ивановскую» кричат. Когдато на Ивановской
площади в Кремле оглашали царские указы, поэтому глашатаи вынуждены
были очень громко их читать, читать во всеуслышание.
Вопрос 2. В славянском календаре на Руси были такие
месяцы; травень, овсень… Август называли серпень.
Почему месяц называли именно так?
Ответ Название серпень произошло от слова серп Так называется инструмент
специальный нож для уборки хлеба. А уборку хлеба проводили в августе.
Вопрос 3. Когда- то путешественники отправлялись иекать
то, что они называли «терра инкогнито» Что они искали?
Ответ «терра инкогнито» буквально означает земля неизвестная: инкогнито
неизвестное, терроземля, Путешественники мечтали открыть новые земли.
Ведущий. Игру продолжает команда «Эрудиты» Вопрос1Что означает выражение «выучить на ять» Что такое ять.?
Выучить на ять сделать на ять означает выучить и сделать как следует, очень
хорошо. Ять – это название буквы, обозначавший в древности особый звук.
Впоследствии совпавший с е и являлась чуть ли не последней буквой
алфавита. Упразднена в 1917 году.
Вопрос 2.(Ведущий читает отрывок из произведения А.Пушкина) Вопрос.
«блеснет заутра луч денницы». Какое время суток описывает Пушкин?
Что такое денница?
Луч денницы утренняя заря
3. «Я рос недорослем»,-пишет Пушкин в повести
«Капитанская дочка». Кого называли недорослем?
Ведущий приглашает третью команду.
1.Татарским словом тушек называют мешок, служащий постелью или
набитый чем то мягким или человека мягкого,бесхарактерного. Как
звучит это слово в русском языке?
От татарского слова тушэк произошло слово тюфяк
2. Что означает выражение « Тяжела шапка Мономаха».
О какой шапке идет речь?
Фраза о тяжести ответственности, которую берет на себя человек. Шапка
Мономаха служит символом тяжести правления, тяжести ответственности.
3.Переведите с древнегреческого название цветка
астра,вспомнив несколько слов с таким же корнем.
Астрономия, астролог, астронавт. Во всех этих словах есть астра.что в
переводе означает «звезда».Таким образом,название астра произошло от
древнегреческого слова.
Члены жюри подводят итоги. После второго тура команды
набрали….
Музыкальный номер.
Третий тур. Литературные загадки. Напоминаю правила игры: в своих толкованиях, подсказках не должны
употреблять имена собственные: имена, фамилии, названия произведений. За
каждый правильный ответ 1 балл. Приглашаем команду…...
На экране слайды.
1. «Кто перед нами?»
Назовите писателя.
Игроки должны отгадать имя писателя через словесное описание иллюстраций
к его произведениям.
Портреты Гоголя, Некрасова, Лескова, И.Крылова, Пушкин, Чехов
Иллюстрации: «Свинья под Дубом»,,«Хамелеон»,
«Ворона и Лисица», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Квартет»,»Левша»,
«Русские женщины»
Жюри подводит итоги.
Вы можете заменить состав команды.
4 тур.
Блицэрудит.
Команда ……,приготовились!
1 Замените синонимом слово голкипер.
2 От чего зависит написание гласных в корне лаглож
3.Закончите пословицу Без труда……
4.Переставьте буквы в слове кобура так, чтобы получилось новое слово.
5 О каком ядовитом дереве писал Пушкин?
6 Назовите 16ю букву алфавита
7В каком произведении охотник слушал разговор мальчиков у костра7
8Сколько букв в слове инте(л.лл)ект? 9.Как называется предложение без второстепенных членов?
10Поставьте слово башня в форме Р.П.мн.ч.
11.Есть ли удвоенный согласный в слове кла(с,сс)ный?
12.Назовите гласные, которые могут соединить 2 основы в слове
13Какой знак препинания выделяет однородные члены?
14Образуйте от прилагательного сладкий сравнительную степень
15К какой части речи относится горящий?
16.в каком слове больше звуков:пион,юный,маяк?
17.закончите строчку «Скажика,дядя,….
18назовите орфограмму в слове учиться.
19замените одним словом выражение «держать язык за зубами»
20Цзвонкий или глухой?
Команда …….,пожалуйста, продолжаем игру. У вас все получится!
1.Замените заимствованное слово брифинг русским.
2 От чего зависит написание гласных в корне бирбер
3.Закончите пословицу «Ученьесвет,….»
4.Как зовут Чехова?
5.Есть ли у слова могуч на конце Ь?
6. Какого рода АЭС?
7.Образуйте сравнительную степень от прилагательного плохой
8.К какой части речи относится слово хранимый?
9.Есть носки нет…(носок, носков)?
10.Каког рода существительное авеню?
11.Буква хзвонкий или глухой?
12. Закончите строчку Тютчева «Зима недаром злится..» 13.Как можно превратить большой дом в маленький?
14.назовите орфограмму в слове сердце
15.Замените одним словом «не успел глазом моргнуть»
16 Какого рода шампунь?
17.как называется предложение с одной грамматической основой?
18.У какого существительного есть форма единственного числа: брюки
,дверца?
19.Сколько раз, согласно пословице, надо отмерять?
20.Назовите предпоследнюю букву алфавита.
Команда ……, приглашаем вас к игре. Вы справитесь!
1.Замените иноязычное слово компромисс русским.
2.Отчего зависит написание гласных в корне горгар?
3. Закончите пословицу «Жизнь прожить…
4.В какой усадьбе прошла жизнь Л.Толстого?
5.Какую фамилию забыл герой рассказа «Лошадиная фамилия2?
6 Есть ли у слова зная окончание?
7.Какого рода существительное ТЮЗ?
8.Образуйте сравнительную степень жидкий.
9.Исправьте ошибку:более умнее.
10 .Какого рода тюль?
11.Какой суффикс в слове движимый?
12. Есть ли род у существительного кофе?
13.Какая приставка в слове пр..ключение?
14.Что означает слово «Бирюк»?
15.Кто является автором стихотворения в прозе «Русский язык»? 16.Закончите пословицу «Береги платье снову,а……»
17.Есть ли дефис между частями слова как(будто)?
18.Союз носочинительный/подчинительный?
19.Какая буква пишется на конце сначал…(о,а)?
20.Есть ли ь на конце наречия настеж..?
Заключительный тур. Домашнее задание. Творческая мастерская.
Инсценирование басен И.А.Крылова,С.Михалкова.
Подведение итогов .Награждение победителей.
"Хочу знать русский язык"(урок-игра в 7 классе)
"Хочу знать русский язык"(урок-игра в 7 классе)
"Хочу знать русский язык"(урок-игра в 7 классе)
"Хочу знать русский язык"(урок-игра в 7 классе)
"Хочу знать русский язык"(урок-игра в 7 классе)
"Хочу знать русский язык"(урок-игра в 7 классе)
"Хочу знать русский язык"(урок-игра в 7 классе)
"Хочу знать русский язык"(урок-игра в 7 классе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.