«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)
Оценка 4.8

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
02.04.2017
«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)
Урок русского языка в 10 классе «Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации) поможет повторить и углубить материал, изученный ранее с тем чтобы хорошо подготовиться к экзаменам и достойно его сдать.
открытый урок в 10 классе.docx
«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и (Повторение трудных случаев пунктуации) значение» Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг… Н.В.Гоголь Цели: * Определить уровень сформированности пунктуационных умений и навыков у учащихся. * Воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески. *Привлечение интереса к предмету через подобранный языковой материал 1. Вводное слово учителя. Ребята, в 10 классе мы должны повторить и углубить материал, изученный ранее с тем чтобы хорошо подготовиться к экзаменам и достойно его сдать. Сегодня мы остановимся на некоторых трудных случаях постановки знаков препинания. Но сначала небольшое отступление- фонетическое и словообразовательное. 2. Задание по фонетике В одном мультфильме-загадке есть такие строчки : Далеко-далеко на лугу Пасутся ко… Ко… Нет, не кони! Ко… Нет, не козы! Ко… Правильно, коровы! Назовите фонетическую ошибку. 3. Задание по словообразованию. Слышали ли вы слово БЕРУШИ? (Слово беруши означает «аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве») Как образовано это слово? (сложением сокращённой основы и целого слова: Беруши – (бер)егите + (уши). 4. А теперь прочитаем стихотворение «Утреннее настроение» У папы настроение зазавтракомчитальное, У мамы настроение напапуобижальное. У брата настроение кричальнопогремучее, А у меня, а у меня – покомнатепрыгучее. - Определите способ образования данных слов. (зазавтракомчитальный – читать за завтраком, напапуобижальный – обижаться на папу; сложно-суффиксальный способ образования) индивидуально-авторские неологизмы) Скажите, как называются такие слова? (Окказионализмы – - 5. Переходим к пунктуации. Знаки препинания появились позже, чем была изобретена письменность. Без пунктуации люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью. А может быть напрасно? Давайте послушаем, что по этому поводу говорят герои А.П.Чехова. 1) - Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания!… - Хотя и много знаков, но каждый из них имеет своё значение и место. - Уж вы это оставьте! Никакого значения не име6ют ваши знаки. Одно только мудрование… Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова ставит запятую. Для чего это? Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая, я заметил – запятая, что арестанты – запятая… тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое… Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмёт и натыкает их целый ряд… Для чего это? - Наука того требует… - вздыхает Пимфов. («Мысл итель») - Почему же должны стоять запятые в предложении: « Милостивый государь, посетив тюрьму *-го числа, я заметил, что арестанты, …» - А для чего « иной…натыкает целый ряд» точек ? 2) - Мало того, что вы знаки препинания правильно ставите… мало-с! Нужно сознательно ставить! Вы ставите запятую и должны сознавать, для чего её ставите… Да-с! В закрытых глазах засыпавшего Перекладина сквозь толпу тёмных, улыбавшихся облаков метеором пролетела огненная запятая. За ней другая, третья, и скоро весь безграничный, тёмный фон, расстилавшийся перед его воображением, покрылся толпами летавших запятых… «Хоть эти запятые взять… - думал Перекладин. – Я их отлично понимаю… Для каждой могу место найти, ежели хочешь… и… сознательно, а не зря… Запятые ставятся в разных местах, где надо, где не надо. Чем путанее бумага выходит, тем больше запятых нужно. Ставятся они перед «который» и перед «что». Ежели в бумаге перечислять чиновников, то каждого из них надо запятой отделять… … А точка в конце бумаги ставится… Где нужно большую передышку сделать и на слушателя взглянуть, там тоже точка. … Где запятой мало, а точки много, там надо точку с запятой. Перед «но» и «следственно» всегда ставлю точку с запятой… Ну-с, а двоеточие? Двоеточие ставится после слов «постановили», «решили»… - Ты не знаешь ли, душенька, когда в бумагах ставится восклицательный знак? - Ещё бы не знать! Недаром в пансионе семь лет училась. Наизусть всю грамматику помню. Этот знак ставится при обращениях, восклицаниях и при выражении восторга, негодования, радости, гнева и прочих чувств. («Вос клицательный знак») - Следовательно, знаки препинания нужно ставить сознательно. Давайте обратим внимание на эпиграф к нашему уроку. Почему стоит запятая перед союзом КАК? 6. Переходим к устному повторению правил, когда ставится и когда не ставится запятая перед КАК. Задание: заполнить таблицу примерами. Запятая перед союзом КАК Сравнительный оборот с союзом КАК с с т и в а т с я а т я п а З я Уточняющее приложение со значением причины (можно заменить придаточным или оборотом со словом БУДУЧИ) Вводное предложение СПП придаточным сравнительным или образа действия Фразеологический оборот Часть составного именного сказуемого Приложение со значением «в качестве» Соединительный двойной союз КАК – ТАК И (только перед второй частью) оттенком Оборот обстоятельства образа действия (можно заменить существительным в творительном падеже) я а т я п а З я с т и в а т с е н с Как снегурочка, ночь за окном хороша. Левин, как свой человек, должен был принять участие в этих планах. С тобой, как я вижу, … Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. Гроза хлынула как из ведра. Как ребёнок душою я стал. …Ленский везде был принят как жених. Чичиков отказался решительно как играть, так и пить. Как град посыпалась картечь. Примеры для заполнения таблицы: 1. Как град посыпалась картечь. 