Холистический подход к воспитанию нравственных ценностей при изучении «Слово о полку Игореве» в 9 классе (на примере сопоставления с якутским героическим эпосом «НьургунБоотурСтремительный» и скандинавским эпосом «Старшая Эдда»)
Оценка 4.9

Холистический подход к воспитанию нравственных ценностей при изучении «Слово о полку Игореве» в 9 классе (на примере сопоставления с якутским героическим эпосом «НьургунБоотурСтремительный» и скандинавским эпосом «Старшая Эдда»)

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература +1
9 кл
13.09.2018
Холистический подход к воспитанию нравственных ценностей при изучении «Слово о полку Игореве» в 9 классе (на примере сопоставления с якутским героическим эпосом «НьургунБоотурСтремительный» и скандинавским эпосом «Старшая Эдда»)
Русская литература с древнейших времен отличается высоким патриотизмом и интересом к темам единения народов, объединенных одной целью – жизни и процветания священного братства – государства. Эта особенность русской литературы ярко отражается в «Слове о полку Игореве», что и подтолкнуло нас к выбору этого произведения, исходя из нынешней общественно-политической ситуации в мире. В период острых социальных потрясений в мире и упадка высоких нравственных идеалов необходимо пересмотреть некоторые теоретические и практические подходы к изучению бессмертного памятника древнерусской литературы «Слову о полку Игореве». Данными факторами обуславливается актуальность избранной нами темы исследования.
Готовцева Алёна Тезис.docx
Холистический подход к воспитанию нравственных ценностей при изучении «Слово о полку Игореве» в 9 классе (на примере сопоставления с якутским героическим эпосом «НьургунБоотурСтремительный» и скандинавским эпосом «Старшая Эдда») Готовцева Алёна Владимировна «Из Единого все происходит, и из всего – Единое». Гераклит ««Слово о полку Игореве» и сегодня считается как моление о будущем – великое слово наших   предков,   ­   отмечал   белорусский   писатель   Алесь   Адамович.   –  О   детях.   О   внуках, правнуках. О нас с вами. И о тех, кому после нас быть. И если мы дадим быть, передав им великое Слово о мире и братстве». Духовно   –   нравственные   ценности   любого   народа   хранятся   веками   в   его   языке, художественной  литературе, откуда их черпают все последующие поколения.Язык народа и его литература   несут   нам   ключи   к   пониманию   нашего   внутреннего   мира,   воспитываютнашу нравственность  и  мораль, развивают  духовность. Мы обратились к бессмертному памятнику древнерусской  литературы  «Слову  о  полку Игореве»,  потому  что  считаем,  что  он  является одним из примеровотражения философии холизма в художественном слове. Русская литература с древнейших времен отличается высоким патриотизмом и интересом к темам единения народов, объединенных   одной  целью   –   жизни   и   процветания   священного   братства   ­   государства.   Эта особенность   русской   литературы   ярко   отражается   еще   в   «Слове   о   полку   Игореве»,   что   и подтолкнуло нас к выбору этого произведения, исходя из нынешней политической ситуации в мире.  «Слово о полку Игореве» ­ общерусский (государственный) литературный памятник. Это произведение стоит у истоков русской, украинской и белорусской литератур, и в то же время в нем можно проследить типологическую общность с произведениями средневекового эпоса как европейских, так и азиатских народов.  Мы   сравнили   «Слово   о   полку   Игореве»   со   скандинавским   эпосом   «Старшая   Эдда»   и якутским героическим эпосом «НюргунБоотур Стремительный», чтобы показать присутствие у философии наших предков  холистического начала. Это начало метко отмеченное и выделенное может стать прекрасной основой для воспитания и развития холизма сегодня. Для наибольшего эффекта   мы   приведем   наши   сопоставления   и   сравнения   на   примере   трех   источников литературразных народов. В   этих   произведениях   есть   много   литературных   схождений   и   близостей.   Например, сходства   сюжетов,   образов,   символов,   художественных   деталей.Главные   героивсех   эпосов представлены как отважный, храбрый воин, который всем сердцем любит свою родину и готов защищать   ее   от   любой   напасти,   исходящей   от   врагов.   