Рабочая программа по литературе (9 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русская литература
9 кл
15.02.2018
Рабочая программа по литературе (9 класс)
В данной программе представлены: Пояснительная записка и Календарно - тематическое планирование по литературе для 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС. В программе предусмотрено количество часов по каждому разделу, уроки развития речи и внеклассного чтения, уроки контроля. Кроме того, предусмотрены метапредметные универсальные учебные действия, на развитие которых направлена данная программа.
литература9 классДокумент Microsoft Word.docx
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, планируемыми результатами основного общего образования по русскому языку, разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: • авторская программа В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение» 2014; • Литература.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х Ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.- 4-е изд. – М: Просвещение, 2017. Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ, зачетов. Входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, творческих, свободных работ, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, зачета, сочинений, изложении; рубежный контроль в конце первого полугодия; итоговый контроль – итоговый тест, комплексный анализ текста, итоговый зачет, творческая работа, проект. Итоговый контроль предусмотрен в виде административной контрольной работы. В программе предусмотрены 4 контрольных работы (2 теста и 2 сочинения), 17 часов по развитию речи, 9 уроков внеклассного чтения, 6 сочинений. Таблица распределения количества часов Содержание Введение. Литература Древней Руси Русская литература ХVIII века Из русской литературы I половины ХIХ века А.С.Грибоедов «Горе от ума» Примерная или авторская программа 1 5 8 5 7 Кол-во часов по рабочей программе 1 6 9 3 7 В том числе часов на развитие речи 3 1 1 2 Творчество А.С.Пушкина Творчество М.Ю.Лермонтова Творчество Н.В.Гоголя Русская литература второй половины ХIХ века Русская литература ХХ века. Проза Русская литература ХХ века. Поэзия Из зарубежной литературы Урок внеклассного чтения Резервные уроки Итого СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 16 9 6 7 15 15 6 - 2 102 18 9 6 7 12 13 6 1 1 99 2 2 1 1 2 2 17 Введение Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве- дения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия. Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро- восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Из поэзии XIX века Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия). Из русской поэзии XX века Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Античная лирика Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы. Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про- свещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Теория литературы. Философско-драматическая поэма. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изучение литературы в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития: 1) в личностном направлении:  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;          развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. в метапредметном направлении: 2) Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;   понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении); обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);   подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;  проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач; Ученик получит возможность научиться:  осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;      записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;   произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. 3) в предметном направлении: ученик научится: - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Ученик получит возможность научиться: - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урок а 1. Название раздела, тема урока Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Древнерусская литература (6 часов) 2. 3. 4. 5. Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения. РР1 Поэтическое искусство автора в «Слове…». Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения. РР 2 Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны». РР3 С1 Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…» 6 7 Русская литература ХVIII века (9 часов) Кол- во часо в Дата проведения По По плану факту Примечание 1 1 1 1 1 1 1 8 9 10 11 12 13 14 15 Характеристика русской литературы ХVIII века. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. РР4 Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. . Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»). Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»). А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. (Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни 1 1 1 1 1 1 1 1 человека) Вн.чт.1 Г.Р.Державин - поэт-философ 16 Из русской литературы I-ой половины ХIХ века ( 3 часа) 17 18 19 Золотой век русской литературы (обзор) В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. РР 5 В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Составление плана баллады (в том числе цитатного). Характеристика героев русской романтической баллады. А.С. Грибоедов «Горе от ума» (7 часов) 20 21 22 23 24 А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 26 РР 6 И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение работе с критической статьей. . РР 7 С 2 Классное сочинение обучающего характера по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». А.С. Пушкин (18 часов ) 27 28 29 30 31 32 33 А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики А.С.Пушкина. Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина. Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Любовная лирика А.С.Пушкина. Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения РР 8 Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) 34 Контрольная работа №1 по романтической лирике начала ХIХ века. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 (тест) Вн. Чт 2. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и столичное дворянское общество Онегин и поместное дворянское общество Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Вн. Чт 3. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства» РР 9 С3 Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов (9 часов) 45 46 47 48 Лирика М.Ю. Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. Эпоха безвременья в лирике поэта. РР 10 Обучение выразительному чтению лирики Лермонтова. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 49 50 51 52 53 Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. Печорин как представитель «портрета поколения». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. РР 11 Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г. Белинского. Контрольная работа № 2 по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени» (тест) Н.В. Гоголь (6 часов) 54 55 56 57 58 59 Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. Образы помещиков в поэме. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. «Мертвые души» - поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя РР 12 С4 Поэма в оценке Белинского. Подготовка к домашнему сочинению. Русская литература второй половины ХIХ века (7 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 60 Вн. чт 4. А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. 61-62 А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника». Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. Вн. Чт 5. Образ маленького человека в литературе XIX века. РР 13 С 4 Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? (На примере одного-двух произведений). 63 64 65 66 Вн. Чт 6. Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. Русская литература ХХ века. Проза (12 часов) 67 68 Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. 1 2 0 1 1 1 0 1 69-70 М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. 71-72 М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. 73-74 Вн. Чт 7-8. Тема войны в современной прозе (В. Быков, Б. Васильев, 75 76 В. Богомолов) А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. 77-78 РР 14-15 С5 Контрольная работа № 3 Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. Русская литература ХХ века. Поэзия (13 часов) 79 80 Русская поэзия Серебряного века. А.А. Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. Трагедия лирического героя в «страшном мире». РР 16 Своеобразие лирических интонации. 81-82 С.А. Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке. 83-84 В.В. Маяковский. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. 1 2 2 1 1 2 1 1 1 1 85 86 87 88 89 90 91 М.И. Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. Н.А. Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. Б.Л .Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков. РР 17 С 6 Контрольная работа № 4 по русской лирике ХХ века. Тема Родины в поэзии XX века. Из зарубежной литературы (6 часов) 92 93 Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…» Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 94-95 У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. (Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.) 96-97 И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. (Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы). Вн. Чт 9. Рекомендация книг для летнего чтения. Резервный урок 98 99 2 2 1 1

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018