2. Чичиков отказался решительно как играть так и пить. 3. Как снегурочка ночь за окном хороша. 4. Широкие тени ходят по равнине как облака по небу. 5. Гроза хлынула как из ведра. 6. … Ленский везде был принят как жених. 7. Левин как свой человек должен был принять участие в этих планах. 8. Как ребёнок душою я стал. 9. С тобой как я вижу нельзя как водится между хорошими друзьями и товарищами. 7. Чем отличаются эти предложения? Какое правило повторяем? Расставим знаки препинания. 1. Через несколько часов Иван обессилел и когда понял что с бумагами ему не совладать тихо и горько заплакал. 2. Через полчаса Иван был уже на вокзале и когда увидел что прибыл поезд cердце его заныло от предстоящей разлуки. 3. Через полчаса Иван был уже на вокзале и когда увидел что прибыл поезд то сердце его заныло от предстоящей разлуки. 8. Теперь выполните подобное задание самостоятельно: укажите на месте каких цифр должны стоять запятые. 1) Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как он далеко от родины. 2) К вечеру дождь усилится (1) но (2) если будет ясная погода (3) то рейсы не отменят. 3) Мальчишки побежали в рощу (1) и (2) когда увидели там это странное зрелище (3) не испугались (4) а засмеялись. 9. Как известно все знаки препинания делятся на три группы. Какие? (разделительные, выделительные, отделительные) В данном тексте есть все виды знаков препинания. Ваша задача: расставить знаки препинания и охарактеризовать некоторые из них. За перекрёстком, там, где аптека, встретил я странного человека. Шёл он без шляпы, и потому я обратился с вопросом к нему. - Где ваша шляпа? - его я спросил. - Братец, я сроду её не носил. - Но отчего же? - Мой милый, увы, нет у меня для неё головы. - Но почему нет у вас головы? Может, на это ответите вы? Он загрустил и ответил так: - Всё потому ,брат , что я дурак. Р. Чиарди 10. Я, возможно, уеду на этой неделе. - Я думаю, что это возможно. Я, может быть, и не стану его уговаривать ехать в город. - Всё может быть в жизни. Сравнительный анализ предложений. Какое правило повторяем? - Составьте предложения со словами кстати, казалось (кажется), таким образом, напротив так, чтобы они выступали в роли вводных слов и в роли других членов предложения. - А теперь тестовое задание: Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложениях? 1. Теплоход резал зимнюю воду, и мне (1) казалось (2) что он несёт меня к счастью. Постепенно все эти места оживали в моём воображении с такой ясностью, что (4) казалось(5) я мог бы написать вымышленные путевые дневники. 1) 1, 2, 3 2) 2,4,5 3) 1, 2 4) 1,2,3,4,5 2. К удивлению мальчиков (1) примешивались испуг и растерянность. К удивлению мальчиков (2) дорога оказалась не столь утомительной. С одной стороны (3) дороги приближались наши войска. С одной стороны (4) предложение поехать в деревню выглядело заманчиво. 1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 1,4 4) 2, 4 3. По имеющимся сведениям (1) анну просватали ещё ребёнком: в двенадцать лет её выдали замуж за шестнадцатилетнего отпрыска знатного рода, однако (2) невеста (3) по взаимному соглашению семейств (4) должна была покинуть родительский дом и переехать к мужу, когда ей исполнится двадцать лет. 2) 2,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 1 11. Некоторые, наверное, думают, что можно обойтись и без знаков препинания – всё равно всё будет понятно и без точек- запятых.   Давайте проверим на следующих примерах. В.Вересаев рассказывает в своих «Воспоминаниях»: «Знал я наизусть и “Бородино”. Одну из строф читал так: Мы долго молча отступали. Досадно было, – боя ждали. Ворчали старики: “Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры? О, русские штыки!”». - Вспомните, как это сказано у М.Ю. Лермонтова. Какой смысл получается, если читать так, как рассказывал В.В. Вересаев? При чтении наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» В.В. Вересаев неправильно прочитал  последние строчки, превратив слова русские штыки в обращение и разбив две последние строки на два  предложения: одно – вопросительное, другое – восклицательное. Строки эти звучат в стихотворении  следующим образом. Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки  11. В заключение урока приведу слова из книги «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых XX века, академика Д.С.Лихачева: « …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего  поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь,  запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо». Домашнее задание Пуськи бятые. Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата  присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: «Ое­е, ое­е! Бутявка­то некузявая!». Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо­зюмо некузявые. От бутявок  дудонятся». А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!». (Л.Петрушевская. «Пуськи бятые»)  ­ На каком языке этот тест? Присмотримся повнимательнее и постараемся понять как можно больше.  Здесь нет ни одного русского слова, кроме служебных. Что собственно происходит и с кем – неизвестно.  Однако кое­что можно понять. Ясна последовательность событий, кто какое действие совершает и какое свойство к кому относится. Не сложно сделать и грамматический разбор. ­ Сделайте морфологический разбор слов Калуша, подудонились.

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)

«Хоть и много знаков, но каждый из них имеет своё место и значение» (Повторение трудных случаев пунктуации)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017