Весьма   близки   по   своим   описаниям различные   мифологические   символы,   например,   строение   мира,   разделенное   по   структуре   – Верхний, Средний, Нижний миры. Также сходитсясюжетная линия по типу гибель – воскресение, божества. Из  всех   этих   сходств,  мы   выбрали  один   основной   образ  –  образ  Мирового   древа,   как культурной универсалии. У мирового древа множество культурно­исторических вариантов: Лох (джида, пшат) – райское дерево, Дуб (у Лукоморья), Ясень (Иггдррасиль), Розовая яблоня (на склоне горы Меру), Ашваттха (пиппал), ЭчкеТумо(Великий дуб) и другие. Мы   рассмотрели:   в   «Слове»   –   древо,   по   которому   «тот   Боян,   исполнен   дивных сил»…«растекалсямыслию», и вокруг которого он «серым волком…кружил», «как орел под облаком парил». А в олонхо – Аал­ЛуукМас, в «Эдде» ­ ясень Иггдррасиль. «Слово о полку Игореве» открывается образом Бояна, принимающего три различные виды, которые   соответствуют   трем   сферам   универсума   (принцип   Триедино­Единого   Божества): «Серым   волком   по   полю   кружил,   как   орел   под   облаком   парил,   растекался   мыслию   по древу». Эти превращения Бояна и соответствующие им сферы создают в совокупности образ мирового  дерева как символа  вселенной. Все живое  располагается у подножия  древа, в  его ветвях   и   в   небе   над   ним:   все   эти   сферы   обитания   и   охватывает   Боян   своими превращениями.Далее есть такая строка: («О Боян, старинный соловей!») «… Пел, скача по мысленному древу».Сочетание «мысленное древо», может быть, связано с разновидностью мифа о мировом древе, одной из реализаций которого является образ древа познания. Воссоздание образа вселенной в совокупности трех основных ее сфер является приемом, встречающимся в зачине некоторых произведений устного народного творчества.  Например,   в   былине   «Вольга   и   МикулаСелянинович»   в   записях   от   Трофима   Рябинина аналогичный смысл имеет превращение Вольги: «Щукой рыбою ходить во синих морях, птицей соколом летать Вольги под оболоки, Волком и рыскать во чистых полях».  Видимо, «Слово…», также как и Олонхо, и Эдда, входит в круг произведений, в которых определенную  роль   играет   мифологический   образ   Вселенной,   и   в   частности   образ  мирового («мысленного») древа. Образ мира саха, как и представителейдругих народов мира, воспринимает в образе дерева. В образе дерева он воспринимает и родовое древо, и родовую(корневую) культуру в целом. В Олонхо говорится, что дерево Аал­ЛуукМас прорастает в долине Кыдалыкы (Срединный мир – в Орто Дойду).Но ветви его не касаются неба (Верхнего мира), ибо иссякли бы все его соки от близости к богам и к солнцу (засохнут в нестерпимом жару рода УлууСуорун Тойона).Корни этого дерева прорастают только в земле, не касаясь Нижнего мира, боясь того, что прогниют в смраде Нижнего мира или высохнут от медных клювов племени исполинаАрсанДуолай Айма5а. Это древо занимает свое особое место только в пространстве Срединного мира. И потому, корни его приносят ему благоухание и плодородие, произрастая в виде ара5ас илгэ – в буквальном смысле масла, вечной зелени и живности.Приносят земле благодать и жизненную силу в виде молочной   благодати   –   урунилгэ.   Это   благодатное   древо   ассоциируется   с   процветанием, возрождением, плодовитостью, благополучием. Священное дерево поражает своей величавостью, расточает   божественное   илгэ.   В   представлении   древних   якутов   Аал­ЛуукМасодухотворен   и одушевлен,   символизирует   неразрывную   связь   Земли   и   Космоса.   Символичны   и   цифры, упоминаемые в описании древа – 8 ветвей и 88 корней – 8 кругов неба,удесятеренные в силе 88 – символ вечности и бесконечности. В этом древе обитает почитаемый якутами дух всего живого – АанАлахчынХотун. Подобное явление наблюдается в скандинавском эпосе «Старшая Эдда». В  "Эдде" ясень Иггдрасиль ­ космическое дерево, корни его доходят до самого сердца Земли, где находятся ад и   царство   великанов.   Поблизости   ­   источник   Мимир   ("размышление",   "память"),   где   Один оставил  один  глаз  в залог  и  куда  он  постоянно  возвращается,  чтобы  освежить  себя  и  свою мудрость.   В   ветвях   Иггдрасиля   живут   Хейдрун,   коза,   орел,   олень   и   белка;   змей   Нидхёгг обвивает его корни и все время старается погубить его. Каждый день орел воюет со змеем.  Согласно   сравнительно   –   мифологическому   направлению   общие   явления   в   фольклоре разных народностей объяснялись единством происхождения этих народов от «индоевропейской» или   «арийской»   группы   и,   следовательно,   возводились   к   глубокой   древности,   к   периоду, предшествовавшему, по представлению ученых мифологов, выделению «родственных» народов из   единой   группы.   И   это,   в   свою   очередь,   мы   можемпоказать   в   процессе   холистического воспитания при изучении художественных текстов по литературе. Учащиеся должны понимать, что мы  –  люди,  многие  народы  все  Едины  в своем  начале.  Нет,  и  никогда  не было  других разделений, кроме как мужчина и женщина, плохой человек и хороший человек, взрослый и ребенок.   Во   всем,   кроме   перечисленных   особенностей   мы   одинаковы.   Значит   и   сегодня   мы должны быть Едины. Холизм – учение о целостности мироздания. Холизм представляет мироздание как некое единое и неделимое целое, подобное живому организму. Главнейшим принципом является – принцип   ЦЕЛОСТНОСТИ.   Высшей   конкретной   формой,   которой   является   человеческая личность. С холистической позиции, весь мир — это единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. Весь мир является единым целым, чтобы его познать — надо познать его общие составляющие. Только познав отдельные части можно иметь полное представление о целом.  Главной целью нашей работы является перерождение ценностей, важных для гуманизации всего   человечества,   которые  утрачиваются   в  наше   время  в  обществе,  с   помощью  внедрения холистического подхода в современное образование, в частности, дать полное представление об Единстве Духа (Бог един для всех), Разума (Общая идеология) и Мира (Земля – наш общий дом). Если мы не хотим снижения духовного и нравственного состояния современного общества, мы   должны   прививать   общечеловеческие   принципы   нравственности   в   то   время,     когда   еще начинает   формироваться   основа   сущности   человека.   Это   чаще   случается   в   школьные   годы, поскольку продолжение нравственного упадка ведет к полной деградации духовных ценностей и грозит обществу гибельными последствиями. Самым худшим из подобных последствий является война.  Ключевым подходом к воспитанию в данном случае является холистический подход. Мы должны   сделать   главным   словом   в   отношении   разных   народов   друг   к   другу   не ТОЛЕРАНТНОСТЬ   (терпение),   а   ХОЛИЗМ   (единство).   Суть   холистического   образования   – воспитание и полное развитие личности как части целого. Оно основано на опыте, связано с обучением всей личности и поддерживает сотрудничество и взаимоуважение. В начале ХХ века Альберт Эйнштейн говорил, что холизм – это философия будущего, с помощью   которого   человечество   встанет   на   верный   путь.   Создателем   философии   холизма считается Ян Христиан Смэтс. Но начало и истоки холизма уходят в глубокую древность, в эпоху античности (труды Гераклита, Аристотеля, Плутарха)   и героических эпосов (олонхо и Эдды), затем развивались в мыслях и творениях Гегеля, Холдейна, Смэтс и Миллера).Были периоды   Вернадского   и   Тейяраде   Шардена.   Термин   «холизм»     был   впервые   введен   Я.Х. Смэтсомв книге «Холизм и эволюция». Он считал, что главным фактором эволюции, развития является   стремление   к   целостности,   что   сегодня   стало   главным   принципом   холизма.Идеи, изложенные им в этой книге не былиновы и не есть единственный кладезь знаний по учению холизма.   Наиболее   на   сегодня   интересные   взгляды   на   трехчастность   сущего,   на   природу, происхождение   и   развитие   сущностей,   на методологию их познания можно   встретить   в   работах   многих   других   авторов.   Среди   них   Соловьев   В.С., Богданов А.А., Александер Самуил и другие.   обладающих   целостностью, В   школе   учащийся   духовно   обогащается   главным   образом   на   уроках   литературы.   В национальных школах при изучении зарубежных произведений использование холистического подхода для нравственного воспитания учащихся проявляется в сопоставительной типологии литератур. Для внедрения в школьное образование холистического подхода нужно разработать целый комплекс уроков (урок – анализ, урок – путешествие, и т.д.), на котором с помощью различных приемов будут сопоставлены и сравнены тождественные явления различных религий, традиций, мироощущений. Большим   подспорьем   во   время   учебного   процесса   будет   создание   холистической хрестоматии, которая будет включать красочные наглядности из сопоставляемых произведений, музыкальное сопровождение, адаптированные тексты для более легкого восприятия учащихся и словарь   трудных   для   понимания   учащихся   слов.   Мы   уверены,   что   такой   вид   работы способствует   формированию   у   учащихся   высоких   нравственных   ценностей,   холистического взгляда на мир. В   современном   обществе   нет   еще   ЕДИНОЙ   идеологии,   которая   бы   формировала   у нынешнего   поколения   все   те   качества,   которые   должны     быть   в   полностью   развитой   и воспитанной личности. В наше время царит философия рынка, ведущим принципом которого является – бесчеловечность. Мы считаем, что  развитие ХОЛИЗМА  станет важнейшим ходом для дальнейшего духовно­нравственного развития мира. Если не поддержать ХОЛИЗМ сейчас, то потом будем невозвратимо  поздно. Настанет  эра   полного и повсеместного РАЗВАЛА  – мировой катастрофы.  Литература 1. Попова Г. С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха): монография / Г. С. Попова. Под науч. ред. Е. П. Борзово. – СПб.: Астерион, 2010. – 346 с. 2. Гаспаров Б. М. Поэтика «Слова о полку игореве». – М.: «Аграф», 2000. – 608 с. 3. Бурцева С. С. Человек и экологическая культура XXI века: Учебно­наглядное пособие / С. С. Бурцева. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. – 78 с.

Холистический подход к воспитанию нравственных ценностей при изучении «Слово о полку Игореве» в 9 классе (на примере сопоставления с якутским героическим эпосом «НьургунБоотурСтремительный» и скандинавским эпосом «Старшая Эдда»)

Холистический подход к воспитанию нравственных ценностей при изучении «Слово о полку Игореве» в 9 классе (на примере сопоставления с якутским героическим эпосом «НьургунБоотурСтремительный» и скандинавским эпосом «Старшая Эдда»)

Холистический подход к воспитанию нравственных ценностей при изучении «Слово о полку Игореве» в 9 классе (на примере сопоставления с якутским героическим эпосом «НьургунБоотурСтремительный» и скандинавским эпосом «Старшая Эдда»)

Холистический подход к воспитанию нравственных ценностей при изучении «Слово о полку Игореве» в 9 классе (на примере сопоставления с якутским героическим эпосом «НьургунБоотурСтремительный» и скандинавским эпосом «Старшая Эдда»)

Холистический подход к воспитанию нравственных ценностей при изучении «Слово о полку Игореве» в 9 классе (на примере сопоставления с якутским героическим эпосом «НьургунБоотурСтремительный» и скандинавским эпосом «Старшая Эдда»)

Холистический подход к воспитанию нравственных ценностей при изучении «Слово о полку Игореве» в 9 классе (на примере сопоставления с якутским героическим эпосом «НьургунБоотурСтремительный» и скандинавским эпосом «Старшая Эдда»)

Холистический подход к воспитанию нравственных ценностей при изучении «Слово о полку Игореве» в 9 классе (на примере сопоставления с якутским героическим эпосом «НьургунБоотурСтремительный» и скандинавским эпосом «Старшая Эдда»)

Холистический подход к воспитанию нравственных ценностей при изучении «Слово о полку Игореве» в 9 классе (на примере сопоставления с якутским героическим эпосом «НьургунБоотурСтремительный» и скандинавским эпосом «Старшая Эдда»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018